Файл: Doklad_G_V_Bogolyubovoy_Etnokulturnaya_sostavlyayuschaya_natsionalnoy_politiki.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
«Этнокультурная составляющая национальной политики»
В современной России, на фоне экономического кризиса, все более
отчетливо вырисовывается неустойчивая позиция государства в области
этнокультурной политики. Несмотря на то, что принята «Стратегия развития
национальной политики до 2025 г.», пока еще отсутствует системный подход
к столь деликатной теме, как межнациональные отношения, имеющие
вековые этнокультурные корни.
Вся научная, методическая и координационная работа размыта между
ведомствами и министерствами.
Правда, надо отметить, что сделан позитивный шаг в этнокультурной
систематизации работы, - создан Совет при Президенте РФ по
межнациональным отношениям, создано Федеральное агентство по делам
национальностей, которое станет координирующим органом этнокультурной
составляющей в национальной политике. Хотя термин «национальная
политика», часто используется и трактуется не верно. Он рассматривается
узко как межнациональные отношения, но надо понимать, что «национальная
политика государства» включает в себя весь спектр деятельности
государственного механизма, а этнокультурная составляющая всего лишь
один из рычагов в управлении этим механизмом.
Спорно также трактуются понятия «нация» и «национальность»;
национальность, - это духовно культурная сфера или «культурный код» того
или иного этноса. Нация - это понятие гражданское, оно отражает не только
конкретную территорию, на которой проживают те или иные народы,
говорящие на разных языках, нация объединяет народы общей идеей или
стратегией, общим государственным языком межнационального общения и
общей государственной структурой. Нация – дает возможность человеку
ощутить себя гражданином великой страны: «Я гражданин России».
Человек, произносящий эти слова должен испытывать гордость за свою
страну. Но патриотизм не рождается на пустом месте, он складывается из тех
позитивных эмоций, которые испытывает человек при виде достижений
своей страны; бережного отношения к людям и природе (т.к. человек
является частью природы), как государство относится к образованию,
сохранению культурного наследия, развитию науки и техники, социальным
вопросам и к своему лидеру. Нам еще много придётся поработать, чтобы
молодое поколение с гордостью произносило слова (как в стихах у
Маяковского – «читайте, завидуйте»,- я Гражданин России).
В нашей стране культура всегда являлась духовной стержнем
государства и играла огромную роль в нравственном воспитании и
гуманитарном просвещении народа. Но 94 закон, превративший культуру в
товар и услугу, изменил парадигму этого понятия, превратив её в формулу
трех S (страха-секса-силы). Поэтому культура, являющаяся отражением
духовного состояния общества, проецирует это состояние на экраны, и мы
видим бандиаду, правда, надо отметить, что стали появляться очень
неплохие фильмы, но их значительно меньше. Очень много фильмов,
дающих пищу для ума, лежат на полках. Соотношение 80% иностранных
фильмов и только 20% отечественных, не могут переломить товарное
мышление у прокатчиков. Все сейчас определяется по рейтингам и прибыли.
Разве можно причислить к товару и услуге выдающиеся по своему
стилистическому богатству и глубине философской мысли произведения Л.
Толстого и Ф.Достоевского, И.Шмелева, А.Платонова, Солженицына…
Сейчас появились современные произведения достойные Нобелевской
премии, такие как «Пакт» и «Соотношение сил» Полины Дашковой, но у неё,
даже государственной награды нет, а эти произведения должны быть
настольными книгами молодежи…Чтобы наши дети и внуки не
превращались в биологическую массу, живущую инстинктами и рефлексами.
В этнокультурной политике 94 закон может спровоцировать и
межнациональную рознь. Например, национальные праздники; такие как
Сабантуй, Навруз, Ханук, праздничные мероприятия Дней славянской
письменности и культуры, - выставляются на тендер, и этот тендер
выигрывает одна из организаций, которая никакого отношения не имеет к
данной культуре, или, более того, – его выигрывает подставная фирма,
созданная только для того, чтобы «распилить бюджет», выделяемый на
празднование данного мероприятия.
Задаем себе вопрос: - Кто способствует разжиганию межнациональной
розни? И кто будет нести ответственность за непродуманные законы,
принимаемые без широкой экспертной оценки.
Следующий аспект - поддержка национальных культур. Здесь дело
обстоит немного лучше, чем десять лет назад. Но все же, не хватает средств
в местных бюджетах на то, чтобы залатать дыры в обветшалых зданиях
учреждений культуры, а у муниципальных библиотек нет средств для
приобретения литературы, книги зачитаны до дыр. Даже не помогла
оцифровка литературы, поскольку во многих городах и селениях нет
интернета. Что же касается развития и поддержки национальных культур, то
это также брошено на откуп региональным и муниципальным властям, у
которых нет средств на поддержку своих национальных народных
коллективов, музеев и библиотек, писателей и переводчиков.
Мы можем много говорить о толерантности, но если человек и даже
целые народы, видят полное безразличие к проблеме своего выживания и
дискриминации по национальному признаку, то у него развивается не просто
бытовая ксенофобия, но и ксенофобия геополитическая, яркое
подтверждение этому Южная Осетия и Абхазия, которые отделились от
Грузии. Поэтому этнокультурная составляющая должна стать одним из
важнейших направлений национальной политики государства.