Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2738

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установление дипломатических отношений

В случае смерти или прекращения правления главы го­сударства, который является сувереном, верительные гра­моты всех глав миссий, аккредитованных для переговоров с сувереном, становятся недействительными; так же теряют силу и верительные грамоты, выданные сувереном, и в обоих случаях подлежат перевручению. Однако это требование не­применимо в случае смерти президента или прекращения его срока правления и уже не действует в королевствах Да­нии, Швеции и Нидерландов.

Вступление в силу полномочий

Моментом принятия полномочий главой миссии посольс­кого ранга в стране, в которой он аккредитован, является вручение им своих верительных грамот главе государства. В нескольких государствах (в частности в Великобритании) датой принятия послом своих функций считается дата уве­домления им соответствующего министерства (обычно ми­нистерства иностранных дел) о своем прибытии и пред­ставления рабочей копии верительной грамоты (copie d 'usage). Церемонии официального приема глав миссий проводятся в порядке их прибытия для принятия своих функций.

Гражданство главы миссии

Глава миссии, за исключением особых случаев, имеет граж­данство того государства, которое он представляет, но это требование не обязательно применимо к его супруге (-гу). Во многих дипломатических службах должностные лица могут получать особое разрешение на брак с иностранны­ми гражданами при условии, что обстоятельства и граж­данство супруга(-ги) ни в коем случае не представляют уг­розы и не препятствуют карьере должностного лица. В араб­ских странах, согласно общему правилу, дипломаты не могут вступать в брак с иностранными гражданами, хотя в неко­торых случаях глава государства может дать официальное разрешение на брак с другими представителями арабского происхождения.

2 3ак. 235 17


Дипломатические отношения

Гражданство членов дипломатического состава

Члены дипломатического состава миссии, в принципе, дол­жны быть гражданами государства, которому они служат, но в исключительных случаях они могут быть гражданами того государства, в котором расположена миссия. В таких случаях необходимо получить особое согласие принимаю­щей стороны, которое может быть отозвано в любое время. Такие дипломаты пользуются только ограниченными при­вилегиями и неприкосновенностью (см. с. 76).

Аккредитация в нескольких странах

Глава миссии может получить аккредитацию (а члены дип­ломатического состава миссии — назначение) в нескольких странах, если ни одна из этих стран не имеет возражений. При наличии данных условий поверенные в делах ad interim или, в некоторых случаях, члены дипломатического состава низшего ранга могут назначаться в дипломатические мис­сии в тех столицах, где глава миссии не имеет своего посто­янного представительства.

Международные организации: аккредитация главы миссии

Глава миссии (или любой член дипломатического состава его миссии) может выступать представителем своего госу­дарства в любой международной организации, и в этом слу­чае необязательно информировать государство, в котором он аккредитован, и оно не вправе высказывать какое-либо возражение.

Размещение дипломатической миссии

Дипломатическая миссия располагается в столице государ­ства. Дополнительные офисы, образующие часть миссии, могут располагаться в других регионах страны в случае полу­чения особого разрешения государства. В некоторых странах, например в Нидерландах, дипломатическая столица (Гаага) не совпадает со столицей государства (Амстердам).

18


Установление дипломатических отношений

Размер миссии

Размер дипломатических миссий может быть взаимно согла­сован. В противном случае государство может потребовать соблюдения разумных ограничений на количество членов миссии, учитывая обстоятельства и ситуацию в принимаю­щем государстве и потребности миссии. В рамках таких огра­ничений и при соблюдении принципа репрезентативности своих граждан государство имеет право назначать сотрудников любой дипломатической миссии по собственному желанию. Что касается военных, морских и военно-воздушных атташе, Министерство иностранных дел может конфиденциально потребовать, чтобы их имена были предварительно сообще­ны для получения одобрения, прежде чем будет произведе­но какое-либо назначение на пост. Государство также может отказать в принятии официальных лиц отдельных категорий при условии, что ограничение будет применяться ко всем дипломатическим миссиям в государстве без исключения.

Право представлять интересы в нескольких странах

Два государства и более могут в исключительных обстоя­тельствах аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы миссии в другом государстве при отсутствии возражений со стороны принимающего государства.

Объявление персоны «нон грата» или «нежелательной»

Любое государство имеет право объявить главу миссии или члена его дипломатического состава нежелательной персо­ной {персоной нон грата) и информировать об этом его пра­вительство. В этом случае функции дипломата потеряют силу и он будет отозван (если он не является гражданином или постоянным резидентом государства, в котором несет службу). Если его правительство не предпринимает такого шага, при­нимающее государство может отказать ему в признании его членом миссии. Объявление персоны нон грата может быть сделано либо до, либо после прибытия дипломата, и изло­жения причины тому не требуется.

19


Дипломатические отношения

Таким же образом нежелательной персоной может быть объявлен сотрудник административного и технического пер­сонала.

Существуют два принципиальных основания для объявле­ния дипломата персоной нон грата: причины, которые вызваны личными недостатками и приводят к криминальному или антисоциальному поведению, и преднамеренные действия, угрожающие безопасности или другим интересам государства и совершаемые под прикрытием дипломатической неприкос­новенности. Кроме того, возможным предлогом для объявле­ния такого статуса является месть другому государству за объяв­ление одного из его собственных дипломатов персоной нон грата. И хотя такая практика противоречит духу междуна­родных отношений, она, к сожалению, применяется нередко.

Обязательства, которые берет на себя принимающая сторона

Подразумевается, что, дав согласие на размещение посто­янной дипломатической миссии, государство принимает на себя некоторые обязательства: оно должно предоставить такие условия и неприкосновенность, которые обеспечат удовлетворительное функционирование миссии. Оно так­же должно наделить сотрудников миссии личным привиле­гиями и неприкосновенностью, необходимыми им для вы­полнения своих функций без опасений и препятствий. Эти обязательства изложены в главе 5 «Дипломатические при­вилегии и иммунитеты».

Отсутствие полной дипломатической миссии. Обострение дипломатических отношений

Ни одно государство не содержит дипломатической мис­сии в каждой столице мира, большинству из них приходит­ся выбирать и устанавливать баланс между своими нацио­нальными интересами и необходимыми затратами. Проблема

20


Отсутствие полной дипломатической миссии

отсутствия полного дипломатического представительства в определенном государстве может быть решена одним из че­тырех способов:

  1. просьбой к правительству, которое представлено посто­
    янной миссией в таком государстве, действовать и от его
    лица, на что правительство может согласиться при по­
    лучении одобрения принимающего государства. При та­
    ких условиях глава постоянной миссии обычно сводит
    свою деятельность к передаче сообщений между двумя
    заинтересованными правительствами и консульским воп­
    росам, и если бы возник конфликт между интересами
    его собственного и иностранного правительства, от чье­
    го имени он действовал, превалировали бы интересы
    его собственного государства;

  2. аккредитованием одного из глав миссий в другом госу­
    дарстве в качестве нерезидента или «приглашенного» гла­
    вы миссии в соответствующем государстве;

  3. размещением дипломатической миссии, возглавляемой
    аккредитованным иностранным главой миссии, имею­
    щим стасус поверенного в делах ad interim. На практике
    из-за сложности, с которой сталкивается несколько го­
    сударств в подборе адекватного дипломатического сос­
    тава для заполнения вакансий, принимающая сторона
    обычно соглашается, чтобы такую миссию возглавлял
    дипломат более низкого ранга;

  4. аккредитацией очень высокого официального лица (нап­
    ример, постоянного секретаря Министерства иностран­
    ных дел) в качестве нерезидента или «приглашенного»
    главы миссии в нескольких государствах при сохранении
    места жительства в столице собственного государства.

В некоторых случаях дипломатические миссии могут быть отозваны в результате обоюдного согласия между заинтере­сованными государствами, например, на основании того, что изменившиеся обстоятельства привели к отсутствию не­обходимости в существовании миссий или их неэкономич­ности. Отзыв миссии может также рассматриваться как пред­намеренный шаг внешней политики, и во времена прямоли-

21