ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 375

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

НОДАР МОСАКИ

146

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

2

В  большинстве  случаев  грузинские  вы-

сокопоставленные  дипломаты  молоды  по 

меркам  внешнеполитических  ведомств 

других  стран.  Средний  возраст  заместите-

лей министров иностранных дел составлял 

около 40 лет

10

. Самому младшему во время 

назначения было 30 лет (ещё двум было по 

31 году), старшему – 55, что соответствует 

среднему  возрасту  назначении  на  долж-

ность нынешних 10 заместителей министра 

иностранных  дел  России.  Подобное  поло-

жение укладывается в общую практику на-

значения  на  высокие  государственные 

должности в Грузии преимущественно мо-

лодых кандидатов. Определённую роль сы-

грало и то, что в Грузии, за редким исклю-

чением, не было кадров с большим опытом 

дипломатической работы. 

Средний возраст послов в период прав-

ления  ЕНД  составлял  около  44  лет,  при 

этом наиболее молодому послу было 29 лет. 

Несколько человек были назначены посла-

ми  в  возрасте  31–35  лет.  Средний  возраст 

вновь  назначенных  послов  после  прихода 

к власти ГМ – 49 лет.

Не удивительно, что наблюдается суще-

ственный  поколенческий  разрыв  между 

грузинскими  дипломатами  высшего  звена 

и  их  российскими  коллегами,  который, 

учитывая особенности формирования рос-

сийского  и  грузинского  дипломатических 

корпусов, с течением времени будет только 

усиливаться. Среди первых 42% родились в 

1970 году или позже, закончив вуз уже по-

сле  распада  СССР.  Среди  их  российских 

коллег  столь  молодые  специалисты  прак-

тически отсутствуют.

Российский высший дипкорпус (здесь и 

далее – лица, занимавшие посты послов и 

заместителей главы МИД с середины 2010 г. 

до  середины  2015  года)  в  подавляющем 

большинстве  представлен  лицами,  родив-

шимися  до  1960  года  (88%).  Доля  родив-

шихся  в  1960-х  годах  составляет  11,5%. 

Учитывая  традиции  российской  диплома-

тии, черпающей кадровые ресурсы из внут-

ренних  резервов,  можно  утверждать,  что 

возрастные  изменения  в  посольском  кор-

пусе  страны  будут  происходить  медленно. 

Поколение 1960-х годов станет выходить на 

первый план только через 10 лет, когда по-

давляющее  большинство  представителей 

грузинской  дипломатической  элиты  будет 

представлено людьми 1970 года рождения.

К тому же, учитывая тенденции в кадро-

вом обеспечении грузинской власти, мож-

но  ожидать  ускоренного  омоложения  ее 

дипломатии.  Через  10  лет  высшие  дипло-

матические  работники  Грузии  будут  час-

тично  включать  в  себя  лиц,  родившихся 

после  распада  Советского  Союза.  В  то  же 

время  на  высоких  постах  российской  ди-

пломатии  по-прежнему  будут  преобладать 

те, кто в советское время уже успел закон-

чить вуз.

Доля  женщин  на  высших  должностях 

грузинской  дипломатии  достаточно  высо-

ка,  особенно  по  сравнению  с  Россией. 

Из 15 заместителей министра Грузии трое – 

10

Здесь  и  далее  возраст  рассчитан  исходя  из  возраста  назначения  в  рассматриваемый  период 

(2010–2015). Однако следует учитывать, что многие из анализируемых лиц уже занимали аналогич-

ные высшие посты в предшествующие периоды. Если брать возраст первого назначения на высокие 

посты, то он будет ещё ниже. Например, Тамар Беручашвили была назначена заместителем министра 

иностранных дел в освещаемый период в апреле 2013 года, однако впервые пост заместителя главы 

МИД Грузии она получила в 2000 году. То же самое касается послов.

Таблица 1

Возрастная структура высших дипломатических 

кадров России и Грузии  (%)

Годы рождения

Грузия

Россия

1940–1944

1,0

1,2

1945–1949

1,0

29,8

1950–1954

9,1

36,1

1955–1959

14,1

20,8

1960-1964

15,2

11,4

1965–1969

17,2

0,8

1970–1974

22,2

0,0

1975–1979

16,2

0,0

1980–1981

4,0

0,0

ИТОГО

100,0

100,0

Составлено автором (по Грузии общая выборка – 

99 дипломатов, по России – 255)


background image

147

ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГРУЗИИ 

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

женщины,  в  России  в  настоящее  время 

аналогичные посты занимают только муж-

чины, и даже в предыдущие периоды тако-

го рода исключения были большой редко-

стью (Э. Митрофанова, в прошлом первый 

заместитель  министра  иностранных  дел 

России,  в  настоящее  время  –  постоянный 

представитель РФ при ЮНЕСКО). 

В Грузии из 54 послов в 2010–2012 годах 

было пятеро женщин. Среди них две ино-

странки,  получившие  гражданство  неза-

долго  до  своего  назначения  послами 

Грузии.  Одна  –  посол  в  ФРГ  в  2009–2012 

годах  Габриэла  фон  Габсбург  –  внучка  по-

следнего  австрийского  императора  Карла 

I,  которая  поселилась  в  Грузии  в  2001  г.  и 

поддержала  «революцию  роз».  Послом  в 

Ватикане  в  2005–2014  годах  являлась  ро-

дившаяся во Фран ции Кетеван Багратиони-

Мухран ба тони,  происходящая  из  гру-

зинского  царского  рода  Багратионов. 

После  окончания  правления  команды 

М. Саакашвили пост посла сохранила одна 

женщина  –  Екатерина  Майеринг-Микад-

зе,  ранее  являвшаяся  руководителем  мис-

сии в Кувейте, а также Саудовской Аравии 

(первый  посол-женщина  в  этой  стране), 

Бахрейне, Катаре, Омане, ОАЭ (с резиден-

цией в Кувейте). С ноября 2012 г. она стала 

послом в Катаре.

Из  30  человек,  назначенных  послами 

после  прихода  к  власти  ГМ,  пятеро  жен-

щин – в Ватикане, Эстонии, Бельгии (так-

же  в  Люксембурге),  Литве,  Франции  (так-

же в Монако и при ЮНЕСКО). По состоя-

нию  на  июнь  2015  г.  шесть  женщин  воз-

главляли  посольства  Грузии  за  рубежом. 

Таким образом, из 99 грузинских диплома-

тов высшего ранга в 2010–2015 годах (в от-

ношении  которых  имелись  сведения) 

13 были женщинами. Более того, за период 

после 2004 года) в Грузии четыре министра 

иностранных дел были женщинами, поэто-

му их назначение на высшие дипломатиче-

ские посты уже не вызывает удивления.

Для  сравнения:  в  1922–2015  годах 

в СССР/России в должности послов (пост-

предов)  и  заместителей  иностранных  дел 

работали лишь 8 женщин, при этом дипло-

матический ранг Чрезвычайного и Пол но-

мочного  Посла  был  присвоен  лишь  пяте-

рым  из  них.  В  России  пока  нет  случаев 

присвоения  ранга  Чрезвычайного  и  Пол-

номочного  посла  женщинам  –  карьерным 

дипломатам  [Зонова  2009:  96–97].  По доб-

ное  положение  отличает  ее  не  только 

от  стран  Запада  [Wright  2005],  но  и  от  не-

которых  стран  Востока  с  мусульманским 

населением [Зонова 2009: 96–97]. 

Выдвижение  на  высшие  дипломатиче-

ски  посты  в  Грузии  несколько  отличается 

от российской практики. В соответствии с 

последней,  представительства  за  рубежом 

возглавляют  в  большинстве  случаев  ка-

рьерные  дипломаты,  то  есть  лица,  окон-

чившие профильный вуз, начавшие службу 

с  низших  должностей  в  системе  МИД  и 

продвигающиеся  по  службе  постепенно. 

Хотя  в  СССР  существовала  практика  на-

значения  на  высшие  должности  в  мини-

стерстве партийных и политических деяте-

лей, и в постсоветский период она отчасти 

сохраняется,  подавляющее  большинство 

представителей дипломатического состава, 

прошли  практически  все  уровни  ведом-

ственной иерархии. 

Из 15 заместителей министра иностран-

ных  дел  Грузии,  работавших  в  изучаемый 

период,  шесть  пребывали  в  этой  должно-

сти  в  последние  два  года  правления  ЕНД, 

семь  из  них  были  сменены  после  прихода 

к власти ГМ. Один из заместителей мини-

стра,  Д.  Джалагания,  назначенный  при 

М. Саакашвили в 2008 году, сохранил свой 

пост. Заместитель министра Т. Беручашви-

ли в правительстве ГМ впоследствии полу-

чила  пост  главы  МИД,  при  этом  следует 

отметить, что она была заместителем руко-

водителя  внешнеполитического  ведомства 

ещё  в  период  правления  Э.Шеварднадзе 

(2000–2003 годах). Еще ранее она занима-

ла  должность  министра  торговли  и  внеш-

не экономических  связей,  куда  пришла  

также заместителем министра сразу же по-

сле  окончания  Университета  шт.  Индиана 

и  стажировки  в  Центре  стратегических  и 

меж дународных  исследований  (Вашинг-

тон).  После  прихода  к  власти  ЕНД 

Т.  Беручашвили  сохранила  высокие  пози-

ции  в  правительственной  иерархии  стра-


background image

НОДАР МОСАКИ

148

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

ны, будучи госминистром (2004) и замести-

телем  госминистра  по  вопросам  интегра-

ции  в  европейские  и  евроатлантические 

структуры (2004–2010, 2012–2013). 

Ни один из руководителей МИД Грузии 

в  2010–2012  годах  не  построил  классиче-

ской  дипломатической  карьеры.  На  долж-

ность  заместителя  министра  иностранных 

дел назначались:

–  работники  аппарата  парламента  с 

юридическим образованием;

–  бывшие  заместители  министра  из 

другого министерства;

–  главный бухгалтер;

–  представитель крупной корпорации;

–  директора  департаментов  МИД  (при 

этом один человек начал работать во внеш-

неполитическом ведомстве в 24 года сразу 

в должности заместителя директора депар-

тамента, а другой пришёл в МИД на долж-

ность  начальника  управления  из  аппарата 

ведомства «Народный защитник» – аналог 

аппарата  российского  Уполномоченного 

по правам человека;

–  из  научной  организации  при  МИД 

одной из западных стран.

После прихода к власти коалиции ГМ из 

семи  назначенных  заместителей  министра 

карьерными  дипломатами  были  четверо. 

При  этом  один  заместитель  министра  – 

выходец  из  кредитно-финансовых  орга-

нов,  другой  –  работал  юристом  в  различ-

ных коммерческих организациях.

Похожая  ситуация  наблюдается  при 

анализе  биографий  грузинских  послов. 

Карьерными дипломатами является значи-

тельная их часть, но, правда, не подавляю-

щая. 

Будущие  послы  попадали  на  работу  в 

МИД самыми разными путями, однако наи-

более часто это происходило после обучения 

(или  проведения  научных  исследований)  за 

рубежом  и  в  представительствах  западных 

организаций.

  Кроме  того,  будущие  дипло-

маты имели опыт работы в различных госу-

дарственных  учреждениях  (включая  на-

хождение  на  высших  постах).  Среди  гру-

зинских  послов  в  2010–2015  годах  –  быв-

шие  премьер-министр,  пять  министров 

(один из них занимал также пост председа-

теля  Верховного  суда),  пять  заместителей 

министра иностранных дел (включая быв-

шего министра госимущества). Грузинские 

послы до поступления на дипслужбу рабо-

тали  судьями,  журналистами,  депутатами, 

юристами, имели собственный бизнес.

Трудно выделить общие закономерности 

в  особенностях  профессионального  стажа 

дипломатов  до  назначения  на  должность 

посла. Средний срок предшествующей тру-

довой занятости – 10 лет, при этом нередко 

грузинские послы исполняли свои обязан-

ности довольно короткое время, хотя в по-

следние годы подобное встречается всё ре-

же.  Наибольший  стаж  работы  в  МИД 

Грузии  имеет  нынешний  посол  Грузии  в 

Португалии Г. Горгиладзе – с 1977 года. Он 

проработал  в  МИД  Грузии  (правда,  в  со-

ветское время – в основном переводчиком) 

и  на  различных  должностях,  связанных  с 

внешней  политикой  (включая  работу  по-

мощником  и  главой  службы  протокола 

президента Грузии) более 30 лет.

В этом смысле профессиональный опыт 

высокопоставленных  дипломатов  Грузии 

существенно  отличается  от  карьерных  пу-

тей  не  только  их  российских  коллег,  но  и 

других  стран.  Так,  средний  дипломатиче-

ский  стаж  швейцарских  руководителей 

дип ломатических миссий составляет 20 лет 

[Geissb

ü

hler  2002:  82].  В  какой-то  степени 

специфика  Грузии  обусловлена  лишь  не-

давно  окончательно  сформированным 

(пос ле  прихода  к  власти  М.  Саакашвили) 

внешнеполитическим  вектором,  что  при-

вело  к  необходимости  создания  новых 

практик  кадрового  обеспечения.  В  дипло-

матической службе Грузии модель кадрово-

го дипломата к настоящему моменту так и 

не стала доминирующей.

3

13  из  15  заместителей  главы  МИД  пер-

вое высшее образование получили в Грузии. 

Девять из них окончили Тбилисский госу-

дарственный университет (ТГУ) – трое по 

специальности  «международные  отноше-

ния»,  остальные  имеют  диплом  юриста, 

историка,  филолога-русиста,  экономиста, 

географа,  правоведа-международника. 

Трое  окончили  Грузинский  политехниче-


background image

149

ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГРУЗИИ 

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

ский институт (ГПИ, с 1991 г. – Грузинский 

технический  университет  –  ГТУ).  Двое  из 

них окончили этот вуз еще в советское вре-

мя, продолжили обучение в аспирантуре и 

защитили  диссертации  на  соискание  учё-

ной  степени  кандидата  технических  наук 

(один  из  них,  работая  в  МИД,  получил 

степень  доктора  технических  наук).  Один 

заместитель  министра  закончил  юридиче-

ское  отделение  уже  после  распада  СССР. 

Еще  один  заместитель  руководителя  ди-

пломатического  ведомства  окончил  госу-

дарственный экономический вуз, впослед-

ствии присоединённый к ТГУ.

Два  заместителя  получили  высшее  об-

разование  за  пределами  Грузии  –  Т.  Беру-

чашвили  в  советский  период  обучалась  в 

Университете дружбы народов им. П. Лумум-

бы в Москве, получив две специальности – 

химика и переводчика с французского язы-

ка. Торникэ Гордадзе, начиная с последне-

го года обучения в лицее (средней школе), 

учился во Франции, окончив Институт по-

литических  наук  в  Бордо,  Институт  поли-

тических наук в Париже (Sciences Po, Paris) 

и  защитил  там  же  докторскую  (аналогич-

ную кандидатской степени в России) дис-

сертацию,  пройдя  в  период  обучения  в 

аспирантуре  годовую  научную  стажировку 

в Йельском университете.

Доля лиц, обучавшихся на Западе

11

, сре-

ди  грузинских  дипломатов  высшего  звена 

весьма  значительна.  Из  14  человек,  полу-

чивших  первое  высшее  образование  не  в 

западных странах, пятеро продолжали обу-

чение в них на магистерских программах – 

в  университетах  Великобритании,  США, 

Германии.  Особое  место  в  подго товке  гру-

зинских дипломатов занимает Центрально-

Европейский университет в Будапеште, от-

крытый  после  распада  Организации  Вар-

шавского  договора  и  Советского  Союза. 

Преподавание  гуманитарных,  социальных 

и политических наук с самого начала велось 

в нем по западным стандартам.

Один  диппредставитель  Грузии  прошёл 

годичную стажировку в Цент рально-Евро-

пейском  университете  по  программе  ООН 

в  области  прав  чело века.  Двое  являлись 

слушателями  курсов  НАТО  –  один  закон-

чил  Колледж  обороны  НАТО  в  Риме  и 

3-х-месячные курсы Европейского центра 

исследований  безопасности  Кол леджа 

стратегических  исследований  и  оборон-

ной  экономики  им.  Дж.  Маршалла  в 

Гармиш-Партен кирхене  в  ФРГ  (Центр 

Маршалла), другой – лишь курсы Центра 

Маршалла.

Подавляющее  большинство  грузинских 

послов  обучались  в  грузинских  вузах. 

Первое  высшее  образование  за  рубежом 

получили  пять  человек,  из  них  двое  ино-

странцев, получивших гражданство Грузии 

в  зрелом  возрасте.  Один  дипломат  после 

окончания  Тбилисской  духовной  семина-

рии  окончил  Университет  имени  Аристо-

теля в Салониках по направлению «визан-

тийская философия и теология». Двое по-

слов  ещё  в  советский  период  окончили 

МГИМО,  один  из  них  защитил  там  же 

кандидатскую диссертацию по экономиче-

ским  наукам,  другой  –  продолжил  обуче-

ние на Западе. Два человека, проучившись 

в ТГУ 1–2 года, получили дипломы запад-

ных вузов в области политологии и между-

народных  отношений.  Ещё  один  человек 

первые три курса учился в МФТИ, однако 

окончил физический факультет ТГУ. 

Из  74  послов,  получивших  дипломы  о 

первом высшем образовании в Грузии, ТГУ 

окончили  47  человек  (64%).  Из  них  наи-

большее количество – по 7 человек – окон-

чили  юридический  факультет  (и  ещё  двое 

получили там второе высшее образование) 

и факультет востоковедения.

11

Здесь и далее к западным вузам отнесены также и японские университеты.

Таблица 2

Первое высшее образование заместителей главы 

МИД и руководителей дипломатических 

представительствГрузии

Наименование 

должности

В Грузии На Западе

В России 

(СССР)

Заместители 

главы МИД

13

1

1-РУДН

Послы

74

5

2-МГИМО

ИТОГО

87

6

3


background image

НОДАР МОСАКИ

150

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

В ТГУ образование в области юриспру-

денции, международного права, междуна-

родных  отношений,  международных  эко-

номических  отношений  и  частично  эко-

номики  грузинские  высшие  дипломаты 

получали в основном в постсоветский пе-

риод, в то время как по другим направле-

ниям  обучались  преимущественно  в  со-

ветское  время,  приобретая  более  разно-

плановую подготовку. В советский период 

подготовка  специалистов  по  направлени-

ям «международные отношения», «между-

народное  право»  и  «международные  эко-

номические отношения» в ТГУ не велась, 

а  выпускники  юридического  факультета, 

количество  которых  было  меньше,  чем 

сейчас  примерно  в  15–20  раз,  делали  ка-

рьеру  в  основном  в  правоохранительных 

органах, судебных учреждениях и в других 

организациях,  непосредственно  связан-

ных с юриспруденцией. Массовый их при-

ход во все сферы власти начался со второй 

половины 1990-х годов.

Имевшийся в ТГУ факультет востокове-

дения  –  одно  из  немногих  востоковедчес-

ких учреждений в СССР (помимо МГИМО, 

ИСАА  при  МГУ  им.  М.В.  Ломоносова  и 

некоторых  других  вузов),  в  котором  гото-

вили  специалистов  в  области  арабистики, 

иранистики,  тюркологии,  арменологии  (а 

также  по  таким  направлениям  Древнего 

Востока,  как  ассирология  и  семитология). 

Он  фактически  выполнял  роль  отделения 

регионоведения  в  системе  подготовки 

международников. Наиболее близким к со-

временной  специальности  «международ-

ные  отношения»  (точнее  –  «международ-

ные  экономические  отношения»)  в  ТГУ  в 

советский  период  считалось  направление 

«экономическая  география  зарубежных 

стран». С 1960-х годов кафедра экономиче-

ской географии зарубежных стран ТГУ ста-

ла  готовить  специалистов  для  работы  за 

рубежом,  в  основном  в  торговых  предста-

вительствах  Советского  Союза.  Сегодня 

выпускники факультетов востоковедения и 

географии  ТГУ  занимают  значительную 

долю  в  высшем  звене  дипломатического 

корпуса  Грузии.  Однако  все  они  получали 

образование  еще  в  советский  период. 

Прежде выпускники ТГУ – востоковеды и 

географы  –  имели  более  основательную 

подготовку,  чем  нынешние  студенты  того 

же  вуза  в  области  и  международных  отно-

шений  и  международных  экономических 

отношений. 

Из шестерых послов-«географов» пятеро 

защитили  в  советский  период  кандидат-

ские диссертации, в том числе двое в веду-

щих  научных  центрах  СССР  –  ИМЭМО 

АН СССР и на географическом факультете 

МГУ.  Из  указанных  шести  человек  лишь 

один  учился  и  осуществлял  научную  дея-

тельность  в  Грузии,  трое  обучались  либо 

проходили длительную научную стажиров-

ку в западных университетах.

Отцом-основателем  науки  о  междуна-

родных отношениях в Грузии, создателем и 

первым  (в  1991–1996  годах)  заведующим 

кафедрой международных отношений ТГУ 

также  являлся  известный  в  советский  пе-

риод  востоковед  и  географ  (получил  учё-

ную степень кандидата географических на-

ук ТГУ) Александр Рондели. Ещё в 1970-х 

годах  он  проходил  стажировку  в  Лон дон-

ской  школе  экономики  и  политических 

наук,  а  после  распада  СССР  преподавал  в 

нескольких  американских  университетах. 

В  1997–2001  годах  он  руководил  Центром 

политики  и  анализа  МИД  Грузии,  а  впо-

следствии  благодаря  финансовой  помощи 

западных организаций создал влиятельный 

Грузинский фонд стратегических и между-

народных исследований

12

.

12

Коснувшись фигуры А. Рондели, трудно пройти мимо того, чтобы хотя бы вкратце не охарактери-

зовать  его  позицию  по  российско-грузинским  отношениям.  Коротко  говоря,  А.  Рондели  считал,  что 

Россия  намеревается  «захватить  Грузию»  и  действует  в  отношении  бывших  республик  СССР  «как  с 

колониями» и т.д. См.  Александр Рондели о ситуации на Южном Кавказе // http://www.szona.org/

aleksandr-rondeli-o-situatsii-na-yuzhnom-kavkaze/,  25.03.2015,  [Rondeli  2014a:  3],  продолжает 

действовать как «нео-империя» [Rondeli 2014b] (RondeliAlexander. The Russian-Georgian war and its 

implications  for  Georgia’s  state  building  //  The  Making  of  Modern  Georgia,  1918-2012:  The  First 

Georgian Republic and its Successors. Ed. byStephenF. Jones. – N.Y., Routledge, 2014. Pp. 35–48.)