Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2626

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отношения с иностранными миссиями

Отношения с иностранными миссиями

Министерство иностранных дел (или его эквивалент) — это канал, через который другому государству, его дипломати­ческому представителю или международной организации следует осуществлять все представления правительству. Ес­ли запрос носит в целом технический или рутинный харак­тер, министерство может уполномочить соответствующий технический отдел для ведения дальнейшей корреспонден­ции напрямую с заинтересованной миссией или организа­цией, но первичное обращение и все существенные вопро­сы традиционно адресуются министерству.

На практике одновременно со стремительным расшире­нием масштаба и степени международного сотрудничества с момента образования Организации Объединенных Наций и региональных экономических и политических организаций появилась тенденция принятия правительственными органами большей по сравнению с МИДом ответственности за между­народные переговоры в пределах их сферы деятельности.

Когда министр иностранных дел принимает служебные обя­занности, он в письменной форме уведомляет об этом всех дипломатических представителей иностранных государств и в последующем организует визит каждого из них или (в крупных державах) прием, на котором он может встретиться с ними. Когда министр оставляет пост, он также уведомляет их об этом соответствующим образом и сообщает имя своего преемника. Кро­ме того, о таких изменениях министр информирует диплома­тических представителей собственного государства за рубежом.

Глава дипломатической миссии (если он не является пове­ренным в делах en titre) является представителем главы одного государства перед главой другого, и, хотя для него не всегда целесообразно требовать права доступа к главе государства или во многих странах — к главе правительства, он обладает, согласно обычаям и правилам учтивости, правом обращения к ми­нистру иностранных дел в любое время с целью обсуждения воп­росов особой важности между двумя государствами. Однако те­кущие вопросы, как правило, решаются между главой миссии или членом дипломатического состава миссии и соответствую­щим должностным лицом в Министерстве иностранных дел.

27


Министерство иностранных дел

Когда министр иностранных дел изъявляет желание пере­дать сообщение другому правительству, у него есть два воз­можных средства общения: через дипломатического предста­вителя собственного государства в соответствующем иностран­ном государстве или через представителя того государства в собственном правительстве министра. (Поскольку любое пра­вительство — это инструмент главы государства, главу миссии можно по праву назвать представителем одного правительс­тва в другом.) В большинстве случаев правительство делает официальные обращения через своего представителя за рубе­жом, но официальные протесты часто объявляются иностран­ному представителю, с которым можно быстрее связаться, что, очевидно, эффективнее. Иногда используются оба способа од­новременно. Вызывая главу миссии и беседуя напрямую с глазу на глаз, требуя разъяснений, министр иностранных дел од­нозначно подчеркивает степень своего недовольства, особен­но если известно, что время, выбранное для встречи, совпада­ет с завтраком дипломата или игрой в гольф.

Отношения с дипломатическим корпусом

Вопросами, касающимися дипломатического корпуса в це­лом и правительства страны, в которой его члены уполно­мочены представлять интересы или назначены на должность, занимаются старший глава миссии (известный как дуайен) и соответствующий министр или начальник протокольного отдела. Термин «дуайен» дипломатического корпуса соот­ветствует термину «старшина дипломатического состава»; в англоговорящей среде обычно пользуются термином «стар­шина дипломатического корпуса».

При назначении старшины или дуайена старшинство гла­вы миссии основывается на продолжительности периода непрерывной службы в этой должности. В некоторых стра­нах (особенно в Латинской Америке) апостольский нунций всегда является дуайеном. В практике нередко, также осо­бенно в Латинской Америке, специальное положение уста­новлено для армейских служащих: атташе назначаются из служащих протокольного отдела Министерства обороны.

28


Глава 3

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Обшие замечания и определения

В состав дипломатического представительства (иначе — миссии), установленного в дипломатической столице государства, входят дипломатический представитель, который должен быть соот­ветствующим образом назначен одним государством и признан другам, а также персонал миссии. В принимающем государстве только один человек может представлять другое государство, и именно он является главой представительства, ответственным за все его действия. Персонал миссии, строго говоря, не имеет прямых репрезентативных функций и только помогает главе.

Дипломатическая терминология часто непонятна и спо­собна ввести в заблуждение. Венская конвенция о дипло­матических сношениях 1961 года помогает внести ясность, определив штат дипломатического представительства сле­дующим образом (с французским эквивалентом в скобках):

  1. «глава представительства» (chefde mission) — человек, на
    которого направляющим государством возложена обя­
    занность действовать в этом качестве;

  2. «членами представительства» (membres de la mission) яв­
    ляются глава и члены персонала;

  3. «члены персонала представительства» {membres du personnel
    de la mission) — члены дипломатического персонала, ад­
    министративно-технического персонала, а также обслу­
    живающего персонала миссии;

  4. «членами дипломатического персонала» (membres du per­
    sonnel diplomatique) являются члены представительства,
    имеющие дипломатический ранг;

29


Дипломатическое представительство

  1. «дипломатический агент» {agent diplomatique) — глава
    представительства или член дипломатического персонала
    представительства;

  2. «членами административно-технического персонала»
    {membres du personnel administratif et technique) являются
    члены представительства, осуществляющие администра­
    тивно-техническое обслуживание представительства;

  3. «членами обслуживающего персонала» {membres du per­
    sonnel de service) являются.члены персонала представи­
    тельства во внутренней службе представительства;

(h) «личный служащий» {domestique prive) — человек, заня­тый во внутренней службе члена представительства и являющийся служащим направляющего государства.

Термин «дипломатический агент», ранее относившийся толь­ко к главе миссии, в настоящее время относится также к чле­нам дипломатического персонала миссии, к атташе, совет­никам и сотрудникам других служб при условии, что они обладают дипломатическим рангом.

Термин «дипломатический ранг» не определен, но использу­ется в данном контексте для описания ряда должностей в диплома­тической миссии, занимающие эти посты традиционно наде­ляются всеми дипломатическими привилегиями и иммуните­тами. Термин «дипломатический агент» также является более точным словом для описания главы и членов дипломатичес­кого персонала представительства. Общепринятая термино­логия использует слово «дипломат», хотя это менее точно.

Структура представительства отражает его функции, и описываемая ниже модель остается действительной, даже если все эти функции выполняются одним человеком (как это может быть в некоторых конкретных случаях).

Глава представительства

Глава представительства является ответственным за все дей­ствия, связанные с его миссией. Он может передать различ­ные функции своему персоналу, но он один несет ответ­ственность и за свое руководство, и за то руководство, ко­торое осуществляется другими, уполномоченными им.

30


Глава представительства

Независимо от количества персонала миссии существует перечень вопросов, которым глава миссии обычно уделяет личное внимание:

  1. разработка дипломатической политики;

  1. передача принимающему правительству мнения своего
    правительства по важнейшим вопросам, касающимся об­
    щих интересов и общей политики; в таких делах глава
    миссии действует в качестве связующего звена между
    двумя правительствами;

  2. доклад своему министерству о событиях политического
    и экономического характера, независимо от того, име­
    ют ли они прямое значение (то есть национальный бюд­
    жет или изменения в кабинете министров) или косвенное
    значение (то есть перемены и тенденции в социальных
    и экономических условиях), и о комментариях третьих
    сторон (то есть статьи из местных газет, мнения дипло­
    матов);

  3. осведомленность о влиятельных людях и источниках на­
    циональной власти в государстве, в котором он служит;

  4. официальное и личное поведение, которое должно
    укреплять репутацию страны, которую он представляет;

  5. расширение круга друзей, насколько это возможно, с
    целью обеспечения выполнения указанного выше (а),
    (с), (
    d) и (е).

Основная обязанность главы миссии состоит в формулировке дипломатической политики миссии, в этом ему помогают главные советники — главы различных отделов миссии. Дип­ломатическая политика представительства может быть более точно определена как осуществление конструктивного под­хода ко всем вопросам, касающимся отношений между главой государства, которое представляет миссия, и главой государства, в котором аккредитована эта миссия. В основе такой политики лежит обсуждение различных политических мнений и подходов, политическая мудрость, хорошее знание и понимание людей и правительств двух государств. Дипло­матическая политика может иметь форму рекомендаций со стороны главы представительства своему правительству

31