Файл: Дискретная математика_МУ_Реш.Задач.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Вторая  составляющая  представляет  собой  пересечение  трех  мно-

жеств: 

D

B

A

= {0, 1, 2, 4, 5, 8} {1, 2, 3, 4, 7, 9} {2, 8, 9} = {2}. 

Точно так же находим элементы третьей составляющей множества P: 

D

B

A

 = {0, 1, 2, 4, 5, 8} {0, 5, 6, 8} {0, 1, 3, 4, 5, 6, 7} = {0, 5}. 

Элементы последней составляющей имеют вид: 

D

C

= {0, 1, 7, 8} {0, 1, 3, 4, 5, 6, 7} = {0, 1, 7}. 

Объединим элементы всех четырех составляющих множества P: 

P = {3, 7, 9} {2} {0, 5} {0, 1, 7} = {0, 1, 2, 3, 5, 7, 9}. 

Ответ: P = {0, 1, 2, 3, 5, 7, 9}. 

В ответ вводим упорядоченную по возрастанию последовательность 

цифр. 

 

Пример 2. Найдите элементы множества 

D

B

D

A

C

B

A

Q

 

при условии, что  

 

А = {0, 1, 5};        В = {0, 1, 2, 3};  

С = {2, 3, 4, 5};  

 

D =  {1, 3, 4, 5, 7, 8}. 

 I = {0, 1, 2, …, 9}. 

Решение.  В  заданном  выражении  Q  содержатся  только  два  множе-

ства со знаками дополнения:  

 

A = {2, 3, 4, 6, 7, 8, 9}; 

B = {4, 5, 6, 7, 8, 9}. 

Множество  Q  представляет  собой  объединение трех составляющих, 

каждая из которых есть пересечение заданных множеств. 

Находим элементы множества 

C

B

A

C

B

A

= {0, 1, 5} {0, 1, 2, 3} {2, 3, 4, 5} = Ø. 

Аналогично находим элементы множеств 

D

A

 и 

D

B

D

A

= {2, 3, 4, 6, 7, 8, 9} {1, 3, 4, 5, 7, 8} = {3, 4, 7, 8}. 

D

B

 = {4, 5, 6, 7, 8, 9} {1, 3, 4, 5, 7, 8} = {4, 5, 7, 8}. 


background image

 

Объединив эти результаты, получаем: 

Q = Ø {3, 4, 7, 8} {4, 5, 7, 8} = {3, 4, 5, 7, 8}. 

 

Пример 3. Найдите элементы множества 

D

C

C

B

A

D

B

A

Q

 

при условии, что  

 

А = {1, 2, 4};  В = {1, 2, 3, 5, 6}; 

 

С = {2, 3, 4, 5, 6, 9}; 

D =  {1, 3, 4, 6, 9}.  I = {0, 1, 2, …, 9}. 

Действуя как и в двух предыдущих случаях, получаем: 

Q = {1, 3, 4, 5, 6, 9}. 

 

Пример 4. Найдите элементы множества 

D

C

B

D

B

D

C

A

Q

 

при условии, что  

 

А = {3, 5, 8}; 

В = {0, 3, 6, 8}; 

 

С = {0, 3, 7, 8, 9}; 

D =  {0, 3, 5, 8, 9}. 

 

I = {0, 1, 2, …, 9}. 

Ответ: Q = {0, 3, 5, 7, 8}. 

 

Пример 5. Найдите элементы множества 

D

C

B

D

B

A

C

A

Q

 

при условии, что  

 

А = {1, 2, 3}; 

В = {1, 2, 4, 9}; 

 

С = {5, 7}; 

 

D =  {2, 3, 4, 6, 7, 9}. 

 

I = {0, 1, 2, …, 9}. 

Ответ: Q = {4, 9}. 

 

 


background image

 

ТЕМА 2. КОМБИНАТОРИКА 

Комбинаторные  задачи  отличаются  очень  большим  разнообразием 

по содержанию. Однако объём исходной информации, необходимой для их 

решения, сравнительно невелик. Его составляют такие понятия, как факто-

риал,  правило  произведения,  правило  суммы  и  шесть  основных  формул 

комбинаторики:  перестановки,  размещения  и  сочетания  с  повторениями 

и без повторений. 

В  комбинаторике  существуют  задачи,  различные  по  содержанию, 

но имеющие одинаковые решения. Проиллюстрируем это на примере сле-

дующих трёх простейших задач: 

1)  Сколько  существует  7-значных  пятеричных  чисел,  состоящих 

только из нечётных цифр, если в каждом числе точно три тройки? 

2)  Сколько  четырёхбуквенных  слов  можно  составить  из  букв  семи-

элементного  множества,  если  в  каждом  слове  буквы  идут  в  алфавитном 

порядке? 

3) Сколько существует двоичных чисел, в каждом из которых содер-

жится точно три нуля и точно четыре единицы? 

Хотя формулировки этих трёх задач почти не имеют ничего общего, 

ответ к ним один и тот же: число сочетаний из семи по три, т. е. 35. 

Для правильного решения зачётной задачи необходимо иметь опре-

делённый уровень комбинаторного мышления. Чтобы его приобрести, сле-

дует разобрать решения комбинаторных задач, приведённых в учебном по-

собии. Кроме того, ниже приведено 12 задач с решениями. С ними также 

полезно ознакомиться, так как задачи из контрольной работы имеют тот же 

уровень сложности.  

 

 

 


background image

 

Пример 1.  Сколько существует  6-значных чисел пятеричной  систе-

мы  счисления,  в  каждом  из  которых  точно  две  одинаковые  цифры, 

а остальные встречаются не более чем по одному разу? Числа могут начи-

наться с нуля. 

Решение. Пронумеруем разряды 6-значного числа, начиная со стар-

шего. Допустим, что в числе два нуля и они находятся слева на месте раз-

рядов 1 и 2. Тогда (в соответствии с правилом произведения) на месте тре-

тьего разряда можно поставить одну пятеричную цифру из четырёх: 1, 2, 3 

или 4, на месте четвёртого – одну цифру из трёх, на месте пятого – одну 

цифру из двух. Для шестого разряда осталась одна цифра. Всего таких чи-

сел 24. 

Нули могут занимать другие места в шестизначном числе, например 

первое и пятое, второе и четвёртое и т. д. Всего существует 

15

2

6

C

 спосо-

бов занять двумя нулями два места из шести. Каждому из этих способов со-

ответствует 24 искомых числа. Следовательно, существует 24 

 15 = 360 чи-

сел, содержащих по два нуля. 

Повторяться могут не только нули, но и остальные цифры. Тогда по-

лучим 360 

 5 = 1800 чисел. 

Ответ: 1800. 

 

Пример 2. Сколько существует 4-значных шестеричных чисел, каж-

дое из которых начинается с цифры, являющейся простым числом, и окан-

чивается цифрой, делящейся без остатка на 2, если на повторы цифр огра-

ничений нет? 

Решение. Пронумеруем слева направо разряды числа. На первое ме-

сто можно поставить одну цифру из трёх: 2, 3, 5. На месте второго разряда 

можно  поставить  одну  цифру  из  шести,  так  как  ограничений  на  повторы 

нет. То же самое относится и к третьему разряду. Оканчиваться число может 


background image

10 

 

только чётной цифрой: 0, 2, 4. Таким образом, всего существует 3 

 6  6  3 = 

= 324 искомых числа. 

Ответ: 324. 

 

Пример 3. Сколько существует 4-значных пятеричных чисел, в каж-

дом из которых нет единиц, вторая и третья цифры совпадают, а на выбор 

остальных цифр ограничений нет? Повторы цифр возможны. Числа могут 

начинаться с нуля. 

Решение.  Пронумеруем  разряды  числа,  начиная  со  старшего. 

На первом  месте  может  стоять  одна  цифра  из  четырёх  (так  как  единица 

из цифр удалена), на втором – также одна из четырёх. Для третьей цифры 

выбора нет: она должна повторить предыдущую – один вариант. Оканчи-

ваться число может одной цифрой из четырёх. Следовательно, всего иско-

мых чисел существует: 

 4  1  4 = 64. 

Ответ: 64. 

 

Пример 4. Сколько существует 3-значных десятичных чисел, в кото-

рых каждая следующая цифра на три меньше предыдущей и каждое из чи-

сел оканчивается чётной цифрой? 

Решение. Если цифра младшего разряда – нуль, то слева от неё – 3, 

а левее тройки – 6. Получили одно число: 630. Если цифра младшего раз-

ряда – единица, то слева от неё – 4, а левее четвёрки – 7. Получили второе 

число  741.  Каждая его  цифра на  единицу  больше  соответствующих цифр 

числа 630. Аналогично получаем ещё два числа: 852 и 963. Из этих четы-

рёх чисел два числа оканчиваются чётной цифрой. 

Ответ: 2.