Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2429

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1. Дубинин Ю.В. Амбахадор! Амбахадор! Записки посла в Испании. М., 1999.

2.  Ochoa   Bran   M.   Historia   de   la   diplomacia   espanola.  V.  1.   MAE,   Madrid,   1991; Antonio 
Dominguez Ortiz: Espana. Tres milenios de Historia. Marcial Pons. Madrid, 2000.

3. Ochoa Brun M. La diplomacia de la Renacimiento у La diplomacia espanola. Madrid, Escuela 
diplomatica, 1988.

4. Nunez Jesus. Normativa у actualidad del servicio exterior del estado. CIDOB, Barcelona, 
1997.

5. Langhorne H.R. The practice of Diplomacy — Its Evolution, Theory and Administration. 
London—N.Y., Real R. La carrera diplomatica en Espana (1939—1990). Ministerio de Asuntos 
Exteriores, Madrid Rout* ledge, 1995.

6.  Valdivieslo   del   Real   R.   La   carrera   diplomatica   en   Espana   (1939—   1990).   Ministerio   de 
Asuntos Exteriores, Madrid.

7. Luis Suarez Fernandez. Franco у la URSS. RIALP, Madrid, 1987.

116


background image

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ

На   организацию   дипломатической   работы   любого   государства   влияют   общие 
закономерности развития дипломатии как инструмента реализации внешнеполитических 
интересов, государственно-политического устройства, самооценка и реальная роль страны 
в   системе   международных   отношений,   активность   и   разветвленность   ее 
межгосударственных   связей,   также   как   и   особенности   исторического   развития 
государства.

Для   понимания   специфики   политической   и   дипломатической   жизни   сегодняшней 
Словацкой Республики необходимо учитывать некоторые факты из истории этой страны.

Становление словацкой дипломатической службы

Словацкая Республика — государство очень  молодое. На карте Европы оно появилось 
только   1   января   1993   г.   Словацкий   народ   прошел   длинный   и   сложный   путь,   пока 
сформировал свое независимое государство.

В   силу   этого   у   словаков   никогда   не   было   дипломатической   службы.   В   современном 
понимании   она   стала   формироваться   только   в   конце   80-х   годов,   когда   изменилась   вся 
международно-политическая обстановка на европейском континенте, да и во всем мире. 
Кардинально   изменился   политический   облик   Центральной   и   Восточной   Европы,   в 
результате чего в конце 80-х — начале 90-х годов на карте этого региона появились новые 
государства.

В Чешской и Словацкой Федеративной Республике (ЧСФР) о разделе, как о возможном 
решении ее дальнейшей судьбы, вначале не было и речи. Цель переговоров заключалась в 
том, чтобы найти такую форму сосуществования данных народов в составе федерации, 
которая   удовлетворила   бы   национальные   устремления   обеих   сторон,   и   одновременно 
обеспечить   нормальное   функционирование   государства.  Однако   переговоры   зашли   в 
тупик*.

* См. подробнее: Stein E. Czecho/Slovakia: Ethnic conflict, constitutional "ssure, negotiated 
breakup. Michigan, 1997.

В конце июля 1992 г. участники переговоров достигли договоренности о том, что ЧСФР 
будет разделена  на два  суверенных государства  — Чешскую  Республику и  Словацкую 
Республику,   которые   заключат   между   собой   ряд   международных   договоров, 
устанавливающих порядок их взаимоотношений и сотрудничества.

В   соответствии   с   законом   «О   разделении   Чешской   и   Словацкой   Федеративной 
Республики»,   принятым   Федеральным   Собранием   25   ноября   1992   г.   непосредственно 
перед его роспуском, 31 декабря 1992 г. ЧСФР прекратила свое существование и все ее 
полномочия перешли к Чешской Республике и к Словацкой Республике.

117


background image

«Бархатный развод», как принято называть разделение ЧСФР, был осуществлен без какого 
бы то ни было насилия, в строгом соответствии с достигнутыми договоренностями. Этот 
факт оказал большое влияние на восприятие Чешской и Словацкой Республик другими 
государствами   и   международными   организациями,   на   ход   их   интеграции   в 
соответствующие структуры.

На карте Европы появилось новое государство — Словацкая Республика. Конституция СР 
устанавливает, что ее высшим законодательным органом является Национальный Совет 
(Словакия   относится   к   малому   числу   стран   с   однопалатным   парламентом),   высшим 
исполнительным   органом   —   Правительством   СР,   в   состав   которого   входят   премьер-
министр,   главы   всех   ведомств   и   заместители   председателя   правительства,   специально 
назначенные главой государства — президентом СР. В систему высших государственных 
органов входят также Конституционный и Верховный суды СР. В формировании единой 
государственной   политики   СР   принимают   участие   и   отдельные   министерства, 
выполняющие государственную службу в соответствии с законом № 453/1992 Собрания 
законов СР об организации министерств и других, органов государственной службы*.

* См.: Posluch M., Cibulka L. tatne pravo Slovenskej republiky. Bratislava, 2001. S. 156-157.

Органами,   отвечающими   за   реализацию   внешней   политики   Словацкой   Республики 
являются   глава  государства,   правил,  тельство,  парламент   и  министерство  иностранных 
дел.   В   ст.   102   гл.   6   Конституции   СР   зафиксировано,   что   президент   представляет 
республику   в   международных   отношениях,   ведет   переговоры   и   подписывает 
международные   договоры,   ратификационные   грамоты,   принимает   верительные   и 
отзывные   грамоты   аккредитуемых   при   нем   дипломатических   представителей   и 
представителей   международных   организаций,   принимает   окончательное   решение   о 
назначениях послов СР, объявляет войну и заключает мир.

Ст.   119   гл.   6   Конституции   установлено,   что   правительство   СР   принимает   решения   в 
важнейших вопросах внешней политики и несет ответственность за ее реализацию, ведет 
переговоры   о   международных   договорах,   на   заключение   которых   оно   уполномочено 
президентом. В соответствии со ст. 86 гл. 5 Конституции Словацкой Республики к ведению 
парламента относится одобрение или отмена соглашения о союзных отношениях СР  с 
другим   государством,   ратификация   международных   договоров   о   правах   и   свободах 
человека, международных договоров военного и экономического характера и договоров, 
на основе которых СР становится государством — членом международных организаций. 
Парламент   также   решает   вопрос   об   использовании   Вооруженных   сил   Словацкой 
Республики   за   пределами   ее   территории   и   о   возможности   присутствия   иностранных 
вооруженных сил на территории Словакии*.

* http://www.nrsr.sk Zakony. Ustava Slovenskej republiky 6.460/1992 Zb. ako vyplyva zo zmien 
a doplneni vykonanych ustavnym zakonom 6.9/1999 Z.z. a ustavnym zakonom и. 90/2001 Z.z. 
(uplne znenie vyhlasene pod t. 135/2001 Z.z.)

Центральным   органом   государственной   службы   СР,   отвечающим   за   реализацию   ее 
внешней политики является Министерство иностранных дел. Оно обеспечивает:

— защиту и продвижение интересов Словацкой Республики и ее граждан за рубежем;

118


background image

— представительство органов власти СР за рубежом;

— связи с органами других государств и их представительствами в Словакии;

— подготовку,  координацию  переговоров, заключение, ратификацию  и имплементацию 
международных договоров;

—   деятельность   дипломатических   представительств   СР   в   других   странах   и   при 
международных организациях и т.д.*

* См.: Bystricky L. Zaklady diplomacie. Bratislava, 2000. S. 23—24.

Став 1 января 1993 г. суверенным государством, Словацкая Республика, как и Чешская 
Республика, унаследовала обязательства по всем международным договорам ЧСФР. Эти 
обязательства определили внешнеполитическую ориентацию Словакии еще до того, как 
она появилась на карте Европы. Главным приоритетом страны стала полная интеграция в 
сообщество западно-европейских государств и обеспечение таким образом безопасности и 
благоприятных условий развития, основанного на принципах демократии.

Словацкой   Республике   постепенно   удалось   найти   свое   место   в   международном 
сообществе.   1   января   1993   г.   она   стала   членом   ОБСЕ,   19   января   1993   г.   —   членом 
Организации Объединенных Наций, 9 февраля — членом ЮНЕСКО, 12 апреля того же 
года — членом Межпарламентской ассамблеи Европы, а 30 июня 1993 г. — членом Совета 
Европы.

Первой причиной достаточно быстрого и успешного процесса международного признания 
Словакии стало то, что СР объявила себя государством — преемником бывшей Чешской и 
Словацкой   Федеративной   Республики,   а   не   преемником   послевоенной   Словацкой 
Республики,   вследствие   чего   у   СР   возникли   бы   серьезные   международно-правовые 
проблемы*.

*   См.   подробнее:   Duleba   A.   Slovenska   zahraniena   politika   —   bilancia   ies-tich   rokov   a 
perspektivy zmeny // Mezinarodni vztahy. 1999. № 1. S. 37.

Кроме того, на международные позиции двух республик положительно повлиял мирный 
характер их «развода». Разделение государства произошло бесконфликтным путем, строго 
в   соответствии   с   подписанными   договорами,   благодаря   чему   Чехословакия   не   стала 
эпицентром   конфликта,   создающего   угрозу   региональному   миру   и   стабильности. 
Словакия и Чехия, таким образом, предстали перед лицом европейского общественного 
мнения   как   государства   зрелые,  развитые,  готовые  идти  на   компромиссы   и  способные 
решать любую проблему за столом переговоров, что, несомненно, явилось существенным 
преимуществом в процессе интеграции обеих республик в европейские структуры.

Поскольку   в   странах   —   преемниках   бывшей   Чехословакии   в   связи   с   разделением   не 
возникла конфликтная ситуация, они быстро смогли сконцентрировать все свои силы на 
решении не только многочисленных внутриполитических и экономических проблем, но и 

119


background image

на внешнеполитических, прежде всего, связанных с интеграцией в Европейский союз и 
НАТО.

Но   и   в   благоприятных   условиях   Словацкая   Республика   готовилась   к   комплексным   и 
сложным   процессам,   которые   требовали   настойчивых,   целенаправленных   усилий   и 
продуманного   порядка   их   осуществления.   Словакия   должна   была   предпринять   шаги, 
направленные   в   первую   очередь   на   создание   необходимых   институциональных, 
административных и кадровых ресурсов.

Министерство иностранных дел СР

Все   эти   вопросы   предстояло   решать   и   главному   внешнеполитическому   ведомству 
Словакии — Министерству иностранных дел. МИД Словацкой Республики, так же как и 
остальные   министерства,   формально   возник   1   января   1993   г.,   но   подготовка   к   его 
созданию   велась   уже   в   начале   переговорного   процесса   о   разделении   Федеративной 
республики.

Оценивая   деятельность   Министерства   иностранных   дел   СР,   нужно   принимать   во 
внимание   очень   важное   обстоятельство:   у   Словакии   не   было   долголетней   традиции 
проведения внешней политики, которая является неотъемлемым атрибутом независимого 
государства. Опыт в данной области практически отсутствовал.

Несмотря   на   связанные   с   этим   обстоятельством   трудности,   внешнеполитическому 
ведомству необходимо было решить три важнейшие задачи: сформулировать программу 
своих   дальнейших   действий,   добиться   международного   дипломатического   признания 
Словацкой   Респбулики,   а   также   обеспечить   институциональные,   административные   и 
кадровые ресурсы внешней политики СР.

Сразу   после   обретения   суверенитета   СР   заявила   о   том,   что   приоритетной   целью   ее 
внешней   политики   является   вступление   в   Евросоюз   и   в   НАТО.   Руководство   страны 
считало, что, не присоединившись к этим структурам, страна осталась бы на периферии 
Европы. Дальнейшее развитие европейского континента в значительной мере зависит от 
способности   государств   выработать   общую   шкалу   ценностей.   Руководство   Словацкой 
Республики   понимало,   что,   став   членом   Евросоюза,   страна   подтвердит   свою 
принадлежность к числу наиболее развитых государств и реализует свое стремление к 
полноправному членству в структурах, в рамках которых вырабатываются направления 
решений   насущных   проблем   сегодняшнего   мира.   Словакия   ожидает,   что   членство   в 
Евросоюзе   и   НАТО   станет   гарантией   безопасного,   демократического,   основанного   на 
принципах правового государства развития. Поэтому став самостоятельным государством, 
Словакия   сразу   же   выразила   готовность   выполнить   все   условия,   необходимые   для 
вступления в вышеназванные структуры.

В   дипломатических   нотах,   которые   правительство   Словацкой   Республики   направило 
правительствам   других   стран,   декларировалось   желание   следовать   существующим 
международно-правовым   нормам,   внести   вклад   в   процесс   разоружения,   Укрепить 
демократический   режим,   обеспечить   соблюдение   прав   человека   и   национальных 
меньшинств   в   самой   Словацкой   Республике*.   Благодаря   такой   позиции   и   наличию 
вышеупомянутых  факторов,  уже  к   1  мая  1993  г.  Словакия  добилась   дипломатического 
признания со стороны 99 стран мира.

120