ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2711
Скачиваний: 3
* См.: Mesenikov G. Political Framewoek of the Building of a Civil Society in Slovakia // South
East European Monitor. 1997. № 1. P. 55—56.
Таким образом, Словацкая Республика успешно справилась с двумя важнейшими
внешнеполитическими задачами: сформулировала свои цели, добилась международного
признания, а также стала членом важнейших международных организаций и, несмотрая на
свою молодость, добилась такого же международного статуса, каким обладали ее соседи
— Польша, Чехия и Венгрия, имевшие большой внешнеполитический опыт.
Но, к сожалению, Словакии не удалось избежать всех проблем, связанных с
институциональным, административным и кадровым обеспечением деятельности
Министерства иностранных дел.
МИД СР возник на базе Министерства международных отношений Словацкой
Республики, которое было сформировано еще в 1990 г. в результате разделения
компетенций в рамках ведомств ЧСФР. Его деятельность в 1990—1993 гг. была
ориентирована скорее на развитие культурных и региональных отношений, нежели на
сотрудничество с правительствами других государств, и координировалась федеральным
Министерством иностранных дел ЧСФР в Праге. 1 января 1993 г. Министерство
международных отношений СР трансформировалось в Министерство иностранных дел,
которое с данного момента отвечало за реализацию внешней политики Словацкой
Республики как самостоятельного и независимого государства.
Словацкая Республика оказалась в менее выгодном положении, чем Чехия. В столице
Чехословакии Праге находились все центральные государственные органы, были
сосредоточены все ведомства, располагавшие штатом высококвалифицированных
специалистов и современным техническим оснащением. После разделения Чехословакии
имущество этого федеративного государства было поделено в соотношении 2:1 между ЧР
и СР. Благодаря полученному в рамках разделения имуществу, Словакия уже 1 января 1993
г. открыла свои дипломатические представительства в 53 странах мира, а также 4
постоянные миссии при международных организациях. Но принцип разделения
имущества не распространялся на кадровый состав.
После разделения ЧСФР всем ее гражданам была предоставлена возможность свободно
решить вопрос о выборе гражданства. Естественно, и работники Министерства
иностранных дел ЧСФР могли свободно решить, в каком из возникших министерств они
хотели бы продолжить свою профессиональную деятельность — МИД СР или МИД ЧР.
Большинство из сотрудников, чехи и словаки, проработав долгое время в Праге, приняли
решение о продолжении своей карьеры в МИД ЧР. Таким образом, Словакия лишилась
значительной части квалифицированных дипломатических кадров. Этот факт негативно
отразился на работе внешнеполитического ведомства и привел к частой смене чиновников
на разных должностях. Только на посту министра иностранных дел за 11 лет
существования самостоятельной Словацкой Республики сменились 6 человек.
С 1998 г. министром иностранных дел Словацкой Республики является Эдуард Кукан. Его
деятельность в системе Министерства иностранных дел началась в 1964 г. Э.Кукан
работал в посольстве в Лусаке (1968—1973 атташе, позже charged'affaires), Вашингтоне
(1977—1981, заместитель посла), Адис-Абебе (1985—1988, посол), Постоянной миссии
ЧСФР при ООН (1990—1993). С марта 1994 г. по декабрь он занимал пост министра
121
иностранных дел ЧСФР, позже Словакии. Затем стал председателем Демократического
союза Словакии, в декабре 1994 г. — депутатом словацкого парламента, а после
парламентских выборов в 1998 г. вновь занял пост министра иностранных дел Словацкой
Республики. 7 мая 1999 г. Э.Кукан был назначен специальным представителем
Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на Балканах*.
* http://www.foreien.gov.sk Minister Eduard Kukan.
Э.Кукан в своем выступлении во время вступления в должность отметил, что нехватка
кадров по сей день остается одной из самых серьезных проблем словацкой
дипломатической службы. «Подготовка в достаточном количестве квалифицированных
кадров, так же как и формирование стабильной системы их обучения и повышения
квалификации, потребует не один десяток лет»*. Сегодня большинство работников МИД
Словакии — очень молодые люди, не имеющие опыта дипломатической работы.
* Ibid.
В социалистической Чехословакии не было высшего учебного заведения, готовящего
специалистов в области международных отношений. Дипломатами чаще всего
становились юристы, экономисты, филологи, историки. Специальное образование имели
только те, кому посчастливилось поступить на основе договора, подписанного между
Министерством образования ЧССР и Министерством высшего образования СССР, в
Московский государственный институт международных отношений (к их числу относится
и Эдуард Кукан).
После возникновения самостоятельной СР появились два новых учебных заведения,
занимающихся подготовкой дипломатов. Первое из них — Академия международных
отношений и адаптации права (имеется в виду сближение словацкой правовой системы с
правовой системой Евросоюза) — было создано в рамках правового факультета
Университета им. Я.А.Коменского в Братиславе. В Академии обучаются будущие
дипломаты, уже получившие одно высшее образование гуманитарного направления и
сдавшие государственные экзамены по двум языкам.
Из программы обучения исключены общеобразовательные предметы. Она основана на
узкой специализации в области международных отношений, международного права,
экономики, изучении языков и т.д. Руководство Академии уделяет большое внимание
подбору преподавательского состава. Среди преподавателей Академии — министры,
бывшие дипломаты, профессора Венской дипломатической академии. Многие занятия
ведутся на английском языке. Обучение длится 2 года. Ежегодно Академия выпускает 20—
25 человек. Сегодня выпускники Академии относятся к числу специалистов, наиболее
востребованных Министерством иностранных дел СР.
Второе учебное заведение, готовящее дипломатов — Университет им. Матея Белу в г.
Банска Быстрица. Здесь студенты получают первое высшее образование. Их
специализация осуществляется силами кафедры международных отношений. Обучение
длится 5 лет, ежегодно выпускаются приблизительно 100 человек. Этот вуз был создан
всего несколько лет назад под патронажем В.Мечьяра. Многие из предметов преподаются
на иностранных языках.
122
Несмотря на перечисленные сложности, на сегодняшний день в Словацкой Республике
полностью сформировано внешнеполитическое ведомство. В структурном отношении
МИД СР состоит из политического руководящего звена (министр и 2 госсекретаря —
заместители министра) и профессионального руководящего звена (секретариат министра,
глава аппарата МИД и генеральные директора секций). Основная оперативная работа
ведется в департаментах (31), каждый из которых состотит из 15—20 сотрудников.
Департамент возглавляется директором, который, чаще всего, является профессиональным
дипломатом. Департаменты объединены в соответствии с кругом решаемых ими проблем,
в более крупные подразделения — секции (5). Секции делятся на политические (3),
консульско-правовые (1) и секцию управления делами.
Дипломатическая служба сегодняшней СР выделена в особую ветвь государственной
службы, со своими правилами набора кадров, рангирования и продвижения по службе.
Профессиональная дипломатическая служба подразделена на отдельные категории
персонала (политический, административно-технический и т.д.).
Прием на службу в Министерство иностранных дел СР производится через открытый
конкурс с обязательной сдачей экзаменов (тест по истории, иностранный язык и
собеседование для политических работников и тест по специальности и собеседование для
административно-технического персонала). Прием экзаменов производится
государственной комиссией, в состав которой входят кадровые дипломаты. Конкурс для
поступления на дипломатическую службу обычно составляет 5—10 человек на место, на
административно-техническую — 4—8 претендентов на место. Необходимо упомянуть,
что выпускники вышеупомянутых учебных заведений имеют предпочтительные шансы
успешной сдачи вступительных экзаменов для поступления на дипломатическую службу.
На сегодняшний день Министерство иностранных дел Словацкой Республики имеет 1145
сотрудников. Из них 632 работают непосредственно в МИД СР, а 513 в его зарубежных
представительствах. Словацкая Республика имеет дипломатические представительства на
уровне посольств (в 60 странах), постоянных миссий при международных организациях
(ЕС, НАТО, ОБСЕ, ООН, ВТО, Совет Европы), генеральных консульств (в 5 странах) и
центров культуры (в 7 странах).
В словацкой дипломатической службе установлено семь дипломатических рангов:
— низшие дипломатические ранги — атташе (присваивается лицам, проработавшим 1 год
в МИД СР), 3-й секретарь (присваивается перед первой долгосрочной
загранкомандировкой или после 3 лет работы в МИД СР);
— средние дипломатические ранги — 2-й секретарь (присваивается после 6 лет работы в
МИД СР, 3 из которых дипломат находился в долгосрочной загранкомандировке), 1-й
секретарь (после 9 лет работы в МИД СР, 3 из которых — загранкомандировка);
— высшие дипломатические ранги — советник (присваивается после 15 лет работы в
МИД и 3 лет загранкамандиров-ки), советник-министр (с учетом потребностей
Министерства обычно присваивается работнику в ранге советника), посол (ранг
присваивается при назначении на пост Чрезвычайного и Полномочного посла).
Молодые дипломаты без дипломатического ранга — референты дипломатической службы.
При присвоении рангов учитываются и годы, отработанные в Министерстве иностранных
дел Чехословацкой Социалистической Республики, Чешской и Словацкой Федеративной
123
Республики, в Министерстве международных отношений Словацкой Республики, а также
в международных отделах Администрации президента СР, правительства СР и
Национального совета СР.
В отдельных случаях в связи с нехваткой соответствующих кадров на должность в
зарубежном представительстве СР может быть назначен дипломат, имеющий ранг ниже
того, которого требует занимаемая должность*.
* См.: Smernica ministerstva zahraniCnych veci б. 10/2001 zo dfta 12.4.2001 о diplomatickych
hodnostich.
После парламентских или президентских выборов назначается новое политическое
руководство МИД СР. При этом исполнительный аппарат остается прежним, чем
достигается определенная степень преемственности и стабильность работы
внешнеполитического ведомства. Меняются, как правило, министр иностранных дел,
государственный секретарь и некоторые руководители важнейших оперативных
подразделений.
Дипломатическая деятельность СР
Все правительства начиная с 1993 г. декларировали своей основной задачей развитие
тесных отношений с интеграционными структурами западного мира (ЕС, НАТО). В
первые годы существования независимой Словакии международно-политическая
ориентация всех парламентских партий, правых и левых, была однозначно
проевропейской. Этой линии придерживалось и Движение за демократическую Словакию
(ДЗДС), победившее на парламентских выборах 1993 г. Движение включало широкий
спектр политических сил во главе с В.Мечьяром — премьер-министром СР. ДЗДС в своей
предвыборной программе 1994 г. обещало продолжить международную политику,
разработанную им еще в 1992 г. Главной целью этой политики была провозглашена
интеграция СР в европейские и трансатлантические структуры.
Эта ориентация ДЗДС нашла отражение в политической программе правительства
В.Мечьяра, в которой провозглашалась также «необходимость продвижения и защиты
национальных и государственных интересов нашей страны»*. Однако в процессе
интеграции в ЕС Словакия отстала от остальных государств «вышеградской группы»,
причем в ходе первого этапа расширения НАТО вопрос о ее вступлении в
Североатлантический союз был отложен.
* NaSa vlastna cesta // Narodna obroda. 1996. 8 febr.
На Западе возникли опасения насчет возможной переориентации внешнеполитического
курса Словакии. «Настало время привязать Словакию к западному лагерю. Запад не может
позволить, чтобы Словакия оставалась заряженной, но оставленной без присмотра пушкой
в Центральной Европе. Если Словакия качнется в сторону Востока, то она выпадет как
124
звено из линии обороны реформистских режимов Центральной Европы», — писал
американский политолог Э.Штейн*.
* Stein E. Czecho-Slovakia: Ethnic conflict, constitutional fissure, negotiated Breakup.
Michigan, 1997. P. 121.
В апреле 1996 г. словацкая газета «Правда» опубликовала интервью тогдашнего посла
Российской Федерации в Словацкой Республике С.Ястржембского, в котором он заявил:
«Западу не понятна специфика молодого государства, он не учитывает истории словацкого
народа, словацкого мышления, менталитета. Словакам представители Запада говорят:
смотрите на своих чешских, польских, венгерских соседей. Почему вы не поступаете так
же, как и они?» С.Ястржембский сам ответил на этот вопрос: «Потому что это другое
государство, и словаки все хотят делать по-своему»*.
* Zapad Slovensku nerozumie // Pravda. 1996. 28 apr.
Нарастающие в правящих кругах Словакии противоречия нашли свое выражение в
перетряске дипломатических кадров после ухода президента М.Ковача, когда некоторые
полномочия президента перешли к премьер-министру. В 28 странах был произведен замен
послов. Были срочно отозваны даже только назначенные послы, еще не успевшие вручить
верительные грамоты. В связи с этим еще более обострилась проблема нехватки
профессиональных дипломатических кадров — многие дипломаты в такой ситуации
предпочли уйти в другие области деятельности.
В сентябре 1998 г. в Словацкой Республике прошли парламентские выборы, в результате
которых власть в стране перешла к коалиции, состоящей из шести партий бывшей
оппозиции. Приход нового руководства в Словакии вызвал значительные изменения во
внешней политике и международных позициях страны.
На пост президента Словацкой Республики был избран Р.Шустер, твердый сторонник
вхождения страны в европейские интеграционные институты.
Президент, премьер-министр, председатель парламента, министр иностранных дел и
другие государственные деятели Словакии, заняв свои посты, сразу нанесли визит
руководителям Евросоюза, Совета Европы, посетили входящие в ЕС государства, а также
США и штаб-квартиру НАТО. Таким образом они обозначили внешнеполитические
приоритеты Словацкой Республики.
Новый кабинет также предпринял действия по созданию оптимальных внутренних
механизмов и структур, облегчающих подготовку СР к вступлению в ЕС. Были учреждены
посты заместителя председателя правительства по европейской интеграции и
государственного секретаря МИД СР по вопросам ЕС. Наряду с этим был сформирован
Совет министров по проблемам европейской интеграции, а также консультативные
комитеты правительства, парламента и других министерств по вопросам международной
политики.
Одним из первых шагов правительства СР стало приведение в жизнь «Плана
интенсификации процесса интеграции Словацкой Республики в Европейский союз»*. Это
125