ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2794
Скачиваний: 21
Международные организации и соглашения вне ООН
к 40-процентному снижению тарифов на промышленные товары, ввозимые в развитые промышленные страны. В среднем ставки снизятся с 6,3% до 3,8%.
Члены ВТО также приняли целый ряд обязательств, вытекающих из национальных нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере услуг. Эти обязательства, как и тарифные ставки, были занесены в соответствующие национальные документы. Помимо этого, ВТО проводит работу по расширению и уточнению тех положений ГАТТ, исходя из которых правительства могут вводить компенсационные пошлины на два вида товаров, входящих в категорию так называемых «ложно» конкурентоспособных. Это демпинговые товары и дотируемые. Соглашение по сельскохозяйственной продукции, заключенное в рамках ВТО, направлено на придание торговым отношениям в этой сфере большей справедливости. Соглашение в области интеллектуальной собственности направлено на совершенствование условий состязательности в сферах знаний и изобретений. Аналогичное соглашение действует в сфере предоставления услуг. В рамках ВТО сохранены все положения, направленные на создание благоприятных условий для развивающихся стран, которые действовали в рамках ГАТТ, и особое внимание уделено тем положениям, в которых развитым странам предписывалось помогать развивающимся странам налаживать торговые отношения. Развивающимся странам был определен срок для того, чтобы адаптироваться к более жестким требованиям ВТО. К наименее развитым странам применяется гибкий подход, и они имеют возможность извлекать выгоду из того, что их товарам обеспечен самый легкий доступ на рынки капиталистических стран.
Высшим органом ВТО является Конференция министров, которая созывается раз в два года, в то время как повседневная деятельность осуществляется рядом рабочих органов, в основном Всеобщим советом, который функционирует как арбитражный комитет и как комитет по наблюдению за реализацией торгового законодательства. Всеобщий совет наделяет полномочиями три других главных органа — Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Со-
142
Вышеградская группа
вет по охране авторских прав. В подчинении Всеобщего совета находятся еще четыре органа, создаваемые Конференцией министров, — Комитет по торговле и развитию, Комитет по платежам, Комитет по торговле и экологии и Комитет по бюджету, финансам и администрации. За исполнением многосторонних соглашений в рамках ВТО в областях гражданской авиации, правительственных поставок, торговли молочными продуктами и говядиной следят другие структуры, подотчетные Всеобщему совету.
Во главе ВТО стоит генеральный директор, у которого есть четыре заместителя. На секретариат возлагается обязанность по обеспечению органов ВТО всем необходимым для проведения переговоров и реализации соглашений. Одной из его основных функций является оказание экспертной помощи развивающимся странам и особенно — наименее развитым странам. Экономисты и статистики ВТО готовят аналитические материалы по торговым отношениям и торговой политике, в то время как на юристов организации возлагается ответственность за разрешение торговых споров, требующих толкования положений ВТО и имеющихся прецедентов. Кроме того, секретариат занимается вопросами приема новых членов и оказывает экспертные услуги правительствам, намеревающимся вступить в организацию. Бюджет ВТО равен приблизительно 83 миллионам долларов США, а индивидуальные взносы рассчитываются на основании долевого участия каждого члена в общем объеме торговых сделок, совершаемых всеми партнерами. Часть бюджета перечисляется в Международный торговый центр. Секретариат базируется в Женеве.
Вышеградская группа
Вышеградская группа — это региональная организация по сотрудничеству в сфере общих интересов; ее членами являются Венгрия, Польша, Словакия и Чешская Республика. Основной инициативой является зона свободной торговли Центральной Европы, к которой позже присоединились Словения и Румыния.
143
Международные организации и соглашения вне ООН
Европейская ассоциация свободной торговли/ Европейское экономическое пространство
ЕАСТ (англ. соответствие — EFTA) бала создана на основе Конвенции, подписанной в Стокгольме в 1960 году семью западноевропейскими государствами, которые не вошли в Европейское экономическое сообщество, с целью создания свободной зоны торговли промышленными товарами на базе установленных правил. Данная цель была достигнута в 1966 году, и уже в 1972—1973 годах были заключены соглашения о свободной торговле с Европейским сообществом, что привело к образованию западноевропейской системы свободной торговли. В 1992 году ЕАСТ заключила договор с Европейским союзом о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП, англ. соответствие — ЕЕА), создав систему для свободного (с определенными ограничениями) передвижения промышленных товаров, услуг, капитала и людей. Органы ЕАСТ — Совет министров, Постоянный комитет, Комитет членов парламента, Консультативный комитет и Суд — дополнены совместными организациями ЕАСТ и ЕС. В Ассоциацию входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Генеральный секретариат находится в Женеве. ЕЭП состоит из государств — членов Европейского союза, в том числе Норвегии, Исландии и Лихтенштейна.
Европейский союз
ЕС (англ. соответствие — EU) состоит из пятнадцати государств-членов: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Соединенного Королевства, Финляндии, Франции, Швеции. Все они были участниками подписания или же затем присоединились к Римскому договору 1957 года, Единому европейскому акту 1986 года, Маастрихтскому договору о Европейском союзе 1992 года, Амстердамскому договору 1997 года и различным договорам о вступлении и ассоциирующим соглашениям, предлагающим условия доступа
144
Европейский союз
и перспективы членства в будущем для различных стран региона. Страны-участницы вместе с Исландией, Лихтенштейном и Норвегией создали европейское экономическое пространство со свободным передвижением промышленных товаров, капитала, услуг и людей из всех восемнадцати государств. ЕС также образовал зону свободной торговли с Турцией и провел диалог с двенадцатью государствами Евро-Средиземноморского региона, включая Иорданию, базируясь на решениях Барселонской конференции 1996 года. Римский договор, который не только «призвал другие народы Европы, имеющие общие идеалы, объединить их усилия», но и установил цель «снижения различий, существующих между различными регионами и заброшенными, отсталыми регионами», парадоксально ограничивает, вплоть до настоящего времени, перспективы членства стран, которые могли бы внести финансовый вклад в этот процесс, и пока исключает тех, которые могли бы конкурировать в ресурсах с существующими странами-реципиентами. Следование принципу «зависимости» (имеется в виду: от многих условий. — Примеч. ред.) исключает любое реальное расширение, но эта политика была радикально изменена в июле 1997 года, когда президент Комиссии ЕС представил «Повестку 2000», в которой отмечалось, что «обстановка быстро меняется внутри и вне Союза» и что Союз должен предпринять шаги по собственному развитию и реформированию. Расширение представляет переломный момент в истории Европы, которым следует воспользоваться в интересах укрепления европейской безопасности, экономики, культуры и положения в мире. Из десяти ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы, которые подали заявки на членство, Комиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Венгрии, Польши, Эстонии, Чешской Республики, Словении, а также Кипра. В последующем переговоры о вступлении должны быть начаты с Болгарией, Латвией, Литвой, Румынией и Словакией. Следующая межправительственная конференция должна обсудить, среди прочего, институциональные реформы и реорганизацию, а также общую аграрную политику.
ЮЗак 235 145
Международные организации и соглашения вне ООН
Цель шести первых членов Римского договора состояла в преодолении барьеров в торговле, организации процесса, ведущего к «более тесному союзу» (преамбула договора), и, что было наиболее принципиальным достижением, «установлении общего рынка и прогрессирующего сближения экономических политик государств-членов» (статья 2). Как сказал Жан Моне, создатель Сообщества, «мы создаем не ассоциацию государств, мы создаем союз народов», и потому административные процедуры, принятие решений в Европейском экономическом сообществе структурно были созданы так, чтобы способствовать процессу, ведущему к цели объединения.
Этот политический замысел был озвучен в 1969 году в Гааге, где цель «прокладывание пути к объединенной Европе» была признана и затем подтверждена в 1983 году в Штут-гратской торжественной декларации, а в 1986 году в Едином европейском акте государства-члены взяли на себя обязательства по «трансформации отношений в целом среди государств внутри Европейского союза» (преамбула) и поставили условие, что «европейские сообщества и европейская политическая кооперация (то есть гармонизация внешней политики) будут иметь своей целью совместный вклад в создание прогресса по направлению к европейскому единству» (статья 1). Основное положение разработанного акта, продолжающего процесс объединения, состояло в уменьшении силы права вето отдельных членов правительств на основе расширения системы квалифицированного большинства при голосовании в Совете министров.
Процесс создания экономической вовлеченности и зависимости зашел так далеко для большинства государств-членов, что движение к европейскому объединению перешло в следующую стадию, наступившую в 1992 году с подписанием Маастрихтского договора, который установил цель — «учреждение Европейского союза как нового уровня в процессе создания более тесного союза между народами Европы». Это обусловило то, что Союз стал обретать реальность, среди прочего, через установление экономического и финансового союза, включавшего создание единой валюты и введение гражданства ЕС. Кроме того, Союз начал стре-
146