Файл: Molchanov_Diplomatia_Petra_Pervogo-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2917

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Так называемая новая история начинается расширением сферы деятельности европейского человека чрез открытие Нового Света и новых путей в отдаленные части Старого. Через два века после этого новое великое, богатое результатами явление: восточ­ная часть Европы, до сих пор мало известная, жившая одиноко, является на сцену, входит в общую жизнь Европы; европейская земля собирается (кроме Балканского полуострова). Это новое расширение исторической сцены гораздо важнее, чем то, которое произошло в конце XV века и которым начинается новая история. Тогда европейский человек познакомился с новыми странами и на­родами, которые страдательно подчинились его влиянию; теперь же вошло в общую жизнь сильное европейско-христианское госу­дарство, представитель многочисленного европейского, истори­ческого племени славянского, бывшего до сих пор под спудом. Если, входя в общую жизнь, Россия необходимо подчиняется вли­янию других европейских народов, то, с другой стороны, при усло­виях своей силы, она обнаруживает сильное влияние на судьбу других народов, на общую жизнь Европы».

В те времена, когда были написаны эти слова, то есть больше века тому назад, влияние России на историю остального человече­ства сказывалось еще далеко не так явно и сильно, как это про­явилось потом. Нельзя не привести известных слов А. И. Герцена о русском народе, «который на императорский приказ образоваться ответил через сто лет громадным явлением Пушкина». В самом деле, в XIX веке Россия начинает небывало щедро отдавать другим народам плоды гения лучших представителей своей культуры, науки, искусства, общественной жизни. А ведь это были плоды того, что посеял на почве русской истории Петр Великий...

Вот почему стремятся принизить, исказить, очернить его об­раз. Это стремление резко усиливается после 1917 года, когда такая тенденция в дополнение к шовинистическим корням полу­чает новую мощную базу классовой ненависти буржуазии к Вели­кой русской революции XX века. Логика современного фоккеродтовского антипетровского направления русофобии исходит прежде всего из того простого факта, что Россия продолжает существовать в облике Советского Союза, поэтому искусственно и поверхностно отождествляется старая Россия с нынешним Советским Союзом. Отсюда выводится идея, что внешняя политика СССР идентична прежней российской внешней политике. Затем доказывается, что раз сам Петр Великий смог осуществить далеко не все свои замыс­лы, то большевикам и подавно это не удалось, и поэтому Россия поныне остается «варварской». При этом вымыслы незаметно сме­шиваются с совершенно реальными фактами. Например, с тем, что русский народ, состоящий из потомков людей петровской эпохи, и ныне представляет наиболее крупную и производительную на­цию в объединении народов СССР.


Чтобы показать, как это делается на практике, придется упо­мянуть кроме книги А. Труайя еще о некоторых аналогичных фак­тах. Ведь в том, как его сочинение включили в кампанию антисо­ветской политики, не было, по существу, ничего нового. Такая тенденция странным образом оживлялась всякий раз, когда против нашей страны готовилась какая-либо крупная враждебная акция. Вспомним 1929 год — время наступления великого экономиче­ского кризиса, потрясшего до основания мир капитализма. Надо было отвлекать от него внимание вымышленными опасностями и даже попытаться найти выход путем организации если не воен­ного, то хотя бы идеологического крестового похода против СССР. Тогда центром антисоветской активности оказалась Франция, еще сохранившая свою гегемонию в Европе, закрепленную Версаль­ским договором. И вот именно во Франции в 1929 году «случайно» выходит книга Жоржа Удара «Жизнь Петра Великого». Это типично фоккеродтовское сочинение, даже с прямыми цитатами из писем Фридриха П. Автор заканчивает книгу такой сентенцией: «Московия вернулась к своему естественному варварству... Она терпеливо ждет случая, чтобы снова броситься на Европу, которую она ненавидит».

Но вот наступает 1939 год. Гитлер собирается поработить весь мир, и в фашистской Германии выходит «научный» труд Генриха Дерриса «Русское вторжение в Европу в эпоху Петра Великого».

Собственно, уже само название книги говорит о ее направленности, о том, что она предназначена оправдать идею жизненной необхо­димости для Германии покончить с извечной русской опасностью. К тому же надо вдохновить немцев легкостью предстоящей зада­чи. А поэтому следует, по примеру Фридриха II, снова попытаться доказать мысль этого короля, который писал, что только «стече­ние счастливых обстоятельств, благоприятных событий, неведение иностранцев сделали из царя героический призрак, в величии ко­торого никто не смел усомниться». Деррис, по-немецки педантич­но собрав множество цитат, пытается развенчать Петра. За не­имением убедительных аргументов Деррис использует для этого нехитрый прием: слово «Великий» в применении к Петру он употребляет в кавычках! Это снова постоянная фоккеродтовская тенденция, родившаяся от болезненного ощущения Фридрихом II собственной неполноценности.

Подобные нередкие попытки смешны, ибо в сознании народов всего мира эпитет «Великий» в применении к Петру давно уже стал не элементом пышного царского титула, а просто как бы частью его имени. Для всех совершенно бесспорно, что Петр яв­ляется такой исторической фигурой, которая абсолютно не нужда­ется в специальном подчеркивании, выяснении или обосновании его гениальности и величия. Ведь еще В. О. Ключевский писал о бессмысленности подобных усилий: «Чтобы сделать Петра ве­ликим, его делают небывалым и невероятным. Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собою стал велик». Кстати, чем действительно Петр совершенно не страдал, так это мелким тщеславием, столь обычным для всякого рода знаменитых деспотов. Когда Сенат преподнес ему титул «Императора Всерос­сийского, Отца Отечества и Петра Великого», он согласился принять только титул императора, ибо считал это необходимым для интересов России. Остальным словесным возвеличиванием он просто пренебрег.


Вообще все попытки очернить, извратить или принизить Петра до такой степени нелепы, что лишь заставляют вспомнить вы­сказывание Вольтера: «Большое счастье иметь врагов, не способ­ных лгать с умом».

Лучшее и незаменимое средство борьбы против русофобии как одного из важных, направлений современного антикоммунизма — сама русская история. А это значит, что следует знать подлинное прошлое нашей страны и рассказывать правду о нем, ничего не приукрашивая и ничего не скрывая. Вот что, кроме всего прочего, побуждало автора не жалеть труда и времени, чтобы написать кни­гу об одной из сторон деятельности Петра Великого. Ведь, как писал А. С. Пушкин, «гордиться славою своих предков не толь­ко можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное мало­душие».

В этой книге сделана попытка воссоздать реальный образ Петра-дипломата, показать его деятельность на сложнейшей стезе внешней политики. Конечно, многое здесь оказалось далеким от портрета «живого бога», как называл Петра М. В. Ломоносов. Он вовсе не был и тем богочеловеком, которому В. Г. Белинский пред­лагал воздвигнуть алтари во всех городах российских. Просто он был и навсегда останется тем коронованным деятелем старой Рос­сии, который действительно заслужил всемирную славу и вечную признательность своих соотечественников.



Николай Николаевич МОЛЧАНОВ


ДИПЛОМАТИЯ

ПЕТРА

ПЕРВОГО


Редактор

Е. Ю. ПРОКУДИНА

Оформление художника

В. В. СУРКОВА

Художественные редакторы

Н. Д. СМОЛЬНИКОВА, И. А. ЗАЙЦЕВА

Ретушь

Л. Г. РОЗЕНФЕЛЬД

Н. И. ХРОМОВ

Технический редактор

Т. С. ОРЕШКОВА

Корректор

Л. А. СУРКОВА


ИБ № 1140


Сдано в набор 25.11.85. Подписано в печать 17.02.86. А 04214. Формат 60Х90 1/16. Бумага офсетная № 1. Гарнитура Обыкновенная новая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 28,0+вкл. 3,75 (бум. офс. пл. 100 гр.)- Усл. кр.-отт. 50,75. Уч.-изд. л. 34,85. Тираж 100000 экз. Заказ № 227. Цена 3 р. Изд. № 57И/82. Изда­тельство «Международные отношения». 107053. Москва, Б-53, Садовая-Спасская, 20. Диапозитивы текста изготовлены полиграфической фабрикой «Красная звезда» МППО им. Я. Коласа. Отпечатано на Минской фабрике цветной печати. 220600. Минск, Корженевского, 20.


Молчанов Н. Н.

М 75 Дипломатия Петра Первого.— 2-е изд.— М.: Междунар. отношения, 1986.—448 с. (Библиотека «Внешняя политика. Дипломатия»)


В книге проф. Н.Н. Молчанова освещается внешняя политика и дипломатия Росси в период петровских преобразований. В ней раскрывается яркая картина борьбы русского народа за укрепление независимости, могущества России, за превращение ее в великую европейскую державу. Для художественного оформления книги использованы картины и гравюры лучших русских и зарубежных художников.

1 Это высказывание заимствовано из книги Джона Перри о России, издан­ном в Лондоне к 1716 году. В многотомном исследовании М. М. Богословского о Петре со ссылкой на «предание» приводятся другие слова. Петр якобы сказал, что «предпочел бы быть английским адмиралом, чем русским царем» (том 2, стр. 352). Видимо, это неверный перевод или просто один из бесчисленных анекдотов, которые сочиняли о Петре многие иностранцы, что простительно, и которые берут па веру некоторые историки, что понять гораздо труднее.


2 Константинополь был столицей Византии. В 1453 году турки захватили его и переименовали и Стамбул, как он называется и теперь. Но долгое время как в России, так и в Европе его по-прежнему именовали Константинополем. Только в XX веке турецкое название города вытесняет старое, византийское. Однако названия многих старых международных договоров, конвенций, согла­шений, заключенных и Стамбуле, в справочниках, словарях фигурируют как «константинопольские». Поэтому не следует удивляться этой неизбежной пу­танице. Кстати встречается и третье, старинное название того же города — Царьград.

3 Всего было взято в плен под Полтавой и через два дня у Переволочны более 19 тысяч шведов.