ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 372

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Резюме

В постсоветские годы Грузия рассматривала Россию в качестве препятствия на пути решении своих 

национальных  задач,  а  отношения  между  двумя  странами  временами  приобретали  характер  кон-

фронтации.  Тенденция  к  серьезному  ухудшению  отношений  стала  особенно  отчётливой  в  период 

правления М. Саакашвили. Неотъемлемой частью внешней политики была подчёркнуто прозапад-

ная ориентация. Автор статьи, признавая фундаментальное значение политических противоречий 

между странами, стремится углубить понимание внешней политики Тбилиси посредством изучения 

различий в личностных характеристиках высокопоставленных дипломатов Грузии и России. Статья 

построена  на  анализе  обширного  эмпирического  материала.  Рас сматриваются  демографические, 

образовательные  и  профессиональные  особенности  заместителей  министров  иностранных  дел, 

чрезвычайных и полномочных послов и постоянных представителей при международных организа-

циях. В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой они играют хотя и второстепенную, 

но заметную роль, в действительности отягчая российско-грузинское взаимодействие.

В статье предлагается рассматривать внешнюю политику Грузии в контексте процессов, формирую-

щих её властную элиту. В частности, обучение и длительные стажировки в западных вузах, в образо-

вательных и иных структурах НАТО; работа в фондах и неправительственных организациях атлан-

тистской направленности; возрастные, поколенческие и другие характеристики грузинских дипло-

матов,  а  также  принципы  формирования  кадрового  состава  МИД  Грузии.  Все  это  существенным 

образом отражает и подкрепляет внешнеполитический курс страны, обеспечивая институционали-

зацию ее  прозападной ориентации. С учетом значимости дипломатической службы для достижения 

как государственных целей, так и частных задач команды М. Саакашвили, ставка на изменение ее 

кадрового состава стала сознательным выбором политического руководства страны. Произошедшая 

трансформация  схожа  с  тенденциями  развития  внешнеполитических  ведомств  в  Центральной  и 

Восточной  Европе  после  распада  Советского  Союза.  Новая  модель  рекрутирования  и  ротации 

дипломатической элиты Грузии к настоящему моменту сложилась. Выделенные персональные осо-

бенности  ее  представителей  способствуют  сохранению  преемственности  грузинской  дипломатии, 

несмотря  на  смену  правительства  в  Тбилиси  и  обвинения,  выдвинутые  новыми  руководителями 

в отношении предыдущих руководителей.

Ключевые слова: 

российско-грузинские  отношения;  дипломатическая  элита  Грузии;  внешняя  политика  Грузии; 

МИД Грузии; профессиональная социализация.

ОСОБЕННОСТИ 

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ 

ЭЛИТЫ ГРУЗИИ 

НОДАР МОСАКИ

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия

Высший дипломатический состав играет 

важнейшую роль в проведении внешней по-

литики  государства  [Ашин  2002:  125],  оли-

цетворяя ее в глазах зарубежной аудитории. 

При  этом  формирование  дипломатической 

элиты (костяк которой составляют чрезвы-

Для связи с автором / Corresponding author:

Email: nodarmossaki@gmail.ru

ХОЛОДНО – О ГОРЯЧЕМ

Международные процессы, Том 14, № 2, сс. 141-162

DOI 10.17994/IT.2016.14.2.45/11


background image

НОДАР МОСАКИ

142

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

чайные  и  полномочные  послы  и  постоян-

ные представители при международных ор-

ганизациях)  осуществляется  по-разному  в 

зависимости  от  страны.  Хотя  высшие  ди-

пломатические  представители  отвечают  в 

первую  очередь  за  реализацию  государ-

ственного курса, а не за его выработку, они 

на деле становятся одним из основных зве-

ньев  процесса  формирования  внешней  по-

литики. С этой точки зрения изучение каче-

ственных  характеристик  посольского  кор-

пуса,  а  также  анализ  различных  аспектов 

образования  и  ротации  дипломатической 

элиты,  может  иметь  принципиальное  зна-

чение  для  построения  целостной  картины 

формулирования и осуществления внешне-

политического курса конкретной страны. 

Современная  история  внешней  полити-

ки  государств,  образовавшихся  после  рас-

пада Советского Союза, насчитывает около 

25  лет.  Лишь  Россия,  как  государство-про-

должатель  СССР,  получила  полноценную 

«дипломатическую инфраструктуру», вклю-

чая здания с оветского МИД, кадры и вузы, 

готовящие дипломатов (не считая факультет 

международных  отношений  и  международ-

ного  права  при  Киевском  государствен-

ном университете /КГУ/, преобразованный 

в  1988  г.  в  институт  при  КГУ

1

).  Механизм 

формирования  кадрового  состава  диплома-

тических  ведомств  других  советских  респу-

блик предстояло отстраивать с нуля.

Хотя в административном аппарате Рес-

публик с 1944 г. существовали внешнеполи-

тические  ведомства  (в  1944–1946  годах  – 

НКИД, с 1946 г. – МИД), а Украинская ССР 

и Белорусская ССР даже являлись членами 

ООН, полноценных дипломати ческих служб 

и представительств у них не было – «само-

стоятельностью в международных отно ше-

ниях советские союзные республики в дейст-

вительности не обладали, объявленные […] 

полномочия в отношении Украины и Бело-

руссии фактически носили частично декла-

ративный, а в отношении остальных союз-

ных  республик  по  существу  декорацион-

ный характер» [Кремнев 2009: 38; см. также 

Aspaturian 1959]. Соответ ст венно, за исклю-

чением постпредов Украи ны и Бело рус сии 

в ООН, у союзных республик отсутствовал 

и  собственный  корпус  опытных  диплома-

тов.  Их  министры  иностранных  дел,  как 

правило,  не  имели  никакого  отношения 

к  проблемам  внешней  политики,  являясь 

партийными  и/или  хозяйственными  руко-

водителями,  нередко  даже  совмещая  этот 

пост с другими должностями.

Формирование  посольского  корпуса 

стран  бывшего  СССР  происходило  в  сжа-

тые  сроки.  Сегодня  их  дипломатические 

службы  можно  считать  полноценно  сфор-

мированными,  что  позволяет  подвергнуть 

разностороннему  анализу  их  кадровый  со-

став. В статье на основе количественного и 

качественного  обследования  высшего  ди-

пломатического персонала Грузии (послов и 

замес тителей  министра  иностранных  дел) 

выделяются закономерности кадрового обе-

спечения  МИД  страны,  что  позволяет  по-

нять принципы рекрутирования кадров для 

национальной дипломатической системы.

1

Власти  Грузии  с  момента  обретения  не-

зависимости активно придерживались про-

западного  внешнеполитического  курса, 

стремясь войти в евроатлантические струк-

туры,  в  том  числе  военно-политического 

характера  [Красноселов  2003;  Гушер  2000]. 

Это позволяло зарубежным исследователям 

задолго до прихода к власти М. Саакашвили 

заявлять, что Москва не сможет нейтрали-

зовать  все  более  громкую  антироссийскую 

риторику  Тбилиси  [Cornell  2001:  353]. 

Прозападный выбор Грузия сделала ещё до 

«революции роз», хотя в период правления 

Э.  Шеварднадзе  его  необратимость  стави-

лась под сомнение. Ожидалось, что оконча-

тельно  стратегическая  ориентация  страны 

сложится только после прихода его преем-

ника  на  посту  президента  [см.,  например: 

Rondeli 2001: 211].

Но, конечно, особенно отчетливо проза-

падный курс, утверждение «европейскости» 

1

В Тбилисском государственном университете (ТГУ) подготовка по специальности «международные 

отношения» началась в 1991 году.


background image

143

ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГРУЗИИ 

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

Грузии [Jones, Kakhishvili 2013: 24] и «перма-

нентное  и  демонстративное  игнорирование 

интересов  России»  грузинскими  властями 

[Tsintsadze  2012:  5]  наблюдались  с  периода 

правления  М.  Саакашвили.  Его  политика 

сближения  с  евроатлантическими  структу-

рами  либо  находила  широкую  обществен-

ную поддержку, либо практически не имела 

противников  среди  других  политических 

сил  страны  [Gachechiladze  2005].  Команда 

М. Саакашвили пози цио ниро вала Грузию в 

качестве страны, имеющей с Москвой прин-

ципиальные  разногласия

2

,  и  пыталась  сба-

лансировать  противоречия  на  российском 

направлении  интенсификацией  отношений 

с США и странами ЕС [Gvalia 2013: 69, 115]. 

Она активно отвергала любые попытки вы-

страивания  преференциальных  отношений 

на  постсоветском  пространстве  под  эгидой 

России [Мега тренды 2013: 381].

Объяснение внешней политики Грузии и 

её  прозападной  ориентации  требует  пони-

мания  национальной  политической  куль-

туры.  В  числе  вопросов,  подлежащих  ана-

лизу,  выделяется  воздействие  образования 

на  лиц,  принимающих  решения  в  области 

внешней политики [Jones 2004: 84]. Настоя-

щая статья частично восполняет этот про-

бел в эмпирических исследованиях грузин-

ской дипломатической элиты, опираясь на 

общую  логику  рекрутирования  властей 

страны, обоснованную в нашем более ран-

нем  исследовании  [Мосаки  2015].Прио ри-

тетная роль внешней политики для офици-

ального  Тбилиси  обусловлена  ее  исполь-

зованием  в  качестве  одного  из  основных 

инструментов  утверждения  легитимности 

новой  элиты  и  идентичности  нового  госу-

дарства [Jones 2004: 85]. 

После  распада  Советского  Союза  вновь 

образовавшиеся  государства  нередко  обра-

щали свои взоры к сотрудникам МИД СССР 

соответствующих  национальностей

3

,  а  так-

же  к  представителям  диаспоры.  В  феврале 

1992 г. руководство Военного совета Грузии, 

свергнувшего  президента  З.  Гамсахурдия, 

пригласило  возглавить,  а  фактически  соз-

дать  дипломатическую  службу  известного 

советского  специалиста,  посла  СССР/Рос-

сии  в  Нидерландах  А.  Чикваидзе

4

.  Тем  не 

менее  на  важнейшие  посты  в  руководстве 

МИД, а также послами независимой Грузии 

на  главных  направлениях  в  связи  с  отсут-

ствием  карьерных  дипломатов  в  1993–1994 

годах нередко назначались выходцы из дру-

гих сфер деятельности, в том числе учёные

5

.

2

Здесь и далее эти положения, а также термины «прозападный», «антироссийский» и т.п., употре-

бляются  в  нейтральном  смысле,  без  какой-либо  политической  нагрузки.  В  статье  не  оценивается  и 

не рассматривается внешняя политика Грузии с точки зрения правомерности её позиции по отноше-

нию к России.

3

Например,  сразу  же  после  распада  СССР  министр  иностранных  дел  Белоруссии  П.К.  Кравченко 

запросил  из  МИД  СССР  сведения  обо  всех  советских  дипломатах  белорусского  происхождения  или 

родившихся  в  БССР,  убеждая  их  вернуться  и  поступить  на  дипломатическую  службу  на  родине 

[Лазоркина 2014: 29–30].

4

А. Чикваидзе также не представляет собой пример классического дипломата. Начав комсомоль-

скую карьеру после окончания юридического факультета МГУ, благодаря изучению иностранных язы-

ков, он был направлен на дипломатическую службу, время от времени возвращаясь к партийной и даже 

хозяйственной работе. 

5

Первым послом в США и постпредом в ООН (с 1994 г. лишь постпред в ООН) стал бывший сотруд-

ник следственных органов и партийный работник Петрэ (Зураб) Беридзе, являвшийся в период прав-

ления Гамсахурдиа «представителем Грузии в России», во Франции – доктор технических наук ректор 

Грузинского  технического  университета  Гоча  Чоговадзе  (окончил  аспирантуру  МХТИ 

им. Д.И. Менделеева), в Германии – востоковед по образованию, к концу советского периода ставший 

заместителем  министра  образования  Грузии,  в  независимой  Грузии  –  депутат  парламента,  мэр 

Тбилиси, Котэ Габашвили (в 2008–2013 годах являлся послом в Италии), в России – доктор экономи-

ческих наук проф. Валериан Адвадзе (после отставки вернулся на работу во Всероссийский заочный 

финансово-экономический  институт).  В  Армении  послом  стал  учёный-арменолог  и  партийный  дея-

тель  Григол  Барамидзе,  в  Турции  –  учёный-турколог  Нодар  Комахидзе.  Лишь  первым  послом  на 

Украине  (в  1994  г.)  был  назначен  человек  с  образованием  в  области  международных  отношений  – 

Валерий Чечелашвили, окончивший в 1983 г. Киевский государственный университет по специаль-

ности международные экономические отношения (в 2004–2005 годах являлся послом в России).


background image

НОДАР МОСАКИ

144

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

В  первоначальный  период  организации 

грузинского  внешнеполитического  ведом-

ства  не  хватало  системности.  В  некоторых 

странах  грузинские  представители  остава-

лись на своих постах по 10 лет (например, 

в  ФРГ,  Франции),  в  то  же  время  в  других 

странах  (как,  например,  в  России  и  в  не-

сколько  меньшей  степени  в  США)  послы 

менялись часто. Нередко вокруг них разво-

рачивались  скандалы,  были  даже  случаи 

увольнения  посла  по  требованию  парла-

мента в связи с «профессиональной непри-

годностью»,  «некомпетентностью»  и  ввиду 

«преследования  личных  интересов»  (на-

пример, посла в Италии Б. Таварткиладзе). 

Ряд  послов  избежали  увольнения,  однако 

их репутация пострадала в результате обви-

нений  в  использовании  служебного  поло-

жения в корыстных целях (в том числе в от-

ношении уже упоминавшегося посла в Гре-

ции А. Чик ва идзе)

6

. По сути в 1990-х го дах 

в  Грузии  так  и  не  сложился  механизм  на-

значения  и  ротации  высших  представите-

лей за рубежом. 

Приход к власти М. Саакашвили знаме-

новал резкий отход от прошлого во многих 

областях  жизни,  что  требовало  ускорения 

смены  кадрового  состава  в  государствен-

ном аппарате. По сути же этот процесс на-

чался  еще  раньше  –  со  второй  половины 

1990-х годов.

При  изучении  структуры  внешнеполи-

тического аппарата страны следует учиты-

вать,  что  в  Грузии  с  2004  г.  действуют  два 

ведомства,  отвечающие  за  международное 

сотрудничество,  –  МИД  и  аппарат  госу-

дарственного  министра  по 

вопросам  инте-

грации  в  европейские  и  евроатлантические 

структуры 

(ВИвЕиЕаС).  Последний  был 

сформирован  после  «революции  роз». 

В  декабре  2003  г.  заместителем  государ-

ственного  секретаря  (премьер-министра) 

Грузии  по  вопросам  евроинтеграции  была 

назначена  заместитель  министра  ино-

странных  дел  Т.  Беручашвили.  В  феврале 

2004  г.  она  получила  должность  госмини-

стра по вопросам евроинтеграции, которая 

была  введена  в  новом  правительстве,  а  в 

марте того же года был сформирован соот-

ветствующий аппарат [K'ap'anadze 2009].

В декабре 2004 года этот пост был преоб-

разован в «госминистра по ВИвЕиЕаС»; его 

занял  Георгий  Барамидзе.  Целью  создания 

новых  структур  стало  «углубление  сотруд-

ничества  Грузии  с  Евросоюзом  и  НАТО, 

содействие политической, правовой, воен-

ной, экономической и культурной интегра-

ции»  страны  в  евроатлантические  органи-

зации

7

. В августе 2012 г. Георгия Бара мидзе 

сменил  Торникэ  Гордадзе,  занимавший  до 

этого  пост  замглавы  МИД  Грузии.  После 

поражения партии М. Саа кашвили «Единое 

национальное  движение»  (ЕНД)  на  парла-

ментских  выборах  в  октябре  2012  г.  новым 

госминистром по ВИвЕиЕаС был назначен 

опытный  дипломат,  бывший  посол  Грузии 

в Туркмении и Афганистане Алекси Петри-

ашвили,  который  позже  подал  в  отставку 

в  связи  с  выходом  партии  «Свободные  де-

мократы»  Ираклия  Аласания  из  коалиции 

«Грузин ская  мечта»  (ГМ).  В  ноябре  2014  г. 

министром  стал  посол  Грузии  в  Греции 

и Сербии Давид Бакрадзе. 

Но  даже  в  отношении  стран  и  структур 

евроатлантического пространства, не говоря 

о  всех  остальных  странах,  за  реализацию 

внешнеполитической стратегии Грузии в ос-

новном  отвечает  МИД.  Госминистр  по 

ВИвЕиЕаС и его небольшой аппарат (около 

30  человек)  лишь  частично  обеспечивают 

контакты с НАТО и ЕС. В самом МИД стра-

ны  также  имеются  два  департамента,  кото-

рые, исходя из названия, дублируют задачи 

аппарата по ВИвЕиЕаС – Департамент по-

литики  безопасности  и  евроатлантической 

интеграции и Департамент евроинтеграции.

Политический  вес  госминистра  по 

ВИвЕиЕаС существенно ниже, чем у главы 

МИД. По аппаратному значению он соот-

ветствует  заместителю  (или  первому  заме-

6

См. комментарий Т.Чиковани передачи Радио Свобода на грузинском языке от 15.06.2015. URL: 

http://www.radiotavisupleba.ge/content/article/1521428.html.

7

ap'arat'isist'oria [История аппарата] // Официальный сайт аппарата государственного министра 

Грузии по вопросам ИЕЕС. - URL:http://www.eu-nato.gov.ge/ge/structure/history


background image

145

ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГРУЗИИ 

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

стителю)  министра  иностранных  дел,  од-

нако  в  связи  с  желанием  руководства 

Грузии  подчеркнуть  внешнеполитические 

прио ритеты  страны  ему  присвоен  ранг 

минист ра.  Аппарат  госминистра  по 

ВИвЕиЕаС  напоминает  действовавшее  в 

1998–2000 годах Министерство Российской 

Федерации  по  делам  Содружества  Неза-

висимых  Госу дарств,  которым  руководили 

опытные  дипломаты  Б.Н.Пастухов  и 

Л.В. Драчевский. 

Частично внешнеполитические функции 

берут  на  себя  также  Совет  национальной 

безопасности и аппарат президента (ныне – 

премьер-министра).  Важную  роль  играет 

министерство обороны. Однако монополию 

на  собственно  дипломатическую  деятель-

ность, безусловно, удерживает МИД.

Власти страны подчеркивают ключевую 

роль  грузинской  дипломатии  в  контексте 

прозападной  переориентации  Тбилиси. 

Вы сокая дипломатическая активность ста-

ла  для  Грузии  «важным  инструментом  ре-

шения внешнеполитических задач» [Совре-

менная мировая политика 2010: 245], давая 

ей  возможность  быть  востребованной  на 

региональном  уровне.  Она  вписывается  в 

контекст  американской  политики  и  час-

тично её союзников в Закавказье и в сосед-

них  регионах.  Вместе  с  тем  проводимая 

политика  связана  с  вовлеченностью  стра-

ны  в  конфликты,  которые  можно  уладить 

только  на  основе  использования  полити-

ко-дипломатических методов. Трудно пред-

ставить,  что  Грузия  военным  путём  может 

решить  стоящие  перед  ней  проблемы. 

Их  преодоление  относится  к  сфере  почти 

исключительной  ответственности  грузин-

ской дипломатии.

В настоящей работе проанализированы 

биографии  заместителей  министра  ино-

странных дел, чрезвычайных и полномоч-

ных послов Грузии и постоянных предста-

вителей  при  ООН  (представительство  в 

Женеве)  и  НАТО  с  2010  г.  до  середины 

2015  года.  Использованные  данные  были 

собраны  из  открытых  источников,  в  пер-

вую  очередь  на  сайте  МИД  Грузии  и  ее 

дипломатических  представительств  глав-

ным  образом  на  грузинском  языке.  Всего 

изучены  биографии  96  человек,  из  них  – 

15  заместителей  министра  иностранных 

дел  и  81  посла  (здесь  и  далее  –  включая 

постпредов)

8

.  Из  их  числа  по  состоянию 

на  июнь  2015  г.  сохранили  свои  посты 

20  человек,  возглавили  посольства  в  дру-

гих странах – 8, 1 посол получил пост го-

сударственного министра (по ВИвЕиЕаС). 

После  прихода  к  власти  коалиции 

«Грузинская мечта» (ГМ) были назначены 

30  новых  послов.  Данные  по  полу  и  воз-

расту  имеются  по  84  дипломатическим 

представителям.  Таким  образом,  проана-

лизированы данные по всем заместителям 

министра иностранных дел и, за несколь-

кими  исключениями,  всего  посольского 

корпуса за рассматриваемый период.

По состоянию на середину 2015 г. Грузия 

имела дипмиссии в 125 странах (не считая 

секции  интересов  Грузии  в  посольстве 

Швейцарии  в  России)

9

,  однако  в  связи  с 

тем,  что  ряд  послов  представляли  Грузию 

одновременно  в  нескольких  странах,  а  в 

некоторых  государствах  ее  представляли 

временные  поверенные,  количество  по-

слов составляло 59 человек. Общая числен-

ность  дипкорпуса  Грузии  за  рубежом  – 

свыше 350 специалистов.

Хронологические  рамки  статьи  охваты-

вают последние два года нахождения у вла-

сти  ЕНД,  а  также  более  двух  с  половиной 

лет правления партии «Грузинская мечта», 

которая  пришла  на  смену  ЕНД  на  волне 

критики М. Саакашвили. В рассматривае-

мый период Грузия уже имела сильные го-

сударственные  институты,  в  том  числе 

сформированную  дипломатическую  служ-

бу,  что  позволяет  предполагать  устойчи-

вость  сделанных  выводов  о  ее  характе-

ристиках.

8

В  рассматриваемый  период  один  человек  являлся  одновременно  заместителем  министра  ино-

странных дел и послом (Александр Налбандов). Он учтён в обеих группах.

9

Рассчитано по: sakartvelosmisiebisazghvargaret [Миссии Грузии за рубежом] // http://www.mfa.

gov.ge/MainNav/EmbassiesRepresentations/GeorgianMissionsAbroad.aspx[12.06.2015].