ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2717
Скачиваний: 3
дипломатическими представительствами иностранных государств. В процессе принятия
политических решений ключевую роль играло военное руководство страны.
После окончания Второй мировой войны вопросы дипломатии приобрели для Японии
особую важность в связи с тем, что согласно 9-й статье конституции страны от 3 ноября
1946 г. Япония отказалась от войны как средства ведения внешней политики. Статья 9 так
и называется — «Отказ от войны». Она гласит: «Искренне стремясь к международному
миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена
отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения
вооруженной силы как средства разрешения международных споров... Право на ведение
государством войны не признается»1.
Законодательное обеспечение дипломатической службы Японии имело две стороны. Во-
первых, это общие принципы государственной службы, установленные Законом о
государственной службе Японии 1947 г. и Законом об организации государственной
администрации 1948 года.
Закон 1947 г. един для всех японских государственных министерств и ведомств. Они
выполняют общие социальные функции, решая государственные задачи в интересах
стабильного и демократического развития японского общества.
Официальное издание Посольства Японии в России, 1990.
В Законе 1947 г. четко определены вопросы кадровой ротации госслужащих, а также
нормативы оплаты труда в соответствии с уровнем занимаемой должности и выслугой лет.
Для работников дипломатической службы Японии так же, как и для других
государственных служащих, был установлен особый статус, не предусматривающий права
на создание профсоюзов, ведение переговоров по вопросам трудовых отношений с
администрацией, а также проведение забастовок. В свою очередь государство
гарантировало им социальную защиту. Для этой цели в Японии было создано специальное
учреждение — Кадровое агентство — для решения всего комплекса вопросов,
касающихся государственных служащих — найм на работу, продвижение по службе,
оплата труда, социальное и пенсионное обеспечение.
Закон об организации государственной администрации 1948 г. определяет основы для
организационной структуры государственной службы, в частности, типы государственных
учреждений (министерства, управления на уровне министерств, комиссии и т.д.). В
соответствии с этим законом действует Администрация кабинета министров (ранее —
секретариат), которая координирует работу всех государственных учреждений, включая
МИД.
Во-вторых, в Японии применительно к дипломатической службе были приняты
специальные законодательные акты — Закон об учреждении Министерства иностранных
дел от 1 декабря 1951 г. и Закон о дипломатических служащих от 31 марта 1952 года.
Закон 1951 г. определил основные задачи министерства, а также сферу компетенции и
организационную структуру, необходимые для их выполнения. Об этом говорилось в
статье 1 Закона: «Настоящий закон имеет целью четко определить сферу полномочий и
131
компетенции министерства иностранных дел, а также установить организационную
структуру, необходимую для эффективного выполнения курируемых административных
вопросов»*.
* Здесь и далее документы цитируются по официальным публикациям МИД Японии 2000
г.
С точки зрения законодательства задачи, выполняемые министерством, подразделялись на
две группы: государственно-административные и ведомственные. Первая группа включала
следующие задачи:
— разработка и осуществление внешнеполитических планов;
— защита и продвижение государственных интересов в области торговли и мореплавания;
— внешнеполитическое содействие экономическому и научно-техническому
сотрудничеству;
— направление и прием дипломатических и консульских представителей;
— заключение договоров и других международных договоренностей;
— сотрудничество с ООН и другими международными организациями, участие в
международных конференциях;
— страноведческие исследования;
— распространение информации по внешней и внутренней политике, а также развитие
культурных связей с зарубежными странами;
— защита интересов граждан Японии за рубежом, а также содействие выезду граждан
Японии за рубеж;
— решение других вопросов, касающихся внешних связей. Ведомственные задачи
Министерства были определены в статье 4 Закона 1951 г. Они характеризовались весьма
подробно и составляли своего рода «кодекс действий» МИД. «Кодекс» включал 45
пунктов. В первую «пятерку» входили такие положения, как:
— хранение договоров и других дипломатических документов;
— ведение дипломатического архива;
— ведение дипломатической и посольской переписки;
— прием и направление дипломатических и консульских представителей, соблюдение
дипломатического протокола;
— проведение мероприятий, касающихся награждения иностранных представителей, а
также получения зарубежных наград гражданами Японии.
132
Далее были перечислены меры ведомственного характера, необходимые для выполнения
государственно-административных задач, указанных в статье 3. Среди них была и такая
функция, как выдача служебных и туристических паспортов гражданам Японии,
отправляющимся за рубеж.
Важная роль отводилась вопросам анализа информации о двусторонних отношениях
Японии, внешнеполитических и внутриполитических событиях в зарубежных странах, а
также публикации официальных сообщений на эту тему.
Для выполнения государственно-административных и ведомственных задач требовалась
соответствующая сфера компетенции. Она была определена в статье 5 Закона 1951 года.
В соответствии с этой статьей МИД Японии получил полномочия вести от имени
правительства Японии переговоры с правительствами иностранных государств,
участвовать в международных организациях и международных конференциях, готовить и
производить обмен верительными, отзывными и другими дипломатическими грамотами,
связанными с дипломатическими назначениями.
В сфере компетенции МИДа находились заключение международных договоров и
соглашений, их трактовка и выполнение.
Согласно японскому законодательству, среди государственных ведомств Японии только
МИДу было дано право заключать договоры и соглашения с зарубежными
государственными ведомствами. Другие японские министерства таким правом не
обладали.
МИДу поручалось также ведать вопросами развития экономического сотрудничества и
защиты японских капиталовложений за рубежом.
Всю вторую половину XX в. указанные положения служили основой деятельности
Министерства иностранных дел Японии.
В настоящее время МИД считается одной из самых монолитных и элитарных
государственных структур. Здесь особо чтут исторические традиции. Существует немало
семейных династий в МИД. Многие протокольные церемонии, в частности, с участием
императора, сохраняются в прежнем'виде уже много лет.
Об авторитете МИД Японии свидетельствует также тот факт, что он стал одним из
немногих министерств, которые подверглись минимальным изменениям в ходе крупной
административной реформы государственного аппарата, осуществленной 6 января 2001
года.
16 июля 1999 г. была утверждена новая редакция Закона о МИД Японии. Закон стал более
лаконичен и приближен к реалиям нынешней внешнеполитической деятельности Японии
как второй экономической державы мира, имеющей солидный политический авторитет в
международном сообществе.
Закон состоит из 4 разделов и 13 статей.
Первый раздел содержит общие положения, касающиеся целей закона. Они остались
прежними — определение задач, четкой сферы компетенции и организационной
структуры, необходимых для их выполнения.
133
Во втором разделе говорится о «задачах и ведомственных функциях МИД».
В задачи (ст. 3) «МИД входит: предпринимать конкретные и активные действия в целях
создания благоприятной международной обстановки, содействуя сохранению стабильного
и безопасного мирового сообщества, а также, поддерживая и развивая сбалансированные
международные связи, стремиться к продвижению интересов Японии и японского народа
в мировом сообществе».
В ином порядке обозначены «ведомственные функции» министерства (ст. 4).
Сначала сформулированы приоритеты Японии во внешней политике:
— обеспечение безопасности японского государства;
— внешнеэкономические связи;
— экономическое сотрудничество;
— международные культурные и другие обмены.
В Законе (ст. 2, п. 2) говорится о том, что МИД занимается решением «политических
задач», к которым относится ведение переговоров, осуществление сотрудничества с
правительствами иностранных государств от имени правительства Японии и решение
других вопросов, касающихся зарубежных стран и регионов.
За МИДом сохранились прежние функции, такие как участие в международных
организациях и конференциях, заключение договоров, их трактовка и выполнение, сбор и
анализ внешнеполитической информации, проведение исследований о зарубежных
странах и организациях, защита и продвижение экономических интересов Японии,
визовые и консульские функции, различные протокольные и архивные вопросы.
Содержится также положение, касающееся пропаганды японской культуры в зарубежных
странах.
Третий раздел закона посвящен организационной структуре министерства. Определено,
что в министерстве, помимо министра, должны быть назначены два его заместителя и шеф
протокола. Это законодательное положение введено с учетом специфики работы МИД.
Один из заместителей министра курирует политические вопросы, другой —
экономические. Особый статус шефа протокола необходим в связи с большим количеством
проводимых официальных мероприятий по приему в Японии глав зарубежных государств
и других высокопоставленных делегаций. Штатная структура других подразделений
министерства строится на основе общих законодательных положений, регулирующих
государственную службу Японии в целом.
Кроме этого в третьем разделе содержатся статьи, касающиеся японских
загранучреждений. Ими являются посольства, миссии, генеральные консульства,
консульства и правительственные представительства. Их главами в соответствии со ст. 9
Закона являются чрезвычайные и полномочные послы, чрезвычайные и полномочные
посланники, генеральные консулы, консулы в ранге чрезвычайных и полномочных послов.
134
Четвертый раздел Закона содержит статью 13 о почетных генеральных консулах и
почетных консулах. Их назначает в необходимых случаях министр иностранных дел
Японии и наделяет необходимыми полномочиями.
Министерство иностранных дел является главным ведомством в осуществлении контактов
Японии с зарубежными странами. На МИД возложены, как уже говорилось выше,
функции реализации внешнеполитического курса страны, проведения
внешнеэкономической дипломатии, а также развития отношений Японии с зарубежными
государствами в культурной, гуманитарной и других областях. Достаточно сказать, что
любое соглашение, заключаемое с зарубежным государством в какой-бы то ни было
области (политика, экономика, наука, техника, охрана окружающей среды и т.д.) и
составляющее международную договоренность Японии, может, согласно японскому
законодательству, подписываться только Министерством иностранных дел. Въезд в
Японию и выезд из нее как иностранных граждан, так и самих японцев, контролируется
МИДом. В отношении иностранцев этот контроль осуществляется через систему выдачи
виз, в отношении японских граждан — через систему выдачи загранпаспортов.
Реализация указанных законодательных положений осуществляется с учетом конкретной
ситуации, однако их базовые компоненты остаются неизменными.
Структура МИД Японии
В МИД Японии действует принятая в государственном управлении Японии трехуровневая
структура организации: министр — департамент — отдел.
Министерский уровень в Японии приравнивается к политическому, поскольку в последние
десятилетия установилась практика назначения на должность министра не кадрового
дипломата, а известного политика, являющегося членом правящей партии и депутатом
парламента. На этом уровне окончательно принимаются проекты правительственных
решений по внешнеполитическим вопросам, утверждаются кадровые назначения и другие
ведомственные распоряжения.
Министр как депутат парламента вынужден согласовывать свой график с парламентской
сессией, присутствовать на заседаниях палаты парламента (как правило — палаты
представителей), депутатом которой он является, а также на совещаниях руководства и
внешнеполитических структур своей политической партии. Это несколько ограничивает
его непосредственное участие во внутриведомственном управлении. Содействие в
осуществлении им политического руководства министерством оказывают депутаты
парламента, занимающие посты «парламентских заместителей». С 2001 г. эти посты
начали делиться на две категории — «статс-секретари» и «парламентские секретари».
В МИД работают два статс-секретаря. Они могут замещать министра в случае его
отсутствия в стране и участвовать в процессе принятия решений. Парламентские
135