ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 385
Скачиваний: 2
Резюме
В постсоветские годы Грузия рассматривала Россию в качестве препятствия на пути решении своих
национальных задач, а отношения между двумя странами временами приобретали характер кон-
фронтации. Тенденция к серьезному ухудшению отношений стала особенно отчётливой в период
правления М. Саакашвили. Неотъемлемой частью внешней политики была подчёркнуто прозапад-
ная ориентация. Автор статьи, признавая фундаментальное значение политических противоречий
между странами, стремится углубить понимание внешней политики Тбилиси посредством изучения
различий в личностных характеристиках высокопоставленных дипломатов Грузии и России. Статья
построена на анализе обширного эмпирического материала. Рас сматриваются демографические,
образовательные и профессиональные особенности заместителей министров иностранных дел,
чрезвычайных и полномочных послов и постоянных представителей при международных организа-
циях. В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой они играют хотя и второстепенную,
но заметную роль, в действительности отягчая российско-грузинское взаимодействие.
В статье предлагается рассматривать внешнюю политику Грузии в контексте процессов, формирую-
щих её властную элиту. В частности, обучение и длительные стажировки в западных вузах, в образо-
вательных и иных структурах НАТО; работа в фондах и неправительственных организациях атлан-
тистской направленности; возрастные, поколенческие и другие характеристики грузинских дипло-
матов, а также принципы формирования кадрового состава МИД Грузии. Все это существенным
образом отражает и подкрепляет внешнеполитический курс страны, обеспечивая институционали-
зацию ее прозападной ориентации. С учетом значимости дипломатической службы для достижения
как государственных целей, так и частных задач команды М. Саакашвили, ставка на изменение ее
кадрового состава стала сознательным выбором политического руководства страны. Произошедшая
трансформация схожа с тенденциями развития внешнеполитических ведомств в Центральной и
Восточной Европе после распада Советского Союза. Новая модель рекрутирования и ротации
дипломатической элиты Грузии к настоящему моменту сложилась. Выделенные персональные осо-
бенности ее представителей способствуют сохранению преемственности грузинской дипломатии,
несмотря на смену правительства в Тбилиси и обвинения, выдвинутые новыми руководителями
в отношении предыдущих руководителей.
Ключевые слова:
российско-грузинские отношения; дипломатическая элита Грузии; внешняя политика Грузии;
МИД Грузии; профессиональная социализация.
ОСОБЕННОСТИ
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ
ЭЛИТЫ ГРУЗИИ
НОДАР МОСАКИ
Институт востоковедения РАН, Москва, Россия
Высший дипломатический состав играет
важнейшую роль в проведении внешней по-
литики государства [Ашин 2002: 125], оли-
цетворяя ее в глазах зарубежной аудитории.
При этом формирование дипломатической
элиты (костяк которой составляют чрезвы-
Для связи с автором / Corresponding author:
Email: nodarmossaki@gmail.ru
ХОЛОДНО – О ГОРЯЧЕМ
Международные процессы, Том 14, № 2, сс. 141-162
DOI 10.17994/IT.2016.14.2.45/11
НОДАР МОСАКИ
142
Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016
чайные и полномочные послы и постоян-
ные представители при международных ор-
ганизациях) осуществляется по-разному в
зависимости от страны. Хотя высшие ди-
пломатические представители отвечают в
первую очередь за реализацию государ-
ственного курса, а не за его выработку, они
на деле становятся одним из основных зве-
ньев процесса формирования внешней по-
литики. С этой точки зрения изучение каче-
ственных характеристик посольского кор-
пуса, а также анализ различных аспектов
образования и ротации дипломатической
элиты, может иметь принципиальное зна-
чение для построения целостной картины
формулирования и осуществления внешне-
политического курса конкретной страны.
Современная история внешней полити-
ки государств, образовавшихся после рас-
пада Советского Союза, насчитывает около
25 лет. Лишь Россия, как государство-про-
должатель СССР, получила полноценную
«дипломатическую инфраструктуру», вклю-
чая здания с оветского МИД, кадры и вузы,
готовящие дипломатов (не считая факультет
международных отношений и международ-
ного права при Киевском государствен-
ном университете /КГУ/, преобразованный
в 1988 г. в институт при КГУ
1
). Механизм
формирования кадрового состава диплома-
тических ведомств других советских респу-
блик предстояло отстраивать с нуля.
Хотя в административном аппарате Рес-
публик с 1944 г. существовали внешнеполи-
тические ведомства (в 1944–1946 годах –
НКИД, с 1946 г. – МИД), а Украинская ССР
и Белорусская ССР даже являлись членами
ООН, полноценных дипломати ческих служб
и представительств у них не было – «само-
стоятельностью в международных отно ше-
ниях советские союзные республики в дейст-
вительности не обладали, объявленные […]
полномочия в отношении Украины и Бело-
руссии фактически носили частично декла-
ративный, а в отношении остальных союз-
ных республик по существу декорацион-
ный характер» [Кремнев 2009: 38; см. также
Aspaturian 1959]. Соответ ст венно, за исклю-
чением постпредов Украи ны и Бело рус сии
в ООН, у союзных республик отсутствовал
и собственный корпус опытных диплома-
тов. Их министры иностранных дел, как
правило, не имели никакого отношения
к проблемам внешней политики, являясь
партийными и/или хозяйственными руко-
водителями, нередко даже совмещая этот
пост с другими должностями.
Формирование посольского корпуса
стран бывшего СССР происходило в сжа-
тые сроки. Сегодня их дипломатические
службы можно считать полноценно сфор-
мированными, что позволяет подвергнуть
разностороннему анализу их кадровый со-
став. В статье на основе количественного и
качественного обследования высшего ди-
пломатического персонала Грузии (послов и
замес тителей министра иностранных дел)
выделяются закономерности кадрового обе-
спечения МИД страны, что позволяет по-
нять принципы рекрутирования кадров для
национальной дипломатической системы.
1
Власти Грузии с момента обретения не-
зависимости активно придерживались про-
западного внешнеполитического курса,
стремясь войти в евроатлантические струк-
туры, в том числе военно-политического
характера [Красноселов 2003; Гушер 2000].
Это позволяло зарубежным исследователям
задолго до прихода к власти М. Саакашвили
заявлять, что Москва не сможет нейтрали-
зовать все более громкую антироссийскую
риторику Тбилиси [Cornell 2001: 353].
Прозападный выбор Грузия сделала ещё до
«революции роз», хотя в период правления
Э. Шеварднадзе его необратимость стави-
лась под сомнение. Ожидалось, что оконча-
тельно стратегическая ориентация страны
сложится только после прихода его преем-
ника на посту президента [см., например:
Rondeli 2001: 211].
Но, конечно, особенно отчетливо проза-
падный курс, утверждение «европейскости»
1
В Тбилисском государственном университете (ТГУ) подготовка по специальности «международные
отношения» началась в 1991 году.
143
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГРУЗИИ
Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016
Грузии [Jones, Kakhishvili 2013: 24] и «перма-
нентное и демонстративное игнорирование
интересов России» грузинскими властями
[Tsintsadze 2012: 5] наблюдались с периода
правления М. Саакашвили. Его политика
сближения с евроатлантическими структу-
рами либо находила широкую обществен-
ную поддержку, либо практически не имела
противников среди других политических
сил страны [Gachechiladze 2005]. Команда
М. Саакашвили пози цио ниро вала Грузию в
качестве страны, имеющей с Москвой прин-
ципиальные разногласия
2
, и пыталась сба-
лансировать противоречия на российском
направлении интенсификацией отношений
с США и странами ЕС [Gvalia 2013: 69, 115].
Она активно отвергала любые попытки вы-
страивания преференциальных отношений
на постсоветском пространстве под эгидой
России [Мега тренды 2013: 381].
Объяснение внешней политики Грузии и
её прозападной ориентации требует пони-
мания национальной политической куль-
туры. В числе вопросов, подлежащих ана-
лизу, выделяется воздействие образования
на лиц, принимающих решения в области
внешней политики [Jones 2004: 84]. Настоя-
щая статья частично восполняет этот про-
бел в эмпирических исследованиях грузин-
ской дипломатической элиты, опираясь на
общую логику рекрутирования властей
страны, обоснованную в нашем более ран-
нем исследовании [Мосаки 2015].Прио ри-
тетная роль внешней политики для офици-
ального Тбилиси обусловлена ее исполь-
зованием в качестве одного из основных
инструментов утверждения легитимности
новой элиты и идентичности нового госу-
дарства [Jones 2004: 85].
После распада Советского Союза вновь
образовавшиеся государства нередко обра-
щали свои взоры к сотрудникам МИД СССР
соответствующих национальностей
3
, а так-
же к представителям диаспоры. В феврале
1992 г. руководство Военного совета Грузии,
свергнувшего президента З. Гамсахурдия,
пригласило возглавить, а фактически соз-
дать дипломатическую службу известного
советского специалиста, посла СССР/Рос-
сии в Нидерландах А. Чикваидзе
4
. Тем не
менее на важнейшие посты в руководстве
МИД, а также послами независимой Грузии
на главных направлениях в связи с отсут-
ствием карьерных дипломатов в 1993–1994
годах нередко назначались выходцы из дру-
гих сфер деятельности, в том числе учёные
5
.
2
Здесь и далее эти положения, а также термины «прозападный», «антироссийский» и т.п., употре-
бляются в нейтральном смысле, без какой-либо политической нагрузки. В статье не оценивается и
не рассматривается внешняя политика Грузии с точки зрения правомерности её позиции по отноше-
нию к России.
3
Например, сразу же после распада СССР министр иностранных дел Белоруссии П.К. Кравченко
запросил из МИД СССР сведения обо всех советских дипломатах белорусского происхождения или
родившихся в БССР, убеждая их вернуться и поступить на дипломатическую службу на родине
[Лазоркина 2014: 29–30].
4
А. Чикваидзе также не представляет собой пример классического дипломата. Начав комсомоль-
скую карьеру после окончания юридического факультета МГУ, благодаря изучению иностранных язы-
ков, он был направлен на дипломатическую службу, время от времени возвращаясь к партийной и даже
хозяйственной работе.
5
Первым послом в США и постпредом в ООН (с 1994 г. лишь постпред в ООН) стал бывший сотруд-
ник следственных органов и партийный работник Петрэ (Зураб) Беридзе, являвшийся в период прав-
ления Гамсахурдиа «представителем Грузии в России», во Франции – доктор технических наук ректор
Грузинского технического университета Гоча Чоговадзе (окончил аспирантуру МХТИ
им. Д.И. Менделеева), в Германии – востоковед по образованию, к концу советского периода ставший
заместителем министра образования Грузии, в независимой Грузии – депутат парламента, мэр
Тбилиси, Котэ Габашвили (в 2008–2013 годах являлся послом в Италии), в России – доктор экономи-
ческих наук проф. Валериан Адвадзе (после отставки вернулся на работу во Всероссийский заочный
финансово-экономический институт). В Армении послом стал учёный-арменолог и партийный дея-
тель Григол Барамидзе, в Турции – учёный-турколог Нодар Комахидзе. Лишь первым послом на
Украине (в 1994 г.) был назначен человек с образованием в области международных отношений –
Валерий Чечелашвили, окончивший в 1983 г. Киевский государственный университет по специаль-
ности международные экономические отношения (в 2004–2005 годах являлся послом в России).
НОДАР МОСАКИ
144
Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016
В первоначальный период организации
грузинского внешнеполитического ведом-
ства не хватало системности. В некоторых
странах грузинские представители остава-
лись на своих постах по 10 лет (например,
в ФРГ, Франции), в то же время в других
странах (как, например, в России и в не-
сколько меньшей степени в США) послы
менялись часто. Нередко вокруг них разво-
рачивались скандалы, были даже случаи
увольнения посла по требованию парла-
мента в связи с «профессиональной непри-
годностью», «некомпетентностью» и ввиду
«преследования личных интересов» (на-
пример, посла в Италии Б. Таварткиладзе).
Ряд послов избежали увольнения, однако
их репутация пострадала в результате обви-
нений в использовании служебного поло-
жения в корыстных целях (в том числе в от-
ношении уже упоминавшегося посла в Гре-
ции А. Чик ва идзе)
6
. По сути в 1990-х го дах
в Грузии так и не сложился механизм на-
значения и ротации высших представите-
лей за рубежом.
Приход к власти М. Саакашвили знаме-
новал резкий отход от прошлого во многих
областях жизни, что требовало ускорения
смены кадрового состава в государствен-
ном аппарате. По сути же этот процесс на-
чался еще раньше – со второй половины
1990-х годов.
При изучении структуры внешнеполи-
тического аппарата страны следует учиты-
вать, что в Грузии с 2004 г. действуют два
ведомства, отвечающие за международное
сотрудничество, – МИД и аппарат госу-
дарственного министра по
вопросам инте-
грации в европейские и евроатлантические
структуры
(ВИвЕиЕаС). Последний был
сформирован после «революции роз».
В декабре 2003 г. заместителем государ-
ственного секретаря (премьер-министра)
Грузии по вопросам евроинтеграции была
назначена заместитель министра ино-
странных дел Т. Беручашвили. В феврале
2004 г. она получила должность госмини-
стра по вопросам евроинтеграции, которая
была введена в новом правительстве, а в
марте того же года был сформирован соот-
ветствующий аппарат [K'ap'anadze 2009].
В декабре 2004 года этот пост был преоб-
разован в «госминистра по ВИвЕиЕаС»; его
занял Георгий Барамидзе. Целью создания
новых структур стало «углубление сотруд-
ничества Грузии с Евросоюзом и НАТО,
содействие политической, правовой, воен-
ной, экономической и культурной интегра-
ции» страны в евроатлантические органи-
зации
7
. В августе 2012 г. Георгия Бара мидзе
сменил Торникэ Гордадзе, занимавший до
этого пост замглавы МИД Грузии. После
поражения партии М. Саа кашвили «Единое
национальное движение» (ЕНД) на парла-
ментских выборах в октябре 2012 г. новым
госминистром по ВИвЕиЕаС был назначен
опытный дипломат, бывший посол Грузии
в Туркмении и Афганистане Алекси Петри-
ашвили, который позже подал в отставку
в связи с выходом партии «Свободные де-
мократы» Ираклия Аласания из коалиции
«Грузин ская мечта» (ГМ). В ноябре 2014 г.
министром стал посол Грузии в Греции
и Сербии Давид Бакрадзе.
Но даже в отношении стран и структур
евроатлантического пространства, не говоря
о всех остальных странах, за реализацию
внешнеполитической стратегии Грузии в ос-
новном отвечает МИД. Госминистр по
ВИвЕиЕаС и его небольшой аппарат (около
30 человек) лишь частично обеспечивают
контакты с НАТО и ЕС. В самом МИД стра-
ны также имеются два департамента, кото-
рые, исходя из названия, дублируют задачи
аппарата по ВИвЕиЕаС – Департамент по-
литики безопасности и евроатлантической
интеграции и Департамент евроинтеграции.
Политический вес госминистра по
ВИвЕиЕаС существенно ниже, чем у главы
МИД. По аппаратному значению он соот-
ветствует заместителю (или первому заме-
6
См. комментарий Т.Чиковани передачи Радио Свобода на грузинском языке от 15.06.2015. URL:
http://www.radiotavisupleba.ge/content/article/1521428.html.
7
ap'arat'isist'oria [История аппарата] // Официальный сайт аппарата государственного министра
Грузии по вопросам ИЕЕС. - URL:http://www.eu-nato.gov.ge/ge/structure/history
145
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГРУЗИИ
Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016
стителю) министра иностранных дел, од-
нако в связи с желанием руководства
Грузии подчеркнуть внешнеполитические
прио ритеты страны ему присвоен ранг
минист ра. Аппарат госминистра по
ВИвЕиЕаС напоминает действовавшее в
1998–2000 годах Министерство Российской
Федерации по делам Содружества Неза-
висимых Госу дарств, которым руководили
опытные дипломаты Б.Н.Пастухов и
Л.В. Драчевский.
Частично внешнеполитические функции
берут на себя также Совет национальной
безопасности и аппарат президента (ныне –
премьер-министра). Важную роль играет
министерство обороны. Однако монополию
на собственно дипломатическую деятель-
ность, безусловно, удерживает МИД.
Власти страны подчеркивают ключевую
роль грузинской дипломатии в контексте
прозападной переориентации Тбилиси.
Вы сокая дипломатическая активность ста-
ла для Грузии «важным инструментом ре-
шения внешнеполитических задач» [Совре-
менная мировая политика 2010: 245], давая
ей возможность быть востребованной на
региональном уровне. Она вписывается в
контекст американской политики и час-
тично её союзников в Закавказье и в сосед-
них регионах. Вместе с тем проводимая
политика связана с вовлеченностью стра-
ны в конфликты, которые можно уладить
только на основе использования полити-
ко-дипломатических методов. Трудно пред-
ставить, что Грузия военным путём может
решить стоящие перед ней проблемы.
Их преодоление относится к сфере почти
исключительной ответственности грузин-
ской дипломатии.
В настоящей работе проанализированы
биографии заместителей министра ино-
странных дел, чрезвычайных и полномоч-
ных послов Грузии и постоянных предста-
вителей при ООН (представительство в
Женеве) и НАТО с 2010 г. до середины
2015 года. Использованные данные были
собраны из открытых источников, в пер-
вую очередь на сайте МИД Грузии и ее
дипломатических представительств глав-
ным образом на грузинском языке. Всего
изучены биографии 96 человек, из них –
15 заместителей министра иностранных
дел и 81 посла (здесь и далее – включая
постпредов)
8
. Из их числа по состоянию
на июнь 2015 г. сохранили свои посты
20 человек, возглавили посольства в дру-
гих странах – 8, 1 посол получил пост го-
сударственного министра (по ВИвЕиЕаС).
После прихода к власти коалиции
«Грузинская мечта» (ГМ) были назначены
30 новых послов. Данные по полу и воз-
расту имеются по 84 дипломатическим
представителям. Таким образом, проана-
лизированы данные по всем заместителям
министра иностранных дел и, за несколь-
кими исключениями, всего посольского
корпуса за рассматриваемый период.
По состоянию на середину 2015 г. Грузия
имела дипмиссии в 125 странах (не считая
секции интересов Грузии в посольстве
Швейцарии в России)
9
, однако в связи с
тем, что ряд послов представляли Грузию
одновременно в нескольких странах, а в
некоторых государствах ее представляли
временные поверенные, количество по-
слов составляло 59 человек. Общая числен-
ность дипкорпуса Грузии за рубежом –
свыше 350 специалистов.
Хронологические рамки статьи охваты-
вают последние два года нахождения у вла-
сти ЕНД, а также более двух с половиной
лет правления партии «Грузинская мечта»,
которая пришла на смену ЕНД на волне
критики М. Саакашвили. В рассматривае-
мый период Грузия уже имела сильные го-
сударственные институты, в том числе
сформированную дипломатическую служ-
бу, что позволяет предполагать устойчи-
вость сделанных выводов о ее характе-
ристиках.
8
В рассматриваемый период один человек являлся одновременно заместителем министра ино-
странных дел и послом (Александр Налбандов). Он учтён в обеих группах.
9
Рассчитано по: sakartvelosmisiebisazghvargaret [Миссии Грузии за рубежом] // http://www.mfa.
gov.ge/MainNav/EmbassiesRepresentations/GeorgianMissionsAbroad.aspx[12.06.2015].