ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2614
Скачиваний: 7
Субрегиональная политическая и экономическая интеграция в Латинской Америке
осуществляется посредством функционирования следующих основных структур: Общего
рынка Южного конуса, Андского Сообщества, Центральноамериканского
интеграционного сообщества, Ассоциации карибских государств, Карибского сообщества
и Группы Трех. Крупнейшая из них и наиболее динамично развивающаяся и влиятельная
— Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), созданный в 1991 г. на основе
Асунсьонского договора*. В глобальном масштабе МЕРКОСУР представляет собой по
размерам и экономическому потенциалу второй — после Европейского Союза (ЕС) —
таможенный союз и третью — после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли
(САЗСТ) — зону свободной торговли.
* Первоначально включал в себя Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. В 1997 г.
Чили и Боливия подписали с ним соглашение о вхождении в зону свободной торговли. В
1997 г. Чили получила право голоса практически по всем вопросам, за исключением тех,
что относятся к таможенному союзу.
Организационная структура МЕРКОСУР выгодно отличается гибкостью, простотой и
практичностью. Страны-участницы уже на начальном этапе оформления группировки
поставили целью иметь несложную и недорогостоящую систему органов управления.
Предусматривающая обязательное представительство в них правительства каждой из
четырех стран-участниц, она не предполагает создания какого-либо наднационального
органа. Все решения принимаются на основе консенсуса в присутствии стран-участниц.
Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который
входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он по мере необходимости,
но не реже одного раза в 6 месяцев. Его встречи завершаются проведением саммитов, на
которых утверждаются решения Совета. Исполнительным органом объединения является
Группа общего рынка (ГОР). В ее составе по восемь членов от каждой из стран-участниц
(четыре полномочных представителя и четыре заместителя), назначаемых
правительствами и включающих в обязательном порядке представителей министерств
иностранных дел, экономики, а также центральных банков. Координация деятельности
ГОР осуществляется МИДами стран-участниц. При Группе общего рынка действует
десять рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по
торговле, которая призвана обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках
таможенного союза. Возглавляют Совет и Группу общего рынка страны-участницы
поочередно каждые полгода.
В систему органов МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия,
включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-
экономический форум, образованный с целью обеспечения участия представителей
бизнеса и профсоюзов в подготовке решений путем выработки рекомендация для ГОР. В
состав форума входят представители наиболее влиятельных предпринимательских,
профсоюзных и иных общественных организаций стран-участниц. Технические функции в
МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в
Монтевидео (Уругвай).
Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением
МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина)
принял обязательства участников проводить совместные консультации и осуществлять
201
меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в
одном из государств-членов объединения.
МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей
выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия
успешного продвижения интеграционных начинаний. В 1991 г. был принят Протокол
Бразилиа, определяющий порядок разрешения споров по вопросам толкования,
применения и исполнения положений Асунсьонского договора, заключенных в его рамках
соглашений, а также решений руководящих органов группировки. Если обязательные
прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного
вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, которая выступает посредником и
вырабатывает рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный
суд по данному вопросу, решение которого является окончательным. Однако, как
свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных
вопросов, постоянно возникающих у его участников в результате столкновения интересов,
осуществляется без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов,
основывающихся на политической воле правительств всех стран-участниц Общего рынка
Южного конуса к дальнейшему продвижению интеграционного процесса.
Другим крупным субрегиональным объединением в Латинской Америке является Андская
система интеграции (АСИ), ранее именовавшаяся Андским пактом (АП). Договор о
создании АП («Договор Картахены» или «Андский пакт») был подписан в 1969 г. В
соответствии с решениями глав государств АП, принятыми на встрече в Трухильо (Перу) в
1996 г., эта организация преобразована в Андскую систему интеграции, которая также
известна как Андское сообщество (АС). Основные цели АС: ускорение экономического
развития стран-участниц, совместное финансирование общерегиональных проектов,
координация экономической политики, введение единого таможенного режима, а в
перспективе общего рынка.
Высшим органом АС является Андский президентский совет, собирающийся ежегодно, а
также Совет министров иностранных дел, созываемый по мере необходимости. Руководит
многосторонней и коллективной дипломатией страна-координатор АС, принимающая на
основе ротации его очередной саммит. В рамках Андского сообщества функционируют
Андская корпорация развития, Андский резервный фонд, Ассоциация
телекоммуникационных компаний, Андский институт труда и Союз предпринимателей
АС. Штаб-квартира АС с техническим секретариатом находится в Лиме (Перу). С
середины 90-х годов страны Сообщества ведут активные переговоры с МЕРКОСУР (как в
формате двух объединений, так и на двусторонней основе) о сближении двух
субрегиональных структур с перспективой образования единого Южноамериканского
общего рынка. В 1998 г. АС подписало с МЕРКОСУР рамочное соглашение о намерении
продолжить работу над созданием единого объединения.
В качестве третьего важного центра сосредоточения интеграционных процессов в
Латинской Америке следует выделить регион бассейна Карибского моря и Центральной
Америки. Здесь функционируют сразу четыре интеграционные группировки. Наиболее
структурированной и дипломатически организованной является Карибское сообщество
(КАРИКОМ), учрежденное в 1973 г. согласно Договору Чагуарамас в качестве преемника
Карибской ассоциации свободной торговли (КАРИФТА)*. Главными целями организации
обозначены: достижение экономической интеграции через создание общего рынка;
координация внешней политики государств-членов; сотрудничество в таких областях как
образование, здравоохранение, культура, туризм и др.
202
* На 1 апреля 2001 г. в его состав входили 15 государств: Антигуа и Барбуда, Содружество
Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гаити, Гайна, Гренада, Доминика, Монтсеррат,
Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка.
На правах ассоциированных членов в КАРИКОМ приняты Ангилья, Британские
Виргинские острова, Терке и Кайкос.
Многосторонняя дипломатия КАРИКОМ организована следующим образом: высший
орган — Конференция глав правительств, которая обычно проводится один раз в год. К ее
компетенции относятся утверждение основных принципов и направлений деятельности
сообщества, урегулирование конфликтов между членами, заключение от имени
сообщества международных договоров и др. Решения принимаются единогласно.
Государства-члены имеют право вето. Бюро конференции руководит организацией между
сессиями конференции и контролирует созданные в 1992 г. силы быстрого реагирования.
Совет министров КАРИКОМ является вторым по значимости органом сообщества,
который отвечает за развитие политического, экономического и финансового
сотрудничества.
В его структуре действуют четыре Совета министров: по торговле и экономическому
развитию; по иностранным делам; по гуманитарному и социальному развитию; по
финансам и планированию и 13 постоянных отраслевых комитетов.
Секретариат Карибского сообщества, возглавляемый генеральным секретарем, имеет пять
департаментов (торговля и сельское хозяйство, экономика и промышленность,
функциональное сотрудничество, правовые вопросы, общие вопросы и администрация).
Наряду с организационной работой по проведению конференций и совещаний секретариат
осуществляет контроль за реализацией принятых решений, проводит исследование по
проблемам интеграции, выполняет поручения органов сообщества. Место пребывания
Секретариата — Джорджтаун (Гайана).
В рамках КАРИКОМ действуют ассоциированные институты, к которым по Договору
Чагуарамас относятся Карибский банк развития, Карибский инвестиционный фонд,
Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Вест-Индский
университет и Вест-Индская судоходная компания, а также Ассамблея парламентариев
Карибского сообщества и Карибский суд.
Вторая структура — Центральноамериканское интеграционное сообщество (ЦАИС)* —
действует в Центральной Америке. Главные элементы этого дипломатического механизма
— совещание глав государств и правительств (собирается 1 раз в год), совет министров, в
т.ч. иностранных дел, который созывается по мере необходимости, исполнительный
комитет, включающий представителей президентов стран-участниц, и Генеральный
секретариат со штаб-квартирой в Гватемале. Основными задачами ЦАИС являются
ускорение экономического развития стран Центральной Америки, координация
экономической политики и укрепление политического диалога, устранение торгово-
экономических и валютных ограничений и создание зоны свободной торговли.
* Создано в 1960 г. в соответствии с Договором Манагуа как Центральноамериканский
общий рынок, который в 1993 г. был преобразован в ЦАИС. На 1 апреля 2001 г. включал
Гватемалу, Гондурас, Коста-Рику, Никарагуа, Сальвадор, Панаму и Белиз (с 2000 г.).
203
В регионе бассейна Карибского моря и Центральной Америки функционирует еще одно
объединение латиноамериканских государств — Группа «трех» в составе Мексики,
Венесуэлы и Колумбии, учрежденное в 1989 г. Его руководящие органы — совещание глав
государств, созываемое ежегодно, совещание министров иностранных дел и других
отраслевых министров, собирающихся по мере необходимости и Временный секретариат,
который возглавляют поочередно страны-участницы, сменяясь каждые два года. Работает
секретариат в столице государства-координатора группы. Главная задача Группы «трех» —
создание свободного рынка товаров и услуг с возможным участием стран Центральной
Америки и подключение его в более отдаленной перспективе к САЗТ.
Четвертой и самой представительной субрегиональной структурой бассейна Карибского
моря, объединившей все государства и зависимые территории этого региона, включая
Кубу, стала Ассоциация карибских государств (АКТ). Идея учреждения Ассоциации
принадлежит КАРИ КОМУ. Договор о ее создании был подписан в 1994 г. в Картахене
(Колумбия). Официальный старт деятельности АКГ был дан на учредительной
конференции глав государств-членов в Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго) в 1995 г.* В
соответствии с Договором Картахены организация создавалась как многофункциональный
дипломатический механизм взаимодействия в политической, экономической, социальной
и гуманитарной областях. Однако опыт первых пяти лет работы АКГ продемонстрировал,
что основной акцент в ее деятельности делается на содействие экономическому
сотрудничеству, устойчивому развитию и интеграции стран субрегиона.
* В ее состав на 1 апреля 2001 г. входили 25 государств: Антигуа и Барбуда, Багамские
острова, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада,
Доминика, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа,
Панама, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия,
Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка, а также 12 ассоциированных членов — зависимые
территории Карибского бассейна.
Постоянным руководящим органом этой организации является Совет министров
иностранных дел, председатель которого ежегодно ротируется. Роль вспомогательных
органов выполняют специализированные комитеты, в т.ч. по вопросам развития' и
торговли, окружающей среды и природных ресурсов, науки и техники, транспорта и
туризма. Административные функции возложены на секретариат АКГ, возглавляемый
Генеральным секретарем, с местом нахождения в Порт-оф-Спейн. Секретариат
осуществляет внешние связи Ассоциации и распоряжается ее бюджетом, который
формируется за счет фиксированных квот, установленных для независимых государств-
членов на основе индекса их экономического развития и среднедушевых доходов.
Таковы механизмы многостороннего политического и экономического сотрудничества
латиноамериканских государств в рамках региональной и субрегиональной интеграции.
Остается добавить, что оперативное дипломатическое взаимодействие со всеми
вышеперечисленными организациями и объединениями страны-участницы осуществляют
через свои посольства по месту нахождения секретариатов (постоянных, временных,
генеральных, технических) соответствующих структур. Посольства в данном случае по
совместительству выполняют функции постоянных представительств государств при этих
организациях. Их функционирование на постоянной основе позволяет решать главную
задачу национальной дипломатии каждого государства-члена — достигать
204
взаимопонимания и компромиссов по целому ряду ключевых региональных и
международных проблем при соблюдении своих национальных интересов и формировать
общие подходы и реализовывать их на международной арене, используя потенциал своей
коллективной дипломатии.
Организация многосторонней межрегиональной дипломатии латиноамериканских
государств
Многосторонняя дипломатия латиноамериканских стран в межрегиональном формате
действует на трех основных направлениях: межамериканском, иберо-американском и
азиатско-тихоокеанском.
Высшим форумом межамериканского политического диалога являются встречи глав
государств и правительств стран Западного полушария или, как их еще называют,
Межамериканские саммиты*. Первая такая встреча состоялась в Майами (США) в 1994 г.,
в ходе которой была достигнута договоренность о работе этого форума на постоянной
основе. На второй встрече в Сантьяго-де-Чили в 1998 г. лидеры американских государств
признали оптимальным созывать межамериканские саммиты примерно 1 раз в 2 года. Вся
дипломатическая подготовка саммитов проходит в рамках Организации американских
государств (ОАГ), которая по признанию форума в Сантьяго-де-Чили, является
«зонтичной» организацией для проведения всех крупных мероприятий политического
взаимодействия в «архитектуре» межамериканских отношений.
* В Межамериканских саммитах принимают участие делегации 34 из 35 независимых
государств Западного полушария (Куба не допускается к работе форумов.
ОАГ создана в 1948 г. как преемница Международного союза американских республик,
основанного в 1890 г.* Основные цели организации: поддержание континентального мира
и безопасности, укрепление демократии и обеспечение прав человека, содействие
устойчивому развитию, экономической интеграции и созданию Межамериканской зоны
свободной торговли (МАЗСТ), борьба с коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом
наркотиков.
* ОАГ объединяет все 35 американских государств, однако от участия в ее работе с 1962 г.
была отстранена Куба.
Высший орган ОАГ — проводимая ежегодно на основе ротации в столицах стран-
участниц Генеральная Ассамблея министров иностранных дел. Для оперативного
рассмотрения особо важных вопросов может быть созвано Консультативное совещание
министров иностранных дел. Главным, постоянно действующим органом является
Постоянный совет, состоящий из представителей-послов стран-участниц,
аккредитованных при ОАГ*, и работающий в штаб-квартире ОАГ в Вашингтоне. В его
структуру входят постоянные комиссии (по континентальной безопасности, политико-
правовым, административно-бюджетным вопросам) и рабочие группы. В рамках ОАГ
создан ряд специализированных органов: Межамериканский правовой комитет,
205