Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2715

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

план был принят 24 февраля 1999 г. В соответствии с этим документом словацкая сторона 
брала на себя обязательства развивать более тесные отношения со всеми государствами — 
членами ЕС, а также с Чешской Республикой, Польшей и Венгрией. Такое сотрудничество 
впоследствии осуществлялось не только на высшем уровне, но и на уровне парламентских 
комитетов, рабочих и переговорных групп и экспертов.

* См.: Narodna obroda. RoC.i.46. 1999, 25 febr. S. 9.

Депутаты   Европейского   парламента   выразили   новому   словацкому   кабинету   свою 
поддержку   в   форме   многочисленных   заявлений   и   резолюций.   Их   положительное 
отношение   к   происходящему   нашло   отражение   и   в   очередном   «Докладе   Европейской 
комиссии о ходе подготовки СР к членству в ЕС за 1999 год»*. В нем говорилось: «В 
течение   прошлого   года   был   сделан   значительный   шаг   в   выполнении   Словакией 
политических   условий   вступления   в   ЕС.   В   данной   стране   была   намечена   конкретная 
программа политических реформ. Учитывая глубину и успешность данных реформ, СР 
отныне можно считать страной, полностью выполнившей условия, сформулированные на 
саммите в Копенгагене»**.

* http://www.government.gov.sk Posudok pripravenosti Slovenskej republiky na elenstvo v EU r. 
1999.

* Souhrnny dokument — Zprava о pokroku v pfistupovem procesu kaide z kandidatskych zemi. 
Neoficialni pfeklad ulozen v Informa6nim oddeleni UMV pod t. 9549. Praha, 1999.

Решение   о   включении   Словакии   в   число   стран-кандидатов,   с   которыми   уже   ведутся 
переговоры, было принято на саммите в Хельсинки 11 декабря 1999 г. Данное решение 
можно   рассматривать   как   важное   достижение   внешней   политики   нового   словацкого 
кабинета,   а   также   словацкой   дипломатии.   Премьер-министр   СР   М.Дзуринда   в   своем 
выступлении   на   саммите   отметил:   «В   нынешнем   году   состоялось   56   двусторонних   и 
многосторонних   переговоров   в   Словакии   и   странах   ЕС   о   принятии   нашей   страны   в 
Евросоюз. Это означает, что об интеграции СР в ЕС речь шла еженедельно»*.

* Narodna obroda. RoC. X. 1991. 8 dec. S. 2.

Весьма   успешным   было   достижение   хороших   отношений   с   соседями   СР.   Была 
возобновлена   деятельность   органов,   занимающихся   вопросами   словацко-чешских   и 
словацко-венгерских отношений. С Польской Республикой были налажены качественно 
новые отношения. Австрия стала активно поддерживать СР в процессе ее интеграции в 
ЕС*.

*   См.   подробнее:

 DulebaA.

 Slovenskazahrani6napolitika 

 bilanciaies-

tichrokovaperspektivyzmeny // Mezinarodnivztahy. 1999. № 1. S. 51.

126


background image

Вместе   с   тем,   Словакия   неизменно   заинтересована   в   дружеских,   продуктивных 
отношениях и с другими странами, в том числе и с Российской Федерацией. В конце 1998 
г. министр иностранных дел СР Э.Кукан в интервью ИТАР-2ТАСС заявил: «Россия была и 
остается   одним   из   важнейших   торгово-экономических   партнеров   Словакии.   Хотя   в 
международной политике новой СР доминирует западный вектор, что, несомненно, будет 
влиять на словацко-российские отношения, нельзя допустить, чтобы они были сведены на 
нет»*.

* Hospodarske noviny. Prevzate od ITAR-TASS. 9 dec. 1998.

Контакты между Россией и Словацкой Республикой продолжаются. Москву неоднократно 
посещали госсекретарь Минфина СР В.Подстрански, министр юстиции Я.Чарногур-ски; 
председатель словацкого парламента Й.Мигаш. Проведены две встречи (в Москве и Нью-
Йорке) министров иностранных дел И.Иванова и Э.Кукана. В декабре 1999 г. Братиславу 
посетил   председатель   Верховного   суда   РФ   В.И.Лебедев,   затем   заместитель   министра 
иностранных дел РФ А.А.Авдеев.

Активные   контакты   поддерживаются   на   уровне   руководителей   ведомств   двух   стран, 
осуществляются обмены  по  линии  областей  и регионов. В феврале 2000 г.  состоялась 
рабочая поездка в Москву словацкого министра экономики В.Чернака, в сентябре прошла 
встреча министров иностранных дел на заседании Генассамблеи ООН. Состоялся также 
визит в Москву председателя Комитета по международным делам парламента СР П.Вайса, 
проведены межмидовские консультации в Братиславе. В январе 2001 г. Москву посетил 
депутат Национального Совета СР, лидер партии «Направление» Р.Фицо.

Большое значение для развития словацко-российских отношений имел визит 31 января 
2001   г.   в   Словацкую   Республику   министра   иностранных   дел   Российской   Федерации 
И.Иванова. Во время пребывания в Словакии он заявил: «Сегодня мы провели своего рода 
инвентаризацию   наших   двусторонних   отношений.   Посмотрели,   где   у   нас   уже   имеется 
определенный   прогресс,   где   необходимо   принять   дополнительные   меры,   чтобы 
установить и развивать контакты. Но главное, еще раз хочу подчеркнуть, — у нас есть для 
этого   политическая   воля.   Такой   же   настрой   был   подчеркнут   и   председателем 
правительства   Словацкой   Республики.   Поэтому,   я   думаю,   мы   можем   с   оптимизмом 
смотреть на будущее наших двусторонних отношений»*.

*   Пресс-конференция   И.С.Иванова   в   МИД   Словацкой   Республики   //   Дипломатический 
вестник. Москва. 2001. № 2. С. 36.

И.Иванов   не   оставил   без   внимания   и   очень   чувствительную   для   российско-словацких 
отношений   тему   —   расширение   НАТО   на   Восток   и   будущенее   членство   Словакии   в 
альянсе. По этому поводу он сказал: «С нашей стороны  неоднократно заявлялось, что 
Россия не имеет права вето и не может запрещать тем или иным государствам делать тот 
или иной политический выбор. Каждое суверенное государство вправе брать на себя эту 
ответственность. Вместе с тем, если никто не может ограничивать выбор того или иного 
государства, то, я думаю, что никто не вправе запрещать России думать о собственной 
безопасности. Конечно, если те или иные действия, которые будут предприниматься теми 
или иными группами государств, нанесут ущерб или поставят под угрозу национальную 
безопасность России, то, естественно, Россия как суверенное государство будет принимать 
127


background image

меры.   Какие   меры,   я   думаю,   сейчас   об   этом   нет   необходимости   говорить.   Это   будут 
вынужденные меры. Сейчас же речь идет о том, чтобы вместе строить безопасную Европу 
для всех»*.

* Пресс-конференция И.С.Иванова. С. 37.

Для   Словакии   очень   важны   экономические   связи   с   Россией,   поскольку   российские 
поставки нефти, газа и ядерного топлива полностью покрывают словацкие потребности в 
этих энергоносителях. Россия занимает третье место во внешней торговле СР*. Прошло 
восемь   заседаний   Межправительственной   российско-словацкой   комиссии   по   торгово-
экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Создана достаточно 
прочная договорно-правовая база российско-словацких отношений.

* В 2000 г. взаимный товарооборот составил 1,5 млрд долл., в 1999 г. — !>42 млрд долл.

Тем   не   менее,   следуя   рекомендациям   Евросоюза,   Правительство   СР   инициировало 
введение с 1 января 2001 г. визового режима в отношениях между Россией и Словакией. 
Правда,   порядок   получения   российскими   гражданами   виз   в   Словакию   максимально 
упрощен, а для владельцев дипломатических и служебных паспортов сохранен безвизовый 
режим поездок.

В то же время даже в рядах правящей коалиции существуют определенные разногласия по 
вопросам внешнеполитического курса страны. В дальнейшем это может создать новые 
трудности для формирующейся словацкой дипломатии.

В   последнее   время   появились   новые   проблемы.   Они,   прежде   всего,   обусловлены 
экономическими трудностями, переживаемыми Словакией. Это негативно отражается на 
конкурентоспособности   словацкой   экономики,   а   также   усложняет   процесс   интеграции 
страны в ЕС. Рост безработицы и социальное недовольство может послужить причиной 
дестабилизации   внутриполитической   обстановки.   Вероятный   коллапс   целых   отраслей 
национальной   промышленности   увеличит   отставание   Словакии   в   модернизации   и 
реструктуризации экономики от остальных стран — кандидатов на вступление в ЕС.

Надо надеется, что словацкая дипломатия достойно преодолеет трудности, с которыми ей 
приходится   сталкиваться.   Конечно,   молодым   государством   было   допущено   немало 
ошибок, но внешняя политика Словакии постепенно стабилизируется, а это в немалой 
степени зависит от эффективности и профессионализма ее дипломатической службы.

Рекомендуемая литература

1. BystrickyL. Zakladydiplomacie. Bratislava, 2000.

2. Diplomaticka prax MZV SR — Diplomaticky protocol. Bratislava, 1996.

128


background image

3. McGregor J.P. Czechoslovakia: A new style for the Ministry of foreign affaires. RFE/RL 
Research report. Vol. 1. Mb. 3. 17 jan. 1992. P. 22— 26.

4. Slovak trade forum. Bratislava, 2000.

5. Posluch M., Cibulka L. Statne pravo Slovenskej republiky. Bratislava, 2001.

6. Пресс-конференция И.С.Иванова в МИД Словацкой Республики // Дипломатический 
вестник. М., 2001. № 2.

7. Регак Л. Проблемы становления и развития дипломатии Словацкой Республики. Дисс. 
М.: МГИМО, 1997.

Интернет-ресурсы

http://www.foreign.gov.skhtto: //www.government.gov. skhttp://www.nrsr.skhttp://www.mid.ru

129


background image

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЯПОНИИ

Дипломатическая   служба   является   одним   из   видов   государственной   службы   Японии, 
созданным   в   целях   выполнения   государственных   задач   в   области   внешней   политики 
страны. Она подчинена общим законам и принципам, принятым в сфере государственной 
службы, и, вместе с тем, имеет свою специфику, касающуюся ведения комплекса вопросов 
взаимоотношений   Японии   с   зарубежными   государствами   и   регионами,   а   также 
обеспечения международного авторитета страны.

Становление дипломатической службы Японии

Современная структура дипломатической службы Японии была образована в 1940—1950-
е гг. В стране была введена основанная на демократических принципах единая система 
государственной   службы.   Однако   история   становления   дипломатической   службы   ведет 
свое начало с XIX века.

Дипломатическая служба в Японии как государственный институт начала формироваться 
сразу   после   «реставрации   Мэйдзи»   1868   г.   —   крупного   социального   переустройства, 
окончательно   прекратившего   продолжавшуюся   более   двух   с   половиной   веков 
самоизоляцию   Японии   от   остального   мира   и   ускорившего   демократические 
преобразования в стране. Сначала при правительстве императора Мэйдзи была образована 
«Канцелярия по вопросам внешней политики», а в 1869 г. в стране были учреждены шесть 
министерств, одним из которых стало Министерство иностранных дел.

В 1870 г. были созданы первые дипломатические представительства Японии в зарубежных 
странах   —   Англии,   Франции,   Пруссии   и   Америке.   В   1873   г.   была   учреждена 
дипломатическая миссия Японии в России и в 1874 г. в Санкт-Петербурге приступил к 
обязанностям первый японский посланник Т.Эномото, ставший впоследствии министром 
иностранных дел Японии.

В 1893 г. был введен специальный экзамен для поступления на работу в МИД.

Развитие института дипломатической службы в Японии шло постепенно, соразмерно с 
ростом   внешнеполитического   влияния   страны   на   международной   арене.   В   1891   г.   в 
результате   организационной   реформы   дипломатической   службы   сотрудники   японских 
миссий за рубежом стали называться «дипломатами», круг их функций и полномочий был 
приближен   к   общепринятым   мировым   образцам.   В   1905   г.   Япония   начала   открывать 
первые посольства в зарубежных странах (вместо ранее существовавших миссий). 1 мая 
1908 г. была достигнута договоренность о взаимном открытии посольств между Японией 
и Россией.

Функции   МИД   Японии   на   первоначальных   этапах   включали   не   только   вопросы 
дипломатии, но и внешней торговли. Осуществлялась деятельность, касающаяся выдачи 
виз,   лицензий,   ведения   нотной   переписки.   В   практической   работе   МИДа   Японии 
наибольшее   место   занимало   выполнение   таких   обязанностей,   как   перевод 
дипломатических   документов   и   сверка   их   текста,   протокольные   вопросы,   сбор 
информации   о   зарубежных   государствах,   подготовка   и   проведение   консультаций   с 

130