Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2708

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

службы. До этого консульская служба Испании, организованная в 1870 г., существовала 
независимо от дипломатической.

В 1932 г. вводятся новые правила и требования для поступающих на дипломатическую 
службу.   Среди   них   следует   отметить   обязательное   знание   иностранных   языков 
(французского и английского). В декрете, изданном в республиканский период, делалась 
также попытка покончить с системой рекомендаций, которая приводила к тому, что на 
службу   могли   быть   приняты   люди   из   ограниченного   круга   лиц.   Положения   декрета 
правительства подчеркивали необходимость сделать дипломатическую службу открытой 
для всех социальных классов*.

* Ibid. P. 35.

Дипломатическая служба в годы режима Франко

На   протяжении   почти   полувека   режим   Франко,   установленный   в   стране   в   результате 
гражданской войны 1936— 1939 гг., определял всю ее историю, внутреннее развитие и 
внешнюю   политику.   Его   влияние,   несомненно,   отразилось   и   на   эволюции 
дипломатической службы Испании.

В   годы   правления   генерала   Франко   историю   испанской   дипломатии   можно   условно 
подразделить на два этапа (1939— 1959 гг., 1959—1975 гг.), которые, в принципе, тесно 
связаны с внутренней эволюцией политической системы государства.

На первом этапе после прихода Франко к власти серьезные негативные последствия для 
испанской дипломатической службы имели чистки сотрудников МИДа, проводившиеся на 
идеологической   основе.   Для   осуществления   внешнеполитической   линии   франкизма 
новому режиму были необходимы надежные дипломатические кадры. Одним из первых 
законов,   подписанных   Франко   еще   в   годы   гражданской   войны   и   открывшим   путь   к 
беззаконию, явился закон от 21 января 1938 г. В соответствии с данным законом были 
введены правила проверки лояльности служащих Министерства иностранных дел новому 
режиму.   С   этой   целью   учреждался   Трибунал,   подчинявшийся   Секретариату 
международных   отношений   (внешней   политики)   МИДа   и   лично   главе   государства.   В 
функции трибунала входили проверка и отбор сотрудников центрального аппарата МИДа 
Испании*   и   его   загранучрежде-ний.   Под   действие   закона   попали   и   были   уволены   со 
службы многие прогрессивно мыслящие и талантливые испанские дипломаты.

* ВОЕ № 467. 31.1.1938.

В   первые   годы   франкизма,   оставаясь   главным   внешнеполитическим   органом   страны, 
МИД продолжал играть значительную роль во внешнеполитическом механизме Испании, 
хотя его влияние на формирование внешнеполитического курса страны ограничивалось. 
Эта тенденция нашла отражение уже в законе от 30 января 1938 г.* В нем основные задачи 
министерства   сводились   к   вопросам   проведения   внешней   политики   в   жизнь, 
осуществления протокола и поддержания отношений со Святым Престолом.

* Boletin Oficeal del Estado. n 467, Burgos. 31 enero 1938. P. 5514.

106


background image

Изменения в структуре МИД Испании были произведены только после опубликования 
Декрета от 16 декабря 1942 г.* Декрет предусматривал реорганизацию министерства и 
введение новой организационной структуры. Согласно Декрету центральными органами 
министерства   являлись   Субсекретариат,   три   главных   управления   (Внешней   политики, 
Экономической   политики   и   Общих   вопросов),   отдел   Протокола   и   Дипломатический 
кабинет, а также Центральный отдел безопасности (Статья 1).

* Boletin Oficea! del Estado. n 294, Madrid. 21 octubre 1942. P. 8386.

В   Главное   управление   внешней   политики   включались   как   территориальные,   так   и 
функциональные подразделения — отделы Европы, стран Латинской Америки и Азии, а 
также отделы Прессы, Паспортов и Культурных отношений (Статья 2).

В   обязанности   Главного   управления   экономической   политики   входило   ведение 
переговоров   при   заключении   государственных   коммерческих   соглашений,   а   также 
руководство деятельностью отделов, занимающихся внешней торговлей (Статья 3).

В Главное управление по общим вопросам входили: юридический отдел, отдел персонала, 
отдел шифров и общего регистра министерства (Статья 4).

Отдел   Протокола   отвечал   за   работу   министерства   как   с   испанскими   посольствами   и 
представительствами   за   рубежом,   так   и   с   иностранными   дипломатическими   и 
консульскими   учреждениями,   аккредитованными   в   Испании.   Руководство   отделом 
осуществлял Первый церемониймейстер (Статья 5).

Дипломатический   кабинет   выполнял   функции   обычного   органа,   отвечающего   за   связь 
министерства с Главами дипломатических миссий.

В   1942   г.   был   опубликован   еще   один   декрет,   оказавший   значительное   влияние   на 
деятельность МИДа и его кадровый состав. Согласно данному декрету была организована 
дипломатическая школа Испании, в чьи обязанности входила подготовка дипломатических 
кадров для МИДа Испании.

Следующим   шагом   в   реорганизации   дипломатической   службы   франкистской   Испании 
явился Декрет 31 декабря 1945 г. В соответствии с данным декретом организационная 
структура министерства* была расширена и выглядела следующим образом:

* Boletin Oficial del Estado. Madrid. 2 enero 1942.

— Субсекретариат

— Главное управление внешней политики

— Главное управление экономической политики

107


background image

— Главное управление внутреннего режима

— Службы Канцелярии, Протокола и Приказов

— Дипломатический кабинет

— Дипломатическая школа.

Кроме этого в подчинении министра иностранных дел находились:

— Институт испанской культуры

— Главный совет представительств

— Хунта по культурным связям

— Отдел дипломатической информации

— Международный юридический отдел

— Адвокатура государства.

В 1949 г. к вышеуказанной структуре министерства добавляется Генеральное управление 
консульских сношений, заменившее Отдел по административным вопросам, входивший в 
Генеральное управление внутреннего режима.

В   1950-е   гг.   структура   министерства,   определенная   Декретом   1945   г.,   претерпела 
незначительные   изменения.   В   1951   г.,   в   частности,   была   проведена   реорганизация 
Генерального управления внешней политики, в 1953 г. изменялось положение о Хунте по 
культурным связям, а в 1958 г. — структура Отдела дипломатической информации.

В ходе первого этапа развития режима Франко Испания представляла собой закрытую и 
сильно   идеологизированную   страну.   Это   не   могло   не   сказываться,   как   на 
внешнеполитическом   курсе   государства,   так   и   на   структуре,   задачах   и   функциях 
Министерства   иностранных   дел.   Было   серьезно   ограничено   участие   Испании   в 
многосторонней дипломатии. В этом плане характерен тот факт, что на протяжении 10 
послевоенных лет Испания не являлась членом ООН и не поддерживала дипломатические 
отношения   с   рядом   государств,   обладавших   в   различных   регионах   мира   заметным 
политическим весом (в Европе — СССР, страны Варшавского договора, в Америке — 
Мексика).

К   концу   50-х   годов   из-за   серьезных   ошибок   военных,   занимавших   многие   ключевые 
руководящие посты в государстве, в Испании назрел глубокий социально-экономический 
кризис.   Это   вынудило   Франко   пойти   на   серьезные   изменения   в   правительстве   и 
корректировку своего политического и экономического курса. В правительство пришли 
новые министры — технократы, проповедовавшие либеральные экономические взгляды.

Портфель  министра  иностранных  дел получил  Фернандо  Мариа  Кастиелла,  профессор 
международного   права   и   автор   книги   «Возрождение   Испании»,   которая   из-за   своей 
агрессивной   направленности   вызвала   в   свое   время   много   отрицательных   отзывов   со 
стороны представителей европейских стран. Небезынтересен в этом плане и тот факт, что 
именно   публикация   данной   книги   послужила   позже   поводом   для   английского 

108


background image

правительства   отклонить   кандидатуру   Кастиеллы   на   пост   посла   Испании   в 
Великобритании.

Вместе с тем, Кастиелла был опытным дипломатом. До того он работал послом в Перу, а 
затем   при   Святом   Престоле   в   период   подписания   Испанией   Конкордата   с   Ватиканом. 
Основной задачей нового министра иностранных дел являлся поиск путей к улучшению 
имиджа Испании на международной арене и нормализация ее двусторонних отношений с 
другими странами.

Следует признать, что на этот период и приходится активизация деятельности испанской 
дипломатии, выразившаяся, в частности, в организации значительного количества визитов 
на   различных   уровнях   как   испанских   руководителей   за   рубеж,   так   и   иностранных   в 
Испанию. Среди них особое значение имел первый визит президента США Эйзенхауэра в 
Мадрид в декабре 1959 г. Данный визит не был продолжительным, но он, несомненно, 
сыграл важную роль в улучшении испано-американских отношений и оказал серьезную 
поддержку режиму Франко на международной арене.

Именно в это время, стремясь поднять имидж страны за рубежом, испанская дипломатия 
выдвинула новый девиз для внешнего употребления, который гласил — «Испания другая» 
(«Espanaesdiferente»). Данный девиз стал центральной идеей программы, направленной на 
популяризацию   Испании   в   других   странах   и   создание   благоприятного   общественного 
мнения о ней в мире.

В   60—70-е   годы   в   Испании   велась   дискуссия   относительного   выбора   главного 
направления   внешней   политики   страны.   На   первый   план   выходит   Европа.   Это 
обуславливалось рядом факторов. Во-первых, покончив с политикой автаркии, Испания 
стала успешно расширять торгово-экономические связи с европейскими государствами. 
Заметно увеличивается объем торговли с ними. Кроме того, в этот период сама Европа 
начинает играть более весомую роль на международной арене. Появляются региональные 
организации,   призванные   отстаивать   общеевропейские   интересы   и   укреплять   единство 
европейских стран. Исходя из данной концепции, Европа также поворачивается в сторону 
Испании. Подтверждением этого может служить тот факт, что 9 февраля 1962 г. посол 
Испании в Брюсселе официально вручил Председателю Совета министров Европейского 
Экономического Сообщества письмо министра иностранных дел Испании, в котором он от 
лица   правительства   страны   предложил   начать   переговоры   о   возможности   вступления 
Испании   в   Сообщество*.   Стали   налаживаться   связи   испанских   парламентариев   с 
коллегами из европейских стран, в частности, контакты по линии Совета Европы, которые 
значительно расширились после приема Испании в 1976 г. в эту организацию.

* Espadas Manuel. Op. cit. P. 237.

К началу 70-х  годов   структура,  методы  работы   и функции  МИД  страны   приводятся  в 
соответствие с новым видением внешней политики и нового места Испании в системе 
международных отношений.

В   феврале   1970   г.   публикуется   декрет,   в   соответствии   с   которым   учреждается   новая 
организационная структура МИД Испании. Вместо Субсекретариата внешней политики 
было образовано Генеральное управление внешней политики, которому передавались ряд 
отделов   и   функций   упраздненного   Субсекретариата.   Кроме   того,   были   созданы 
Генеральное   управление   международного   технического   сотрудничества   и   Генеральное 
109


background image

управление   по   международным   экономическим   отношениям.   В   функции   последнего 
входило   изучение,   анализ   финансово-экономических   проблем   и   разработка 
внешнеэкономической   политики.   Учреждение   новых   подразделений,   которые   должны 
были   заниматься   вопросами   экономического   и   научно-технического   сотрудничества   с 
другими государствами, свидетельствовало о расширении функций и задач, стоящих перед 
Министерством иностранных дел Испании.

Важную   роль   в   повышении   значимости   МИДа   в   системе   органов   государственного 
управления   Испании   сыграл   Лопес   Браво,   являвшийся   в   тот   период   министром 
иностранных дел страны. Он не боялся идти на конфликт с другими министерствами, 
отбирая у них ряд функций и расширяя за счет этого полномочия МИДа. Своей активной 
деятельностью,   направленной   на   реформирование   министерства,   поднятие   его   роли   в 
разработке   и   реализации   внешней   политики   государства,   министр   добивался   также 
улучшения имиджа Испании на международной арене.

Характерно, что именно в 70-е годы наблюдались попытки добиться отказа Испании от 
односторонней   внешнеполитической   ориентации   на   США.   Это   проявлялось,   прежде 
всего, в расширении сотрудничества и контактов на различных уровнях с традиционными 
партнерами Испании (странами Европы, Северной Африки и Латинской Америки). В этот 
период   предпринимались   и   дипломатические   шаги   по   установлению   контактов   между 
Испанией  и СССР,  а также  другими  социалистическими  странами*.  В 1970  г.  удалось 
организовать, под благовидным предлогом, встречу министра иностранных дел Испании с 
заместителем   министра   иностранных   дел   СССР.   Встреча   состоялась   в   московском 
аэропорту,   после   того,   как   самолет   с   испанским   министром   на   борту,   пролетая   над 
территорией Советского Союза, совершил «вынужденную» посадку в Москве. В том же 
1970 г. в Нью-Йорке в рамках работы ГА ООН прошла встреча министров иностранных 
дел   двух   государств**.   Эти   контакты   и   переговоры   привели   к   подписанию   в   1972   г. 
советско-испанского   торгового   соглашения,   открывшего   путь   к   постепенной 
нормализации   двусторонних   отношений,   однако   это   произошло   уже   после   ухода   с 
политической арены диктатора Франко.

*   См.   подробнее:   Дубинин   Ю.В.   Амбахадор!   Амбахадор!   Записки   посла   в   Испании. 
М„ 1999. С. 8-16.

** Luis Suarez Fernandez. Franco у la URSS. RIALP.Madrid, 1987. P. 120.

Анализ эволюции дипломатической службы  Испании в период правления Франко дает 
основание   сделать   следующие   выводы.   В   первый   период   господства   франкизма   роль 
Министерства   иностранных   дел   рассматривалась   как   второстепенная,   принятие 
внешнеполитических   решений   проходило   практически   без   участия   МИД   Испании. 
Одновременно, на испанские консульства в иностранных государствах были возложены 
фактически полицейские функции — в их обязанности входило установление контроля за 
жизнью   и   деятельностью   испанских   общин   за   рубежом.   Контроль   осуществлялся   по-
средствам обязательной регистрации граждан в консульских учреждениях. В этих целях 
использовался   также   процесс   выдачи   паспортов,   справок   о   гражданстве,   виз   и   иных 
документов,   особое   внимание   при   всем   этом   уделялось   контролю   за   выполнением 
гражданами Испании закона о всеобщей воинской повинности.

Роль и место МИД в системе государственных органов управления Испании изменялись 
по   мере   либерализации   режима.   На   втором   этапе   дипломатическому   ведомству   были 

110