ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2704
Скачиваний: 3
точки зрения сегодняшних дней она и выглядит примитивной. В целом
внешнеполитический механизм вестготов и их дипломатические методы схожи с
общепринятыми в то время моделями во всех «варварских» государствах. Во главе
Вестготского королевства стоял Король, который представлял государство и обладал
широкими внешнеполитическими полномочиями. Вместе с тем власть его была
ограничена и основные решения, такие как объявление войны, заключение мира и союзов
с другими странами, решались с учетом мнения представителей народа, главным образом
войска, и принимались на Ассамблеях. Внешнеполитические вопросы, не имевшие
серьезных последствий, решались лично королем, при чем основными советниками
монарха были как духовные, так и светские лица. Представительство же вестготов за
рубежом осуществлялось лицами, принадлежавшими к верховной знати страны —
магнатами, военноначальниками и духовенством.
В период существования Вестготского государства происходит событие, повлиявшее на
все дальнейшее развитие испанского общества. Речь идет о принятии вестготскими
королями католичества в качестве официальной религии и последующем укреплении
связей вестготской Испании с Ватиканом. Данное решение на многие века определило
основные направления как внутренней, так и внешней политики страны. Для
средневековой дипломатии Испании ориентация на Ватикан имела безусловно
положительное значение и явилась своего рода катализатором для совершенствования
дипломатии. Заметим, что не только в вестготский период, но и в последующие периоды
испанское католичество активно участвовало во внешней политике страны и ее
представители нередко выполняли дипломатические функции.
В 711 г. н.э. неожиданно для вестготов на Пиренеи вторглись арабы. Практически вся
территория страны перешла под арабский контроль. Кордовский халифат наряду с
Константинополем становится одним из центров мировой политики своего времени (IX—
X вв.). Дипломаты арабской части Испании не ограничивались контактами с
представителями христианской Испании, но находились с миссиями у Карла Великого и у
императоров Константинополя, в Ватикане*.
* Ochoa Brun M. Op. cit. P. 70.
Хотя в исследованиях многих ученых отмечается, что период арабских завоеваний
является одним из самых драматичных моментов в истории Испании, тем не менее, они же
выделяют и ряд положительных аспектов пребывания арабов на полуострове. Дело в том,
что арабы обладали сравнительно высоким уровнем науки, культуры и дипломатии. Они
уделяли большое внимание использованию дипломатических форм общения. Характерно
в этом плане, что во дворце Аль Амбра был построен специальный Посольский зал,
предназначенный для переговоров и встреч с посланниками иностранных государств.
Известно также, что мавры вскоре после вторжения на полуостров утратили поддержку со
стороны государств Северной Африки и были вынуждены сделать главную ставку не на
военную мощь, а на дипломатические методы сохранения своего влияния в Испании.
Вероятно, именно дипломатия, используемая ослабленными арабскими халифатами,
позволила им сохраниться до конца XV в., когда они были окончательно разбиты
испанцами в ходе Реконкисты.
Реконкиста привела не только к освобождению испанских земель от арабского господства,
но и послужила толчком к формированию единого испанского государства в конце XV в.,
когда католические короли Изабелла и Фердинанд, заключив брак, соединили под единым
101
правлением земли Кастилии и Арагона. Уже в первые годы существования испанского
государства Фердинанд смог создать дипломатическую службу, которая на протяжении
более века являлась наиболее впечатляющей в Европе*. Было бы неправильно полагать,
что организация такого непростого института, каким является дипломатическая служба,
могла успешно осуществиться в отрыве от имевшегося к тому времени
внешнеполитического опыта государств, составляющих Королевство Испании.
* Mattingly G. The Renaissance Diplomacy. London, 1955. P. 149.
Первым испанским постоянным посольством стало представительство при Святом
престоле, аккредитованное в Ватикане в 1480 г. (первый постоянный представитель
Гонсало де Бедета). За ним последовали постоянные посольства в Англии 1487 г. (первый
постоянный посол в Лондоне Родриго Гонса-лез де Пуэбла — 1487—1507; после него
Гутьер Гомес де Фу-энсалида — 1508—1509 гг.), Венеции — 1494 г. (первый постоянный
посол Лоренсо Суарес де Фигуероа 1494—1506 гг.), Германской империи — 1493 г.
(первый постоянный посол Франциско де Рохас 1493—1496), Португалии — 1490,
Франции — 1499 год*.
* Ochoa Bran M. La diplomacia de la Renacimiento у La diplomacia espanola // Corona у
diplomacia. P. 44. Madrid, Escueladiplomatica, 1988.
Известно, что задолго до появления практики открытия постоянных посольств в
иностранных государствах испанские королевства при необходимости направляли
специальные миссии для выполнения конкретных задач. Так, в частности, в 1401 г. для
установления контактов с Тамерланом король Кастилии Энрике III направлял
специальную миссию в далекую и неизвестную татаро-монгольскую империю*.
* Ochoa Bran M. Op. cit. P. 23.
Однако, развитие дипломатии в Испании в эпоху Возрождения столкнулось с рядом
трудностей. В первую очередь в отличие от Италии, где города были расположены близко
друг к другу Испании приходилось поддерживать связь с гораздо более отдаленными
местами. Испанские короли не хотели расходовать много средств на поддержание
дипломатического механизма, это на первых этапах функционирования дипломатии
приводило к тому, что преимущества, предоставляемые присутствием постоянных
посольств за рубежом, не могли быть использованы в полном объеме. В частности, из-за
отсутствия развитой курьерской службы корреспонденция из посольств доходила до
Испании в течение шести недель, и в большинстве случаев содержащаяся в ней
информация при получении была уже устаревшей. Кроме того, постоянные перемещения
испанского двора из города в город затрудняли процесс управления посольствами.
Зачастую послы просто не получали ответов на свои письма и соответствующих
инструкций от короля, оставаясь в полном неведении относительно официальной позиции
по самым важным международным проблемам. Послы часто не знали, куда следует
направлять почту. Порой подобная неразбериха приводила к потерям важных документов.
Имеются примеры того, когда уже в первой половине XVI в. испанцы не могли иногда
обнаружить копии международных соглашений, которые имели огромное значение*.
102
* Mattingly G. Op. cit. P. 147.
Наряду с недостатками в архивном деле, исследователи данного периода испанской
дипломатии отмечают и ряд других негативных моментов, в частности, обращается
внимание на проявлявшееся иногда не совсем адекватное отношение двора к своим
послам. Необоснованная подозрительность испанских королей приводила к тому, что
кроме постоянных послов, в иностранные государства направлялись специальные
посланники, в чьи обязанности входила слежка и контроль за работой послов-резидентов.
Безусловно, такие действия не могли не приводить к ссорам и спорам между испанскими
дипломатами.
Однако постепенно преимущества использования постоянных дипломатических
институтов стали для испанской монархии очевидны. С учетом этого, к концу правления
Фердинанда был создан орган, отвечающий за внешнеполитические вопросы (подобие
министерства иностранных дел), внесены изменения в работу курьерской службы,
дипломатам стали больше и, главное, регулярно возмещать текущие расходы, связанные с
их деятельностью. Как отмечает Г.Мэтингли, Фердинанд первым перенял итальянскую
дипломатическую модель и создал наиболее эффективную дипломатическую службу
своего времени*.
* Mattingly G. Op. cit. P. 150.
После смерти Фердинанда, в 1516 г., на испанский престол взошел Карл I. На годы его
правления приходится один из самых славных периодов истории Испании. Именно тогда
испанское государство стали называть империей, над которой никогда не заходит солнце.
Могущество испанской короны достигалось не только военной мощью, но, не в
последнюю очередь, и с помощью дипломатического искусства. К важным достижениям
испанской дипломатии того периода можно отнести восхождение Карла I в 1519 г. на трон
императора Священной Римской Империи, после чего он стал именоваться также
императором Карлом V. Таким образом, Испания превратилась в самое большое и
могущественное государство Европы.
Карл V умело сочетал военные действия с дипломатическими шагами. В то время он
являлся первым монархом, совершившим значительное количество визитов в другие
государства — три раза встречался с английским королем Генрихом VIII, три раза с
королем Франции Франциском I, два раза с папой Климентом VIII и два раза с Павлом III.
Император не боялся находиться при английском дворе в Лондоне (1522 г.) и при
французском дворе (1539 г.). Уже в середине XVI в. Карл V осуществляет попытки решить
конфликты дипломатическими методами. И это в первую очередь касалось проблемы
нидерландских владений Испании. Карл понимал сложность управления столь
отдаленными от Испании землями и разработал дипломатический план, заслуживающий
внимание. Испанская дипломатия на протяжение долгого периода времени стремилась с
помощью династического брака (метода довольно распространенного в эпоху
Возрождения) создать союз с Англией и отдать ей нидерландские владения. Хотя этим
планам и не суждено было свершиться, тот факт, что Испания стремилась решать все
больше проблем мирными средствами, путем переговоров говорит о высоком значении,
которое она придавала дипломатии в те далекие годы.
103
Создание центрального внешнеполитического аппарата Испании и ее дипломатическая
служба
Первые постоянные дипломатические представительства Испании появились при
Католических королях, о чем говорилось выше. Идея создания центрального
внешнеполитического ведомства так же родилась в тот период. В этих целях король
Фердинанд создал Секретариат короля, который и стал прототипом министерства
иностранных дел. МИД Испании явился самым первым и старейшим институтом в
системе государственных органов страны. 24 октября 1529 г. Карл I реформировал
Секретариат короля в Секретариат государства. В дальнейшем данный орган несколько раз
преобразовывался, делился на несколько министерств и в конце концов в 1626 г. при
правлении Филиппа IV получил название Церемониал (IntroductordelosEmbajadores —
дословный перевод Церемониймейстер) (небезынтересно, что управление протокола МИД
Испании носит такое название до сих пор).
В годы правления династии Бурбонов, при Филиппе V, 30 ноября 1714 г. было принято
решение о создании сравнительно стройной административной структуры министерства,
которое получило название Первый Секретариат государства и кабинета, причем такое
название сохранялось вплоть до революции 1868 г. Некоторые изменения вносились
только в его структуру. Так, королевский декрет от 16 июня 1834 г. учредил
Субсекретариат, который сохраняется в качестве подразделения в организационной
структуре Министерства до настоящего времени, а 4 марта 1844 г. были учреждены
категории Дипломатической карьеры*.
* Nunez J. Normativa у actualidad del servicio exterior del estado. CIDOB, Barcelona, 1997. P.
50.
В 1868 г. внешнеполитический орган Испании переименовывается и получает название
Министерства государства (MinisteriodeEstado). В 1928 г. произошла унификация
дипломатической и консульской служб Испании. В годы гражданской войны на
территории, занимаемой франкистскими войсками, создается Министерство иностранных
дел (MinisteriodeAsuntosExteriores), и это наименование продолжает использоваться до
настоящего момента.
Основные положения функционирования дипломатической кадровой службы* были
установлены в 1714 г., после учреждения Министерства иностранных дел. Дальнейшая
реорганизация дипломатической службы происходила в 1778 г. при Флоридабланко,
занимавшем пост Государственного секретаря. Он ввел специализацию дипломатической
службы Испании. В середине XIX в. был осуществлен переход испанской
дипломатической службы на французскую модель, введенную во Франции Наполеоном.
Начало реформе положил Королевский декрет изданный в 1844 г., согласно которому
вводилась конкурсная система приема на дипломатическую службу. Королевский декрет
вводил также следующие дипломатические ранги — посла, чрезвычайного посла,
полномочного министра, министра-резидента, поверенного в делах, секретарей первого,
второго и третьего класса, штатных атташе и атташе, принятых на работу с
испытательным сроком (дословный перевод атташе без жалованья). Наряду с различиями
104
дипломатических служащих по рангам, королевский декрет 1844 г. закрепил еще один
фундаментальный принцип — постепенный должностной рост по иерархической
лестнице ведомства, причем должности в ведомстве, за исключением политических
назначений, отводились карьерным служащим. Политическими назначенцами являлись
послы и полномочные министры.
* Hamilton K., Langhorne R. The Practice of Diplomacy — Its Evolution, Theory and
Administration. London—N. Y., Routledge, 1995. P. 120.
Некоторые изменения в статус о дипломатической службе были внесены королевским
декретом 1851 г., согласно которому упразднялись должности ординарных послов и
штатных дипломатических атташе, а вместо них устанавливались следующие ранги:
посол, полномочный министр первого и второго класса, поверенный в делах, секретарь
первого, второго и третьего класса, атташе с испытательным сроком. На службу в
Министерство на должность атташе с испытательным сроком принимались лица,
прошедшие конкурс. Для участия в конкурсе необходимо было иметь университетское
образование. Однако, уже в следующем 1852 г. был издан новый королевский декрет,
который не содержал требований об экзаменах для поступления на службу. В декрете
устанавливались академические предметы, по которым поступающий на службу должен
был иметь отличные отметки во время учебы в высшем учебном заведении.
Несмотря на то, что в королевских декретах 1844, 1851 и 1852 гг. политическими
назначенцами могли быть лишь послы и полномочные министры, на практике это
положение не соблюдалось. Следующее важное событие в институциональном развитии
испанской дипломатии, после которого можно было говорить о появлении современной
модели дипломатии в Испании, произошло в 1883 г., когда был принят «Органический
закон о Дипломатической Карьере, Консульствах и Переводчиках». В это время
Государственным министром Испании был маркиз Вега де Армихо, по настоянию
которого и был принят этот закон. В соответствии с новым законом вводились правила
конкурсного набора на дипломатическую службу и правила продвижения дипломатов по
служебной лестнице. В законе закреплялся принцип старшинства, согласно которому для
очередного повышения необходимо было проработать на предыдущей должности без
взысканий по крайней мере в течение трех лет. В этой связи устанавливался порядок
ежегодной публикации списка служащих, их рангов и биографий.
В рассматриваемый период большинство испанских дипломатов были выходцами из
высших слоев общества. Это объяснялось, прежде всего, тем, что в соответствии с
существовавшими в то время правилами лица, принятые на должность атташе, должны
были проработать в этой должности в течение трех, а иногда и шести лет, при этом
подразумевалось, что они должны были существовать на собственные средства*.
* Valdivieslo del Real D. La carrera diplomatica en Espana (1939—1990).
MinisteriodeAsuntosExteriores, Madrid. P. 30.
Важным этапом в развитии испанской дипломатии стала реформа ее службы,
осуществленная в годы диктатуры Примо де Ривера. В соответствии с декретом
правительства от 29 сентября 1928 г. были объединены дипломатическая и консульская
105