Файл: Proekt_kontseptsii_Etnokulturnogo_obrazovania.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Республике Карелия активно ведется издательская деятельность. Так, за последние 20 лет на карельском, вепсском, финском языках издано более 150 наименований книг и брошюр, включающих произведения художественной литературы, научные исследования, словари и учебно-методические издания общим тиражом свыше 200 тыс. экземпляров. В рамках Республиканского конкурса «Книга года Республики Карелия» постановлением Правительства Республики Карелия утверждена специальная номинация «Лучшая книга на карельском, вепсском и финском языках».

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Карелия «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков» в местах традиционного проживания карелов и вепсов ежегодно изготовляются дорожные указатели населенных пунктов на карельском и вепсском языках (по состоянию на 1 января 2016 г. изготовлено 88 дорожных указателей), а также фасадные вывески для учреждений образования и культуры на карельском и вепсском языках (по состоянию на 1 января 2016 г. всего изготовлено 101 фасадная вывеска).


Несмотря на достигнутое, основными проблемами в области развития этнокультурного образования, требующими комплексного подхода при анализе и решении, являются:

- незначительная доля обучающихся, осваивающих образовательные программы этнокультурной направленности;

- недостаточность материально-технического и информационно-методического оснащения образовательных организаций;

- несогласованность действий образовательных организаций при реализации программ этнокультурного образования;

- несформированность единого этнокультурного (в т.ч.электронного) образовательного пространства;

- отсутствие комплексного межведомственного подхода к мониторингу и оценке качества этнокультурного образования в регионе;

- нерешенность вопроса о статусе карельского языка в Республике Карелия;

- невозможность массового приобщения к процессу изучения карельского, вепсского и финского языков заинтересованных групп населения региона, в т.ч. взрослых, готовых к получению т.н. неформального и информального образования.


III. Основные цели и задачи развития этнокультурного образования в Республике Карелия


Цель развития этнокультурного образования в Республике Карелия состоит в обеспечении условий для эффективного развития этнокультурного образования региона, направленного на формирование человеческого потенциала, способного повысить привлекательность и конкурентоспособность республики в экономической и культурной сферах в т.ч. за счет владения карельским, вепсским и финским языками и знания соответствующих культур.

Указанная цель достигается за счет реализации следующих задач:

- организация и проведение мониторинга потребностей населения Республики Карелия в получении образования на карельском, вепсском и финском языках;


- развитие нормативно-правовой базы этнокультурного образования в Республике Карелия (в т.ч. учет необходимости изучения карельского, вепсского и финского языков и обучения на этих языках в нормативных правовых документах регионального уровня, касающихся сферы этнической политики и этнокультурного образования в Республике Карелия);

- повышение правовой осведомленности всех участников образовательного процесса, в т.ч. педагогических коллективов, родителей обучающихся, общественных организаций, местных властей, об условиях сохранения и введения в школах изучения карельского, вепсского и финского языков, осознание ими возможностей самостоятельных инициатив на уровне школы и т.п.,

- упрочение престижа и привлекательности карельского, вепсского и финского языков (в т.ч. за счет выполнения ими официальных функций как языков права и делопроизводства, создания механизмов использования этих языков в социальной и деловой сферах, а также расширения их бытования во внутрисемейном общении и проч.);

- создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном этнокультурном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики (в т.ч. модернизация программ высшего и среднего специального профессионального образования, технологий и содержания образовательного процесса на всех уровнях профессионального образования через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося, а также на внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения);

- развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного этнокультурного образования детей (в т.ч. выполнение комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедренных федеральных государственных образовательных стандартов, включая их методическое обеспечение и программы повышения квалификации преподавательского состава, формирование нового содержания общего (включая дошкольное) образования и внедрение новых технологий обучения по общеобразовательным программам, а также оказание методической и инновационной поддержки развитию системы дополнительного образования);

- создание системы непрерывного этнокультурного образования, включающего общее, в т.ч. дошкольное, образование, дополнительное образование детей, среднее специальное и высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование взрослых, а также неформальное образование взрослых или образование в течение жизни, путем реализации региональных образовательных проектов, разработки открытых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и т.п.;


- развитие концепции российской школы как центра культурной жизни, способствующего сохранению языков и культур, в т.ч. народных традиций, расширение изучения карельского, вепсского и финского языков в государственных школах;

- сохранение и совершенствование кадрового потенциала системы этнокультурного образования (в т.ч. за счет повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, повышение престижа профессии «учитель карельского, вепсского, финского языков»);

- решение проблемы обеспечения региональной системы этнокультурного образования учебной и методической литературой;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность этнокультурного образования независимо от места проживания обучающихся;

- формирование востребованной системы оценки качества этнокультурного образования и образовательных результатов (в т.ч. создание региональной системы независимого мониторинга и оценки качества этнокультурного образования на всех его уровнях);

- популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности в сфере этнокультурного образования (в т.ч. предоставление опций и создание условий для личностного развития детей и молодежи, реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику, совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей).

Решение поставленных задач обеспечивается в первую очередь за счет реализации инновационных проектов по разработке и созданию новых моделей этнокультурного образования, развитию и совершенствованию существующих механизмов, образовательных программ, технических средств и технологий.


IV. Общая модель этнокультурного образования в Республике Карелия


Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия охватывает период до 2025 года. Концепция базируется на следующих основополагающих принципах этнокультурного образования:

- принцип усиления значимости этнокультурного образования в современном поликультурном мире;

- принцип преемственности и непрерывности этнокультурного образования на протяжении всей жизни;

- принцип доступности, в том числе через развитие электронного обучения;

- принцип вариативности и индивидуализации образовательных маршрутов в процессе получения этнокультурного образования;

- принцип межведомственного взаимодействия и согласованности государственной политики в сфере этнокультурного образования, экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры, спорта, молодежной политики и других сферах.

В 2025 году по итогам реализации предлагаемой Концепции любой житель Республики Карелия сможет удовлетворить свои потребности в освоении программ этнокультурной направленности, а также в изучении карельского, вепсского и финского языков и культур на любом этапе своего жизненного пути. Концепция предусматривает предоставление соответствующих образовательных услуг в системе общего (в т.ч. дошкольного), среднего профессионального, дополнительного профессионального и высшего образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также информального и неформального образования взрослых.


Главным центром развития этнокультурного образования в ближайшие 10 лет должна оставаться государственная школа, в которой преподавание предметов этнокультурной направленности, прибалтийско-финских языков и культур осуществляется преимущественно в форме урочной деятельности с 1 по 11 класс и дополняется различными формами внеурочной работы с обучающимися и их родителями. При этом финский язык в системе общего образования может изучаться как первый или второй иностранный.

Государственная общеобразовательная школа должна обеспечить преемственность в сфере этнокультурного образования путем предоставления гарантий и возможностей продолжения изучения карельского, вепсского и финского языков и культур обучающимся, начавшим осваивать перечисленные языки и культуры в дошкольных образовательных учреждениях Республики Карелия.

В дошкольных образовательных организациях, реализующих программы этнокультурного образования, карельский, вепсский и финский язык должны преподаваться в форме специальных занятий, продолжительность и содержание которых зависят от возраста и интересов обучающихся. Также необходимо интегрировать языковую составляющую в структуру музыкальных занятий, а также занятий физической культурой и т.д. К 2025 году необходимо сохранить и развить сеть т.н. «языковых гнезд», предусматривающих погружение обучающихся в языковую среду в течение всего времени пребывания в образовательной организации. Следует использовать в образовательном процессе возможности функционирующих на территории муниципалитета этнокультурных центров, учреждений культуры и т.д.

Непрерывность этнокультурного образования должна быть поддержана системой государственных гарантий в отношении возможности продолжения освоения этнокультурных образовательных программ в организациях среднего профессионального и высшего образования Республики Карелия. Освоение карельского, вепсского и финского языков в системе профессионального образования может происходить как в связи с получением профессиональной подготовки в области соответствующих языков и культур, так и сопровождать процесс получения профессии по другим специальностям.

В ближайшие 3 года необходимо определить мотивационные условия, которые будут способствовать приобщению обучающихся в образовательных организациях Республики Карелия к изучению карельского, вепсского и финского языков, предметов, дисциплин и модулей с этнокультурным компонентом содержания образования.. В частности должна быть разработана специальная государственная программа на период с 2016 по 2025 гг. по использованию в различных сферах административно-управленческой, хозяйственно-экономической, научно-образовательной, культурно-просветительской и проч. деятельности кадрового потенциала, овладевшего в системе этнокультурного образования Республики Карелия карельским, вепсским и финским языками. Программой должно быть в первую очередь предусмотрено создание рабочих мест для соответствующих специалистов, а также разработана система мер, стимулирующих использование ими в работе карельского, вепсского и финского языков в целях повышения привлекательности и конкурентоспособности региона.


Начиная с 2016 года при разработке подходов к языковой и образовательной политике в Республике Карелия необходимо учитывать, что на современном этапе язык представляет собой не только средство общения определенной группы населения, но и самостоятельную, в известной мере, автономную от ее носителей культурную ценность, вследствие чего в систему этнокультурного образования должно быть вовлечено максимальное количество желающих освоить и использовать в деловом и бытовом общении карельский, вепсский и финский языки независимо от национальной принадлежности, возраста, социального статуса обучающихся и т.д. Необходимо расширить изучение карельского, вепсского и финского языков в системе дополнительного образования детей, а также создать условия для их изучения в системе неформального образования взрослых (образование в течение жизни).

В течение ближайших 5 лет государственные школы, в которых реализуются программы этнокультурной направленности, а также программы по изучению карельского, вепсского и финского языков и культур, должны получить полные учебно-методические комплексы, обязательно включающие печатные и электронные учебники и учебные пособия, прошедшие необходимую научную, педагогическую, общественную и этнорегиональную экспертизу и внесенные в федеральные и региональные перечни рекомендованных к использованию изданий, а также электронные приложения к учебникам, учебно-методические пособия для учителя, рабочие тетради, необходимые контрольно-измерительные и демонстрационные материалы.

В течение 3 лет необходимо разработать региональную программу дошкольного этнокультурного образования, предусматривающую различные формы проведения занятий в детских садах, а также поддержание практики изучения карельского, вепсского и финского языков и культур в т.н. «языковых гнездах». Программа должна быть подкреплена соответствующим учебно-методическим комплексом, включающим современные учебно-методические материалы для преподавателей, обучающихся и их родителей.

В ближайшие 5 лет должен быть совершен качественный скачок в системе дополнительного образования детей в плане предоставления обучающимся и их родителям современных образовательных услуг по изучению карельского, вепсского и финского языков и культур, что позволит заметно расширить сферу дополнительного этнокультурного образования, привлечь в нее значительное количество новых обучающихся.

В связи с формированием нового содержания общего (включая дошкольное) и среднего профессионального образования путем введения в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов, а также внедрением новых технологий обучения по образовательным программам этнокультурной направленности все учителя и, работающие в сфере этнокультурного образования Республики, должны в течение ближайших 3 лет повысить свою профессиональную квалификацию по программам дополнительного профессионального образования, предусматривающим в т.ч. повышение их лингвистической и методической грамотности. Обучение на курсах должно быть профинансировано в т.ч. за счет бюджетных средств, выделяемых на развитие системы этнокультурного образования в регионе.