Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4929

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ками сердолика, граната, стекла, подобные найденным в джетыасарских склепах
(см. Акишев, 1983, с. 192-193). Серьги из второго типа склепов (из склепов №№17,
276) находят аналогии как в материалах среднеазиатских памятников, так и северо-
кавказских IV-VII вв. н.э. (Ковалевская, 1981, рис. 62, 98; Литвинский, 1973, табл. 1,
9; Распопова, 1980, с. 112, рис. 75, 8-10, 13). Бронзовые кольца, перстни и браслеты,
сохранившиеся лишь в отдельных погребениях склепов второго типа, подобны ши-
роко распространенным в Причерноморье, вплоть до Центральной Европы, на Се-
верном Кавказе, Средней Азии в памятниках датированных, начиная с последних
веков до н.э. по раннее средневековье.

'Наиболее многочисленная из категорий находок в кирпичных погребальных со-

оружениях — керамика оказалась и наиболее выразительной. В погребальных ин-
вентарях склепов первого типа находились сосуды, характерные для этапа Джетыа-
сар I (не позднее IV в. н.э. — Левина, 1971, с. 64 и ел., рис. 15), в то время как в ка-
мерах склепов второго типа отмечалась лишь керамика, типичная для этапов Дже-
тыасар II и III (1V-V1 и VI-VIII вв. н.э.). ь части склепов переходного типа в одних и
тех же комплексах были сосуды, характерные как для этапа Джетыасар I, так и для
этапа Джетыасар II.

Как ранее упоминалось, в камерах ряда склепов второго типа отмечены бруско-

видные алтарики перед напольным очагом и определенного типа курильницы на
высокой ножке.

Рассмотренные выше материалы показывают, что такая форма погребений, как

захоронения в кирпичных усыпальницах-склепах, наряду с другими типами под-

курганных погребений достаточно обычна для джетыасарской культуры, вероятно,
на всем протяжении ее существования в данном регионе. Хотя, в силу многих об-
стоятельств, ранние склепы могли попасть в число исследуемых лишь случайно, од-
нако даже единичные раскопанные нами такие памятники позволяют утверждать,
что уже в середине и во второй половине первого тысячелетия до н.э. значительная

часть джетыасарского населения хоронила своих покойных в наземных (см., напри-
мер, курганы №3 могильника Бедаикасар, №81 могильника Томпакасар) и подзем-
ных (курганы №№227, 300 могильников Алтынасар 4л и 4о) кирпичных сооруже-

ниях.

Если в силу плохой сохранности нам пока трудно представить себе первона-

чальный облик наземных склепов того времени, то форма и внешний вид подзем-
ных не вызывают сомнений. Нам кажется, что и подземные, и наземные склепы ве-

дут свое происхождение, в определенной степени, от кирпичных мавзолеев позд-

небронзового века могильника Северный Тагискен (Толстов, 1962а, с. 80 и ел.,

рис. 35, 37), расположенного в нескольких десятках километров от джетыасарских
городищ. Строительная техника и приемы тагискенских мавзолеев (вплоть до ка-
чества, цвета и размеров сырцовых кирпичей) аналогичны таковым нижнего
строительного горизонта таких джетыасарских городищ, как Бедиак-асар. Хотя не-
которые мавзолеи могильника Северный Тагискен (например, №6) по своему ха-
рактеру и планировке оказали в первую очередь значительное влияние на развитие
погребальных памятников соседней с джетыасарской чирикрабатской культуры

(Вайнберг, Левина, 1993, с. 56, рис. 70), весьма вероятно, что само существование

тагискенских мавзолеев должно было отразиться и на погребальных памятниках

джетыасарской культуры, особенно учитывая и то обстоятельство, что керамический

комплекс тагискенских мавзолеев (мавзолея №6) генетически чрезвычайно близок к

джетыасарской керамике (Левина,

 1971,

 с. 67, 226). Сам же принцип подкурганных

подземных сооружений, где стены и перекрытие сооружены из камня, широко из-
вестен среди таких памятников андроновской культуры Центрального Казахстана,

88


background image

как могильник Бугулы 1 (Акишев, Маргулан, 1966, с. 75, рис. 13; 14; Маргулан,

1979, с. 70, 71, рис. 37-42; 113; Приложение. Бегазы, Мавзолей 1). Возможно, что

наиболее ранние джетыасарские склепы все же несколько отличались от исследо-
ванных нами, так как строительная техника последних соответствует строительной
технике средних горизонтов таких городищ, как Бедаик-асар, но, как упоминалось,
ранние памятники могли попасть в число исследуемых лишь случайно. Однако,
учитывая своеобразный характер культуры, необычайную устойчивость и консерва-
тизм, архаический внешний облик во всех аспектах проявлений джетыасарской

культуры, можно думать, что хронологические различия между склепами опреде-

ленного типа не были очень существенны. Вероятно, речь может идти о степени
скругленности внешнего контура сооружения или степени его заглубленности и т.п.
Анализ склепов и остатков погребальных инвентарей показывает, что склепы перво-

го типа, возникнув где-то в середине 1 тыс. до н.э., доживают до IV в. н.э., когда на-
чинается возведение псдквадратных в плане склепов уже не со сводчатым перекры-
тием, а перекрытием в виде "ложного купола", дромосы резко укорачиваются, ме-
няется местоположение входа и внутренний интерьер камеры. Вполне вероятно, что
строительство склепов второго типа начинается уже в конце

 III

 в. н.э. (судя по ин-

вентарю в склепе №289), но наличие немалого числа склепов переходного по кон-
струкции и планировке типа позволяет думать скорее всего все же о IV в. н.э. как о

начальной дате второго типа склепов. Перестают же функционировать склепы вто-
рого типа одновременно с окончанием жизни в Джетыасарском урочище

 5

, то есть в

VIII в. н.э. Безусловно, склепы всех трех типов служили семейными усыпальницами

и бытовали на протяжении весьма длительного периода. Очевидно, в своих неодно-
кратных передвижениях на запад (в том числе и в районы Северного Кавказа), на юг
и юго-восток (вверх по правому берегу Сырдарьи) носители джетыасарской культу-
ры приносили с собой не только керамику, определенный другой инвентарь,
строительную технику, но и свои обычаи, в том числе типы погребальных сооруже-
ний. В этом плане небезынтересно вспомнить и аланские каменные склепы Север-
ного Кавказа (Кузнецов, 1962, рис. 14, 23, 26; Ковалевская, 1981, табл. 65), и сырцо-
вые погребальные сооружения Южного Казахстана (Нурмуханбетов, 1969, рис. 3; он

же, 1970, табл. 1; Максимова, 1974, с.95 и ел., рис. 15). Планы подкурганных скле-

пов (наусов) Борижарского и других могильников Южного Казахстана практически
полностью совпадают с джетыасарскими склепами. Более отдаленную аналогию
представляют подобные памятники Таджикистана, вроде подкурганных сооруже-
ний некрополя Тепаи-шах (Литвинский, Седов, 1983, рис. 8). Должны напомнить,
что джетыасарские подкурганные склепы, как подземные, так и наземные, функ-
ционировали уже в середине первого тысячелетия до н.э.

ПОДКУРГАННЫЕ ГРУНТОВЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ

Среди исследованных джетыасарских погребальных памятников

содержавшие кирпичные склепы курганы составили менее одной седьмой от общего
числа раскопанных. Остальные курганы под земляной насыпью имели грунтовые

5

 Так как исследованные склепы размещены в Джетыасарском урочище, естественно, что верхняя

их дата связана с периодом бытования данной культуры в урочище. Но учитывая, что некоторые го-
родища, расположенные в других группах джетыасарских поселений к востоку—юго-востоку и севе-
ро-востоку от урочища, продолжали бытовать и позднее (до IX в.), представляется вероятным, что
склепы этих районов функционировали до того же времени.

89


background image

захоронения четырех типов. Нередко под одной насыпью было несколько одновре-

менных погребений, при этом вторые и третьи погребения, при основном цент-

ральном, иногда были представлены другим типом погребальных сооружений, как

правило простыми могильными ямами подпрямоугольной в плане формы. Наши

раскопки затронули 29 могильников, расположенных вблизи 5 городищ Джетыасар-

ского урочища (Левина, 1993а, 19936, 1994), в которых помимо склепов изучено

около 750 захоронений в подкурганных грунтовых погребениях.

Как уже упоминалось выше, все джетыасарские курганы имели различного диа-

метра рвы, окаймлявшие земляные насыпи. Насыпи состояли из мелкокомкового

серого суглинка, часто перемешанного с рыхлой супесью желтого цвета. Возможно,

и первоначально насыпи были сравнительно невысокими, а характерные для данно-

го региона климатические и почвенные условия, прежде всего бурные процессы де-

фляции, способствовали их почти полному разрушению. Четко прослеживать насы-

пи удавалось в ранних курганах сравнительно большого диаметра, где, очевидно,

насыпи изначально были выше, а также в курганах, хронологически более поздних.

При раскопках относительно более ранних курганов зафиксировано не только раз-

рушение (развеяние) насыпи, но и размыв перекрытых насыпями погребений,

обычно сохранившихся лишь на незначительную глубину от уровня современной

дневной поверхности. Окаймлявшие же насыпи курганов рвы, оставленные незасы-

панными, с течением времени, начиная с их внутреннего края, медленно затяги-

вались насыпями, заполнявшими большую часть рва. Этот процесс был прослежен

при раскопках многих курганов (например, в кургане №73 могильника Алтынасар

4а). Подобный характер насыпи и ее сочетание с окаймлявшим насыпь рвом типи-

чен для абсолютного большинства джетыасарских раскопанных курганов. Однако в

отдельных некрополях отмечен и иной тип наземного сооружения. Так, в некропо-

лях Алтынасар 4л и Алтынасар 4м зафиксированы курганы, в которых при от-

сутствии рвов земляная насыпь опоясывалась дополнительным земляным же коль-

цом, что, безусловно, задерживало разрушение насыпи и уничтожение древнего

верхнего материкового слоя. Во всех подобных курганах насыпи, диаметром от 8 до

20 м, сохранились на высоту от 0,4 до 2,7 м (курган №268) от уровня древней днев-

ной поверхности, а глубина погребений достигает 3,5 м. В могильнике Алтынасар

4м вышеописанный тип насыпи имели все курганы (№№250-263, 266-269 и др.), а в

некрополе Алтынасар 4л — лишь группа курганов (например, курганы №№226, 230,

233, 235-237, 239, 245-247, 280). В могильнике Алтынасар 4л под насыпями с допол-

нительным земляным кольцом зафиксированы и вымостки из толстого (10-15 см

толщиной) слоя камыша. Последний выстилался на уровне древней дневной по-

верхности, шириной 0,5-1 м, по окружности кургана, а также и в его центре

(курганы №№226, 229, 233, 239, 245).

96,5 % раскопанных курганов имели уже упомянутые выше окаймлявшие насы-

пи рвы, шириной от 0,7 м до 2,5 м, при сохранившейся глубине 0,3-0,7 м. Диаметры

рвов (а следовательно, курганов) варьируют в пределах 6,5-30 м (изредка до 40 м).

Рвы снабжены перемычками, как правило, с южной стороны кургана, шириной

0,7-3,2 м (в среднем — 1,4 м). Часто у восточного края перемычки во рву фиксиро-

вались скопления углей, золы, кусков обожженной глины, нередко следы горения

дополнялись керамикой (чаще всего — небольшими кружками и блюдами, миска-

ми) и костями животных (например, в курганах №№227, 291 могильника Алтына-

сар 4о). В могильнике Косасар 2 в середине перемычки рва кургана №29 зафикси-

ровано заполненное углями и золой углубление. В том же могильнике Косасар 2 не-

редко остатки тризны в виде скопления костей животных, керамики, угольков и зо-

лы отмечены во рвах курганов у восточного края перемычки (например, в курганах

90


background image

№№28, 51). В некрополе к северо-востоку от городища Томпак-асар следы тризны в

виде угольков, керамики, костей животных отмечены во всех вскрытых нами рвах к

востоку от перемычки (например, в курганах №№2, 10, 14, 33, 41, 68, 69, 79 и др.), а

во рву кургана №55 при зачистке его края к востоку от перемычки был найден

фрагментированный череп человека.

Более чем у 99% имевших рвы курганов перемычки размещены на южной сто- ;

роне. Местонахождение оси симметрии перемычки рва согласуется с положением

грунтовых могил или склепа. Когда под насыпью кургана размещен кирпичный

склеп, то центральная ось перемычки рва совпадает с продольной осью входного

комплекса склепа. Когда же под насыпью в кургане находились грунтовые погребе-

ния, то длинная ось могильной ямы являлась как бы продолжением оси перемычки

(в тех случаях, когда в кургане было одно погребение или же одно главное погребе-

ние взрослого), а при наличии двух одновременных "равноправных" погребений ось

симметрии перемычки рва проходила между могилами, параллельно их длинной

оси и на равном расстоянии между ними (Левина, 1993а; она же, 1994). Учитывая

равнинный ландшафт урочища Джетыасар, можно предположить, что окаймлявшие

насыпи курганов рвы с остатками тризн являлись дополнительным условием, отде-

лявшим мир живых от мира умерших, а перемычка рва — своеобразными "вратами"

вхтонический мир.

Среди раскопанных курганов лишь единичные имели перемычку рва на востоке

(учетырех курганов в могильниках Алтынасар 4в, 4к, 4о, 4р №№105, 223, 286, 407; у

двух курганов— №№66 и 71 некрополя Томпакасар), а в одном случае (курган

№104 могильника Алтынасар 4в) — на юго-западе, у семи курганов северной части

некрополя Косасар 2 перемычки располагались на северной стороне (№№22, 24, 25,

28, 29, 31, 33). Последние вышеперечисленные курганы могильника Косасар 2, как

и курган №223 некрополя Алтынасар 4к, по совокупности данных, безусловно,

принадлежали иноэтничному населению.

Надо оговорить, что в двух курганах перемычка рва отсутствовала, хотя рвы вы-

делялись достаточно четко (курган №19 могильника Косасар 2, курган №340 некро-

поля Алтынасар 4п). В обоих случаях речь может идти лишь о культовых сооруже-

ниях, и прежде всего кенотафах.

Среди исследованных курганов было шесть кенотафов, из них два (№№19 и 32)

были в могильнике Косасар 2, четыре (№№77, 119, 136, 340) в некрополях Алтына-

сар 46, 4в, 4п. Во всех таких курганах, диаметры рвов которых колеблются в преде-

лах 9-43 м, следы горения, обожженные кости животных отмечались в центре (в

специальных неглубоких ямах) и во рвах (курганы №№19, 32 могильника Косасар

2, №№77, 119, 136 некрополей Алтынасар 46, 4в). Выделяется курган №340 могиль-

ника Алтынасар 4п (рис. 50), имевший насыпь диаметром 43,5 м, сохранившуюся на

высоту 2,8 м от уровня современной поверхности. Насыпь была окаймлена рвом.

Под центральной частью насыпи был еще один ров, диаметром 9 м, без каких-либо

признаков перемычки. Второй ров был целиком заполнен золой, углями, переме-

шанными со слоями мелкокомковатого суглинка и рыхлой желтоватого цвета супе-

сью. На всей окаймленной вторым рвом поверхности под насыпью прослежены

следы интенсивного горения в виде прокаленных кусков глины и песка, а также зо-

лы, угольков, часто вместе с костями ног и тазовыми костями баранов. В специаль-

но вырытой яме, диаметром 0,85 м, в северо-западной части второго рва были рас-

чищены кости отдельных частей бараньих скелетов. Очевидно, курган №340 пред-

ставлял собой более сложное культовое сооружение, чем простой кенотаф.

Возможно, к культовым надо относить и курганы со специальными погребе-

ниями животных, как, например, курганы №№209, 212 могильников Алтынасар 4а

и 4к, №62 некрополя Томпакасар (где оказались лишь захоронения лошадей), а

91


background image

также курган №8 могильника Косасар 3, в котором в центральной могильной яме

были остатки различных животных, прежде всего собак.

Все остальные раскопанные курганы, как указывалось выше, помимо содержа-

щих кирпичные склепы, заключали в себе грунтовые захоронения четырех типов.

Наиболее распространенными (чуть более половины — 50,5%) были

 погребения

в могильных ямах с боковой нишкой

 для сосудов с заупокойной пищей. Подобные

погребения встречены в 24 из 29 затронутых нашими раскопками джетыасарских

могильников и, по крайней мере, в 12 некрополях они составили подавляющее

большинство (до 85%). Так, например, в могильнике Косасар 3 их было 71 %; в нек-

рополе Томпакасар — 84,7%; в могильнике Алтынасар 4а — 73%; Алтынасар 46 —

71%; Алтынасар 4г — 83%; Алтынасар 4л — 75,6%; Алтынасар 4о — 58% и т.п. Как и

курганы с кирпичными склепами, курганы, содержавшие могилы с боковыми ниш-

ками, размещены параллельными рядами "цепочек". В тех джетыасарских могиль-

никах, которые использовались длительное время, обычно с неоднократными пе-

риодами запустения, отмечено немало случаев, когда курганы с погребениями в

ямах с боковыми нишками перекрывались курганами, содержавшими могилы иного

типа или же кирпичные склепы. Например, в некрополях Алтынасар 4 склепы вто-

рого типа курганов №№1, 8 перекрыли курган №4, склеп первого типа кургана

№114 перекрывал курган №115, курганы №№44, 45 были перекрыты курганом с

подбойным погребением №65, подобные же захоронения курганов №№76/1, 162/2,

387, 390 перекрыли, местами разрушив, погребения в ямах с боковыми нишками

курганов №№76/2, 162/1, 419 и т.п.

Диаметры курганов, содержавших погребения в ямах с боковыми нишками, ко-

леблются в пределах от 8,8 до 26 м, при преобладании в среднем курганов с диа-

метром 15,8 м. Как правило, в центре кургана была размещена могильная яма, пря-

моугольная в плане, со скругленными углами (в среднем площадью 2,2x0,9 м), со-

хранившаяся от уровня современной поверхности на глубину от 0,3 до 1,6 м

(например, погребение 1 кургана №278, погребение 2 кургана №441 могильника

Алтынасар 4о), в среднем же преобладают могилы глубиной 0,7 м. Нишки, обычно

со сводчатым перекрытием, овальные в плане, площадью 0,35-0,6x0,25-0,35 м,

имели высоту 0,35-0,45 м на уровне дна ямы или же на 8-15 см ниже дна ямы. Лишь

в 7 погребениях дно ниши вырублено на 8-12 см выше дна ямы. В абсолютном

большинстве случаев в могилах описываемого типа ниши сооружены в продольной

стенке могильной ямы слева от погребенного. Поскольку 98,4 % (за исключением

курганов некрополя Косасар 2, где их было 95%) раскопанных джетыасарских по-

гребений ориентированы по меридиану (обычно с сезонными отклонениями), в том

числе и захоронения в ямах с боковыми нишками, естественно, что почти все ниш-

ки оказались сооруженными в восточной продольной стенке ямы (96%), 1,8% по-

гребений этого типа имели нишки в северной стенке могилы (курганы №№98, 286

погребение 1 могильников Алтынасар 4в, 4о; курган №66 могильника Томпакасар),

1,8% — нишки, помещенные в западной, также продольной стенке ямы (некрополи

Алтынасар 4, курганы №118 погребение 2, 278 погребение 2, 298 погребение 1, 376

погребение 1), и в кургане №61 нишку разместили в северо-западном углу могиль-

ной ямы (Левина, 1994, рис. 18). Во всех случаях, когда нишки отмечены в правой

от захороненного продольной стенке ямы, в курганах находилось, по крайней мере,

два одновременных погребения, параллельных друг другу и на равном расстоянии

от также параллельной погребениям проходящей через центр оси симметрии пере-

мычки рва кургана, при этом во втором захоронении нишки сооружены, как обыч-

но, в восточной стенке могилы. Тем самым зафиксировано небольшое число курга-

нов с погребениями описываемого типа, где в двух одновременных захоронениях

нишки вырубались в продольных же, но противоположных и наиболее удаленных от

92