Файл: ETNOKUL_TURNAYa_ETNOPSIKhOLOGIChESKAYa_TRANSFORMATs.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 228
Скачиваний: 4
этнокультурная, Этнопсихологическая трансформация этнографических групп чуваш Среднего Поволжья
Тафаев Геннадий Ильич, д. ист. н., профессор
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я.Яковлева»
г. Чебоксары, Россия, tafajev@gmail.com
Низовые чуваши любили обзывать верховых и срединных чуваш хура тяпа (черные ноги) мол, остальные чуваши носили черные онучи и таким образом, они отличались от других чуваш («мы»- «они»).
Можно привести наблюдения Г.И. Комиссарова. Его обобщенная книга «О чувашах» опубликована в Чебоксарах (2003 г.). Так, он отмечает, что чуваши имеют три этнографические группы, которые имеют отличия в одежде, языке, а мы бы добавили и в этнопсихологии. Г.И. Комиссаров пишет, что поэтому характер их может быть очернен только приблизительно. Если говорить о чувашском темпераменте, то, кажется, чувашам более присущ темперамент меланхолический [1].
В свое время исследователи писали только о двух этнографических группах чуваш, но Г.И. Комиссаров считает, что и здешние чуваши между собой различаются и определяют себя теми или другими эпитетами для отличия одной группы чуваш от другой. Основанием к такому различению служит различие мест жительства тех и других чуваш, а также особенности одежды и диалекта. Уже давно этнографы заметили эти особенности среди чуваш и разделили их на две группы: на вирьял (вир-ял) или верховых, и анатри, или низовых. И такое деление чуваш на первый взгляд кажется основательным, потому что у западных чуваш наречие, а особенно одежда иные, нежели у чуваш восточных. Но мы берем смелость не согласиться с принятым мнением ученых и предлагаем свою поправку. Дело в том, что деление чуваш на две группы, по нашему мнению, неопределенно, потому что оно не указывает, где проходит линия, разделявшая одну группу от другой. Если мы приедем в страну чуваш с западной стороны, то увидим их такими, какими они признаются за вирьял, а если мы заедем в Чувашландию с восточной стороны, то найдем чуваш с такими чертами, за которые их причисляют к группе анатри. У вирьял мы найдем окающее наречие и белую одежду, обычай замужних женщин носить «сорпан» не выше шеи. У чуваш же анатри мы найдем укающее наречие и одежду верхнюю темного цвета, а нижнюю- синего и красного цвета. Но если мы обратим внимание на полосу Чувашии, где группа вирьял соприкасается с группой анатри, то мы увидим, что в районах соприкосновения этих двух групп фактически образовалась третья группа, средняя между группами вирьял и анатри, имеющая свои особенности и в одежде, и в языке. Определение границ территорий, занимаемой этой, средней, группой чуваш должны определить границы распределения и двух больших групп чуваш. Вопрос о групповом распределении чуваш, особенно по различию в одежде, насколько известны нам, в этнографической литературе нигде обстоятельно не рассматривается. Что касается упомянутой нами третьей группы, то мы не встречали даже метрополических чуваш в третью группу, называемую «анат енчи» (вăтари)? [2].
В ХХ-ХХI веках среди низовых чуваш по отношению к другим можно было услышать «верховые-черные тяпа». Внимательное изучение исследование Г.И. Комиссаровае он указывает, что чуваши-вирьялы занимают западную часть Казанского Заволжья и основной Чувашландии (Чуваши), а именно: уезд Ядринский за исключением восточной окраины, волости Козьмодемьянского уезда, населенные чувашами, западную окраину Чебоксарского уезда Казанской губернии и весь Курмышский уезд Симбирской губернии. Вирьялы встречаются и в других губерниях, например, в Уфимской, Пермской, Тобольской, Томской, куда они переселились из указанных районов Казанской и Симбирской губернии. Здесь, на новых местах жительства, они постепенно меняют свой облик, если живут по соседству или совместно с низовыми чувашами и сохраняют свои групповые особенности, когда живут более обособленно, без постоянного общения с чувашами-анатри. Костюмы у чуваш-вирьялцев вообще белые (из белой конопляной, льняной или хлопчотобумажной ткани и белого сукна): они имеют сходство с костюмами черемис. Зимняя одежда у мужчин: желтые овчинные шубы и тулупы, белые онучи, валенки местной работы, такие же или черные чапаны. Летом: белые шерстяные кафтаны или черные кафтанчики из фабричной ткани, белые куртки из холоста, портянки в короткоголовых лаптях или кожаные сапоги, кожаные, чаще суконные шляпы и купленные фуражки (картузы). Нательное белье у мужчин: белая рубаха из льняной или хлопчатобумажной ткани и штаны из более грубого холста. Нижняя рубаха (кĕпе) подпоясывается поясом-лентой. Для работы поверх нижней надевается верхняя рубаха (кипке) из более толстого и грубого холста без пояса. Верхние штаны чаще бывают из фабричной ткани (шведской), зимою многие носят штаны (брюки) из домашнего сукна. Замужние женщины зимою носят овчинные шубы, такие же тулупы, белые кафтаны, а также чапаны без воротника, валенки или черные онучи в лаптях с маленькими головками: на голове - шали или платки, поверх которых надевают белые («крымские»), за неимением их черные меховые шапки [3].
Как видно из работы Г.И. Комиссарова он отмечал и писал о «белых онучи». Чтобы достаточно хорошо запомнить особенности верховых чуваш по Г.И. Комиссарова мы полностью приведем его отрывок из книги «О чувашах».
Одежда верховых чуваш. Летом женщины надевают белые кафтаны, но обычно носят «шопăр», т.е. кафтанчик из тонкой белой ткани. Ноги обувают в белые портянки и лапти. Однако это для дома. В гости или на базар, или на праздник они отправляются обутые в черные онучи, которых бывают две пары: одними обертывают ступни ног, а другими — голени; от этого ноги получаются очень толстые, но это чувашам-вирьялам нравится. У некоторых молодых женщин в более зажиточных семьях имеются кожаные сапоги обычно со скрипом, подаренные родителями при выходе дочерей замуж. Костюм замужней женщины-вирьялки, если сбросить верхнюю одежду, представится в следующем виде: на голове «масмак», т.е. вышитая и украшенная узорами толстая и довольно широкая лента, которая перетягивает голову от виска и до виска: шея обернута «сорпаном», своего рода полотенцем с вытканными или вышитыми краями и концами, из которых один, а у чувашек некоторых местностей оба ниспускаются по спине и прикрепляются к поясу. Под ушами сорпан прикрепляется к шее особыми булавками (пось-йĕппи), которые связываются лентой (пось йĕппи кантри). Рубаха всегда вышивается и оторачивается тесьмами и кружевами. Рубаха бывает длинная, но ее носят подтягивая высоко: ноги почти до колен бывают открыты. Рубаха стягивается поясом. Поверх рубахи спереди надевается «саппан» - фартук или передник, нижние края которого вышиваются и украшаются кружевами. Саппан перепоясывается широким, лентообразным, шелковым или шерстяным поясом «хырăм орли» (хырмоли). Поверх же саппана на груди носят «шӳлкеме», состоящий из двух кожаных четырехугольников ( прямоугольников), покрытых серебряными монетами и украшенных мелкими бусами и раковинками («хортпоççи»). На шулкеме ниспускается носимый на шее «хĕрес ҫаки», представляющий из себя соединенную концами кожаную ленту, к которой пришиваются крупные серебряные монеты, у более богатых в два ряда, у менее состоятельных в один ряд; к концу его, ниспускаемому вперед, прикрепляется довольно большой металлический крест, который у некоторых женщин заменяется одним или тремя большими серебряными монетами [4].
Крест этот или три монеты иногда носят просто на шелковой или хлопчатобумажной ленте. Сзади на шее принято носить «пуç хыҫĕ», прикрепляемый к «хĕрес кантри» и представляющий из себя тоже кожаную ленту, покрытую серебряными монетами. Вместе с «хĕрес кантри» носят на груди еще металлическую цепь из польского серебра, называемую «вăчăра» или «чеплӳшке». Цепь эта один раз обертывается вокруг шеи, потом опускается на грудь. Кроме того, на шее носят еще «ама» монито в виде ожерелья. Ама часто, особенно у девушек, имеет добавление в виде недлинной, но широкой кожаной ленты с монетами, пришиваемой перпендикулярно к полукруглому венку главной части мониста. На шее, под ушами, с обеих сторон приделывается, хотя не повсеместно, «алка» (алга) — рожки, составленные из 5-6 согнутых по обеим концам обрезков толстой проволоки из польского серебра и имеющие форму ушной раковины. Помимо всего этого, некоторые чувашки носят еще «холха тенки» («ушную монету»), т.е. наушники из серебряных монет, надеваемые на уши и носимые вместо серег. В некоторых районах рубаху подпоясывают вторым поясом, на которой по бокам вешают по одному или по нескольку «сăра» (набедренников) - вышитых платков прямоугольной формы с махрами, а сзади вешают «хӳре» («хвост»), состоящий из 5-6 медных трубок, сквозь которые продеты черные нитки, образующие махры. На бедрах носят еще «енчĕк» - вышитый мешочек (сумку) и «яркăчă» - украшенные концы пояса с кисточками (!!). Голова в теплой комнате и летом бывает открыта, волосы заплетаются в две косы («ҫивĕт» или «ҫуҫ туни»), которые прикрываются сорпаном. Во время работы голову повязывают платком («тăтар'ом). Надо еще заметить, что штаны (панталоны) составляют обязательную часть одежды женщины-чувашки. Одежда молодушки-вирьялки отличается от одежды обычной замужней женщины вообще тем, что у нее для ношения поверх нижних нарядов бывает черный или темно-синий суконный кафтанчик («халат», «постав», «кăвак»); на голове она носит «хошпу» - головной убор из кожаного венка, покрытого тремя-четырьмя рядами серебряных монет; на поясе она носит цветной шелковый платок; на ноги надевает обычно кожаные сапоги со складками как у гармошки и часто со скрипом. Одежда «той арăмĕ» (свадебной дамы) совпадает с одеждой молодушки с тою лишь разницей, что той арамĕ накладывает через плечи на спину шелковый платок. Одежда девушки-вирьялки отличается от костюма замужней женщины отсутствием сорпана, масмака, хошпу, сорпан хыçе, под йĕпи кантри, сăра, постава (кăвака), шелкового платка на поясе. Кожаные сапоги у девушек встречаются редко. Шуба новая достается им обычно раньше совершеннолетия. С открытой головой девушка-вирьялка ходит редко: чаще всего она повязывает голову платком белого, черного, реже другого цвета. Коса у девушки бывает одна и заплетается она лентами («шăши хӳри» - мышиными хвостами), которые привязываются к поясу. Благодаря этому девушке всегда чувствительно, когда она наклоняет голову, и она как бы поневоле приучается держать голову и туловище прямо. Бусы составляют обычную принадлежность девушек-вирьялок. Они также большие охотницы до серег, колец и перстней. Часто саппан, хĕрес кантри, ама, хырăм орли надевается на шопăр. О полном комплекте одежды женщины-вирьялки или даже вообще замужней чувашки следует сказать, что он чрезвычайно сложен и состоит дорого ввиду большого количестве вышивок, монет и других украшений, употребляющихся в нем. У богатых женщин одного серебра бывает на 200 и более рублей. Весь комплект одежды стоит, таким образом, 300-400 рублей золотом. Это тем более примечательно, что одежда эта принадлежит крестьянкам, так как чуваши, за исключением нескольких сот интеллигентов и горожан, не пользующихся национальной одеждой, все крестьяне. Зато описанный нами комплект женской одежды большинство чувашек не в состоянии иметь: это большинство вынуждено довольствоваться лишь слабым подражанием костюмам богатых. Большое количество серебра, употребляемого для украшений, значительно отличают чуваш от других народностей. Недаром они сами считают это характерной для себя особенностью. Среди чуваш бытует рассказ о споре царя России с чужим царем. Чужой патша начал хвастаться перед царем России богатствами своего государства. Но российский ĕмпӳ сказал: «В моем царстве есть народ с серебряными головами и одевающийся в серебро». Это он сказал о чувашах. Чужой патша, ошеломленный такой неожиданной новостью для него, должен бы замолчать и признать свой спор проигранным [5].
Имеют ли отличия в этнопсихологии верьялы от низовых чуваш? Мы считаем, что да.
-
Верховные чуваши более склоны к промыслам. Они располагаются по берегам рек и искании взаимноторговались с русскими и марийцами.
-
В психологии они имеют склонность к «хождению» по лесам за грибами, разбираются в солениях и рыболовстве.
-
Рыбные промыслы и торговля взаимосвязаны.
-
Имеется желание и склонность к строительству судов, лодок и плотов.
-
Любят они заниматься садоводством и хмелеводством.
-
Склонны они к музыцированию и изготовлению музыкальных инструментов.
-
Долгая дружба с русскими привела их к взаимообогащению в строительстве, промыслах (ремеслах), торговле.
-
Верховые имеют более добрую, отзывчатую душу. Они как и срединные чуваши склонны к оказанию помощи и «ниме».
Даже в XXI веке верховые и срединные чуваши отличаются в наречии (о). Г. Комиссаров от этой древней традиции писал, что наречие это повсеместно окающее, то есть в нем очень мало слов со звуком «у», а в большинстве слов, в которых чуваши-анатри употребляют звук «у», они заменяют этот последний звук «о»: например, у низовых чуваш «пусь», «ура», «шурă», а у вирьял «пось», «ора», «шорă» (голова, нога, белый). Есть некоторые и другие особенности в наречии чуваш-вирьял, как-то: 1) употребление носового звука «н», сливающегося со звуком «к» (манка, онкă), мягкого согласного р в твердых словах (маря, каря), краткого о (тăрă — чистый, прозрачный) и такого же у (Умпӳ - царь, çyp - кольцо); 2) употребление неизвестных у чуваш-анатри названий (масяк - дедушка, мамак - бабушка и др.); 3) склонность к удваиванию согласных звуков между гласными (çăккăр-хлеб, коккĕл-пирог); 4) употребление вместо глагольных форм изъявительного наклонения прошедшего времени форм соединительного деепричастия (каласа - говоривши вместо каларăм, каларăн, каланă и т.д. - я сказал, ты сказал, сказано и т.д.) и 5) употребление в именах существительных множественного числа твердого окончания «сам». Как известно, в наречии анатри употребляется только мягкое окончание, «сем» ставится только после мягкой основы: «ĕнесем» (коровы), а после твердой основы ставится окончание «сам»: «лашасам» (лошади), в то время как у анатри - «лашасем».
В свою очередь и наречие чуваш-вирьял не повсеместно одинаково на 100%: язык вирьял, наряду о общими чертами, отличающими его от языка низовых чуваш, имеет и местные особенности, образующие поднаречия (местные говоры). В этом отношении мы можем разделить вирьялцев на три подгруппы, а территорию, занимаемую ими, на три района. Первый из этих районов занимает местность в севоро-западной части Чувашии, захватывая части Козьмодемьянского и Ядринского уездов, граничит с западной стороны рекой Сура, с южной стороны -рекой Выла и ее притоком Орбашкой; на востоке граница его заходит около деревни Хоракасы в Козьмодемьянский уезд и направляется к северу до самой Волги. Второй район, наиболее обширный из всех трех районов, лежит к юго-востоку от первого, на северо-западе — граничит с территорией чуваш-вирьял первой подгруппы, на западе - с р.Сура, на севере — с рекой Волга — на востоке — с районом, населенным группой анат енчи (ватăри), на юге-востоке — с рекой Б.Цивиль. Эта подгруппа охватывает значительную часть ядринских, курмышских и небольшую часть Козьмодемьянских и чебоксарских чуваш. Наконец, третий район жительства чуваш-вирьялцев составляет часть Ядринского уезда между р. Б.Цивиль и речкой Хирлепкой - с одной стороны, верховьями Малого Цивиля и районом расселения группы анат енчи - с другой стороны. Но мы должны оговориться, что деление чуваш-вирьялцев на три подгруппы довольно условно, и границы районов, населенных вирьялами той или другой подгруппы, показаны только приблизительно. Открыто оставлен нами вопрос о выделении в особую подгруппу чуваш Курмышского и Алатырского уездов. В отношении одежды чуваши первой подгруппы отличаются крайней привязанностью их к белому цвету: у них вышивок очень мало, воротники рубах обычно чисто белые, рубахи и сап паны украшаются только кружевами и тесьмами преобладающего белого цвета. Сорпаны женщины носят так, что оба конца их протягивают по спине в развернутом виде. Чуваши-вирьялы второй подгруппы довольно привержены к вышивкам и ярким узорам. Сорпаны женщины носят так, что на спину ниспускается только один конец сорпана, который при этом бывает в полузавитом виде. Среди чуваш третьей подгруппы в большом распространении черные кафтаны и обычай женщин носить на голове платки, повязанные чалмой (с узлом на затылке) и, кроме того, у замужних женщин широкие «поç хыçĕ». Вышивки у этих чуваш — обычное явление, причем вышивки по рисункам несколько отличаются от вышивок, распространенных в других вирьялских районах. По диалекту (говору) чуваши-вирьялы третьей подгруппы представляют из себя обычный, типичный вирьялский говор. Вирьялы же первой подгруппы, особенно в селениях, расположенных по соседству с черемисами, говорят на диалекте, имеющем любопытные особенности. У здешних чуваш (особенно у чуваш Мало-Карачкинской волости Козьмодемьянского уезда, Ядринской и отчасти Тораевской волости Ядринского уезда) мы замечаем: 1) наличие в говоре открытого звука е, соответствующего французскому е с accen grave (е) или русскому э и заменяющего и (пэрн вместо пирĕн - наш, сэрн вм. сирн - ваш); 2) употребление согласного в вместо п: тевĕр вм. тепĕр -другой, ават вм. апат - еда, çĕвала вм. çапала -ложка; 3) замену в некоторых случаях гласного а гласным э (экки вм. аки, акка — старшая сестра), согласного к согласным х (тăрахан вм. тăракан- стоящий, встающий); 4) выпадение согласного внутри слова, например G в слове «чăваш» (чăgaш)— чуваш; 5) употребление двоегласного ёу, похожего на долгое ё (пĕӳрт вм. пӳрт изба, кĕӳрт вм. кӳрт или кĕрт - введи); 6) употребление в третьем лице множ. числа наст, времени изъявит, наклонения формы глаголов окончания ччĕ вместо ççĕ (вăлсам калаччĕ вм. вм. вăлсам калаççĕ - они говорят); 7) замену глагольного окончания ать окончанием ат и окончания ет (эть), встречающегося в глаголах и именах, окончание эт: калат: вм. калать - говорит, пэрэт вм. перет — кидает, кидается, шэрпэт вм. шерпет — медовый напиток, сыта; 8) неподчинение обыкновению большинства чуваш-вирьялцев употреблять деепричастие вместо глагола прошедшего времени (обычное вирьялское «кайса», а у малокарачкинских чуваш - кайнă - пошел, поехал) и 9) употребление в речи слов, неизвестных чувашам других районов. Многие из этих слов являются заимствованиями из черемисского языка. Особенно заметна примесь черемисских слов к чувашской речи в селе Малое Карачкино и соседних с ним деревнях Верхние и Нижние Бурнаши Козьмодемьянского уезда. Известно, что селения этого уголка до села Ядрина включительно даже в XVIII веке были черемисскими, но в настоящее время они населены чувашами, только жители их охотно завязывают родственные связи с черемисами, живущими в соседстве: женятся на черемисках и сами выдают дочерей замуж за черемис [6].
Данный диалект у верховых и низовых, как отмечают языковеды был исконным у болгар- причерноморских и волжских. Позиция археолога заселении данной территории подтверждена в 2012 г., когда они отказали болгарское святилище Х века (Чебоксарский район республики). Цивильские чуваши-болгары осели по берегам реки Цивиль еще в конце Х в., а плавали болгары по рекам Горной Стороны с IX века. К сожалению, и в XXI века татарские исследователи фальсифицируют историю древнеболгарской цивилизации и утверждают, что болгары осели здесь только после монголо-татарского погрома (с 1236-1240 гг.) Чувашские археологи подтвердили, что болгарское население обитало здесь даже в X-XI вв., задолго до 1236 года.
Вторая этногруппа – это анат енчи. Мы называем ее – срединные. Г.И. Комиссаров о группе «ватари» писал следующее.
Чуваши анат енчи (вăтари) живут главным образом в Чебоксарском уезде, где занимают волости: Алымкасинскую, Акулевскую, Посадско-Сотниковскую, Покровскую, часть Чебоксарской, Тогашевской и Воскресенской. В небольшом количестве живут они в Цивильском и Ядринском уездах, а именно в волостях Цивильской, Чурачикской, Чебаевской, Шибылгинской, Мало-Яушевской и Тойсинской. Территория, населенная чувашами анат енчи, в направлении к югу постепенно суживается и, начиная от села Именев Цивильского уезда и села Челлы Ядринского уезда представляет неширокую полосу земли, которая тянется на село Орауши и еще дальше на юг. Западная граница района расселения чуваш анат енчи от Волги к югу проходит по линии: село Синьялы - Кугеево — Шинерь — Янгильдино — Платки — Вурманкасы - Тяптикасы — Ойкасы, Хыркасы, село Богатырево (Салтыганово) - Хоронзор — Актай — Чиршкасы - Юськасы — село Именево - с.Челлы — с.Орауши — Кошлауши. Восточная же граница от Волги идет по линии: село Сотниково - с.Кошки - Тувси - г.Цивильск -Набережные Кунаши - Янгорчина - с.Кошлауши. Район не совсем чистых анат енчи включает в себя части Воскресенской и Покровской волостей Чебоксарского уезда и упирается в Волгу в районе Звениговского затона. Надо заметить, что восточную границу группы анат енчи с точностью определить трудно. Трудность эта происходит от того, что переход от средненизовых чуваш к чистонизовым и в отношении одежды, и в отношении говора совершается не сразу, а постепенно, причем заметно, что одежда меняется раньше, чем язык. Например, в районе села Тюрлем одежда типично низовая, а в языке заметно оканье. Презжая от города Цивильска на восток до железнодорожной станции «Урмары», мы уловили уканье в говоре чуваш только вблизи железной дороги, когда попали в район к востоку от реки «Малый Аниш», где расположено село Ишино [7].
Следует сказать, что предки И.Я. Яковлева были выходцы из Цивильской земли. Известный профессор В.Д. Димитриев (умер 8 января 2013 г.) был выходцем из этих мест. А автор этих строк Г.И. Тафаев- уроженец Марпосадского района д. Большое Акказино ЧР. Все три ученых относятся к срединным чувашам. По Г. Комиссарову одежда у чуваш анат енчи вообще белая. У мужчин та же одежда, что и у чуваш-вирьял. Только кафтаны у средненизовцев бывают не исключительно белого цвета: бывают серые и редко черные. Воротники и нижние края у рубах вышивается или, что чаще всего, оторачивается тесьмами. Штаны, если нет черных шароваров, бывают белые или синие. Зимою состоятельные, отправляясь на базар или в гости, надевают «крымские» шапки (из белой мерлушки), ноги обувают в белые онучи и лапти с небольшими головками, нежели у вирьял, или надевают валенки белого или любого цвета. Праздничный костюм замужней женщины таков. На голове масмак, широкий сорпан, закрывающий затылок и уши, с концами, из которых один кладется на плечо, а другой спускается по спине и закладывается за пояс. Рубаха белая из домашней хлопчатобумажной или полубумажной ткани, достаточно длинная. Воротник и передний вырез рубахи имеет мелкую вышивку. Наплечные узоры представляют вышивки, к которым тесьма или красные ленты, опускающиеся на грудь и образующие с каждой стороны по круглому или квадратному рисунку, называемому «кĕсле» (гусли). Кроме того, макушки плеч у рубахи увенчиваются вышитыми продолговато-круглыми узорами, называемыми «холтăрмачă» (от «хол тăррин маччи») макушка верхушки плеча. Нижние края рубахи бывают вышиты и убраны лентами, тесьмами и кружевами, или же сделанный из базарной материи, чаще из более яркой. На грудь надевается «сорпан сакки», соответствующий «шӳлкеме» вирьялок и отличающийся от последнего тем, что бывает гораздо уже, но имеет вешалку, накидываемую на шею, и кожаную, покрытую монета ленту, нижним концом своим пришиваемую к середине верхнего края главной части сорпана (сорпан сохалĕ - борода сорпана). На грудь же надевается хĕрес кантри или ама. Рубаха подпоясывается двумя поясами: один из них опоясывает талию и поддерживает нижние края на нужной высоте (на высоте с поларшина от пола), другой стягивает грудь. Носят и шăпар. Платки в меньшем употреблении, нежели у вирьялок. Хӳре и сарă раньше носили, теперь они выходят из употребления. Наружные чулки и онучи носят черные, но онучи не двойные, и обернутые ими ноги не бывают такими толстыми, как у вирьялок. Зимняя одежда женщин похожа на одежду вирьялок и мало чем отличается от одежды мужчин. Молодушки в течение сорока дней носят хушпу в виде правильного усеченного конуса и кафтаны из базарного сукна (кăвак, постав), а на ноги надевают либо сапоги, либо ботинки. Той арамĕ (свадебная дама) к костюму молодушки прибавляет еще накидку (той çитти), которая накидывается на спину и плечи, а на шее спереди завязывается узлом. В 70-х годах прошлого столетия употреблялись еще: красные платки, прикрепляющиеся с боков под мышками и, должно быть, символизировавшие крылья, и «тевет» - убранная монетами, нохратками и раковинками лента для ношения через левое плечо. Видимо, служившая для выражения высокого достоинства женщин. Кроме того, была в ходу и до сих пор употребляющаяся принадлежность туалета молодушки и свадебной женщины холха çакки - составленная из бус и монет цепочка в аршин длиною, носимая на груди и надеваемая концами своими в петли, пришиваемые с боков к хошпу. Девушки носят лапти, а по праздникам более состоятельные — ботинки. На шее носят ама (монисто), шăрçа (бусы и на груди шӳлкеме. На голове в прежние времена носили «тохья» - головной убор формы тюбетейки из цветной материи, унизанный мелкими бусами разных цветов, бисером и серебряными монетами. Теперь носят уже платки. В восточной части района, занимаемого чувашами анат енчи, распространены ярко-цветные рубахи — красные и розовые. Это объясняется тем, что чувашки этого района больше, чем чувашки более западных районов, стали покупать фабричные ткани и научились красить и свои домашние ткани. На южной окраине района, населенного чувашами анат енчи (ватари), где они занимают неширокую полосу земли, приблизительно от села Алманчино Ядринского уезда и южнее одежда женщин на затылке вместо медной цепочки поверх сорпана носят сорпан хыçĕ, представляющую из себя кожаную ленту, покрытую тремя-четырьмя рядами серебряных монет. Поэтому здешних чувашек зовут «сорпан хыçлĕ» ( с засорпаньем).