ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2740
Скачиваний: 21
Дипломатические отношения
нейной «дипломатии канонерок»1 отзыв миссии с последующим разрывом дипломатических отношений был логической прелюдией к войне. На практике лишь угрозы таких действий крупной державы было обычно достаточно, чтобы убедить меньшую державу в том, что пора пересмотреть ее внешнюю политику. Сегодня этот маневр иногда применяется скорее не как угроза, а как протест, но при этом его эффект ограничен и обычно не соразмерен с неудобством, которое он создает всем вовлеченным сторонам.
Даже когда миссия отозвана и дипломатические отношения формально прерваны, контакты редко прекращаются: государства мира становятся все в большей степени взаимозависимыми, и дипломатические отношения часто продолжаются на другом уровне, чем ранее, но (при условии, что у принимающей стороны нет возражений) через посредников или «надежные ведомства» государства, которое представлено постоянной миссией в этой стране. В некоторых случаях страну покидает только глава миссии, обычно «для консультаций», и возвращается в течение короткого промежутка времени. При более серьезных обстоятельствах глава миссии и большинство состава покидают страну, оставляя вместо себя «отдел интересов» как часть миссии защитного характера, которая следит за соблюдением интересов своего государства. Члены «отдела защиты интересов» сохраняют за собой личные дипломатические привилегии и неприкосновенность, ведут переговоры со своим правительством на привилегированной основе от лица своего отдела и продолжают функционировать в обычном режиме, за исключением того, что они не могут вывешивать свой национальный флаг или изображать национальный герб на своих официальных помещениях. Если они вывешивают флаг или герб, то только тот, который принадлежит «отделу интересов».
1 Под «дипломатией канонерок» понимают дипломатию, основанную на силовом давлении и шантаже, опирающуюся на постоянную угрозу применения военной силы. Канонерка (фр. canonniere) — небольшое военное судно, действующее в мелководье, неожиданно появляющееся у того или иного берега. После такого появления переговоры велись с опорой на угрозу применить всю артиллерийскую мощь канонерок. В XX веке в подобной дипломатии часто обвиняли США, которые неоднократно демонстрировали мощь своего военно-морского флота для оказания политического давления в том или ином регионе. — Примеч. ред.
22
Глава 2
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
Структура и функции
Во всех странах среди членов правительства есть одно лицо, которое несет ответственность за отношения с другими государствами и международными организациями. Степень его личной ответственности зависит от государства, так же, как и его титул: министр иностранных дел, государственный секретарь (в США), государственный секретарь по иностранным делам и делам Содружества (в Великобритании) и т.д. Должностными обязанностями министра являются проведение внешней политики своего государства и управление его международными отношениями. Свои функции он осуществляет при помощи постоянного состава своего министерства и глав своих миссий за рубежом, а также посредством глав иностранных миссий, аккредитованных в его государстве. Состав министерств в значительной степени зависит от государства, но основные функции, выполняемые министерством, подразумевают, что в его состав должны входить:
Политический отдел — обычно имеет региональные подразделения, например: Латинская Америка, Австралия.
Отдел Организации Объединенных Наций — деятельность включает подготовку директив или сводок.
Отдел других международных и региональных организаций — в функции включены координация и подготовка нетехнических сводок.
Договорный отдел — работает в тесной связи с юридическим отделом.
23
Министерство иностранных дел
Юридический отдел — самостоятельный отдел в министерствах крупных государств; он обычно занимается всеми международными документами и всеми вопросами международного права. Небольшие государства могут назначать профессионала или академических советников с неполной занятостью либо получать советы от общего Министерства юстиции. Юридический отдел может давать консультации как по вопросам внутренней, так и внешней деятельности. В некоторых государствах Отдел международного права существует как структура, независимая от Юридического отдела. Последний же занимается правовой поддержкой, проблемами границ, гражданского законодательства, национального имущества за рубежом и т.д.
Протокольный отдел — отвечает за все личные отношения с главами иностранных миссий по таким вопросам, как привилегии, иммунитет и формальности, а также за организацию конференций, приемов посетителей и т.д.
Отдел торговых и экономических отношений
Отдел культурных отношений
Отдел по вопросам разоружения
Пресса, СМИ и информация
Научный отдел
Отдел кадров
Отдел обеспечения
Отдел консульских отношений
Администрация, коммуникации и безопасность
Архивы и библиотека
Если бы государство поддерживало тесные международные отношения по широкому спектру проблем национального значения, его Министерство иностранных дел было бы перегружено и действовало бы технически поверхностно, пытаясь удерживать все необходимые переговоры под непосредственным контролем. Примером обратной ситуации являются отношения между странами Западной Европы, где вопросы обороны, социального благосостояния, здравоохранения, экономических отношений и другие являются общим интересом, и действия в этих областях постоянно обсуждаются скорее между специалистами отделов, чем посредством
24
Отношения с собственными миссиями
традиционных каналов Министерства иностранных дел. Но, хотя Министерство иностранных дел может во многих случаях передавать непосредственную ответственность другим департаментам, оно оставляет за собой основное управление и должно всегда нести ответственность за базовую информацию, политические рекомендации, личные отношения, планирование и учет. Оно должно всегда быть вправе вмешаться и принять меры или, во всяком случае, дать рекомендации, если оно считает, что определенному отделу грозит опасность потери из виду общих национальных интересов в преследовании какого-то определенного интереса.
Отношения с собственными миссиями
Первичной обязанностью главы миссии является выполнение инструкций своего министерства и сообщение в ответ затребованной информации. Однако от него ожидается проявление собственной инициативы в предложении курса, который, по его мнению, должно принять государство, а также в предоставлении информации, которую он лично считает значительной, независимо от наличия запроса на таковую. Отношения между министерством и главами миссий в большой степени построены на взаимной уступке, и степень превосходства министерства или миссии в формировании политики колеблется в зависимости от государства и отвечает требованиям и возможностям нации. Современные технологии помогают министерству и миссии поддерживать почти непрерывный контакт, таким образом объединяя их вклады в разработку политики.
Если политические решения принимаются главным образом министерством и задачей миссии является в основном их воплощение, превосходство персонала по количеству (и часто — по способностям) вероятнее всего будет в министерстве, а для службы за рубежом оставлено лишь небольшое количество сотрудников^Но, если на процесс формирования политики оказывают сильное влияние консультации глав миссий, тогда необходимо, чтобы состав министерства был относительно невелик, а зарубежные посты — хорошо укреплены.
25
Министерство иностранных дел
Политика распределения персонала также определяет срок службы дипломатов за рубежом по сравнению со сроком службы в собственном государстве, и в этом существует заметное различие не только между установками различных стран, но также между типами должностных лиц: например, атташе по коммерческим вопросам или пресс-атташе, для которого существенно поддержание широких контактов на местном уровне, может принести огромную пользу, если его пребывание в стране составит пять лет и более, в то время как для секретаря посольства стандартным сроком может быть три или четыре года.
Аргументы в пользу того, чтобы дипломат остался на посту на долгий срок, следующие:
-
ему (или, конечно, ей и его/ее семье) необходимо вре
мя для того, чтобы обустроить свой быт, прежде чем он
сможет реально сосредоточиться на своей работе; -
у него будет надлежащая возможность узнать и понять
страну, в которой он служит, — ее язык, историю, поли
тику и национальную специфику; -
у него будет время наладить личные контакты и дружес
кие отношения; -
государство сэкономит на проездных и транспортных
расходах.
Главным недостатком долгого пребывания дипломата за рубежом может быть то, что он станет эмоционально вовлечен в проблемы государства, в котором живет и работает, и, следовательно, не будет способен действовать и консультировать свое государство беспристрастно и реалистично. Также он будет склонен к потере эмоциональной связи и отрыву от событий в своей родной стране.
Глава отдела кадров наделен одной из самых важных функций в министерстве — определением, кого, куда и на какой срок направить. Дипломат подвергается разнообразным типам давления на различных постах за рубежом, и некоторым удается справляться с обстоятельствами лучше, чем другим, поэтому важно, чтобы пост соответствовал индивидуальным способностям.
26