Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2614

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Субрегиональная   политическая   и   экономическая   интеграция   в   Латинской   Америке 
осуществляется посредством функционирования следующих основных структур: Общего 
рынка   Южного   конуса,   Андского   Сообщества,   Центральноамериканского 
интеграционного сообщества, Ассоциации карибских государств, Карибского сообщества 
и Группы Трех. Крупнейшая из них и наиболее динамично развивающаяся и влиятельная 
—   Общий   рынок   Южного   конуса   (МЕРКОСУР),   созданный   в   1991   г.   на   основе 
Асунсьонского   договора*.   В   глобальном   масштабе   МЕРКОСУР   представляет   собой   по 
размерам и экономическому потенциалу второй — после Европейского Союза (ЕС) — 
таможенный союз и третью — после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли 
(САЗСТ) — зону свободной торговли.

* Первоначально включал в себя Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. В 1997 г. 
Чили и Боливия подписали с ним соглашение о вхождении в зону свободной торговли. В 
1997 г. Чили получила право голоса практически по всем вопросам, за исключением тех, 
что относятся к таможенному союзу.

Организационная   структура   МЕРКОСУР   выгодно   отличается   гибкостью,   простотой   и 
практичностью.   Страны-участницы   уже   на   начальном   этапе   оформления   группировки 
поставили   целью   иметь   несложную   и   недорогостоящую   систему   органов   управления. 
Предусматривающая   обязательное   представительство   в   них   правительства   каждой   из 
четырех   стран-участниц,   она   не   предполагает   создания   какого-либо   наднационального 
органа. Все решения принимаются на основе консенсуса в присутствии стран-участниц.

Высшим   руководящим   органом   МЕРКОСУР   является   Совет   общего   рынка,   в   который 
входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он по мере необходимости, 
но не реже одного раза в 6 месяцев. Его встречи завершаются проведением саммитов, на 
которых утверждаются решения Совета. Исполнительным органом объединения является 
Группа общего рынка (ГОР). В ее составе по восемь членов от каждой из стран-участниц 
(четыре   полномочных   представителя   и   четыре   заместителя),   назначаемых 
правительствами   и   включающих   в   обязательном   порядке   представителей   министерств 
иностранных дел, экономики, а также центральных банков. Координация деятельности 
ГОР   осуществляется   МИДами   стран-участниц.   При   Группе   общего   рынка   действует 
десять   рабочих   групп   по   конкретным   направлениям   сотрудничества   и   Комиссия   по 
торговле, которая призвана обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках 
таможенного   союза.   Возглавляют   Совет   и   Группу   общего   рынка   страны-участницы 
поочередно каждые полгода.

В   систему   органов   МЕРКОСУР   входят   также   Совместная   парламентская   комиссия, 
включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-
экономический   форум,   образованный   с   целью   обеспечения   участия   представителей 
бизнеса и профсоюзов в подготовке решений путем выработки рекомендация для ГОР. В 
состав   форума   входят   представители   наиболее   влиятельных   предпринимательских, 
профсоюзных и иных общественных организаций стран-участниц. Технические функции в 
МЕРКОСУР   возложены   на   Административный   секретариат,   расположенный   в 
Монтевидео (Уругвай).

Углубление   экономической   интеграции   в   Южном   конусе   сопровождается   укреплением 
МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) 
принял   обязательства   участников   проводить   совместные   консультации   и   осуществлять 
201


background image

меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в 
одном из государств-членов объединения.

МЕРКОСУР   придает   большое   значение   вопросам   создания   системы,   гарантирующей 
выполнение   взятых   странами-участницами   обязательств   как   непременного   условия 
успешного   продвижения   интеграционных   начинаний.   В   1991   г.   был   принят   Протокол 
Бразилиа,   определяющий   порядок   разрешения   споров   по   вопросам   толкования, 
применения и исполнения положений Асунсьонского договора, заключенных в его рамках 
соглашений,   а   также   решений   руководящих   органов   группировки.   Если   обязательные 
прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию  спорного 
вопроса,   он   передается   на   рассмотрение   ГОР,   которая   выступает   посредником   и 
вырабатывает рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный 
суд   по   данному   вопросу,   решение   которого   является   окончательным.   Однако,   как 
свидетельствует   практика   функционирования   МЕРКОСУР,   урегулирование   спорных 
вопросов, постоянно возникающих у его участников в результате столкновения интересов, 
осуществляется   без   Арбитражного   суда   путем   достижения   взаимных   компромиссов, 
основывающихся на политической воле правительств всех стран-участниц Общего рынка 
Южного конуса к дальнейшему продвижению интеграционного процесса.

Другим крупным субрегиональным объединением в Латинской Америке является Андская 
система   интеграции   (АСИ),   ранее   именовавшаяся   Андским   пактом   (АП).   Договор   о 
создании   АП   («Договор   Картахены»   или   «Андский   пакт»)   был   подписан   в   1969   г.   В 
соответствии с решениями глав государств АП, принятыми на встрече в Трухильо (Перу) в 
1996 г., эта организация преобразована в Андскую  систему интеграции, которая также 
известна как Андское сообщество (АС). Основные цели АС: ускорение экономического 
развития   стран-участниц,   совместное   финансирование   общерегиональных   проектов, 
координация   экономической   политики,   введение   единого   таможенного   режима,   а   в 
перспективе общего рынка.

Высшим органом АС является Андский президентский совет, собирающийся ежегодно, а 
также Совет министров иностранных дел, созываемый по мере необходимости. Руководит 
многосторонней и коллективной дипломатией страна-координатор АС, принимающая на 
основе ротации его очередной саммит. В рамках Андского сообщества функционируют 
Андская   корпорация   развития,   Андский   резервный   фонд,   Ассоциация 
телекоммуникационных   компаний,   Андский   институт   труда   и   Союз   предпринимателей 
АС.   Штаб-квартира   АС   с   техническим   секретариатом   находится   в   Лиме   (Перу).   С 
середины 90-х годов страны Сообщества ведут активные переговоры с МЕРКОСУР (как в 
формате   двух   объединений,   так   и   на   двусторонней   основе)   о   сближении   двух 
субрегиональных   структур   с   перспективой   образования   единого   Южноамериканского 
общего рынка. В 1998 г. АС подписало с МЕРКОСУР рамочное соглашение о намерении 
продолжить работу над созданием единого объединения.

В   качестве   третьего   важного   центра   сосредоточения   интеграционных   процессов   в 
Латинской Америке следует выделить регион бассейна Карибского моря и Центральной 
Америки.   Здесь   функционируют   сразу  четыре   интеграционные   группировки.   Наиболее 
структурированной   и   дипломатически   организованной   является   Карибское   сообщество 
(КАРИКОМ), учрежденное в 1973 г. согласно Договору Чагуарамас в качестве преемника 
Карибской ассоциации свободной торговли (КАРИФТА)*. Главными целями организации 
обозначены:   достижение   экономической   интеграции   через   создание   общего   рынка; 
координация внешней политики государств-членов; сотрудничество в таких областях как 
образование, здравоохранение, культура, туризм и др.

202


background image

* На 1 апреля 2001 г. в его состав входили 15 государств: Антигуа и Барбуда, Содружество 
Багамских   островов,   Барбадос,   Белиз,   Гаити,   Гайна,   Гренада,   Доминика,   Монтсеррат, 
Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка. 
На   правах   ассоциированных   членов   в   КАРИКОМ   приняты   Ангилья,   Британские 
Виргинские острова, Терке и Кайкос.

Многосторонняя   дипломатия   КАРИКОМ   организована   следующим   образом:   высший 
орган — Конференция глав правительств, которая обычно проводится один раз в год. К ее 
компетенции относятся утверждение основных принципов и направлений деятельности 
сообщества,   урегулирование   конфликтов   между   членами,   заключение   от   имени 
сообщества   международных   договоров   и   др.   Решения   принимаются   единогласно. 
Государства-члены имеют право вето. Бюро конференции руководит организацией между 
сессиями конференции и контролирует созданные в 1992 г. силы быстрого реагирования.

Совет   министров   КАРИКОМ   является   вторым   по   значимости   органом   сообщества, 
который   отвечает   за   развитие   политического,   экономического   и   финансового 
сотрудничества.

В   его   структуре   действуют   четыре   Совета   министров:   по   торговле   и   экономическому 
развитию;   по   иностранным   делам;   по   гуманитарному   и   социальному   развитию;   по 
финансам и планированию и 13 постоянных отраслевых комитетов.

Секретариат Карибского сообщества, возглавляемый генеральным секретарем, имеет пять 
департаментов   (торговля   и   сельское   хозяйство,   экономика   и   промышленность, 
функциональное сотрудничество, правовые вопросы, общие вопросы и администрация). 
Наряду с организационной работой по проведению конференций и совещаний секретариат 
осуществляет   контроль   за   реализацией   принятых   решений,   проводит   исследование   по 
проблемам   интеграции,   выполняет   поручения   органов   сообщества.   Место   пребывания 
Секретариата — Джорджтаун (Гайана).

В   рамках   КАРИКОМ   действуют   ассоциированные   институты,   к   которым   по   Договору 
Чагуарамас   относятся   Карибский   банк   развития,   Карибский   инвестиционный   фонд, 
Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Вест-Индский 
университет  и  Вест-Индская  судоходная  компания,  а   также   Ассамблея  парламентариев 
Карибского сообщества и Карибский суд.

Вторая структура — Центральноамериканское интеграционное сообщество (ЦАИС)* — 
действует в Центральной Америке. Главные элементы этого дипломатического механизма 
— совещание глав государств и правительств (собирается 1 раз в год), совет министров, в 
т.ч.   иностранных   дел,   который   созывается   по   мере   необходимости,   исполнительный 
комитет,   включающий   представителей   президентов   стран-участниц,   и   Генеральный 
секретариат   со   штаб-квартирой   в   Гватемале.   Основными   задачами   ЦАИС   являются 
ускорение   экономического   развития   стран   Центральной   Америки,   координация 
экономической   политики   и   укрепление   политического   диалога,   устранение   торгово-
экономических и валютных ограничений и создание зоны свободной торговли.

* Создано в 1960 г. в соответствии с Договором Манагуа как Центральноамериканский 
общий рынок, который в 1993 г. был преобразован в ЦАИС. На 1 апреля 2001 г. включал 
Гватемалу, Гондурас, Коста-Рику, Никарагуа, Сальвадор, Панаму и Белиз (с 2000 г.).

203


background image

В регионе бассейна Карибского моря и Центральной Америки функционирует еще одно 
объединение   латиноамериканских   государств   —   Группа   «трех»   в   составе   Мексики, 
Венесуэлы и Колумбии, учрежденное в 1989 г. Его руководящие органы — совещание глав 
государств,   созываемое   ежегодно,   совещание   министров   иностранных   дел   и   других 
отраслевых министров, собирающихся по мере необходимости и Временный секретариат, 
который возглавляют поочередно страны-участницы, сменяясь каждые два года. Работает 
секретариат в столице государства-координатора группы. Главная задача Группы «трех» — 
создание свободного рынка товаров и услуг с возможным участием стран Центральной 
Америки и подключение его в более отдаленной перспективе к САЗТ.

Четвертой и самой представительной субрегиональной структурой бассейна Карибского 
моря,   объединившей   все   государства   и   зависимые   территории   этого   региона,   включая 
Кубу,   стала   Ассоциация   карибских   государств   (АКТ).   Идея   учреждения   Ассоциации 
принадлежит КАРИ КОМУ. Договор о ее создании был подписан в 1994 г. в Картахене 
(Колумбия).   Официальный   старт   деятельности   АКГ   был   дан   на   учредительной 
конференции глав государств-членов в Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго) в 1995 г.* В 
соответствии с Договором Картахены организация создавалась как многофункциональный 
дипломатический механизм взаимодействия в политической, экономической, социальной 
и гуманитарной областях. Однако опыт первых пяти лет работы АКГ продемонстрировал, 
что   основной   акцент   в   ее   деятельности   делается   на   содействие   экономическому 
сотрудничеству, устойчивому развитию и интеграции стран субрегиона.

* В ее состав на 1 апреля 2001 г. входили 25 государств: Антигуа и Барбуда, Багамские 
острова,   Барбадос,   Белиз,   Венесуэла,   Гаити,   Гайана,   Гватемала,   Гондурас,   Гренада, 
Доминика, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, 
Панама,   Сальвадор,   Сент-Винсент   и   Гренадины,   Сент-Китс   и   Невис,   Сент-Люсия, 
Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка, а также 12 ассоциированных членов — зависимые 
территории Карибского бассейна.

Постоянным   руководящим   органом   этой   организации   является   Совет   министров 
иностранных   дел,   председатель   которого   ежегодно   ротируется.   Роль   вспомогательных 
органов   выполняют   специализированные   комитеты,   в   т.ч.   по   вопросам   развития'   и 
торговли,   окружающей   среды   и   природных   ресурсов,   науки   и   техники,   транспорта   и 
туризма.   Административные   функции   возложены   на   секретариат   АКГ,   возглавляемый 
Генеральным   секретарем,   с   местом   нахождения   в   Порт-оф-Спейн.   Секретариат 
осуществляет   внешние   связи   Ассоциации   и   распоряжается   ее   бюджетом,   который 
формируется за счет фиксированных квот, установленных для независимых государств-
членов на основе индекса их экономического развития и среднедушевых доходов.

Таковы   механизмы   многостороннего   политического   и   экономического   сотрудничества 
латиноамериканских государств в рамках региональной и субрегиональной интеграции. 
Остается   добавить,   что   оперативное   дипломатическое   взаимодействие   со   всеми 
вышеперечисленными организациями и объединениями страны-участницы осуществляют 
через   свои   посольства   по   месту   нахождения   секретариатов   (постоянных,   временных, 
генеральных, технических) соответствующих структур. Посольства в данном случае по 
совместительству выполняют функции постоянных представительств государств при этих 
организациях.   Их   функционирование   на   постоянной   основе   позволяет   решать   главную 
задачу   национальной   дипломатии   каждого   государства-члена   —   достигать 

204


background image

взаимопонимания   и   компромиссов   по   целому   ряду   ключевых   региональных   и 
международных проблем при соблюдении своих национальных интересов и формировать 
общие подходы и реализовывать их на международной арене, используя потенциал своей 
коллективной дипломатии.

Организация   многосторонней   межрегиональной   дипломатии   латиноамериканских 
государств

Многосторонняя   дипломатия   латиноамериканских   стран   в   межрегиональном   формате 
действует   на   трех   основных   направлениях:   межамериканском,   иберо-американском   и 
азиатско-тихоокеанском.

Высшим   форумом   межамериканского   политического   диалога   являются   встречи   глав 
государств   и   правительств   стран   Западного   полушария   или,   как   их   еще   называют, 
Межамериканские саммиты*. Первая такая встреча состоялась в Майами (США) в 1994 г., 
в ходе которой была достигнута договоренность о работе этого форума на постоянной 
основе. На второй встрече в Сантьяго-де-Чили в 1998 г. лидеры американских государств 
признали оптимальным созывать межамериканские саммиты примерно 1 раз в 2 года. Вся 
дипломатическая   подготовка   саммитов   проходит   в   рамках   Организации   американских 
государств   (ОАГ),   которая   по   признанию   форума   в   Сантьяго-де-Чили,   является 
«зонтичной»   организацией   для   проведения   всех   крупных   мероприятий   политического 
взаимодействия в «архитектуре» межамериканских отношений.

* В Межамериканских саммитах принимают участие делегации 34 из 35 независимых 
государств Западного полушария (Куба не допускается к работе форумов.

ОАГ создана в 1948 г. как преемница Международного союза американских республик, 
основанного в 1890 г.* Основные цели организации: поддержание континентального мира 
и   безопасности,   укрепление   демократии   и   обеспечение   прав   человека,   содействие 
устойчивому развитию, экономической интеграции и созданию Межамериканской зоны 
свободной торговли (МАЗСТ), борьба с коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом 
наркотиков.

* ОАГ объединяет все 35 американских государств, однако от участия в ее работе с 1962 г. 
была отстранена Куба.

Высший   орган   ОАГ   —   проводимая   ежегодно   на   основе   ротации   в   столицах   стран-
участниц   Генеральная   Ассамблея   министров   иностранных   дел.   Для   оперативного 
рассмотрения особо важных вопросов может быть созвано Консультативное совещание 
министров   иностранных   дел.   Главным,   постоянно   действующим   органом   является 
Постоянный   совет,   состоящий   из   представителей-послов   стран-участниц, 
аккредитованных при ОАГ*, и работающий в штаб-квартире ОАГ в Вашингтоне. В его 
структуру   входят   постоянные   комиссии   (по   континентальной   безопасности,   политико-
правовым,   административно-бюджетным   вопросам)   и   рабочие   группы.   В   рамках   ОАГ 
создан   ряд   специализированных   органов:   Межамериканский   правовой   комитет, 
205