Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5486

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

544 

История политических и правовых учений 

веллин, — является деятельность, относящаяся к разрешению спо­
ров. А люди, осуществляющие эту деятельность по должности, будь 
то судьи, шерифы, чиновники, работники тюрем или юристы, явля­
ются официальными выразителями права.

 То, что эти должност­

ные лица -решают в отношении споров, и есть, по моему мнению, 
само право"

 (в американской юридической литературе это выска­

зывание нередко цитируют как определение права, сформулиро­
ванное Ллевеллином). 

Правовые нормы, вторил ему Фрэнк, "не действуют сами по 

себе". Нормы права содержат определенные идеалы, моральные 
ценности и ориентиры политики государства, однако они не порож­
дают у индивида субъективных прав до тех пор, пока не будут 
применены в решении по конкретному делу. "Право состоит из 
решений, а не из норм. Если это так, то судья создает право всякий 
раз, когда решает дело", — утверждал Фрэнк. Под правом реалис­
ты понимали, таким образом, совокупность индивидуальных пред­
писаний, т. е. правил поведения, установленных компетентными 
органами государства применительно к конкретным ситуациям. 

Сторонники правового реализма сконцентрировали свое вни­

мание на вопросах практико-прикладного характера. Они достаточ­
но редко обращались к анализу социальных условий возникнове­
ния и развития права, его взаимодействия с другими нормативны­
ми системами общества (исключение составляли работы Ллевелли-
на. в которых рассматривались обычаи, действующие в резерваци­
ях американских индейцев, и была предложена трактовка права 
как социального института). 

Многие участники движения, подчеркивая практическую на­

правленность реализма, призывали вообще отказаться от теорети­
ческих исследований в юриспруденции и ограничить ее задачи изу­

чением реальных, эмпирически наблюдаемых фактов. "Неизмен­

ным врагом реализма является концептуализм", — заявлял, на­
пример, один из теоретиков. Подобного рода представления сыгра­
ли отрицательную роль в развитии реалистической теории права, 
послужив одной из главных причин, обусловивших довольно низ­
кий уровень ее обоснования по сравнению с иными политико-пра­
вовыми учениями того времени. Реалисты не создали целостной, 

систематически разработанной правовой теории. 

Центральное место в сочинениях реалистов занимали пробле­

мы, связанные с процессом вынесения судебных решений. Описы­
вая процесс судебного разбирательства, сторонники реализма ши­
роко использовали положения современной им психологии. В этом 
отношении особенно показательна концепция Фрэнка, проводивше­
го в своих работах идеи фрейдизма, гештальт-психологии и других 
учений. Реалисты доказывали, что судья, рассматривая дело, сна-


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 545 

чала принимает решение по интуиции и только затем подыскивает 
для него аргументы с помощью логических умозаключений, ссылок 
на статьи закона, прецеденты и т. п. Интерес реалистов к интуитив­
ной стадии судопроизводства во многом был продиктован их стрем­
лением опровергнуть концепции юридического позитивизма, пред­
ставители которого сводили процесс судебного разбирательства к 
логическим операциям подведения конкретного случая или спора 
под абстрактные нормы права. Ллевеллин, Фрэнк, Кук и другие 
реалисты в своих трудах показали, что судебная деятельность име­
ет значительно более сложный характер, чем ее изображали после­

дователи формально-догматической юриспруденции конца XIX — 
начала XX в. 

Правовой реализм в целом представлял собой доктрину, пост­

роенную на соединении принципов социологического и психологи­
ческого подходов к изучению права. Своеобразие этой доктрины 
заключалось и в том, что практико-прикладная проблематика в ней 
превалировала над теоретическим содержанием. 

Обобщения и выводы, сделанные реалистами в ходе изучения 

судебной практики, были использованы Ллевеллином при подго­
товке проекта Единообразного торгового кодекса США. 

§ 8. Нормативизм Г. Кельзена 

Политико-правовое учение нормативизма своими корнями вос­

ходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сло­
жилось на основе принципов, выработанных в юридическом пози­
тивизме, и представляет собой реакцию на распространение в со­
временном западном правоведении социологических, психологичес­
ких и новейших этико-философских концепций. 

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативи-

стской школы был австрийский юрист

 Ганс Келъзен

 (1881—1973). 

Его теоретические взгляды окончательно сформировались в пери­
од, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то 
время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался 
активной политической деятельностью, выступая в роли советника 
по юридическим вопросам первого республиканского правитель­
ства. По поручению К. Реннера', главы кабинета, Кельзен возглавил 
подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей 
образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями 
эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса 
Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США. 

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории 

права и государства, по конституционному и международному пра­
ву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марк­
сизма. Самая известная его работа — "Чистая теория права" (в 


background image

546 

История политических и правовых учений 

заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга выш­

ла в 1934 г.). 

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из ко­

торой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Совре­
менные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и 
психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением 
своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридичес­
кая наука призвана заниматься не социальными предпосылками 
или нравственными основаниями правовых установлений, как дока­
зывают приверженцы соответствующих концепций, а специфичес­
ки юридическим (нормативным) содержанием права. 

При обосновании этой позиции Кельзен опирался на филосо­

фию неокантианства, сторонники которой разграничили две облас­
ти теоретических знаний — науки о сущем и науки о должном. К 
первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся есте­
ственные науки, история, социология и другие дисциплины, изуча­
ющие явления природы и общественной жизни с точки зрения при­
чинно-следственных связей. Вторую группу — науки о должном — 
образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно 
обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы соци­
альной регламентации поведения людей. В науках о сущем глав­
ным постулатом выступает принцип объективной причинности, в 

науках о должном — принцип вменения. 

В соответствии с этим учением нормативисты призывали ос­

вободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимство­
ванных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, 
чистая теория "не отрицает того, что содержание любого позитив­
ного юридического порядка, будь то право международное или на­
циональное, обусловлено историческими, экономическими, мораль­
ными и политическими факторами, однако она стремится познать 
право с внутренней стороны, в его специфически нормативном зна­
чении". 

Чистота теории права предполагает также исключение из нее 

идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу 
деидеологизации правоведения, создания строго объективной на­
уки о праве и государстве. Согласно его воззрениям подлинная 
наука носит релятивистский характер, так как признает возмож­
ность существования в обществе множества систем идеологии и 
отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. "Чи­
стая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и 
описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправдани­
ем или критикой". 

Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществ­

ляемых в принудительном порядке (данное определение в концеп-


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 547 

ции используется для отличия права от других нормативных сис­
тем, таких, как религия и мораль). 

По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло 

еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам 
совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних слу­
чаях и запретив — в других, установило монополию на применение 
силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии 
правовое сообщество перерастает в государство, где функции прину­
ждения осуществляются централизованным путем, т. е. специально 
созданными органами власти. С образованием таких органов децен­
трализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамка­
ми государства — в области международных отношений. Современ­

ное ему право Кельзен рассматривает как совокупность государ­
ственных правопорядков и децентрализованного международного 
права. 

В национальных правовых системах нормы согласованы между 

собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в 
виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание 
получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой 
пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют "общие 
нормы", установленные в законодательном порядке или путем обы­
чая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые 
индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административ­
ными органами при решении конкретных дел. В изображении Кель­
зена и его учеников внутригосударственное право выступает замк­
нутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обя­
зательность благодаря тому, что она соответствует норме более 
высокой ступени. 

Источником единства правовой системы Кельзен называет ос­

новную

 норму

 — трансцендентально-логическое понятие ("мыслен­

ное допущение"), которое дается нашим сознанием для обоснова­
ния всего государственного правопорядка в целом. Основная норма 
непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, 
и может быть представлена в виде следующего высказывания: "Дол­
жно вести себя так, как предписывает конституция". Такое выска­
зывание не содержит нормативных предписаний в собственном смыс­
ле слова. Его назначение в том, чтобы придать нашим представлениям 
о легитимности существующего правопорядка логически завершен­
ную форму. "Согласно основной норме государственного правопо­
рядка эффективное правительство, которое на основании дейст­
венной конституции создает действенные общие и индивидуальные 
нормы, есть легитимное правительство этого государства", — писал 
Кельзен. 

Нормативистское учение существенно отличалось от предше­

ствующих концепций формально-догматической юриспруденции. 


background image

548 

И с т о р и я политических и правовых учений 

Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него 
теоретические конструкции, выдвинутые представителями социо­
логического правоведения и философии неокантианства. 

С теоретиками социологической ориентации нормативистов сбли­

жает трактовка права как эффективно действующего, динамичного 

правопорядка. В теории Кельзена понятие права охватывает не 

только общеобязательные нормы, установленные государственной 
властью, но и процесс их реализации на практике. Весьма по­
казательно, что применение общих норм судебными и администра­
тивными органами было истолковано им как продолжение право­
творческой деятельности государства, как создание индивидуаль­

ных нормативных предписаний. "Применение права есть также и 
создание права", — указывал Кельзен. В этой части его доктрины 
методы юридического позитивизма сочетаются с принципами функ­
ционального подхода к исследованию нормативных систем. 

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении 

государства и права. Как организация принуждения государство 
идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Ар­
гументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое 
государство, включая авторитарное, является государством право­
вым. "Порядок Республики Советов следует понимать как правовой 
порядок точно так же, как порядок фашистской Италии или демо­
кратической капиталистической Франции". Этот вывод резко конт­
растировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., 
в которых правовое государство рассматривалось как альтернати­
ва тоталитарным политическим режимам. 

В противовес этим доктринам Кельзен делил государства на 

демократические и недемократические. Согласно его учению демо­
кратия не сводится к утверждению законов большинством голосов 
и формально-юридическим способам решения социальных конфлик­
тов. По своей сути демократия есть поиск компромисса, она пред­
полагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов 
меньшинства. "Движущим принципом всякой демократии в действи­
тельности служит не экономическая свобода либерализма, как иногда 
утверждали (ибо демократия может быть как либеральной, так и 
социалистической), а, скорее, духовная свобода — свобода выска­
зывать свое мнение, свобода совести и убеждений, принцип терпи­
мости и, особенно, свобода науки", — утверждал Кельзен. В при­
знании им идеи социалистической демократии сказалась его бли­
зость к теоретикам австромарксизма. 

В своих работах по международному праву Кельзен выдвинул 

проект установления мирового правопорядка на основе доброволь­
ного подчинения суверенных государств органам международной 
юрисдикции. Он различал предписания международного права и 
его основную норму, разрабатывал мысль о том, что основные нор-