Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2448

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 6

КОНСУЛЬСКИЕ СЛУЖАЩИЕ И КОНСУЛЬСКИЕ ПУНКТЫ

Учреждение консульских пунктов

Установление дипломатических отношений между государ­ствами подразумевает согласие на установление консульс­ких отношений, если специально не установлено обратное. Однако разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений.

Для организации консульства требуется разрешение при­нимающей страны, которая может запросить информацию о месте расположения и статусе поста (то есть генеральный консул, консул, вице-консул или почетный консул) и об области юрисдикции консульства. Кроме того, требуется раз­решение принимающей страны на любые последующие из­менения в этих положениях, а также на образование любых дополнительных консульских служб, где бы то ни было на консульской территории.

Консульские функции

Консульские функции изложены в Венской конвенции о консульских сношениях от 1963 года:

  1. защита в принимающей стране интересов посылающей
    страны, а также ее граждан, как отдельных, так и объ­
    единенных в организации, в соответствии с междуна­
    родными законами;

  2. способствование развитию торговых, экономических
    культурных и научных связей между посылающим го-

77


Консульские служащие и консульские пункты

сударством и государством принимающим, любая дру­гая форма поддержания дружеских отношений между ними в соответствии с положениями конвенции;

  1. получение всеми законными способами информации
    о развитии и достижениях в торговой, экономической,
    культурной и научной жизни принимающей страны и
    вслед за тем направление ее правительству посылающей
    страны и представление информации заинтересованным
    лицам;

  2. выдача паспортов и проездных документов гражданам
    посылающей страны и виз или соответствующих доку­
    ментов персонам, желающим совершить поездку в посы­
    лающую страну;

  3. помощь и содействие гражданам, как индивидуально,
    так и объединенным в группы, посылающей страны;

  4. деятельность в качестве нотариуса, гражданского регист­
    ратора, а также в сходных случаях выполнение некото­
    рых административных функций при условии, что они
    не противоречат законам и правилам принимающей страны;

  5. гарантия соблюдения интересов граждан посылающей
    страны, как отдельных, так и объединенных в группы,
    в случае наступления смерти {mortis causa) на террито­
    рии принимающей страны, в соответствии с законами и
    правилами принимающей страны;

(h) охрана, в пределах законов и правил принимающей стра­ны, интересов несовершеннолетних и других недееспо­собных, являющихся гражданами посылающей страны, особенно когда по отношению к таким людям требуется опекунство или попечительство;

(i) представление или подготовка соответствующего пред­ставления в делах и процедурах, осуществляемых в при­нимающей стране, граждан посылающей страны перед трибуналом или другими властями принимающей стра­ны с целью осуществления, в соответствии с законом и постановлениями принимающей страны, предусмотрен­ных мер по защите прав и интересов таких граждан, когда по причине отсутствия или иной причине такие граждане не способны своевременно получить защиту своих прав и интересов;

78


Консульские функции

(j) передача судебных и внесудебных документов, обвини­тельных писем или поручений для свидетельствования в судебных инстанциях посылающей страны, в соответ­ствии с действующими международными соглашения­ми или при отсутствии таких соглашений, любым спо­собом, который совместим с законами и правилами при­нимающей страны;

(к) осуществление прав на надзор и инспекцию, предусмот­ренных законами и правилами посылающей страны, по отношению к кораблям, принадлежащим посылающей стране, самолетам, зарегистрированным в этом государ­стве, а также в отношении их экипажей;

(1) неограниченное содействие кораблям и самолетам, упо­мянутым в пункте (к), а также их экипажам, принятие заявлений, касающихся передвижения судна, проверка и опечатывание судовых документов, ведение расследо­вания любых происшествий во время пути, разрешение любых споров между командиром (хозяином), офице­рами (служащими) и моряками в той степени, в какой позволяют законы и правила посылающей страны;

(т) выполнение любых других функций, вверенных консульст­ву посылающим государством, которые не запрещены зако­нами и постановлениями принимающей страны, или про­тив которых не возражает принимающая страна, или кото­рые относятся к действующим международным соглаше­ниям между посылающей и принимающей сторонами.

Эти функции с согласия всех заинтересованных правительств могут быть исполнены консульским служащим и в интере­сах третьей страны.

Надо отметить, что в значительном количестве случаев право действовать не абсолютно, оно подчинено закону при­нимающей страны. Также, несмотря на квазиюридическую природу большинства его функций, консул не может заме­нить адвоката или другого специалиста.

Более детальные положения включены во многие дву­сторонние конвенции, исчерпывающую схему консульских функций можно найти в Совете Европы, Европейской кон­венции о консульских функциях.

79


Консульские служащие и консульские пункты

Консульский служащий, чье правительство не имеет дип­ломатического представителя в стране, в которой он слу­жит, через третью страну может, с разрешения принимаю­щей страны и без задействования своего консульского ста­туса, выполнять некоторые дипломатические действия, включая представление его страны в межправительствен­ных организациях.

Консульские служащие,

консульские наемные служащие

и члены обслуживающего персонала

Консульские служащие, назначенные как таковые, ответствен­ны за исполнение консульских функций. Они могут иметь статус генерального консула, консула или вице-консула и подразделяются на две категории:

  1. штатные консульские служащие, которые находятся пол­
    ностью на службе у своего правительства и назначаются
    главой государства и министром иностранных дел;

  2. почетные консульские служащие — служащие, для кото­
    рых выполнение консульских функций обычно является
    лишь частью их основного занятия.

Штатные служащие не могут заниматься профессиональ­ной или коммерческой деятельностью с целью извлечения личной выгоды на территории принимающего государства и должны быть обязательно гражданами страны, которой они служат; назначение гражданина принимающей страны может быть произведено только правительственным разре­шением, которое может быть отозвано в любое время. По­четный консульский служащий, напротив, зачастую явля­ется подданным страны, в которой служит.

Консульские наемные служащие являются членами кон­сульского персонала, который не отвечает за выполнение консульских функций, они нанимаются для выполнения ад­министративной или технической работы.

80


Назначение консульских служащих

Члены обслуживающего персонала — это служащие, наня­тые в качестве шоферов, уборщиц, слуг и т.д. Лица, входящие в эту категорию, обычно являются местными жителями.

Некоторыми государствами назначаются консульские агенты и проконсулы, но стандартное определение этих терминов отсутствует. Обычно их относят к наемным консульским служащим с ограниченной ответственностью, по рангу нахо­дящимся ниже звания вице-консула, но их конкретный ста­тус и функции значительно отличаются в разных странах.

Назначение консульских служащих

Традиционной практикой для правительства при назначении главы консульства является снабжение его письменными упол­номочивающими документами, в которых указываются его пол­ное имя, консульский ранг, место расположения консульства и должность. Этот документ (a Commission, патент) посылается по дипломатическим каналам правительству принимающей страны, которая, если не имеет возражений, издает ответный документ (an Exequatur, экзекватуру), признающий это назна­чение. В редких случаях отказа выдать экзекватуру правительство не обязано давать этому объяснения. Аналогичная процедура применяется и по отношению к служащим консульского пер­сонала; в этом случае достаточно простого своевременного уведомления, сообщающего необходимые сведения, и, если оно принято, формальная выдача экзекватуры необязательна.

Соединенное Королевство следует Венской конвенции о консульских сношениях, где в статье 12 (1) сказано: «Глава Консульства допускается к выполнению своих функций при наличии разрешения от принимающей страны, называемого экзекватурой, какой бы формы оно ни было». Все служащие, исполняющие консульские функции, утверждаются простым письмом Протокольного департамента, а экзекватура от гла­вы государства выдается только главе консульства.

По прибытии на свой пост глава консульства в соответ­ствии с установленным протоколом ставит в известность дуайена консульского корпуса, местные власти и глав дру­гих консульств.

6 3ак235 81