Файл: Glava4_Etnokulturnye_varianty_deviantnogo_pove.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 334

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 4

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Одним из значимых критериев оценки нормативности, гармоничности и девиаций поведения человека считается этнокультурный критерий. Это свя­зано с существованием разнообразных групповых норм и требований по от­ношению к поведению индивида представителя групп, основанных на на­циональных, расовых, этнических, культурных и субкультурных традициях. Ненаучная оценка отклоняющегося поведения в подобных случаях строится на расхождении шаблонов поведения отдельного человека и его культурной группы. В рамках научного подхода этнокультурным вариантом девиантное поведение может быть признано лишь тогда, когда отклонение от традици­онных стереотипов поведения одновременно является отклонением от об­щепринятых, разделяемых большинством общественных групп норм (права, нравственности, эстетики).

В настоящее время принято следующее определение понятия этнос: есте­ственно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллек­тив людей, существующий как энергетическая система (структура), противо­поставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности (Л. Н. Гумилев). Наиболее значимым в данном определе­нии следует признать факт облигатности противопоставления одной группой (этносом) людей другой, вычленения своей группы из ряда родственных на основании группового осознания идентичности. В связи с этим ценным пред­ставляется обозначение 3. Фрейдом, изучавшим явления противопоставления близких друг другу народов, подобного процесса этнокультурного вычленения «нарциссизмом малых различий». «Я заметил, писал он, что в большей степени враждуют между собой и насмехаются друг над другом соседние и во многом близкие друг другу народы (коллективы), например испанцы и порту­гальцы, северные и южные немцы, англичане и шотландцы». Учитывая кажу­щуюся субъективность в национальном самоопределении, в современной эт­нопсихологии национальность, этническая принадлежность и культурная специфичность определяются на основании самооценки.

Второй важной особенностью определения понятия «этнос» следует счи­тать этнокультурные стереотипы поведения (этностереотипы) людей (К. Кась-

156


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

янова), которые разделяют на автостереотипы и гетеростереотипы. Первые из них отражают самооценку этнической или культурной группы, вторые оценку «со стороны». К составляющим этностереотипов относят (В. Н. Пан­феров):

  1. общий стиль поведения;

  2. общий стиль деятельности;

  3. отношение к людям;

  4. отношение к себе;

  5. волевые качества;

  6. качества ума;

  7. эмоциональные качества;

  8. социальное поведение;

  9. ментальные характеристики.

При оценке общего стиля поведения учитывают, например, такие парамет­ры, как простота (простодушие) снобизм, откровенность (прямота) скрытность, терпимость нетерпимость, честность лживость, искрен­ность неискренность, агрессивность неагрессивность, культура бес­культурье, необузданность; общего стиля деятельности трудолюбие лень, работоспособность трудоголизм, халатность обязательность; отношения клюдям гостеприимство негостеприимство, суровость милосердие, за­вистливость независтливость, тактичность бестактность, доверчивость недоверчивость, общительность замкнутость, высокомерие, хамство, ли­цемерие, двуличие; отношения к себе гордость, непритязательность, заком­плексованность, самоуверенность, гонор; волевых качеств стойкость, урав­новешенность неуравновешенность, безволие, активность пассивность, покорность; качеств ума глупость, несообразительность примитивность; социального поведения корыстолюбие, склонность к спекуляции, криминаль­ность, тунеядство, клановость; эмоциональных качеств чувствительность бесчувственность, сентиментальность; ментальных характеристик предска­зуемость непредсказуемость, широта души. Иногда отдельно выделяется понятие внешности, или стиля самопрезентации (например, в него включают­ся нечистоплотность, неопрятность, неаккуратность).

Этнокультурная нормативность поведения регистрируется на основании бытующих пословиц и поговорок, которые в этнопсихологии называются индикаторами оценки поведенческой нормы. Так, по данным 3. В. Сикевич, наиболее предпочтительными для русской самоидентичности являются та­кие пословицы, как: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «В ка­ком народе живешь, того и обычья держишь», «За морем веселье, да чужое, у нас горе, да свое», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит», «Рус­ский мужик задним умом крепок», «Русский любит авось, небось да как-ни­будь», «На Руси, слава богу, дураков на сто лет запасено». То есть можно отме­тить тот факт, что в нормативное поведение русского человека входят такие параметры, как: основательность, неторопливость, обстоятельность, самоиро­ния, но и нерасторопность, нерасчетливость, ригидность, склонность к край-


157


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ностям. По мнению К. Касьяновой, русский тип характера может быть оха­рактеризован как эпилептоидный и «в нашей культуре существуют собствен­ные архетипы целеполагания и целедостижения, непохожие на западноевро­пейские». Следовательно, медлительность, нерасторопность и даже леность русского человека не могут быть признаны девиацией, поскольку отражают народные традиции и этнокультурные стереотипы поведения. Эти же каче­ства, например, у немца могут привести к. диагностике отклоняющегося по­ведения («Что русскому здорово, то немцу смерть»).

В число индикаторов статуса русской женщины, по данным 3. В. Сикевич, включаются пословицы: «Курица не птица, баба не человек», «Бабе дорога от печи до порога», «Бабе хоть кол на голове теши», «У бабы семь пятниц на неделе», «Стели бабе вдоль, она меряет поперек», «Волос долог, да ум коро­ток», «Баба, что мешок что положишь, то понесет». Они отражают тради­ционный взгляд на место женщины в жизни, а значит, и на оцениваемые как нормативные стереотипы поведения русской женщины: покорность, непо­следовательность, зависимость. Выбор феминистического поведения в оте­чественной культуре может быть воспринят как культурная девиация.

Этнокультурные стереотипы поведения формируются в процессе социа­лизации, что приводит к становлению феномена, названного национальным характером. Под ним понимается совокупность типичных и повторяющихся у лиц определенной национальности черт характера в виде манер, стиля по­ведения, способов осмысления действительности. В процесс воспитания ха­рактера гармонично включается и формирование значимых для этноса и на­циональности черт, считающихся нормативными. Для русского это доброта, терпение, гостеприимство, дружелюбие, широта души, патриотизм, довер­чивость, открытость; для француза любвеобилие, жизнелюбие, веселость, элегантность, общительность, изысканность, утонченность, улыбчивость; для немца аккуратность, пунктуальность, педантизм, расчетливость, эконом­ность, бережливость, чистоплотность; для американца патриотизм, дело­витость, свободолюбие, расчетливость, практичность, целеустремленность, общительность, раскованность (3. В. Сикевич).

В рамках этнического, расового, культурного и национального многооб­разия оценка нормативности и отклонений поведения возможна лишь внут­ри каждой группы. Сравнение групповых этнокультурных норм и стереоти­пов поведения не может считаться оправданным и научно обоснованным. Лишь этническое (культурное, национальное и пр.) самосознание создает нормативный поведенческий каркас, выход за рамки которого рассматрива­ется как отклоняющееся поведение. Особенно ярко приписывание поведе­нию характера девиации проявляется при оценке гетеростереотипов, когда диагност и испытуемый принадлежат к разным этнокультурным группам. Девиантное поведение вне связи с этнокультурными особенностями испыту­емого может диагностироваться лишь в случаях нарушения т. н. «объектив­ных» норм поведения (норм права, общечеловеческих ценностей, эстетики). Следует помнить, что народные традиции даже при оценке противоправных действий могут существенно разниться. Так, например, «кровная месть», ко-


158