Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5636
Скачиваний: 125
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 549
мы и конституции государств необходимо привести в соответствие
с демократическими принципами (основной нормой) международ
ного правопорядка.
Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретичес
кие представления и юридическую практику в странах Запада. Под
влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внима
ния противоречиям в праве, формированию стройной системы за
конодательства. С концепциями нормативизма связано также ши
рокое распространение в современном мире идей верховенства меж
дународного права над законодательством государств, учреждение
институтов конституционного контроля (создание специального орга
на конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Кон
ституции Австрии 1920 г., которую отредактировал Кельзен).
Нормативизм шел навстречу запросам современной юридиче
ской науки, отвечал потребности в формализации права, вызван
ной развитием автоматизированных способов обработки норматив
ного материала.
§ 9. Теории естественного права
Среди политико-правовых концепций XX в. особое место зани
мают учения о естественном праве Они продолжают традиции фи
лософского осмысления права и опираются на различные докт
рины, сложившиеся в современной западноевропейской и американ
ской философии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство,
экзистенциализм, феноменологию, персонализм.
Подобно классическим учениям XVII—XVIII вв. современные
естественно-правовые теории признают существование наряду с
позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка
отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и
называют естественным правом. Согласно таким взглядам законы
государства являются действительными и легитимными лишь в
том случае, если они соответствуют идеальному праву.
Современное понимание естественного права вместе с тем су
щественно отличается от предшествующих трактовок. По сравне
нию с эпохой антифеодальных революций коренным образом изме
нились прежде всего взгляды на человека как носителя естествен
ных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным
на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, ф и
лософия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки
зрения его социальных определений, как участника многообразных
общественных связей. В перечень естественных прав соответствен
но включают не только неотъемлемые права личности, призванные
гарантировать ее независимость от государственной власти, но и
550
История политических и правовых учений
социально-экономические права человека, свободу объединения в
политические партии и общественные союзы, права социальных
общностей (например, право наций на самоопределение, право на
рода устанавливать конституцию государства). Новейшие естествен
но-правовые учения смыкаются с теориями социального государ
ства и плюралистической демократии.
С этим связана и другая особенность современных концепций.
Естественное право в них не рассматривается больше как совокуп
ность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предпи
саний. Метафизическим и априорным доктринам эпохи Просвеще
ния противопоставляют идеи "естественного права с изменяющимся
содержанием" (термин введен в оборот немецким юристом Р. Штам-
млером), принципы исторически развивающегося правосознания,
нравственные и духовные ценности конкретного общества или на
рода. Естественно-правовые воззрения в современной юриспруден
ции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим
изучением правовых идеалов.
В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрож
денным естественным правом", понимая под ним возрождение на
новой методологической основе традиций рационалистического
обоснования права, которые были прерваны во второй половине
XIX столетия развитием юридического позитивизма и формально-
догматической юриспруденции. К настоящему времени этот термин
вышел из употребления.
Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят
свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквин-
ского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку со
стороны католической церкви. Официальное толкование доктрины
было дано в энциклике папы Льва XIII "Rerum novarum" (1891 г.),
в последующих энцикликах римских первосвященников
1
.
Виднейший представитель современного томизма — француз
ский философ и общественный деятельЖак
Маритен
(1882—1973).
Известность пришла к нему в 30-е годы, когда он преподавал в
США и Канаде и приложил немало усилий к тому, чтобы укрепить
позиции католицизма на Американском континенте. В 1945—
1948 гг. Маритен был послом Франции в Ватикане, участвовал в
подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Главные
его сочинения по проблемам социально-политической теории — "Ин
тегральный гуманизм", "Права человека и естественный закон",
"Человек и государство".
1
Энциклика — окружное послание папы римского христианам. В со
ответствии с установившейся традицией энциклики называют по первым
словам латинского текста, заголовок обычно не переводят. "Рерум нова-
рум" начинается словами "Новых вещей (касаюсь я...)".
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 551
Концепция Маритена, как и концепция других последователей
неотомизма, построена на соединении традиционных для религиоз
ной философии представлений о божественном происхождении го
сударства и права с положениями современной науки, принципами
историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленно
сти политики. Философ стремился выработать "интегральную" док
трину, открытую для гуманистических и демократических воззре
ний современной эпохи. В своих трудах Маритен проводил разли
чие между первопричиной социальных институтов (усматривая та
ковую в Боге) и реальной детерминацией происходящих в обществе
событий. "Проистекая всецело от народа, власть изначально проис
ходит от Бога", — писал он. Учение Маритена представляло собой
не что иное, как один из вариантов модернизации социальной тео
рии католицизма применительно к условиям высокоразвитого ин
дустриального общества.
Источником естественного закона, согласно концепции Мари
тена, является Бог, который обладает абсолютным суверенитетом
над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязан
ностей. Маритен определял естественный закон как установлен
ные Божественным разумом "универсальные нормы права и дол
га". Бог — первый принцип естественного права. Человек же имеет
естественные права и способен осознать их в силу своей сопри
частности Божественному разуму. "Личность обладает абсолютным
достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсо
лютом". Как ревностный католик, Маритен был убежден, что веру
ющие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем
атеисты. В его сочинениях подчеркивалась также роль католиче
ской церкви как хранительницы естественного права.
Признавая существование вечного и неизменного закона, Ма
ритен считал, что естественное право раскрывается людям посте
пенно, по мере развития культуры и приближения человека к Богу.
Каждая эпоха, полагал он, имеет свой "исторически конкретный
идеал". В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки
составить полный каталог естественных прав индивида на все вре
мена. "Декларация прав человека никогда не будет исчерпываю
щей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня созна
ния и от уровня цивилизации в данный период истории", — писал
Маритен. Современная эпоха характеризуется, по мнению филосо
фа, стремлением расширить и обновить понимание естественного
права, сложившееся в XVIII столетии.
Маритен предложил собственную классификацию прав чело
века, разделив их на три вида.
Фундаментальные права
личности (человека как такового) вклю
чают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в
брак, право частной собственности, право на стремление к счастью
552
История политических и правовых учений
и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова,
ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовно
го существа. Личность, писал Маритен, принадлежит миру высших
ценностей.
Политические права
(или права гражданина) определяются
законодательством страны, однако косвенно они зависят от есте
ственного права и образуют его продолжение, ибо установления
государственной власти становятся законом лишь в силу их соот
ветствия естественному праву.
К политическим правам Маритен относит: право народа ус
танавливать конституцию государства и определять форму прав
ления, право граждан на активное участие в политической жизни,
в том числе в выборах, право объединения в политические партии,
свободу высказываний и дискуссий, равенство граждан перед за
коном и судом. Согласно взглядам Маритена реализация этих прав
с помощью церкви приведет к установлению христианской демо
кратии, т. е. "по-христиански устроенного светского государства".
Наконец,
социальные права
человека (права трудящегося) ох
ватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право
на справедливую заработную плату, право на социальное обеспече
ние в случае безработицы или болезни, по старости и т. п. Трудящи
еся вправе участвовать, при наличии соответствующих условий, в
управлении предприятием, стать его совладельцем. Признание со
циальных прав личности наряду с правом частной собственности
позволяет, считал Маритен, избежать пороков как капитализма,
так и социализма. Философ отстаивал идеи "третьего пути" разви
тия общества.
Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подго
товивших разработку Всеобщей декларации прав человека, приня
той ООН в 1948 г.
Современные теории естественного права получили наибольшее
распространение в середине столетия. Интерес к ним во многом был
обусловлен стремлением демократических кругов покончить с прак
тикой авторитарных режимов на Европейском континенте. Есте
ственно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в
дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих цен
ностей и норм международного права как основы современной де
мократии.
С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и
политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обяза
тельную силу для присоединившихся к ним государств, влияние
естественно-правовых учений пошло на убыль.
Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам че
ловека, предпочитали ссылаться на международные пакты и во
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 553
многих странах утратили интерес к теории естественных прав
личности. "Эта индивидуалистическая философия естественного
права повсюду изжила себя и не встречает больше сочувствия у
законодателей и влиятельных мыслителей", — писал в 1972 г. фран
цузский социолог Р. Арон. Примерно в это же время В. Майхофер и
А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой
школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлениями о
бесперспективности дальнейших теоретических исследований ес
тественного права.
В 90-е годы идеи естественного права продолжали разрабаты
вать католические философы (Дж. Финнис), последователи рели
гиозного персонализма.
§ 10. Заключение
Двадцатое столетие — одно из самых политизированных во
всемирной истории. Проблемы права, государства, политики возника
ли в связи со всеми социальными потрясениями и массовыми дви
жениями середины и второй половины XX в. Две мировые войны,
много региональных войн, кризисов, революций и политических
переворотов, возникновение и падение тоталитарных режимов, рас
пад колониальной системы и становление множества новых госу
дарств, создание международных организаций и всемирное призна
ние равенства, прав и свобод человека — все это стимулировало
напряженную теоретическую деятельность различных, часто про
тивоположных по социально-политической ориентации мыслите
лей и ученых в разработке проблем государства, права и политики,
Вопрос о государстве стал одним из центральных вопросов во
всех социальных конфликтах XX в. На этом фоне выявился широ
кий диапазон мнений о сущности, устройстве и цели государства.
Идеологи тоталитаризма утверждали, что демократия выгодна
лишь олигархам и плутократам; отвергая демократический режим,
сторонники тоталитаризма призывали к огосударствлению и мили
таризации отношений гражданского общества, созданию могучего
однопартийного государства и насаждению единой партийно-госу
дарственной идеологии. Основатель и глава фашистского государства
Бенито Муссолини саму идею Stato totalitaro выражал так: "Все
для Государства, ничего кроме Государства, ничего против Го
сударства".
Естественной реакцией на политическую идеологию тоталита
ризма стали концепции, защищающие демократические ценности
цивилизации, традиционные идеи парламентаризма и правового
государства, а также теории плюралистической демократии и "диф
фузии власти", обосновывающие ограничения всевластия государ
ства правами организаций гражданского общества.