ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 373

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

НОДАР МОСАКИ

156

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

доб ные действия продолжали наблюдаться 

со  стороны  части  дипломатического  кор-

пуса и после победы ГМ на парламентских 

выборах 2012 г. пока президентом оставал-

ся М. Саакашвили (несмотря на то что он 

сохранял  лишь  символические  властные 

полномочия)

18

.  Грузинские  официальные 

представители  стремились  сформировать 

в  западных  странах  убеждение,  что  сохра-

нение  властных  позиций  ЕНД  выступа-

ет гарантией от поворота Тбилиси в сторо-

ну России

19

.

На  деле  политические  оппоненты  пар-

тии  Саакашвили,  даже  учитывая  появив-

шуюся  сдержанность  во  внешнеполитиче-

ских  выступлениях,  всячески  подчёркива-

ли  свою  приверженность  прозападному 

курсу. В некоторых случаях они выступали 

с  обвинениями  М.  Саакашвили  в  неспо-

собности  обеспечить  полноценную  инте-

грацию  в  евроатлантические  структуры, 

что,  по  мнению  лидеров  ГМ,  способна 

сделать лишь эта коалиция.

5

Наглядную иллюстрацию различий лич-

ностных  характеристик  грузинских  и  рос-

сийских  дипломатов  дают  биографии  по-

стоянных представителей России и Грузии 

при ЕС: ввиду важности данного направле-

ния для обеих стран соответствующие кан-

дидатуры проходят тщательную проверку.

В.А.  Чижов  (родившийся  в  1953  году) 

поступил  на  работу  в  МИД  СССР  после 

окончания МГИМО в 1976 году. Проработав 

на  различных  должностях  в  посольствах  и 

центральном  аппарате  МИД,  прошёл  все 

ступени дипломатической иерархии вплоть 

до заместителя министра иностранных дел, 

а в 2005 г. был назначен постоянным пред-

ставителем России при Европейских сооб-

ществах (с 2010 году – при ЕС)

20

. К момен-

ту  назначения  В.А.  Чижова  постпредом  в 

Брюссель за его плечами был почти 30-лет-

ний стаж дипломатической службы, вклю-

чая  выполнение  миссий  в  конфликтных 

точках.  Подобная  биография  в  целом  ха-

рактерна для российских дипломатов выс-

шего звена.

Напротив,  С.  Самадашвили  (1976  г.р.), 

проучившись  2  года  на  юридическом  фа-

культете  ТГУ,  благодаря  стипендии  Конг-

ресса США продолжила обучение в одном 

из  наиболее  дорогих  в  США  Аллегейни-

колледже  (Alegheny  College,  шт.  Пенсиль-

вания).  В  1997  г.  она  получила  диплом 

бака лавра  политологии,  после  чего  стала 

обладателем стипендии им. Герберта Скол-

вилла-младшего  для  работы  в  Центре 

им.  Дж.  Мартина  при  Вашингтонском  

бюро  Монтерейского  института  междуна-

родных  исследований.  В  1999  г.  окончила 

магистратуру  по  сравнительному  консти-

туционному  праву  в  Центрально-Евро-

пейском университете, а в 2001 г. – магист-

ратуру  в  области  государственного  уп-

равления  в  Американском  университете 

в Ва шингтоне.

В 2002–2004 годах она работала в пред-

ставительствах Национального демократи-

ческого института в Грузии и Киргизии по 

направлению  развития  парламентских 

программ. В 2003 г. была избрана в парла-

мент  Грузии,  став  заместителем  предсе-

дателя  комитета  по  иностранным  делам, 

в  октябре  2005  г.  была  назначена  посто-

янным  представителем  Грузии  в  ЕС  и  по-

слом в Бельгии и Люксембурге. Таким об-

17

kartuli dip'lomat'ia mmartveli p'art'iis samsakhurshi [Грузинская дипломатия на службе управящей 

партии]  //  http://www.transparency.ge/blog/kartuli-diplomatia-mmartveli-partiis-samsakhurshi, 

27.07.2012.  Georgian  Diplomacy  servicing  the  ruling  party  //  http://www.transparency.ge/en/blog/

georgian-diplomacy-servicing-ruling-party, 27.07.2012.

18

Так, в ноябре 2012 г. послы Грузии в ЕС и НАТО С. Самадашвили и Г. Мгалоблишвили под раз-

личными предлогами отказались встречать посетившего с рабочим визитом Брюссель незадолго до 

этого избранного премьер-министром Грузии Б. Иванишвили. 

19

Следует отметить, что после «революции роз» руководство Грузии прозападные реформы и рито-

рику, зачастую не понимая суть западных институтов или имея заведомо ложные представления о них, 

активно использовало именно для укрепления своей власти [Dobbins 2014].

20

Подр.  см.  биографию  В.А.  Чижова  на  сайте  Постоянного  представительства  России  при  ЕС: 

http://www.russianmission.eu/ru/biografiya.


background image

157

ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГРУЗИИ 

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

разом,  после  получения  степени  магистра 

С.  Са ма дашвили  дослужилась  до  должно-

сти  посла  всего  за  4  года.  После  отзыва  с 

должности  в  2013  г.  она  стала  приглашён-

ным  исследователем  в  созданном  в  2007  г. 

Центре европейских исследований им. Вил-

фрида  Мартенса  в  Брюсселе,  который 

функционирует  под  эгидой  правоцен-

тристской  Европейской  народной  партии, 

тесно сотрудничающей с ЕНД.

Примечательно,  что  назначенная  на  ее 

место  Н.  Сабанадзе  (1975  г.р.)  следовала 

схожим  карьерным  путем.  Проучившись 

один  год  в  ТГУ,  она  стала  слушателем  в 

престижных  американских  Свартмор 

Колледже (Swarthmore College, 1994–1995) 

и Колледже Маунт-Холиок (Mount Holyoke 

College,  1995–1997).  Получив  степень  ба-

калавра, в 1998–1999 годах она продолжила 

изучать  международные  отношения  в  ма-

гистратуре Лондонской школы экономики 

и  политических  наук.  В  2000–2005  годах 

обучалась  в  докторантуре  Оксфордского 

университета.  Имеет  опыт  работы  в  по-

сольстве  США  в  Грузии,  исследователем  в 

Оксфордском  университете,  Европейском 

центре по вопросам меньшинств в Фленс-

бурге  (создан  в  1996  г.  правительствами 

Дании,  ФРГ  и  федеральной  земли  Шлез-

виг-Гольштейн),  в  Университете  Деусто 

(Испания),  старшим  советником  Верхов-

ного комиссара ОБСЕ по вопросам нацио-

нальных меньшинств в Гааге.

Представленные досье свидетельствуют, 

что грузинские дипломаты имеют принци-

пиально  иные  характеристики  по  сравне-

нию с их российскими коллегам: 

обучение в 

дорогостоящих  американских  колледжах, 

продолжение учёбы в магистратуре/доктор-

антуре на Западе и работа в западных орга-

низациях,  почти  полное  отсутствие  опыта 

работы в Грузии, в том числе и на диплома-

тическом поприще

. После отставки бывшие 

грузинские высокопоставленные диплома-

ты  нередко  продолжают  работу  в  различ-

ных западных учреждениях. 

Некоторые  бывшие  дипломаты  (напри-

мер, бывший посол в США Т. Якобашвили) 

сотрудничают  c  влиятельным  Грузинским 

фондом  стратегических  и  международных 

исследований,  в  котором  работали  или  с 

которыми  тесно  взаимодействовали  лица, 

назначенные послами уже правительством 

ГМ (например, посол в США А. Гегешидзе

21

посол  в  Великобритании  Р.  Гачечиладзе, 

являвшийся  послом  и  в  периоды  правле-

ния  Э.  Шеварднадзе  и  М.  Саакашвили). 

Ещё  несколько  бывших  глав  загранпред-

ставительств  преподают  в  тбилисском 

Черноморском  университете,  созданном 

матерью М. Саакашвили. 

* * *

Проведенный  эмпирический  анализ 

свидетельствует, что в 2000-х годах ориен-

тация  Грузии  на  интеграцию  в  евроат-

лантические структуры получила институ-

циональное  закреп ление  в  логике  рекру-

тирования  внешнеполитической  элиты. 

С 2004 г. произошло почти полное обнов-

ление  дипломатичес кого  корпуса  за  счет 

лиц, для которых США и Западная Европа 

выступают  источником  образовательного 

и  профессионального  опыта  [Jones, 

Kakhishvili 2013: 24].

Сегодня  дипломатическую  службу 

Грузии  уже  можно  считать  в  целом  сфор-

мированной, закончился период её станов-

ления.  Исследования  персональных,  ка-

рьерных  и  образовательных  особенностей 

руководителей  внешнеполитических  ве-

домств и глав представительств за рубежом 

выявляет  отсутствие  сходств  по  заданным 

критериям  сравнения  грузинских  и  рос-

сийских  высокопоставленных  диплома-

тов – возраст, гендерные доли, карьерный 

путь,  образование. 

По  всем  этим  характе-

ристикам  грузинская  дипломатическая  эли-

та выступает полной противоположностью 

российской.

  При  этом  ее  эволюция,  по  на-

шим  оценкам,  в  целом  соответствует  тен-

денциям трансформации дипломатических 

21

Упомянутый А. Гегешидзе ещё в период правления Э. Шеварднадзе, являясь советником прези-

дента  Грузии  по  внешнеполитическим  вопросам,  наряду  с  другими  членами  ближайшего  окружения 

главы Грузии, беспрестанно утверждал о наличии «неоимпериалистической угрозы с севера», форми-

руя негативное отношение грузинского общества к России [Гушер 2000: 12]. 


background image

НОДАР МОСАКИ

158

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

служб в странах Центральной и Восточной 

Европы [Digol 2012].

Грузинские  дипломаты  в  среднем  значи-

тельно  моложе  их  российских  коллег. 

В МИДе Грузии гораздо проще сделать стре-

мительную  дипломатическую  карьеру. 

На дипломатической службе (в том числе на 

высших  должностях)  велика  доля  женщин. 

В  известном  смысле  увеличение  доли  жен-

щин в национальном дипкорпусе высту пало 

одним  из  способов  смены  старой  модели 

дипломатической  элиты  в  новых  независи-

мых государствах после распада Советского 

Союза [см., например: Digol 2007].

В России дипломатическая работа близ-

ка военной службе, для которой характер-

ны  высокий  уровень  профессионализации 

(в  том  числе  благодаря  специализирован-

ному образованию) и длинный период вы-

слуги. Среди грузинских дипломатов прак-

тически уже нет лиц с советским прошлым, 

а  имеющие  его,  как  правило,  «проходили 

переквалификацию»  на  Западе.  Большин-

ст во же имеет западное образование и опыт 

работы за границей.

Отличная  от  российской  ментальная 

ориентация  грузинской  властной  (в  том 

числе  дипломатической)  элиты  делает 

трудноразрешимыми  противоречия  в  дву-

сторонних  отношениях.  Существующие 

различия приобретают, в сущности, форму 

мировоззренческого 

противостояния. 

Прозападная  идентичность  грузинской 

элиты играет определяющую роль во внеш-

неполитической стратегии страны, в связи 

с  чем  при  ее  формулировании  редко  ис-

пользуются  реалистские  категории  (такие, 

как  национальные  интересы,  прагматизм, 

баланс  сил)  [Kakachia  2013:  43;  Kakachia, 

Minesashvili 2015; Gvalia et al. 2013]. Ориен-

тация  грузинской  элиты  на  США  и  ЕС 

оказывается  не  просто  внешнеполитиче-

ским курсом, имеющим целью построение 

институтов,  аналогичных  западным. 

В пост советских международно-политиче-

ских  реалиях  она  стала  открыто  антирос-

сийским  феноменом  и  декларируется  ру-

ководством  Грузии  в  качестве  жизненно 

важной  цели  и  необходимости  для  суще-

ствования грузинской государственности.

Смена  власти  в  Грузии  мало  изменила 

характерные черты грузинской дипломати-

ческой  службы.  В  этом  кроется  одна  из 

причин «фундаментального единства в во-

просах внешней политики» внутри грузин-

ской элиты [Gvalia et al. 2013: 124]. Вместе 

с  тем  несколько  изменился  стиль  рабо-

ты  грузинской  дипломатии.  Отмечая  бес-

смысленность  «восторженной  прозапад-

ной риторики», присущей властям периода 

Саакашвили,  новые  власти,  тем  не  менее, 

продолжили  консолидацию  внеш непо ли-

ти ческих постулатов, заложенные в период 

правления ЕНД. 

Список литературы

Ашин Г.К.

 Формирование дипломатической элиты // Космополис. 2002. № 2. С. 125–131.

Гушер А.

 Россия – Грузия. Утраченное доверие // Азия и Африка сегодня. 2000. № 7. С. 9–15.

Дипломатическая  служба:  Учебное  пособие/  Под  редакцией  А.В.  Торкунова,  А.Н.Панова.  – 

М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014.

Зонова Т.В. 

Гендерный фактор в политике и дипломатии // Международные процессы, 2009. № 2.  

С. 94–100.

Красноселов А. 

Так кто потерял Грузию // Международные процессы. 2003. № 1. С. 122–125.

Кремнев П.П.

 К вопросу о самостоятельности советских союзных республик в международных отно-

шениях // Конституционное и муниципальное право.2009. N 9. С. 31–38.

Лазоркина О.

 Становление и развитие дипломатической службы Беларуси // Журнал международно-

го права и международных отношений [Минск]. 2014. № 1. С. 27–32.

Мегатренды:  Основные  траектории  эволюции  мирового  порядка  в  XXI  веке.  Учебник  /  Под  ред. 

Т.А. Шаклеиной, А. А. Байкова. – М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2013. 448 с.

Мосаки Н.

 Образовательный бэкграунд властной элиты Грузии и российско-грузинские отношения // 

Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 9. С. 93–104.

Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А. Д. Богатуров. — 2-е изд., испр. и 

доп. — М.: Аспект Пресс, 2010.

Торкунов А.В. 

Дипломатическая служба. – М.: Издательство «Политическая энциклопедия», 2002.


background image

159

ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГРУЗИИ 

Mеждународные процессы. Том 14. Номер 2 (45). Апрель–июнь / 2016

Aspaturian  V.

  The  Union  Republics  and  Soviet  Diplomacy:  Concepts,  Institutions,  and  Practices  //  

The American Political Science Review. Vol. 53. No. 2 (Jun., 1959). С. 383–411.

Cornell S.E. 

Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict in the Caucasus. – L., N.Y.: 

Routledge, 2001. 490 с.

Digol D.

 Emerging Diplomatic Elites in Post-Communist Europe. Thesis submitted for assessment with a 

view  to  obtaining  the  degree  of  Doctor  of  Political  and  Social  Sciences  of  the  European  University 

Institute.  Florence,  March  2007.  P.  175.  URL:  http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/ 

6941/2007_03_Digol.pdf?sequence=1.

Digol D. 

Transformation of Diplomatic Elites in Post-Communist Societies // Historical Social Research / 

Historische  Sozialforschung.  Vol.  37.  No.  2  (140).  Political  and  Functional  Elites  in  Post-Socialist 

Transformation: Central and East Europe since 1989/90 (2012). C. 91–107.

Dobbins  M. 

The  Post-Rose  Revolution  Reforms  as  a  Case  of  Misguided  Policy  Transfer  and  Accidental 

Democratisation?  //  Europe-Asia  Studies.  Vol.  66.  Issue  5.  2014.C.  759–774.  DOI:  10.1080/ 

09668136.2014.910941.

Gachechiladze  R.

  Georgia’s  Geopolitical  Landmarks:  Is  there  a  shift  //  Central  Asia  and  the  Caucasus, 

2005. No. 1 (31) 2005. C. 100–106.

Geissb hler  S. 

Sozialstruktur  und  Laufbahnmuster  der  schweizerischen  diplomatischen  Elite  //  Swiss 

Political Science Review. 2002. Vol. 8. No. 1. C. 79–92. DOI: 10.1002/j.1662-6370.2002.tb00335.x

Gvalia  G. 

rogor  ircheven  p'at'ara  kveqnebi  st'rat'egiul  mok'avshireebs?  dabalansebis  da  mit'masnebis 

st'rat'egiebi samkhret k'avk'asiis regionshi. [

გვალიაგ. როგორირჩევენპატარაქვეყნებისტრატეგიულმოკავ

შირეებს

დაბალანსებისდამიტმასნებისსტრატეგიებისამხრეთკავკასიისრეგიონში

.  [Нагруз.  яз.] 

[Гвалия  Г.  Как  выбирают  малые  страны  стратегических  союзников?  Стратегии  балансирования  и 

примазывания  в  регионе  Южного  Кавказа.]  Дисс.  на  соискание  учёной  степени  академического 

д-ра полит. наук. ГосударственныйуниверситетИльи. 2013.

Gvalia  G.,  Siroky  D.,  Lebanidze  B.,  andIashvili  Z. 

Thinking  Outsidethe  Bloc:  Explaining  the  Foreign  Policy  of 

Small States // Security Studies. 2013.22:1. C. 98-131.

Gvimradze G.

 Behind the Ukrainian crisis. GFSIS. № 20. 2014. 10 c.

Jones St.

 The Role of Cultural Paradigms in Georgian Foreign Policy /Ideology and National Identity in Post-

Communist Foreign Policies// Подред. Rick F:London, 2004, Frank Cass Publishers.C. 83–110.

Jones  St.

  and  Kakhishvili  L.  The  Interregnum:  Georgian  Foreign  Policy  from  Independence  to  the 

RoseRevolution // Georgian Foreign Policy: The Quest for Sustainable Security / Подред. Kakachia K., 

Cecire M.: Tbilisi, 2013, Konrad-Adenauer-Stiftung. С. 13–40.

Kakachia K. 

European, Asian, or Eurasian?: Georgian identity and the struggle for Euro-Atlantic integration 

// Georgian Foreign Policy: The Quest for Sustainable Security / Подред. Kakachia K., Cecire M.: Tbilisi, 

2013,Konrad-Adenauer-Stiftung. С. 41–52]

Kakachia  K.,  &  Minesashvili  S. 

Identity  politics:  Exploring  Georgian  foreign  policy  behavior  //  Journal  of 

Eurasian Studies (2015). Vol. 6. № 2: 171–180. http://dx.doi.org/10.1016/j.euras.2015.04.002.

K'ap'anadze S.

 p'irobitobisa da sotsializatsiis gavlena evrop'uli p'olitik'is mak'oordinirebeli shida inst'it'ut'ebis 

t'ranspormatsiaze  aghmosavlet  evrop'isa  da  sakart'velos  evrop'eizatsiis  p'rotsesshi.[Нагруз.  яз.] 

[

კაპანაძეს.პირობითობისადასოციალიზაციისგავლენაევროპულიპოლითიკისმაკოორდინირებელიშიდა

ინსტიტუტებისტრანსფორმაციაზეაღმოსავლეთევროპისადასაქართველოსევროპეიზაციისპროცესში

Капанадзе С. Влияние условности и социализации на трансформацию координационных внутрен-

них  институтов  европейской  политики  в  процессе  европеизации  Восточной  Европы  и  Грузии]  / 

Тбилисскийгосударственныйуниверситет. Факультет социальных и политических наук. Дисс… д-ра… 

по международным отношениям. – Тбилиси, 2009.

Kramer P.

 Isthe World Our Campus? International Students and U.S. Global Power in the Long Twentieth 

century  //Diplomatic  History.  2009.Vol.  33.No.  5.  C.  775–806.  DOI:  10.1111/j.1467-7709. 

2009.00829.x

O’Mara M. 

The Uses of the Foreign Student // Social Sciences History. 2012.Vol. 36. No. 4. C. 583–615. 

DOI: 10.1215/01455532-1717181

P'op'ianevsk'i I. 

qirimisstsenarisgameoreba? rusetisaneksiurip'olit'ik'aapkhazetsadasamkhretosetshidamis

ishedegebi. [Нагруз. яз.] [

პოპიანევსკიი. ყირიმისსცენარისგამეორება? რუსეთისანექსიურიპოლიტიკააფხ

აზეთსადასამხრეთოსეთშიდამისიშედეგები

.  Попианевски  И.  Повторение  крымского  сценария. 

Российская политика аннексии в Абхазии и Южной Осетиии её итоги.] GFSIS. № 40. 2015.

Rondeli A.

 The choice of independent Georgia // The security of the Caspian Sea Region. Подред. Chufrin G.: 

Oxford: Oxford University Press, 2001.С. 195–211.

Rondeli A.

 2014a. Moscow’s information campaign and Georgia / Georgian Foundation for Strategic and 

International Studies. Expert Opinion No. 29. 11 c.

Rondeli  A.

  2014b.  The  Russian-Georgian  war  and  its  implications  for  Georgia’s  state  building.  //  

The Making of Modern Georgia, 1918-2012: The First Georgian Republic and its Successors / Под ред. 

Jones St. F.: N.Y., Routledge. С. 35–48.


background image

NODAR MOSSAKI

160

International Trends. Volume 14. No. 2 (45). April–June / 2016

Spilimbergo A. 

Democracy and Foreign Education // The American Economic Review. 2009. Vol. 99. No. 1. 

C. 528–543.DOI: 10.1257/aer.99.1.528

Tsintsadze  I. 

sakartvelo-ruseti:  p'ersp'ekt'iva  realobis  ponze.  [

ცინცაძეი.  საქართველო-რუსეთი: 

პერსპექტივარეალობისფონზე

. [Нагруз. яз.] И. Цинцадзе. Грузия – Россия: перспективанафонереаль-

ности]  //  Report  [Russian  Research  institute  of  George  Kennan,  Georgian-American  University 

[Tbilisi]], #01, 2012, 5–11. [нагруз. яз.]

Tsvetkova  N. 

International  Education  during  the  Cold  War:  Soviet  Social  Transformation  and  American 

Social  Reproduction  //  Comparative  Education  Review.  2008.  Vol.  52.  No.  2.  C.  199–217.  DOI: 

10.1086/528762

Wright A.

 For the Record: Breaking Through Diplomacy’s Glass Ceiling //Foreign Service Journal.No. 10 

(Oct. 05). C. 53-62. URL: http://www.afsa.org/fsj/oct05/wright.pdf

GEORGIA’S DIPLOMATIC ELITES

NODAR MOSSAKI

Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, 107031, Russian Federation 

Abstract

The article provides a detailed analysis of the biographies of the Georgian diplomatic elite. It considers 

the  educational  background,  age,  gender  composition,  and  career  trajectories  which  are  typical  for 

Georgian  Deputies  Ministers  of  Foreign  Affairs,  Ambassadors  and  Representatives  in  International 

Organizations.  The  failure  of  M.  Saakashvili's  party  in  the  2012  elections  did  not  result  in  changing 

patterns  of  recruitment  of  Georgian  diplomatic  staff.  A  significant  number  of  Georgian  top  diplomats 

have  been  educated  in  Western  Universities  in  the  field  of  law  and  international  relations.  This  has 

contributed to their critical attitude towards Russia and shaped a powerful emotional alignment with the 

West.  The  article  argues  that  the  Georgian  diplomatic  corps  is  largely  socialized  through  particular 

educational standards and shared ideological views that guarantee a quick promotion in public service. 

Focus on these attributes in selecting high-ranking diplomats became a conscious choice of the Georgian 

political leadership since 2004, which was made to institutionalize a specific political agenda. The author 

concludes that education in Western Universities and practical engagement in the activities of Western 

NGOs as well as think tanks tend to serve as a critical means to form the anti-Russian attitude among 

Georgian high-ranked diplomats and politicians and at the same time it facilitates drawing the Georgian 

elite  into  the  Western  orbit  of  influence.  The  qualitative  analysis  of  the  educational  background  of 

Georgian  diplomats  and  their  career  paths  illustrates  how  much  they  differ  from  their  Russian 

counterparts.  The  author  supposes  that  the  fact  can  to  some  extent  explain  the  current  tensions  in 

Russian-Georgian  relations  and  will  pre-determine  lingering  contradictions  and  friction  between 

Moscow and Tbilisi, which harms both sides.

Keywords: 

Russian-Georgian relations; diplomatic elite of Georgia; ambassadors; foreign policy of Georgia; Ministry 

of Foreign Affairs of Georgia.

References

AshinG.K.  (2012).  Formirovanie  diplomaticheskoi  elity[The  formation  of  the  diplomatic  elite]. 

Kosmopolis

.  

№ 2. P. 125–131.

Aspaturian V.(1959). The Union Republics and Soviet Diplomacy: Concepts, Institutions, and Practices.The 

American Political Science Review

. Vol. 53. No. 2: 383–411.

Bogaturov  A.D.  (ed.)  (2010). 

Sovremennaya  mirovaya  politika:  Prikladnoi  analiz 

[Contemporary  world 

politics. Applied Analysis].M.: AspectPress.

Cornell S. E.(2001). 

Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict in the Caucasus

.  

L., N.Y.: Routledge. 490 с.