Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5488

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 549 

мы и конституции государств необходимо привести в соответствие 
с демократическими принципами (основной нормой) международ­
ного правопорядка. 

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретичес­

кие представления и юридическую практику в странах Запада. Под 
влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внима­
ния противоречиям в праве, формированию стройной системы за­
конодательства. С концепциями нормативизма связано также ши­
рокое распространение в современном мире идей верховенства меж­
дународного права над законодательством государств, учреждение 
институтов конституционного контроля (создание специального орга­
на конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Кон­
ституции Австрии 1920 г., которую отредактировал Кельзен). 

Нормативизм шел навстречу запросам современной юридиче­

ской науки, отвечал потребности в формализации права, вызван­
ной развитием автоматизированных способов обработки норматив­
ного материала. 

§ 9. Теории естественного права 

Среди политико-правовых концепций XX в. особое место зани­

мают учения о естественном праве Они продолжают традиции фи­

лософского осмысления права и опираются на различные докт­

рины, сложившиеся в современной западноевропейской и американ­
ской философии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, 
экзистенциализм, феноменологию, персонализм. 

Подобно классическим учениям XVII—XVIII вв. современные 

естественно-правовые теории признают существование наряду с 
позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка 
отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и 
называют естественным правом. Согласно таким взглядам законы 
государства являются действительными и легитимными лишь в 
том случае, если они соответствуют идеальному праву. 

Современное понимание естественного права вместе с тем су­

щественно отличается от предшествующих трактовок. По сравне­
нию с эпохой антифеодальных революций коренным образом изме­
нились прежде всего взгляды на человека как носителя естествен­
ных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным 
на представлениях об изолированном, обособленном индивиде,  ф и ­
лософия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки 
зрения его социальных определений, как участника многообразных 
общественных связей. В перечень естественных прав соответствен­
но включают не только неотъемлемые права личности, призванные 

гарантировать ее независимость от государственной власти, но и 


background image

550 

История политических и правовых учений 

социально-экономические права человека, свободу объединения в 
политические партии и общественные союзы, права социальных 
общностей (например, право наций на самоопределение, право на­
рода устанавливать конституцию государства). Новейшие естествен­
но-правовые учения смыкаются с теориями социального государ­
ства и плюралистической демократии. 

С этим связана и другая особенность современных концепций. 

Естественное право в них не рассматривается больше как совокуп­
ность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предпи­
саний. Метафизическим и априорным доктринам эпохи Просвеще­
ния противопоставляют идеи "естественного права с изменяющимся 
содержанием" (термин введен в оборот немецким юристом Р. Штам-
млером), принципы исторически развивающегося правосознания, 
нравственные и духовные ценности конкретного общества или на­
рода. Естественно-правовые воззрения в современной юриспруден­
ции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим 
изучением правовых идеалов. 

В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрож­

денным естественным правом", понимая под ним возрождение на 
новой методологической основе традиций рационалистического 

обоснования права, которые были прерваны во второй половине 
XIX столетия развитием юридического позитивизма и формально-

догматической юриспруденции. К настоящему времени этот термин 
вышел из употребления. 

Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят 

свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквин-
ского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку со 
стороны католической церкви. Официальное толкование доктрины 
было дано в энциклике папы Льва XIII "Rerum novarum" (1891 г.), 
в последующих энцикликах римских первосвященников

1

Виднейший представитель современного томизма — француз­

ский философ и общественный деятельЖак

 Маритен

 (1882—1973). 

Известность пришла к нему в 30-е годы, когда он преподавал в 
США и Канаде и приложил немало усилий к тому, чтобы укрепить 
позиции католицизма на Американском континенте. В 1945— 

1948 гг. Маритен был послом Франции в Ватикане, участвовал в 

подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Главные 
его сочинения по проблемам социально-политической теории — "Ин­
тегральный гуманизм", "Права человека и естественный закон", 
"Человек и государство". 

1

 Энциклика — окружное послание папы римского христианам. В со­

ответствии с установившейся традицией энциклики называют по первым 

словам латинского текста, заголовок обычно не переводят. "Рерум нова-

рум" начинается словами "Новых вещей (касаюсь я...)". 


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 551 

Концепция Маритена, как и концепция других последователей 

неотомизма, построена на соединении традиционных для религиоз­
ной философии представлений о божественном происхождении го­
сударства и права с положениями современной науки, принципами 
историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленно­
сти политики. Философ стремился выработать "интегральную" док­
трину, открытую для гуманистических и демократических воззре­
ний современной эпохи. В своих трудах Маритен проводил разли­
чие между первопричиной социальных институтов (усматривая та­
ковую в Боге) и реальной детерминацией происходящих в обществе 
событий. "Проистекая всецело от народа, власть изначально проис­
ходит от Бога", — писал он. Учение Маритена представляло собой 
не что иное, как один из вариантов модернизации социальной тео­
рии католицизма применительно к условиям высокоразвитого ин­
дустриального общества. 

Источником естественного закона, согласно концепции Мари­

тена, является Бог, который обладает абсолютным суверенитетом 
над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязан­
ностей. Маритен определял естественный закон как установлен­
ные Божественным разумом "универсальные нормы права и дол­
га". Бог — первый принцип естественного права. Человек же имеет 
естественные права и способен осознать их в силу своей сопри­
частности Божественному разуму. "Личность обладает абсолютным 
достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсо­
лютом". Как ревностный католик, Маритен был убежден, что веру­
ющие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем 
атеисты. В его сочинениях подчеркивалась также роль католиче­
ской церкви как хранительницы естественного права. 

Признавая существование вечного и неизменного закона, Ма­

ритен считал, что естественное право раскрывается людям посте­
пенно, по мере развития культуры и приближения человека к Богу. 
Каждая эпоха, полагал он, имеет свой "исторически конкретный 
идеал". В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки 
составить полный каталог естественных прав индивида на все вре­
мена. "Декларация прав человека никогда не будет исчерпываю­
щей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня созна­
ния и от уровня цивилизации в данный период истории", — писал 
Маритен. Современная эпоха характеризуется, по мнению филосо­
фа, стремлением расширить и обновить понимание естественного 
права, сложившееся в XVIII столетии. 

Маритен предложил собственную классификацию прав чело­

века, разделив их на три вида. 

Фундаментальные права

 личности (человека как такового) вклю­

чают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в 
брак, право частной собственности, право на стремление к счастью 


background image

552 

История политических и правовых учений 

и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, 
ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовно­
го существа. Личность, писал Маритен, принадлежит миру высших 
ценностей. 

Политические права

 (или права гражданина) определяются 

законодательством страны, однако косвенно они зависят от есте­
ственного права и образуют его продолжение, ибо установления 
государственной власти становятся законом лишь в силу их соот­
ветствия естественному праву. 

К политическим правам Маритен относит: право народа ус­

танавливать конституцию государства и определять форму прав­
ления, право граждан на активное участие в политической жизни, 
в том числе в выборах, право объединения в политические партии, 
свободу высказываний и дискуссий, равенство граждан перед за­
коном и судом. Согласно взглядам Маритена реализация этих прав 
с помощью церкви приведет к установлению христианской демо­
кратии, т. е. "по-христиански устроенного светского государства". 

Наконец,

 социальные права

 человека (права трудящегося) ох­

ватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право 
на справедливую заработную плату, право на социальное обеспече­
ние в случае безработицы или болезни, по старости и т. п. Трудящи­
еся вправе участвовать, при наличии соответствующих условий, в 
управлении предприятием, стать его совладельцем. Признание со­
циальных прав личности наряду с правом частной собственности 
позволяет, считал Маритен, избежать пороков как капитализма, 
так и социализма. Философ отстаивал идеи "третьего пути" разви­
тия общества. 

Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подго­

товивших разработку Всеобщей декларации прав человека, приня­
той ООН в 1948 г. 

Современные теории естественного права получили наибольшее 

распространение в середине столетия. Интерес к ним во многом был 
обусловлен стремлением демократических кругов покончить с прак­
тикой авторитарных режимов на Европейском континенте. Есте­
ственно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в 

дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих цен­

ностей и норм международного права как основы современной де­
мократии. 

С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и 

основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и 
политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обяза­
тельную силу для присоединившихся к ним государств, влияние 
естественно-правовых учений пошло на убыль. 

Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам че­

ловека, предпочитали ссылаться на международные пакты и во 


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 553 

многих странах утратили интерес к теории естественных прав 
личности. "Эта индивидуалистическая философия естественного 
права повсюду изжила себя и не встречает больше сочувствия у 
законодателей и влиятельных мыслителей", — писал в 1972 г. фран­
цузский социолог Р. Арон. Примерно в это же время В. Майхофер и 
А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой 

школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлениями о 
бесперспективности дальнейших теоретических исследований ес­
тественного права. 

В 90-е годы идеи естественного права продолжали разрабаты­

вать католические философы (Дж. Финнис), последователи рели­
гиозного персонализма. 

§ 10. Заключение 

Двадцатое столетие — одно из самых политизированных во 

всемирной истории. Проблемы права, государства, политики возника­
ли в связи со всеми социальными потрясениями и массовыми дви­
жениями середины и второй половины XX в. Две мировые войны, 
много региональных войн, кризисов, революций и политических 
переворотов, возникновение и падение тоталитарных режимов, рас­
пад колониальной системы и становление множества новых госу­
дарств, создание международных организаций и всемирное призна­
ние равенства, прав и свобод человека — все это стимулировало 
напряженную теоретическую деятельность различных, часто про­
тивоположных по социально-политической ориентации мыслите­
лей и ученых в разработке проблем государства, права и политики, 

Вопрос о государстве стал одним из центральных вопросов во 

всех социальных конфликтах XX в. На этом фоне выявился широ­
кий диапазон мнений о сущности, устройстве и цели государства. 

Идеологи тоталитаризма утверждали, что демократия выгодна 

лишь олигархам и плутократам; отвергая демократический режим, 
сторонники тоталитаризма призывали к огосударствлению и мили­
таризации отношений гражданского общества, созданию могучего 
однопартийного государства и насаждению единой партийно-госу­
дарственной идеологии. Основатель и глава фашистского государства 
Бенито Муссолини саму идею Stato totalitaro выражал так: "Все 
для Государства, ничего кроме Государства, ничего против Го­
сударства". 

Естественной реакцией на политическую идеологию тоталита­

ризма стали концепции, защищающие демократические ценности 
цивилизации, традиционные идеи парламентаризма и правового 
государства, а также теории плюралистической демократии и "диф­
фузии власти", обосновывающие ограничения всевластия государ­
ства правами организаций гражданского общества.