ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2629
Скачиваний: 7
27 декабря 1978 г. после тяжелой болезни скончался президент Алжира Х.Бумедьен. IV
съезд партии ФНО (27—31 января 1979 г.) своим генеральным секретарем избрал
полковника Шадли Бенджедида, который 7 февраля 1979 г. был избран президентом
Алжира. Съезд ФНО провозгласил курс преемственности политики Х.Бумедьена во
внутренних и международных делах. В резолюции по вопросам внешней политики съезд
выразил верность соответствующим положениям Национальной Хартии*.
* Revolution africaine. 1979. № 804. P. 14—18.
Дипломатическая деятельность нового алжирского руководства после FV съезда партии
ФНО продолжала характеризоваться высокой активностью, стремлением принимать
участие в обсуждении и решении актуальных вопросов современности. Вместе с тем уже в
начале 80-х годов стала происходить определенная смена приоритетов в ряде аспектов
внешней политики Алжира, которую можно охарактеризовать как поворот к большему
политическому прагматизму. Это проявило себя, прежде всего, в том, что несколько
снизился интерес дипломатии Алжира к обшеарабским и африканским вопросам, к
проблемам «третьего мира» в целом. Прагматическая тенденция проявилась и в
стремлении к рассмотрению внешней политики, главным образом, сквозь призму
внутренних проблем.
В 80-е годы наряду с усилением прагматизма начинает происходить деидеологизация
внешнеполитического курса Алжира, снижение его активности на мировой арене. С
учетом этого Алжир начинает уделять больше внимания своим отношениям с
европейскими странами и, прежде всего, с Францией.
Стремление Алжира к улучшению отношений с Францией было вызвано сохранявшейся
экономической зависимостью страны от бывшей метрополии, желанием алжирцев
использовать французские возможности для ускорения научно-технического прогресса,
созданием лучших условий для решения проблем, связанных с наличием большой
алжирской диаспоры во Франции и т.д. Франция, со своей стороны, также проявляла
интерес к расширению и укреплению сотрудничества с Алжиром, поскольку он
продолжал оставаться источником дешевого энергетического сырья. Франция также была
заинтересована в поддержании хороших связей с Алжиром, учитывая его роль и влияние в
третьем мире в целом и в Африке в частности.
В 1981 г. в сопровождении большой делегации Алжир посетил президент Франции
Ф.Миттеран. В ходе пребывания в Алжире Миттеран произнес ряд речей, в которых
выразил желание придать новый импульс отношениям Франции с развивающимися
странами и с Алжиром, в частности.
После своей первой поездки в Алжир Ф.Миттеран принял у себя в ноябре 1983 г.
алжирского президента Ш.Бенджедида — первого алжирского президента, совершившего
официальный визит во Францию. А уже в октябре 1984 г. Ф.Миттеран вновь совершил
поездку в Алжир.
Особое место в алжиро-французских отношениях алжирская дипломатия отводила
сотрудничеству в экономической области. Была достигнута договоренность о том, что в
обмен на закупки Францией алжирского газа и нефти по повышенным ценам алжирцы
176
предоставят возможность французским предприятиям осуществить ПО различных
промышленных проектов*. Все это преподносилось как подтверждение приверженности
обеих стран идее «нового экономического миропорядка».
* Andre Nouchi. La France et le monde arabe. P. 157.
В 80-е годы дипломатия Алжира неуклонно продолжала придавать важное значение
укреплению государственных связей между СССР и Алжиром. В 1981 и 1986 гг. президент
Ш.Бенджедид совершил официальные визиты в Москву. Активный характер носили
советско-алжирские межпарламентские связи. Регулярно осуществлялся обмен
делегациями между Верховным Советом СССР и Национальным народным собранием
АНДР.
В ходе встреч лидеров Советского Союза и Алжира всегда отмечалось «успешное
расширение экономического, технического и культурного сотрудничества, которое
последовательно и гармонично развивается между двумя странами в их взаимных
интересах и на основе равенства и взаимной выгоды». Высказывалась также готовность
«придать новый импульс» двустороннему сотрудничеству во всех других областях.
Неизменно подтверждалось стремление к дальнейшему расширению и углублению
межпартийных связей между КПСС и ФНО, а также решимость «способствовать
завершению процесса деколонизации, установлению нового международного
экономического порядка, демократизации международных отношений»*.
* Новейшая история арабских стран Африки. М., 1990. С. 253—256.
СССР оказывал Алжиру разностороннюю экономическую и техническую помощь.
Ежегодно проходили заседания Постоянной межправительственной советско-алжирской
комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Важным событием в
сотрудничестве явилось подписание на высшем уровне 27 марта 1986 г. Долгосрочной
программы экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между
СССР и АНДР, определившей основные направления и пути развития взаимовыгодного
сотрудничества с АНДР на период до 2000 года*.
* Правда. 28.03.1986.
Начиная с середины 80-х и практически все 90-е годы Алжир переживал серьезный
политический и социально-экономический кризис. Борьба между различными
политическими силами внутри страны вылилась фактически в гражданскую войну.
Наиболее активными противниками существовавшего в стране режима стали исламские
фундаменталисты, выразителем идей которых стал Исламский Фронт Спасения (ИФС).
Возникшая в стране военно-политическая ситуация негативно сказывалась на
внешнеполитических позициях страны и ее отношениях прежде всего с европейскими
странами.
Рассчитывая изолировать на международной арене установившийся в январе 1992 г.
фактически военный режим, исламские террористы избрали своей мишенью дипломатов и
177
вообще иностранцев, которым ИФС предложил покинуть Алжир. После боя у посольства
Италии, в котором погибли 2 полицейских и два боевика в июле 1994 г., посольства
Франции и Италии объявили о намерении вывезти из Алжира всех своих граждан и часть
персонала. Впрочем, в августе 1994 г. после убийства 5 французов (3 жандармов и двух
служащих консульства) Франция заявила, что не поддастся шантажу и не прекратит
помогать Алжиру. С сентября 1993 по июль 1994 г. были убиты 56 иностранцев (к июню
1997 г. — около 100)*. Исламисты обстреливали машины дипломатов и работавших в
стране специалистов, нападали даже на арабских послов и похищали их (например,
послов Йемена и Омана 18 июля 1994 г.). В декабре 1994 г. 4 исламиста-камикадзе
захватили самолет «Эр Франс» со 170 пассажирами и, по данным министра внутренних
дел Франции, собирались обрушить его на центр Парижа. Однако в Марселе французские
жандармы, руководимые лично премьером Балладюром, отбили самолет и уничтожили
террористов. Исламский фундаментализм стал проблемой и во Франции, где среди 3 млн
мусульман из Магриба в 1994 г. были обнаружены и арестованы 300 исламо-экстремистов,
у которых во время обысков и облав нашли много оружия, боеприпасов, пропагандистской
литературы и целую типографию**.
* Le Monde. 25.01.1994.
** Известия. 14.07-06.08.1994, 28-29.12.1994, 19.06.1997.
Избрание в апреле 1999 г. президентом Алжира А.Бутефлики существенным образом
повлияло как на внутриполитический, так и внешнеполитический курс страны.
Проводимая с первых месяцев прихода к власти новым президентом «политика
национального согласия» способствовала не только улучшению политического климата в
стране, но и создавала имидж демократического Алжира за рубежом*. Позитивно
встреченная на Западе политика демократизации создала благоприятные условия для
активизации дипломатии Алжира на международной арене. Ее действия были направлены
на изоляцию алжирских исламистов на международной арене, на расширение и
укрепление сотрудничества с другими, прежде всего европейскими странами, на
активизацию внешней политики Алжира в целом**.
* Бутефлика А. Выступление на встрече с представителями деловых кругов Российской
Федерации. М., 2001.
** Вестник ИТАР ТАСС. 20.12.1995.
После избрания президентом страны А.Бутефлики алжирской дипломатии удалось
заметно улучшить двусторонние отношения с Францией. Участился обмен посланиями
высших руководителей страны, в 1999 г. в Нью-Йорке состоялась встреча А.Бутефлики с
премьер-министром Франции Л.Жоспеном, в Алжире побывали министры внутренних дел
Ж.-П.Шевенман (июнь), министр иностранных дел Ю.Вед-рин (июль), Председатель
французского сената К.Понселе (ноябрь) и другие. В июле 1999 г. был создан франко-
алжирский торгово-промышленный совет. Самым представительным на Алжирской
международной торговой ярмарке (октябрь 1999 г.) был французский павильон.
Подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. Впервые Алжир,
отказавшись от принципа «вакантного кресла», принял участие во франко-африканской
178
встрече в Париже в декабре 1999 г.* С 1 января 2000 г. в Алжире вновь начал действовать
французский культурный центр.
* El Moudijahid. 29.12.1999.
Важным событием в двусторонних франко-алжирских отношениях явился визит
президента А.Бутефлики в Париж в июне 2000 г. Главная цель визита Бутефлики в Париж
заключалась в том, чтобы открыть новую страницу в отношениях между Алжиром и
Францией. Хотя А.Бутефлика, покидая Париж, и заявил, что он «ничего не просил и
ничего не получил», без сомнения его визит придал новый импульс франко-алжирскому
сотрудничеству*. Характерно, что уже в 2000 г. число выданных виз алжирским
гражданам на въезд во Францию увеличилось с 90 тыс. до 150 тыс. Однако число
желающих посетить Францию и не имеющих возможности получить визу продолжает
оставаться значительным. Существенным моментом в двусторонних отношениях явилось
открытие после длительных проволочек французского генерального консульства в г.
Аннаба в конце 2000 года.
* El Moudjahid. 29.12.1999.
Начало 2001 г. ознаменовалось целой серией визитов французских министров в Алжир. В
январе—феврале Алжир посетили министры по туризму, внутренних дел и министр
иностранных дел.
Среди главных обсуждавшихся вопросов во время пребывания в Алжире министра
внутренних дел Даниеля Вейланта можно выделить два — о визах и о взаимоотношениях
с мусульманской общиной во Франции. Вопрос о визах до сих пор регулируется франко-
алжирским соглашением 1968 г., однако сейчас обстановка значительно осложнилась и
обусловлена во многом тем, что Франция входит в Шенгенскую зону. Именно поэтому
вопрос о визах было решено обсудить в рамках переговоров Алжир — Европейский союз.
Во Франции особое значение приобретает в настоящее время вопрос взаимоотношений с
мусульманской общиной. С учетом этого французский министр внутренних дел имел
деловые встречи с алжирским министром по религиозным делам и рядом других
религиозных деятелей, надеясь, что через алжирцев ему удастся достичь большего
взаимопонимания с руководством мусульманской общины во Франции.
Визит министра иностранных дел Х.Ведрина завершил серию визитов французских
министров. Иллюстрацией улучшения связей являются, прежде всего, три встречи
А.Бутефлики с Жаком Шираком, состоявшиеся за период с июня 2000 г. (во время
конференции «в верхах» ЕС — Африка, Каир; в ходе визита в Париж и встречи
руководителей государств и правительств Франции и Африки, Яунде, январь 2001 г.). В
ходе визита Х.Ведрина подводились итоги развития двустороннего сотрудничества за
последние полтора года, обсуждались наиболее острые вопросы алжиро-французских
связей в экономической, финансовой и политической областях. Стороны констатировали
существенные позитивные подвижки.
Рассматривались также некоторые международные и региональные вопросы: евро-
средиземноморское сотрудничество, активизация деятельности Союза Арабского
179
Магриба, проблемы ближневосточного урегулирования, выборы в Израиле. Алжирские
газеты отмечали, что по главным обсуждавшимся проблемам стороны констатировали
близость или совпадение позиций. Алжир и Франция высказались за активизацию и
расширение евро-средиземноморских связей во всех областях — политической,
социально-экономической, культурной и т.д. Французы приветствовали усилия
алжирского руководства по возобновлению деятельности Союза Арабского Магриба, чему
Франция придает важное значение. В вопросах ближневосточного мирного
урегулирования стороны согласились с тем, что палестинцы имеют право на
самоопределение, создание независимого палестинского государства и высказались за
поиск политических путей решения обострившегося в последнее время кризиса в этом
регионе*.
* El Moudjahid, Аль-Хабр, Аль-Ватан. 10—15.02.2001.
Важное место в переговорах Х.Ведрина занимали вопросы, связанные с готовившимися в
тот период визитами премьер-министра и президента Франции в Алжир*.
* Ibid.
В последние годы алжирской дипломатии удалось также добиться серьезного поворота в
контактах с ЕС. Свидетельством тому стали итоги заседания совета министров
иностранных дел ЕС, состоявшегося 29—30 января 1996 г. в Брюсселе. На нем, в
частности, было принято решение о начале серии переговоров ЕС с алжирским
руководством с целью заключения соглашения о партнерстве по типу документов, уже
подписанных с Марокко и Тунисом. Этим самым западные страны показали, что они берут
курс на восстановление контактов с Алжиром на высоком уровне: сказывается
заинтересованность в близких к Европе нефтегазовых месторождений АНДР, в том числе,
с учетом объявленного еще президентом Л.Зеруалем курса на приватизацию в стране.
В январе 1998 г. в Алжире находилась делегация «европейской тройки» во главе с
английским госсекретарем по иностранным делам Дж.Фетчетом, что позволило
возобновить политический диалог АНДР—ЕС на высоком уровне. В феврале 1998 г.
Алжир посетила делегация Европарламента, традиционно занимающего из-за проблем с
правами человека достаточно критическую по отношению к Алжиру позицию.
Парламентарии провели переговоры с представителями властей и оппозиции, однако
демонстративно отказались от предложения ИФС о встрече.
В ноябре 1999 г. в Алжире находилась делегация «европейской тройки» во главе с
министром иностранных дел Финляндии Т.Халлоненом. Делегация имела длительную
беседу с президентом А.Бутефликой. Перед отъездом из Алжира на пресс-конференции
глава делегации заявил о поддержке ЕС политических и экономических реформ,
проводимых в Алжире, а также о готовности ЕС возобновить прерванные в 1997 г.
переговоры с Алжиром о заключении соглашения о его ассоциации с ЕС. Европейцы
обещали по мере возможности учесть «алжирские особенности» при обсуждении этого
соглашения. Речь, прежде всего, идет о компенсации потерь АНДР (по оценкам экспертов,
более 1,2 млрд долларов США ежегодно) от беспошлинного ввоза европейских товаров на
алжирский рынок*. Алжирцы считают, что ЕС должен внести соразмерный вклад и в
180