Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5638
Скачиваний: 125
544
История политических и правовых учений
веллин, — является деятельность, относящаяся к разрешению спо
ров. А люди, осуществляющие эту деятельность по должности, будь
то судьи, шерифы, чиновники, работники тюрем или юристы, явля
ются официальными выразителями права.
То, что эти должност
ные лица -решают в отношении споров, и есть, по моему мнению,
само право"
(в американской юридической литературе это выска
зывание нередко цитируют как определение права, сформулиро
ванное Ллевеллином).
Правовые нормы, вторил ему Фрэнк, "не действуют сами по
себе". Нормы права содержат определенные идеалы, моральные
ценности и ориентиры политики государства, однако они не порож
дают у индивида субъективных прав до тех пор, пока не будут
применены в решении по конкретному делу. "Право состоит из
решений, а не из норм. Если это так, то судья создает право всякий
раз, когда решает дело", — утверждал Фрэнк. Под правом реалис
ты понимали, таким образом, совокупность индивидуальных пред
писаний, т. е. правил поведения, установленных компетентными
органами государства применительно к конкретным ситуациям.
Сторонники правового реализма сконцентрировали свое вни
мание на вопросах практико-прикладного характера. Они достаточ
но редко обращались к анализу социальных условий возникнове
ния и развития права, его взаимодействия с другими нормативны
ми системами общества (исключение составляли работы Ллевелли-
на. в которых рассматривались обычаи, действующие в резерваци
ях американских индейцев, и была предложена трактовка права
как социального института).
Многие участники движения, подчеркивая практическую на
правленность реализма, призывали вообще отказаться от теорети
ческих исследований в юриспруденции и ограничить ее задачи изу
чением реальных, эмпирически наблюдаемых фактов. "Неизмен
ным врагом реализма является концептуализм", — заявлял, на
пример, один из теоретиков. Подобного рода представления сыгра
ли отрицательную роль в развитии реалистической теории права,
послужив одной из главных причин, обусловивших довольно низ
кий уровень ее обоснования по сравнению с иными политико-пра
вовыми учениями того времени. Реалисты не создали целостной,
систематически разработанной правовой теории.
Центральное место в сочинениях реалистов занимали пробле
мы, связанные с процессом вынесения судебных решений. Описы
вая процесс судебного разбирательства, сторонники реализма ши
роко использовали положения современной им психологии. В этом
отношении особенно показательна концепция Фрэнка, проводивше
го в своих работах идеи фрейдизма, гештальт-психологии и других
учений. Реалисты доказывали, что судья, рассматривая дело, сна-
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 545
чала принимает решение по интуиции и только затем подыскивает
для него аргументы с помощью логических умозаключений, ссылок
на статьи закона, прецеденты и т. п. Интерес реалистов к интуитив
ной стадии судопроизводства во многом был продиктован их стрем
лением опровергнуть концепции юридического позитивизма, пред
ставители которого сводили процесс судебного разбирательства к
логическим операциям подведения конкретного случая или спора
под абстрактные нормы права. Ллевеллин, Фрэнк, Кук и другие
реалисты в своих трудах показали, что судебная деятельность име
ет значительно более сложный характер, чем ее изображали после
дователи формально-догматической юриспруденции конца XIX —
начала XX в.
Правовой реализм в целом представлял собой доктрину, пост
роенную на соединении принципов социологического и психологи
ческого подходов к изучению права. Своеобразие этой доктрины
заключалось и в том, что практико-прикладная проблематика в ней
превалировала над теоретическим содержанием.
Обобщения и выводы, сделанные реалистами в ходе изучения
судебной практики, были использованы Ллевеллином при подго
товке проекта Единообразного торгового кодекса США.
§ 8. Нормативизм Г. Кельзена
Политико-правовое учение нормативизма своими корнями вос
ходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сло
жилось на основе принципов, выработанных в юридическом пози
тивизме, и представляет собой реакцию на распространение в со
временном западном правоведении социологических, психологичес
ких и новейших этико-философских концепций.
Родоначальником и крупнейшим представителем нормативи-
стской школы был австрийский юрист
Ганс Келъзен
(1881—1973).
Его теоретические взгляды окончательно сформировались в пери
од, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то
время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался
активной политической деятельностью, выступая в роли советника
по юридическим вопросам первого республиканского правитель
ства. По поручению К. Реннера', главы кабинета, Кельзен возглавил
подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей
образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями
эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса
Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США.
Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории
права и государства, по конституционному и международному пра
ву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марк
сизма. Самая известная его работа — "Чистая теория права" (в
546
История политических и правовых учений
заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга выш
ла в 1934 г.).
Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из ко
торой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Совре
менные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и
психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением
своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридичес
кая наука призвана заниматься не социальными предпосылками
или нравственными основаниями правовых установлений, как дока
зывают приверженцы соответствующих концепций, а специфичес
ки юридическим (нормативным) содержанием права.
При обосновании этой позиции Кельзен опирался на филосо
фию неокантианства, сторонники которой разграничили две облас
ти теоретических знаний — науки о сущем и науки о должном. К
первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся есте
ственные науки, история, социология и другие дисциплины, изуча
ющие явления природы и общественной жизни с точки зрения при
чинно-следственных связей. Вторую группу — науки о должном —
образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно
обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы соци
альной регламентации поведения людей. В науках о сущем глав
ным постулатом выступает принцип объективной причинности, в
науках о должном — принцип вменения.
В соответствии с этим учением нормативисты призывали ос
вободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимство
ванных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен,
чистая теория "не отрицает того, что содержание любого позитив
ного юридического порядка, будь то право международное или на
циональное, обусловлено историческими, экономическими, мораль
ными и политическими факторами, однако она стремится познать
право с внутренней стороны, в его специфически нормативном зна
чении".
Чистота теории права предполагает также исключение из нее
идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу
деидеологизации правоведения, создания строго объективной на
уки о праве и государстве. Согласно его воззрениям подлинная
наука носит релятивистский характер, так как признает возмож
ность существования в обществе множества систем идеологии и
отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. "Чи
стая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и
описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправдани
ем или критикой".
Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществ
ляемых в принудительном порядке (данное определение в концеп-
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 547
ции используется для отличия права от других нормативных сис
тем, таких, как религия и мораль).
По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло
еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам
совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних слу
чаях и запретив — в других, установило монополию на применение
силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии
правовое сообщество перерастает в государство, где функции прину
ждения осуществляются централизованным путем, т. е. специально
созданными органами власти. С образованием таких органов децен
трализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамка
ми государства — в области международных отношений. Современ
ное ему право Кельзен рассматривает как совокупность государ
ственных правопорядков и децентрализованного международного
права.
В национальных правовых системах нормы согласованы между
собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в
виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание
получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой
пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют "общие
нормы", установленные в законодательном порядке или путем обы
чая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые
индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административ
ными органами при решении конкретных дел. В изображении Кель
зена и его учеников внутригосударственное право выступает замк
нутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обя
зательность благодаря тому, что она соответствует норме более
высокой ступени.
Источником единства правовой системы Кельзен называет ос
новную
норму
— трансцендентально-логическое понятие ("мыслен
ное допущение"), которое дается нашим сознанием для обоснова
ния всего государственного правопорядка в целом. Основная норма
непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве,
и может быть представлена в виде следующего высказывания: "Дол
жно вести себя так, как предписывает конституция". Такое выска
зывание не содержит нормативных предписаний в собственном смыс
ле слова. Его назначение в том, чтобы придать нашим представлениям
о легитимности существующего правопорядка логически завершен
ную форму. "Согласно основной норме государственного правопо
рядка эффективное правительство, которое на основании дейст
венной конституции создает действенные общие и индивидуальные
нормы, есть легитимное правительство этого государства", — писал
Кельзен.
Нормативистское учение существенно отличалось от предше
ствующих концепций формально-догматической юриспруденции.
548
И с т о р и я политических и правовых учений
Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него
теоретические конструкции, выдвинутые представителями социо
логического правоведения и философии неокантианства.
С теоретиками социологической ориентации нормативистов сбли
жает трактовка права как эффективно действующего, динамичного
правопорядка. В теории Кельзена понятие права охватывает не
только общеобязательные нормы, установленные государственной
властью, но и процесс их реализации на практике. Весьма по
казательно, что применение общих норм судебными и администра
тивными органами было истолковано им как продолжение право
творческой деятельности государства, как создание индивидуаль
ных нормативных предписаний. "Применение права есть также и
создание права", — указывал Кельзен. В этой части его доктрины
методы юридического позитивизма сочетаются с принципами функ
ционального подхода к исследованию нормативных систем.
Политическое учение Кельзена построено на отождествлении
государства и права. Как организация принуждения государство
идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Ар
гументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое
государство, включая авторитарное, является государством право
вым. "Порядок Республики Советов следует понимать как правовой
порядок точно так же, как порядок фашистской Италии или демо
кратической капиталистической Франции". Этот вывод резко конт
растировал с доктринами либеральной демократии середины XX в.,
в которых правовое государство рассматривалось как альтернати
ва тоталитарным политическим режимам.
В противовес этим доктринам Кельзен делил государства на
демократические и недемократические. Согласно его учению демо
кратия не сводится к утверждению законов большинством голосов
и формально-юридическим способам решения социальных конфлик
тов. По своей сути демократия есть поиск компромисса, она пред
полагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов
меньшинства. "Движущим принципом всякой демократии в действи
тельности служит не экономическая свобода либерализма, как иногда
утверждали (ибо демократия может быть как либеральной, так и
социалистической), а, скорее, духовная свобода — свобода выска
зывать свое мнение, свобода совести и убеждений, принцип терпи
мости и, особенно, свобода науки", — утверждал Кельзен. В при
знании им идеи социалистической демократии сказалась его бли
зость к теоретикам австромарксизма.
В своих работах по международному праву Кельзен выдвинул
проект установления мирового правопорядка на основе доброволь
ного подчинения суверенных государств органам международной
юрисдикции. Он различал предписания международного права и
его основную норму, разрабатывал мысль о том, что основные нор-