Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5633
Скачиваний: 125
554 История политических и правовых учений
Однако пережитки тоталитарных идеологий сохранились не
только в виде неофашизма или неонацизма, но и как идеи автори
тарной власти, выводящей страну из кризиса и наводящей в ней
порядок, как мечты о государстве, обеспечивающем всех достаточ
ной пищей и посильной работой.
Как отмечено, XX век выявил значительные возможности го
сударства в преодолении кризисных явлений в экономике, а также
положительное значение социальных функций государства, направ
ленных на сглаживание и смягчение имущественного неравенства
и порожденных им конфликтов в гражданском обществе. Современ
ное государство должно быть не только демократическим и право
вым, но и социальным государством, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод
ное развитие человека. Исследованию и обоснованию этих качеств
современного государства посвящены теории демократического со
циализма, неолиберализма, концепции социального государства.
Однако во второй половине XX в. развернулась и критика "ги
пергосударства", осуществляющего обширное бюрократическое вме
шательство в дела гражданского общества. Такая критика свойствен
на теориям неоконсерватизма, нашедшим практическое воплоще
ние в политике ряда партий и государств ("рейганомика", "тэтче-
ризм" и др.). В то же время "феномен власти", порождающий спло
ченную иерархию чиновников со свойственной им специфической
психологией лиц, облеченных властью, подвергается критике со
стороны анархо-синдикалистов и анархистов, экологического дви
жения "зеленых" и других массовых демократических движений.
Развитие гражданского общества закономерно повысило зна
чение проблем права, законности, прав и свобод человека и граж
данина. В XX веке неуклонно осуществлялась общая тенденция
расширения политических прав и свобод граждан, учреждения всеоб
щего избирательного права, признания и утверждения граждан
ских и социальных прав и свобод.
Существование тоталитарных режимов по-новому поставило ряд
проблем права. Еще в канун Второй мировой войны для юрис
пруденции стал сложным вопрос о существовании фашистской (или
нацистской) законности. Если право — это предписание государ
ства, то, спрашивается, возможна ли законность на основе права,
наделяющего партийно-государственную администрацию широкой
свободой усмотрения, полномочиями произвольно нарушать деклара
тивно провозглашенные права и свободы граждан? В связи с судеб
ными процессами над военными преступниками в 1945 и последую
щих годах вопрос о нацистском праве был поставлен еще острее:
можно ли признать правомерным исполнение законов государства,
предписывающих геноцид и другие преступные нарушения прав
человека? Поиск ответа на эти вопросы стал могучим стимулом
'л. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 555
развития правовых учений, поиска критериев оценки правовых
:истем государств с точки зрения общечеловеческих ценностей.
В XX веке существенно обновились методологические основы
политико-правовых доктрин, пополнился их понятийный аппарат,
появились новые направления политико-правовой идеологии. При
всем том основной и главной темой политических и правовых уче
ний XX в. оставалась и остается проблема соотношения гражданс
кого общества и государства. Обсуждение именно этой проблемы с
разных идеологических позиций обусловило все многообразие совре
менных политических и правовых учений.
Общественно-политическая практика XX в. доказала несколько
важных положений, которые могут считаться идеологическими ос
новами (принципами, аксиомами) развития гражданского общества.
Во-первых, доказана естественность идеологического многооб
разия, т. е. существования и соревнования в каждой стране несколь
ких политико-правовых идеалов, учений, программ.
Во-вторых, историей доказана общественная опасность и вред
ность политических программ, зовущих к их насильственному осу
ществлению, к навязыванию обществу какого-либо идеала недемо
кратическим путем, вопреки свободно выраженной воле народа.
Во многих странах гражданское общество переживает опасный
период. В одних регионах оно существует лишь в потенции как
выражение общей тенденции развития мировой цивилизации; в
других — гражданское общество находится в стадии становления,
но его формированию препятствуют влиятельные общественные
группы, способные повести за собой значительную часть народа; в
третьих — уже существующее гражданское общество подвергается
нападкам внешних и внутренних сил. XX век знает не только явные
успехи демократии и пакты о правах человека, но и торжество
тоталитарных режимов, упразднявших права и свободы, разрушав
ших гражданское общество, устанавливавших вертикальные струк
туры, подобные военно-феодальным.
Тоталитаризм является главным врагом гражданского обще
ства. Опасность тоталитаризма исходит не только от реакционных
или люмпенизированных слоев общества. Порой он безоснователь-
но расценивается как скорый выход из кризисных состояний, соци
альных бедствий, антагонизмов и конфликтов. Идейной и психоло-
п гческой опорой тоталитаризма могут стать реальные опасения за
судьбы человечества, порожденные объективно существующими
условиями современной жизни.
Порожденные социальной и политической нестабильностью тре
воги и опасения за будущее народов конкретных стран и человече-
ства в целом служат социально-психологической основой для поли
тических движений и программ авторитарного и тоталитарного толка,
предлагающих экстремистские административно-военно-казармен-
556
История политических и правовых учений
ные средства решения острых социальных проблем. Одни из этих
движений и программ продиктованы искренним стремлением ис
пользовать крайние средства для спасения народов своей страны и
всего мира, для других эти мотивы — лишь прикрытие своих, сугу
бо эгоистических целей.
Для идейно-политических программ тоталитаризма характер
ны: во-первых, притязания на защиту общего блага, на выражение
подлинных интересов нации или народа, на историческую необхо
димость применения крайних мер и отсутствие других способов
спасения, кроме тоталитарных; во-вторых, обязательно ограниче
ние (а затем отмена) завоеванных гражданским обществом равно
правия, прав и свобод человека, запрет какой бы то ни было оппо
зиции и самостоятельной мысли; в-третьих, перестройка основан
ных на равенстве горизонтальных связей членов общества в верти
кальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтроль
но распоряжающейся людьми, организациями, общественным и
государственным имуществом.
Исторический опыт показал, что в случае победы над граждан
ским обществом и свойственной ему демократией тоталитарные ре
жимы могут существовать продолжительное время, насаждая нера
венство и психологию полной зависимости человека от государства.
Вместе с тем идея гражданского общества уже органически впле
лась в общую культуру человечества как представление о его нор
мальном, цивилизованном бытии и состоянии, как представление о
способе реализации и существования общечеловеческих ценностей.
В истории стран и эпох многие надежды людей оказались уто
пиями. Но само существование человечества — доказательство не
сбыточности крайне пессимистических прогнозов о конце истории,
которым нет числа. До сих пор человечество существовало как са
морегулирующаяся система с сильным инстинктом самосохране
ния. Гражданское общество, права и свободы человека, демократ
тическое, правовое и социальное государство — основные ориенти
ры в этом саморегулировании.
ИСТОРИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ
И ПРАВОВЫХ
УЧЕНИЙ
Издательство "Зерцало"
Лицензия № 004730 от 29 марта 2001 г.
Подписано в печать 23.01.2006
Формат 60 Х90/16. Усл. печ. л. 35,5
Тираж 3 000 экз.
Заказ № 493
При участии ООО «Стрежень»
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленных диапозитивов
в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати»
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14