Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2793

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

вия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис. Лига арабских государств имеет статус наблюдателя в Генеральной ассамблее и в под­чиненных учреждениях. Секретариат и штаб-квартира Лиги расположены в Каире.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

АСЕАН (ASEAN — сокращ. от Association of South-East Asian Nations. — Примеч. ред.) была основана в Бангкоке 8 авгус­та 1967 года Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таи­ландом и Филиппинами. Бруней Даруссалам присоединился в 1984, Вьетнам — в 1995, Лаос и Мьянма — в 1997 году. Заявление Камбоджи о вступлении в Ассоциацию было от­клонено в 1997 году. Деятельность Ассоциации направлена на ускорение экономического роста, социальный прогресс и культурное развитие, а также сохранение мира и стабиль­ности в регионе.

Области сотрудничества — политика, безопасность, эко­номика, внутренние и внешние отношения. Основные по­литические инициативы АСЕАН включают Декларацию 1971 года о зоне мира, свободы и нейтралитета (англ. соответ­ствие — ZOPFAN), Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 года (ТАС) и Договор о безъя­дерной зоне в Юго-Восточной Азии (SEANWFZ), заклю­ченный в 1995 году. Региональный форум АСЕАН, образо­ванный в 1994 году, имеет своей целью обеспечение поли­тического диалога и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сфера экономического сотрудничества охватывает тор­говлю и инвестиции; промышленность; продовольственные товары; сельское хозяйство и лесничество; финансы и бан­ковские услуги; транспорт и коммуникации; минеральные ресурсы и электроэнергию; частный сектор. В 1992 году АСЕАН присоединилась к Системе общего действующего преференциального тарифа (англ. соответствие — СЕРТ) для свободной торговой зоны АСЕАН (AFTA), которая стре­мится снизить тарифные ставки до 0—5 процентов к 2000 го-

137


Международные организации и соглашения вне ООН

ду и полностью снять тарифы к 2003 году. Все промышлен­ные товары, в том числе средства производства, перерабо­танные и не подвергшиеся переработке сельскохозяйствен­ные продукты, входят в Систему общего действующего пре­ференциального тарифа. АСЕАН также добивается создания благоприятных условий для торговли посредством снятия нетарифных ограничений, согласования тарифной номен­клатуры, таможенных процедур и определения стоимости. В другие сферы деятельности Ассоциации входят сотруд­ничество в науке и технологиях, защита окружающей среды, культура и информационное обеспечение, социальное раз­витие, контроль за наркотиками.

Большой заслугой АСЕАН стало образование в 1995 году Корпорации развития бассейна реки Меконг с целью обеспе­чения помощи странам бассейна, в частности Камбодже, Лаосу, Мьянме. Область сотрудничества охватывает инфра­структуру, торговлю и привлечение инвестиций, сельское хозяйство, лесное хозяйство, минеральные ресурсы, промыш­ленность, туризм, трудовые ресурсы, науку и технологии; созданы экспертные рабочие группы — по выбору направле­ния финансового развития, техническому содействию, про­ведению анализа экономической эффективности, уставному капиталу и долгам, группа по железной дороге (в процессе рассмотрения) между Сингапуром и Кунмингом в Китае.

Внешние связи АСЕАН сконцентрированы на двух ор­ганизациях:

Региональный форум Л СЕАН

Региональный форум АСЕАН (ARF) был образован в 1992 году с целью развития внешнего диалога по усилению безопас­ности в регионе, что дополняет продолжающийся диалог по безопасности в Тихоокеанском регионе. Членами Форума являются государства АСЕАН, статус наблюдателя имеет Па­пуа Новая Гвинея, партнерами по диалогу, являются: Авст­ралия, Европейский союз, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, Соединенные Штаты Америки, Япония. Форум поддерживает принципы и цели Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и принимает его в качестве кодекса поведения между госу-

138


Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

дарствами региона; фокусирует внимание на мерах по уста­новлению доверия между странами с целью наладить более предсказуемые и конструктивные отношения в Тихоокеан­ском регионе Азии, а также уделяет внимание превентив­ной дипломатии и предусматривает механизм урегулирова­ния конфликтов.

Азиатско-Европейская встреча

Азиатско-Европейская встреча (англ. соответствие — ASEM) была задумана АСЕАН как «соединительное звено» между Азией и Европой. Первая Азиатско-Европейская встреча прошла в Бангкоке 1—2 марта 1996 года с участием глав государств и правительств. Это была первая встреча на выс­шем уровне руководителей Азии и Европы. Участники съезда признали, что Азиатско-Европейские встречи должны быть открытыми и иметь эволюционный характер и что в пери­од между сессиями необходимы мероприятия, не нуждаю­щиеся в учреждении. За время существования Азиатско-Европейские встречи предложили семнадцать проектов-про­грамм, в том числе относящихся к вопросам экономики, окружающей среды, науки и технологий, политики, куль­туры и развития сотрудничества между двумя регионами. Эти проекты находятся на разных уровнях воплощения и включают трансазиатскую железную дорогу между Синга­пуром и Кунмингом и Университетскую азиатско-европей-скую программу обмена. Членами Азиатско-Европейских встреч являются Китай, Япония, Республика Корея, пят­надцать государств — членов Европейского союза и прези­дент Европейской комиссии, а также государства — члены АСЕАН.

Организационная структура А СЕАН

Съезд глав правительств представляет собой высший орган принятия решений в АСЕАН, проводятся также тринадцать отраслевых министерских встреч, включая ежегодные съезды министров иностранных дел и министров экономики. Секре­тариат АСЕАН, возглавляемый генеральным секретарем, рас­положен в Джакарте.

139


Международные организации и соглашения вне ООН

Ассоциация регионального сотрудничества Индийского океана

Образованная в 1997 году, АРСИО имеет целями расширение сотрудничества в вопросах, касающихся взаимных невоенных интересов. Членами являются: Австралия, Индия, Индонезия, Йемен, Кения, Маврикий, Мадагаскар, Малайзия, Мозамбик, Оман, Сингапур, Танзания, Шри-Ланка и Южная Африка.

Банк международных расчетов

Банк международных расчетов (англ. соответствие — BIS) был образован в соответствии с решением межправительственной Конвенции 20 января 1930 года. Это центральное банковское учреждение, которое предоставляет услуги центральным бан­кам и межгосударственным учреждениям. Банк также являет­ся центром экономических и монетарных исследований, пред­оставляет консультации и услуги технического посредника при заключении определенных соглашений, например, с Органи­зацией экономического сотрудничества и развития и Евро­пейским объединением угля и стали (англ. соответствие — ECSC). БМР сотрудничает с другими организациями, такими как МВФ, и начиная с 1982 года особенно полезен в решении проблем ликвидности в странах-должниках посредством пред­оставления краткосрочных банковских ссуд. Тридцать два члена БМР представляют практически все центральные европейские банки, в том числе руководящие денежно-кредитные учреж­дения нескольких неевропейских стран, включая Японию и Соединенные Штаты. Несмотря на то, что часть акций нахо­дится в частных руках, все права голосования и представи­тельства принадлежат центральным банкам стран, в которых акции были выпущены. В соответствии со своим статусом, Банк может проводить только операции, согласующиеся с валютной политикой упомянутых центральных банков, и, как правило, операции имеют краткосрочный характер. Штаб-квартира Банка международных расчетов находится в Базеле.

140


Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация (ВТО), сменившая Гене­ральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, GATTсокращ. от General Argeement on Tariffs and Trade. — Примеч. ред.), была основана 1 января 1995 года и является законо­дательной и организационной базой многосторонней тор­говой системы. Она вырабатывает основные контрактные положения, на базе которых правительства формируют и реализуют свое внутреннее торговое законодательство, а так­же является той платформой, на которой в ситуациях коллективных споров, переговоров и выяснения взаимных претензий строятся торговые отношения между странами. Основными функциями ВТО являются: подготовка и реа­лизация многосторонних и разносторонних торговых сог­лашений, составляющих основу ВТО; предоставление воз­можности для многосторонних переговоров в сфере тор­говли; разрешение споров в сфере торговли; осуществление надзора за торговой политикой, проводимой государства­ми, и сотрудничество с другими международными инсти­тутами, занимающимися решением проблем мировой эко­номики.

В соответствии с положением о предоставлении госу­дарству режима «наибольшего благоприятствования», госу­дарства, входящие в ВТО, обязаны применять к товарам, производимым в странах, связанных договором по линии ВТО, те же стандарты, что и к товарам любой другой стра­ны. Данное положение требует, чтобы к товару, попавшему на рынок из другой страны, было такое же отношение, как к аналогичному товару, произведенному внутри данной стра­ны. В рамках ВТО квоты обычно аннулируются, в то время как таможенные тарифы и пошлины сохраняются. Сниже­ние тарифных ставок, на которое пошли 120 стран, учас­твовавших в Уругвайском раунде переговоров по линии ГАТТ, зафиксировано в национальных документах по тарифным ставкам, которые являются частью разработок ВТО. Сни­жение тарифных ставок, которое почти повсеместно всту­пило в силу за пятилетний период, призвано привести

141