ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
92
И
.
Б
.
Игнатова
,
Л
.
Н
.
Сушкова
(
Белгород
)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ
МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ
В статье рассматривается возможность применения проектных технологий в этнокультур
ном образовательном процессе в музыкальных колледжах как наиболее предпочтительной
системы передачи студентам профессиональных навыков
,
предложена эффективная апробиро
ванная типология проектирования и приведены примеры проектов
Основная цель этнокультурного образова‐
ния студентов музыкальных колледжей –
удовлетворение потребностей учащихся в
культурном обогащении на основе использо‐
вания этнокультурного духовно‐нравствен‐
ного потенциала; подготовка поколения лю‐
дей с новым менталитетом, одухотворенных,
образованных, освоивших национальную
культуру и культуры других народов регио‐
на, собственной страны, мира; воспитание
свободной, творческой личности, осознаю‐
щей свои
национальные корни; формирова‐
ние компетентного специалиста этнокуль‐
турной сферы, обладающего навыками педа‐
гогической и научной деятельности.
Современная философия образования ис‐
ходит из идеи превращения образования в
образ жизни и мысли, необходимым услови‐
ем для реализации которого является про‐
ектная деятельность студентов. При этом
внедрение проектов этнокультурного обра‐
зования студентов музыкальных колледжей
будет эффективно если:
– рассматривать проектную деятельность
студентов как активный целенаправленный
процесс профессионального становления и
развития личности будущего специалиста в
области этнокультуры;
– выявить и реализовать совокупность
следующих педагогических условий: высокий
уровень компетентности педагогов; совре‐
менное оснащение материальной базы; орга‐
низация профессионального педагогического
сопровождения самостоятельной проектной
деятельности студентов; предпроектная под‐
готовка студентов; включение студента в са‐
мостоятельную практическую деятельность,
на базе которой формируются его педагоги‐
ческие навыки и закрепляются его теорети‐
ческие знания;
– разработать педагогическую техноло‐
гию этнокультурного образования на основе
проектной деятельности.
Всё это потребовало разработки основных
направлений деятельности преподавателей и
студентов с учётом компетентности органи‐
зации этнокультурного образования. Струк‐
тура разрабатываемого процесса основана на
выявленных нами педагогических условиях и
ставит своей целью формирование профес‐
сиональной этнокультурной компетенции
студентов в профессионально‐педагогиче‐
ском и научно‐творческом направлении и
включает в себя методическую работу с му‐
зыкальными школами, дающую повышение
уровня подготовленности абитуриентов, а
также корректировку самого образователь‐
ного процесса с необходимостью включения
в него системы проектных технологий.
Одной из основных задач нашего исследо‐
вания стало повышение компетентности пе‐
дагогов колледжа и их подготовка к работе с
проектными технологиями. Мы пришли к вы‐
воду, что для организации процесса этно‐
культурного образования на основе проект‐
ных технологий первейшие действия должны
быть направлены на корректировку учебного
плана. Основой для него выступает учебный
план «Хоровое дирижирование» со специали‐
зацией «Руководитель народного хора». Для
адаптации его к задачам этнокультурного об‐
разования был использован резерв времени
регионального компонента и факультативов,
за счёт которых был умножен удельный вес
специальных предметов фольклорной на‐
правленности: были введены дополнитель‐
И
.
Б
.
Игнатова
,
Л
.
Н
.
Сушкова
.
Экспериментальные проектные технологии в этнокультурном образовании студентов
…
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (26) 2011
93
ные дисциплины, такие, как «Основы этно‐
графии», «История народного костюма»,
«Вокальный ансамбль», «Фольклорный ан‐
самбль», «Концертная практика»; расширен
курс педагогической практики, включивший
в себя как работу с творческими коллектива‐
ми и с солистами, так и преподавание теоре‐
тического предмета «Народоведение» в рам‐
ках эстетцикла средней школы; были созда‐
ны условия для регулярной концертной дея‐
тельности на базе Областного музея народ‐
ной культуры, ССУЗов, вузов, средних школ, и
учреждений дополнительного образования
области.
Одно из главных направлений педагогиче‐
ской работы в музыкальных колледжах со‐
стоит непосредственно в формировании эт‐
нокультурной компетентности студентов.
Анализируя учебные программы, направлен‐
ные на реализацию этнокультурного образо‐
вания, их функцию, нагрузку и место в учеб‐
ных планах, можно сделать вывод, что инте‐
гративный подход, как один из самых попу‐
лярных и эффективных на сегодняшний день,
является предпочтительным в педагогиче‐
ской деятельности в музыкальных коллед‐
жах, и наиболее полно позволяет решить дан‐
ную задачу.
Проблемы интеграции в педагогике рас‐
сматриваются в разных аспектах в трудах
многих исследователей (Г. Д. Глейзера,
В. С. Леднёва, С. М. Гапеенковой, Г. Ф. Федорца,
Л. И. Новикова, В. А. Караковского и др.).
Так, И. Д. Зверев и В. Н. Максимова опреде‐
ляют интеграцию как «…процесс и результат
создания неразрывно связанного, единого,
цельного. В обучении она осуществляется пу‐
тем слияния в одном синтезированном курсе
(теме, разделе программы) элементов разных
учебных предметов, слияния научных поня‐
тий и методов разных дисциплин в общена‐
учные понятия и методы познания, комплек‐
сирования и суммирования основ наук в рас‐
крытии межпредметных учебных проблем»
[3, c. 57]. В то же время О. Г. Гилязова тракту‐
ет интеграцию, как систему органически свя‐
занных учебных дисциплин, построенную по
аналогии с окружающим миром, в основу ин‐
теграции положена аксиома, что все в мире
взаимосвязано и не существует в «чистом ви‐
де». По мнению Л. В. Трубайчука, интеграция
представляет собой целенаправленный син‐
тез определенных учебных дисциплин в са‐
мостоятельную систему целевого назначе‐
ния, направленную на обеспечение целостно‐
сти знаний и умений, и предполагает взаимо‐
связь всех компонентов процесса обучения,
всех элементов системы, связь между систе‐
мами, является ведущим при определении со‐
держания обучения, его целей, форм и мето‐
дов, что обеспечивает целостность и систем‐
ность педагогического процесса.
В нашем случае интегративный подход в
образовательном процессе был в полной ме‐
ре реализован в работе с проектными техно‐
логиями. При рассмотрении специфики дан‐
ных проектных технологий, как универсаль‐
ной педагогической системы была выявлена
общая закономерность: эти проекты, как пра‐
вило, не являются теоретическими педагоги‐
ческими явлениями, а основываются на прак‐
тической реализации студентами получен‐
ных навыков, что также отвечает выдвину‐
тым нами педагогическим условиям.
В нашем случае можно выделить два ос‐
новных вида технологического проектирова‐
ния:
1. Педагогические проекты, реализован‐
ные преподавателем, как одна из форм орга‐
низации педагогической работы для освое‐
ния студентами заданных навыков, реали‐
зующие центростремительные свойства пе‐
дагогического процесса (куда можно отнести
долгосрочные проекты, доминирующие на
начальном этапе образования и призванные
обеспечить студента необходимыми практи‐
ческими элементами для дальнейшей про‐
фессиональной деятельности).
2. Студенческие проекты, создаваемые
под руководством педагога, выявляющие и
развивающие профессиональные навыки бу‐
дущих специалистов, реализующие центро‐
бежные свойства педагогики проектирова‐
ния (куда относятся все виды самостоятель‐
ной творческой и научной деятельности сту‐
дентов, таких как собственная работа с кол‐
лективами на базе концертной и педагогиче‐
ской, а также научная работа в рамках сту‐
денческого научного общества колледжа, и в
подготовке собственного дипломного проек‐
та на базе предметов «Экспедиционная прак‐
тика», «Расшифровка народной музыки»,
«Анализ фольклорных произведений», и т.д.,
где студент имеет возможность проявить се‐
бя как исследователь).
Такая типология чистых форм проектов по
предметам дополняется использованием
комбинированных проектов. Комбинирова‐
О б р а з о в а т е л ь н ы е с и с т е м ы и и н н о в а ц и о н н ы е т е х н о л о г и и
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
94
ние, когда студенческий проект включается в
преподавательский, или продолжает его как
составное звено предмета, дающее в резуль‐
тате более глубокое практическое усвоение
материала на собственном опыте с опорой на
опыт педагога, мы называем
комбинирован
ным проектированием
.
Также комбинирова‐
ние в этнокультурном проектировании мо‐
жет быть на уровне интеграции, с включени‐
ем целого комплекса предметов, такие проек‐
ты мы назвали
интегративными
.
Как один из
педагогических проектов
в
чистом виде можно привести в пример про‐
ект по предмету «Основы этнографии». Он
разработан для студентов II курса и призван
содействовать усвоению студентами этногра‐
фических знаний, помочь им осуществлять
профессионально‐ориентированный этногра‐
фический анализ явлений фольклора, способ‐
ствовать становлению личностно‐ценностно‐
го отношения студентов к национальному эт‐
нокультурному наследию, дать понятие о на‐
родном традиционном мировоззрении, явив‐
шемся одной из основ формирования нацио‐
нальной этики, эстетики и философии. В об‐
разовательном процессе данный предмет сам
по себе выступает неоднократно в комбини‐
рованных и интегративных проектах как од‐
на из теоретических составляющих.
При создании данного проекта к основ‐
ным разделам («Народный календарь» и
«Обычаи и обряды семейно‐бытового цик‐
ла») был добавлен цикл «Народная демоно‐
логия», включающий в себя традиционные
представления о магии и медицине. К само‐
изучению была добавлена дополнительная
литература по всем темам. В результате полу‐
ченные студентами дополнительные сведе‐
ния, раскрывающие всю глубину и особенно‐
сти традиционного славянского мировоззре‐
ния, нашли своё воплощение в их успешных
выступлениях на научно‐практических кон‐
ференциях и в ярких сценарных постановках
на государственном экзамене по предмету
«Работа с творческим коллективом».
Также педагогический проект может быть
реализован в рамках нескольких родствен‐
ных предметов на уровне получаемых навы‐
ков например, объединение педагогических
проектов по освоению фольклорного вокаль‐
ного исполнительства, основанных на прин‐
ципе постепенного усложнения музыкально‐
го и вокально‐технического материала, рас‐
считанных на весь период обучения и реали‐
зующихся в рамках предметов «Постановка
голоса», «Вокальный ансамбль», «Хоровой
класс», «Фольклорный ансамбль». Мы рас‐
сматриваем упомянутые предметы специаль‐
ного цикла как родственные, призванные
дать студентам сходные знания и умения,
реализуемые в профессиональной деятельно‐
сти выпускников как единый комплекс, но
требующие на этапе обучения отдельного
внимания как педагога, так и студента.
В педагогическом проектировании пред‐
проектная подготовка студентов ограничива‐
ется общей теоретической и практической
подготовкой. Более рельефно разница в пред‐
проектной подготовке студентов как состав‐
ном звене проекта проявляется в комбиниро‐
ванных и интегративных видах проектирова‐
ния, что отвечает выдвинутому нами четвёр‐
тому педагогическому условию:
предпроект
ной подготовке студентов
, включающей ос‐
воение базовых теоретических и практиче‐
ских навыков,
на основе которых должна осу
ществляться будущая проектная деятель
ность
.
В качестве примера
комбинированного
проекта
приведён проект по предмету «Осно‐
вы народной хореографии», основой которо‐
го является преподавательский проект, даю‐
щий студентам основные навыки и умения,
играющие роль предпроектной подготовки
студентов, а в продолжении изучения пред‐
лагается студенческое проектирование путём
самостоятельной разработки студентами соб‐
ственных хореографических форм (танец,
песня с хореографическим построением),
представляющееся на экзамене по предмету
в конце VII семестра и на государственном эк‐
замене в работе с творческим коллективом.
Реализация данного проекта (рис. 1) даёт
возможность находить наиболее эффектив‐
ные формы изучения нового материала, по‐
лучать навыки практического воплощения
хореографического номера за наименьший
период времени, что в дальнейшем значи‐
тельно облегчает работу студента в качестве
руководителя хореографической постановки,
давая ему навыки грамотного управления
коллективом. Возможность собственной ав‐
торской работы в создании хореографиче‐
ских композиций пробуждает в студентах
творческий подход к реализации задачи и
здоровую конкуренцию, дающую импульс к
новым профессиональным достижениям.
В качестве примера
комбинированного
интегративного проектирования
можно при‐
И
.
Б
.
Игнатова
,
Л
.
Н
.
Сушкова
.
Экспериментальные проектные технологии в этнокультурном образовании студентов
…
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (26) 2011
95
вести проект по педагогической практике,
включающий в себя опыт нескольких пред‐
метов: преподавательское и студенческое
проектирование по основным предметам спе‐
циального цикла‐ «Методика работы с твор‐
ческим коллективом», «Методика преподава‐
ния фольклорных дисциплин в школе», «На‐
родное творчество», «Основы этнографии»;
предметы практического цикла: «Постановка
голоса», «Основы народной хореографии»,
«Хоровой класс», «Фольклорные инструмен‐
ты» и собственно «Практика преподавания
фольклорных дисциплин в школе» и «Прак‐
тика работы с творческим коллективом».
Одним из примеров
интегративного про
ектирования
может служить работа по под‐
готовке дипломного проекта, куда входит пе‐
речень предметов, изучающихся на протяже‐
нии всего времени обучения. Данный проект
является одним из обобщающих и построен с
учётом как практических навыков, так и тео‐
ретических студента, разрабатывается с учё‐
том его индивидуальных способностей, а так‐
же специфики исследуемого материала.
Результатом подобной деятельности явля‐
ется сборник расшифровок и аранжировок
традиционных песен, записанных в фольк‐
лорных экспедициях с участием исполнителя
Рис
1.
Схема проекта по изучению основ народной хореографии.
О б р а з о в а т е л ь н ы е с и с т е м ы и и н н о в а ц и о н н ы е т е х н о л о г и и
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
96
проекта (студента), а также научно обосно‐
ванных этнографических выкладок по данно‐
му материалу, полученных в результате ана‐
литической работы. Данный проект относи‐
тельно задействованных в нём учебных дис‐
циплин представлен в рис. 2.
Реализация данного проекта значительно
повысила заинтересованность студентов в
собственной научной деятельности, так как
дала возможность проявить себя творчески и
реализовать часть материала в качестве на‐
учных публикаций в рамках региональных
студенческих научно‐практических конфе‐
ренций.
К интегративному типу проектирования
также можно отнести проектирование кон‐
цертной части государственного экзамена по
работе с творческим коллективом. Сюда вхо‐
дят навыки и опыт работы в рамках четырёх
основных для проекта предметов практиче‐
ского и теоретического цикла, а также трёх
предметов практического цикла, выполняю‐
щих вспомогательную функцию на уровне по‐
лученных ранее навыков, применимых в дан‐
ном проекте.
В рамках данного проекта удельный вес
самостоятельной работы студентов и воз‐
можности выбора для воплощения своих про‐
фессиональных качеств были гораздо выше.
Для закрепления собственных профессио‐
нально‐педагогических навыков одной из
экспериментальных групп студентов на 4
курсе колледжа был предложен проект по
созданию собственного сценария для прове‐
дения итогового государственного экзамена
по дисциплине в виде единой сценической
формы – спектакля на основе этнографиче‐
ских данных. При этом одним из условий реа‐
лизации данного проекта было разделение
сценария на сцены по количеству выпускни‐
ков, где выпускник работал как в качестве
хормейстера, так и в качестве сценариста, хо‐
реографа и режиссёра, реализуя максимум
своих профессионально‐педагогических на‐
выков. Первоначальное программное условие
(освоение с коллективом 2–4 разножанровых
песен) также было обязательным и должно
было логично войти в сценарную постановку.
Студенты, заинтересовавшись творческой ра‐
ботой по созданию сценария, воплотили его
на государственном экзамене в полноценном
спектакле под названием «Каждому своё».
Таким образом, в процессе работы боль‐
шинство из выпускников колледжа, кроме
Рис
2.
Структурная схема взаимодействия предметов этнокультурного
образования при исполнении дипломного проекта.