Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2673

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Европейский союз

миться «утвердить идентичность на международной арене, и в частности через проведение совместной внешней поли­тики и обеспечение безопасности».

Маастрихтский договор, в отличие от американской конс­титуции, не определяя специальные функции, которые можно было бы передать центральной власти, наделил Европейский суд полномочиями определять ту ответственность, которую власть должна принять, чтобы полностью соответствовать це­лям создания Союза. Оказалось, однако, что цель государств-членов — то есть политический союз — связывает их взаим­ными обязательствами. Договор представляет собой динамич­ную концепцию процесса интеграции, которая обязывает правительства делать дальнейшие шаги к достижению цели союза, устанавливает источник права Европейского союза и действующий текст. Вместе с Римским договором и Единым европейским актом Маастрихтский и Амстердамский догово­ры могут быть интерпретированы как переход от конфедера­ции к федерации de facto одиннадцати стран, которые согла­сились объединить свои национальные валюты и экономичес­кую политику в 2002 году — к концу 40-летнего процесса объединения и началу процесса переговоров о структуре и системе управления для настоящих и будущих членов Союза.

Начиная с подписания Римского договора, происходит повышение уровня сотрудничества, которое имело место меж­ду странами Западной Европы в общем и внутри Союза в частности, где был достигнут высокий уровень стандарти­зации и соответствия. Установленная цель «свободы четырех передвижений» — промышленных товаров, услуг, капитала и рабочей силы — была в основном достигнута к январю 1993 года, нетарифные барьеры в торговле были в основном преодолены. Сельское хозяйство централизованно регули­ровалось и оставалось больше предметом политики, чем эко­номики. Несмотря на то что существенный прогресс был достигнут в осуществлении трансфера ресурсов от индустри­альных к сельскохозяйственно зависимым государствам и трансфера финансовой помощи менее развитым регионам Союза (так называемая «связующая» политика), наиболее важ­ной целью оставалась «экономическая конвергенция».

147


Международные организации и соглашения вне ООН

Введение единой валюты — евро — поможет обеспечить устойчивость Союза, добиться результата одиннадцати странам, которые достигли маастрихтских критериев к 1999 году. Их на­циональные валюты прекратят существование в 2002 году. Вот эти критерии: отношение между бюджетным дефицитом 1997 года и ВВП (валовым внутренним продуктом. — Примеч. ред.) не должно превышать 3 процента; отношение в 1997 го­ду между ВВП и государственным долгом не должно превы­шать 60 процентов; уровень инфляции в 1997 году не должен превышать 1,5 процента в среднем от трех наиболее успеш­ных государств-членов; уровень прибыли не должен быть ни­же 2 процентов от трех лучших государств-членов; курс валю­ты должен находиться в основном в пределах 2,25 процента от показателей Европейской валютной системы за последние два года. «Пакт стабильности» должен гарантировать, что го­сударства-члены используют общую валюту в основном как фискальную дисциплину.

В области внешней политики и безопасности Амстердам­ский договор учреждает Секретариат по международным де­лам с генеральным секретарем Совета министров в качестве делегата. Решения принимаются голосованием квалифици­рованного большинства, с возможностью вето, если это за­трагивает жизненные интересы государства, однако с эле­ментами гибкости, которые позволяют членам принимать собственные внешнеполитические решения, к которым не обязательно присоединяться всем. Внешнеторговый курс и диалог в отношениях с АСЕАН и Группой Рио остаются обязанностью внешней политики Комиссии, как и расши­рение сети представительств за рубежом.

Вопросы юстиции и внутренних дел, иммиграции, убе­жища, визовой политики (и в итоге — устранения границ в рамках Шенгенской системы) решаются единогласным го­лосованием в Совете, временно Британия, Дания и Ирлан­дия имеют право не участвовать в этом. Оборона в принци­пе вверяется Западноевропейскому союзу, который пред­ставлен в Маастрихтском договоре «как интегральная часть Европейского союза», но практически остается отдельной организацией многостороннего соглашения.

148


Европейский союз

Органы Европейского союза:

Комиссия (Европейских сообществ), которая состоит из двад­цати членов, назначенных правительствами государств-учас­тников, но действует независимо от них. Франция, Германия, Италия, Испания и Соединенное Королевство назначают по два члена каждая, другие страны — по одному каждая. Ко­миссия имеет исключительное право осуществлять меры, ко­торые одобрены Союзом, во всех делах, касающихся Евро­пейского экономического сообщества, и в рамках Договора о Европейском союзе имеет дополнительное право иниции­ровать предложения в области внешней политики, безопас­ности, юстиции и внутренних дел. Совет министров в неко­торых случаях просит Комиссию принять определенные ме­ры. Каждый член Комиссии назначен его (или ее) государством на пять лет, и его (или ее) конкретная функция в администра­ции определяется президентом Комиссии.

Совет министров, который состоит из министров, назна­ченных и представляющих каждое из пятнадцати государств, обсуждает и вносит предложения в Комиссию, а также мо­жет наложить вето. Решения чаще всего принимаются го­лосованием квалифицированного большинства, но иногда требуется единогласное голосование. Голосование большин­ством организуется в соответствии с численностью населе­ния стран: Соединенное Королевство, Франция, Германия, Италия имеют десять голосов, Испания — восемь, Бельгия, Нидерланды, Греция и Португалия — пять, Австрия и Шве­ция — четыре, Финляндия, Ирландия и Дания — три и Люксембург — два. Двадцать шесть голосов являются бло­кирующим меньшинством в Комитете по общим вопросам, состоящем из министров иностранных дел.

Европейский парламент состоит из 626 членов, избранных прямым голосованием: девяносто девяти членов из Герма­нии; восьмидесяти семи из Франции, Италии и Соединен­ного Королевства; шестидесяти четырех из Испании; трид­цати одного из Нидерландов; двадцати пяти из Бельгии, Греции и Португалии; двадцати двух из Швеции; двадцати одного из Австрии; шестнадцати из Дании и Финляндии; пятнадцати из Ирландии и шести из Люксембурга. Парла-

149


Международные организации и соглашения вне ООН

мент имеет право консультаций и дискуссий; может пред­лагать изменения в бюджет Сообщества, вносить или от­вергать некоторые детали, а также обладает полномочиями отклонять состав Комиссии (чего на практике никогда не было сделано). Парламент обладает также компетенцией по отношению к новым членам Союза и правом вето в вопро­сах, касающихся в основном внутреннего рынка и в неко­торой степени — внешней политики, договоров и внутрен­ней безопасности.

Европейский суд, который состоит из шестнадцати незави­симых судей, является высшим судом в делах, касающихся Союза, и в целом в отношении интерпретации союзных до­говоров. Суд охраняет «новый правовой порядок» и интер­претирует право как путь «для конкретного продвижения к европейскому единению». Суд обладает также правом сбора штрафов по рекомендации Комиссии с государств, которые не выполнили обязательств по Римскому договору (статья 171).

Кроме Экономического и социального комитета и Со­вета регионов действуют:

Европейский совет (или саммит), который состоит из глав государств или правительств стран — участниц Европейского союза вместе с министрами иностранных дел и президентом Комиссии, которые встречаются, по крайней мере, два раза в год; его основное предназначение — определять всеобщую политику.

Президентство в Совете — чередуются через каждые шесть месяцев представители стран-членов. Страна, которая пред­седательствует в Совете, также председательствует в раз­личных советах, на заседаниях комитетов, определяет их повестку, а министр иностранных дел произносит вступи­тельное слово в Европейском парламенте. «Тройка» — быв­ший, настоящий и будущий председательствующий — пред­ставляет Европейский союз в вопросах безопасности и внеш­ней политики, где это необходимо.

Комитет постоянных представителей (англ. соответствие — COREPER), который состоит из двух комитетов: один — пос­тоянных представителей (то есть послов) государств-членов,

150


Западноевропейский сою.

аккредитованных в Европейском союзе, и другой — в кото­рый входят заместители постоянных представителей. Оба встречаются каждую неделю, их основная задача — осущес­твлять процесс и готовить материалы для обсуждений и ре­шений Совета ЕС. Они также исполняют функции, делеги­рованные Советом.

Специальные отношения были установлены между членами Союза и ранее зависимыми от них территориями на основе Яундской, Арушской и в последующем Ломейской конвен­ций. Длительность IV Ломейской конвенции распространя­ется на период с 1990 по 2000 год; в ней участвуют пятнадцать стран ЕС и более семидесяти государств АКТ (Африка, Ка­рибы и Тихоокеанский регион, англ. соответствие — АСР), и она имеет бюджет в 12 миллионов евро. Из этой суммы Евро­пейский фонд развития (англ. соответствие — EDF) обеспе­чивает 10,8 миллиона евро, в основном в форме грантов на национальные и региональные программы, а также на ком­пенсацию убытков в сельскохозяйственном экспорте (для STABEX) и помощь горнодобывающим моноэкономикам (для SYSMIN). Европейский инвестиционный банк (EIB) обеспе­чивает 1,2 миллиона евро в форме займов на специальные проекты. В отношении торговли ЕС обеспечивает беспош­линный доступ почти для всех АКТ-экспортеров и льготные цены для квот на сахар. Органами Конвенции являются Совет министров ЕС/АКТ, который собирается ежегодно, Комитет послов ЕС/АКТ, который встречается каждые шесть месяцев, И совместная Ассамблея ЕС/АКТ, состоящая из делегатов стран АКТ и равного количества членов Европейского парламента, которая собирается ежегодно. Секретариат АКТ находится в Брюсселе по адресу: 451 Ave. Georges Henri.

Западноевропейский союз

Западноевропейский союз (англ. соответствие — WEU) являет собой образец переходного этапа в сфере обороны и безопас­ности, через который проходят Северная Америка, Западная, Центральная и Восточная Европа после окончания холодной войны. Поначалу это объединение рассматривалось в первую

151