Файл: Дискретная математика_МУ_Реш.Задач.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

 

Такой же результат можно получить другим, более простым путём. 

Согласно первому условию, лампа горит при A = 0, B = D = 1. Этим 

значениям  соответствует  конъюнкция 

BD

A

,  принимающая  единичное 

значение на двух наборах 0101 и 0111, где включённому реле соответству-

ет неинверсная буква, а выключенному – инверсная. Переменная C в пер-

вом условии не упоминается, поэтому в конъюнкцию её не включаем. Та-

ким образом, получили первую конъюнкцию искомого булева выражения. 

Во втором условии сказано, что лампа горит, если A = B = 1, C = 0. 

Следовательно, конъюнкция имеет вид 

 ,

C

AB

где буквы A и B не содержат 

инверсий,  так  как  им  соответствуют  включённые  реле.  Но  над  буквой  C 

поставлен знак инверсии, поскольку реле C выключено. Это вторая конъ-

юнкция из искомых. 

Аналогично получаем ещё три конъюнкции согласно третьему, чет-

вёртому  и  пятому  условиям: 

D

C

B

A

  (реле  B  включено,  а  все  остальные 

выключены) 

C

B

A

 (реле A выключено, а B и C включены), 

C

B

A

 (реле A 

включено, а B и C выключены). 

Лампа горит, если замкнутой является хотя бы одна из контактных це-

пей, соответствующих этим пяти конъюнкциям. Следовательно, все найден-

ные конъюнкции соединяем знаками дизъюнкции. В результате получаем: 

.

C

B

A

BC

A

D

C

B

A

C

AB

BD

A

f

 

Нанесём  это  выражение  на  карту  Вейча  и  минимизируем.  Получим 

тот же результат, что и в случае табличного способа.  

Строим контактную схему (рис. 9). На рис. 9 инверсной буквой обо-

значен  нормально  замкнутый  контакт,  неинверсной  –  нормально  разо-

мкнутый. 

Согласно изображению схемы, она содержит два нормально замкну-

тых контакта и два – нормально разомкнутых. 

Ответ: 2, 2.  


background image

27 

 

ТЕМА 8. КОМБИНАЦИОННЫЕ СХЕМЫ 

Эта  тема  похожа  на  предыдущую.  Отличие:  рассматривается  элек-

тронная  интерпретация  булевых  формул.  Для  решения  задачи  о  синтезе 

комбинационного преобразователя необходимо вникнуть в такие понятия, 

как  логические  элементы,  триггер  типа  RS,  триггерный  регистр,  весовые 

и невесовые  двоичные  коды,  таблица  истинности,  описывающая  работу 

преобразователя кода. 

В учебном пособии показан синтез комбинационного преобразовате-

ля,  на  вход  которого  поступают  четырёхразрядные  двоичные  коды, 

а на выход – пятиразрядные (п. 7.8). В данной же задаче рассматривается 

простейший случай преобразователя: он  содержит  четыре входа и  только 

один выход. Логика работы преобразователя задаётся булевой функцией f, 

представленной  в  СДНФ,  т. е. перечислением входных кодов,  на которые 

схема реагирует высоким уровнем выходного сигнала. Кроме того, приво-

дится перечень запрещённых кодов, которые не будут подаваться на вход 

схемы. Эти коды для функции f являются неопределёнными состояниями. 

Прежде чем строить логическую схему, функцию необходимо мини-

мизировать. Построение комбинационной схемы проиллюстрируем на сле-

дующем примере. 

 

Пример. Построить комбинационную схему на основе минимальной 

ДНФ следующей функции: 

f = (1, 4, 5, 11, 13, 14), 

[2, 3, 7, 10, 15]. 

В квадратных скобках указаны неопределённые состояния. 

Определить числа a, b и c, где 

a – число элементов И, содержащих по два входа; 

b – число элементов И, содержащих по три входа; 

c – число элементов И, содержащих по четыре входа. 


background image

28 

 

 

Решение. Находим минимальную ДНФ по карте Вейча (рис. 10): 

.

D

A

BD

AC

C

B

A

f

 

Соответствующая схема приведена на рис. 11. В этой схеме три эле-

мента  И  по  два  входа  каждый.  Следовательно, a  =  3.  Кроме  того,  схема  

содержит  один  элемент  И  с  тремя  входами.  Следовательно,  b  =  1.  Четы-

рёхвходовых элементов в схеме нет. Следовательно, c = 0. 

Ответ: 3, 1, 0. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11 



Рис. 10 

× 

× 

× 

× 

× 


background image

29 

 

ТЕМА 9. ФУНКЦИОНАЛЬНО ЗАМКНУТЫЕ КЛАССЫ 

Эти классы составляют основу теоремы Поста. В пособии (п. 8.7) она 

сформулирована следующим образом: 

Система булевых функций называется функционально полной, если 

она содержит хотя бы одну функцию: 

1) не сохраняющую константу 1; 

2) не сохраняющую константу 0;  

3) несамодвойственную;  

4) нелинейную; 

5) немонотонную. 

Прикладное  значение  теоремы  Поста  состоит  в  том,  что  она  даёт 

критерий,  позволяющий  ответить  на  вопрос:  всякую  ли  булеву  функцию 

можно  представить  в  виде  комбинационной  схемы,  используя,  например, 

только три элемента, описываемых булевыми функциями f

1

, f

2

 и f

3

. Чтобы 

ответить на этот  вопрос,  все  три функции необходимо проверить на при-

надлежность  к  замкнутым  классам.  Например,  если  все  они  сохраняют 

константу  1,  то  построить  на  их  основе  схему,  реализующую  функцию, 

не сохраняющую  единицу,  невозможно.  Если  все  они  являются  монотон-

ными, то построить схему на основе функции, являющейся немонотонной, 

не удастся. То же самое относится и к остальным трём классам. 

При определении функциональной полноты по Посту главным явля-

ется  выявление  принадлежности  исследуемых  функций  замечательным 

классам: монотонным, линейным, самодвойственным, сохраняющим нуль, 

сохраняющим  единицу.  После  выполнения  этих  операций  остаётся  один 

шаг  –  определить  по  теореме  Поста,  является  ли  функционально  полной 

исследуемая система булевых функций.  

Но в данной работе контрольная задача представлена в упрошённом 

виде.  Во-первых,  исследуемая  система  состоит  лишь  из  одной  функции, 


background image

30 

 

а во-вторых, её требуется исследовать только на принадлежность к функ-

ционально замкнутым классам. 

Чтобы правильно решить контрольную задачу данной темы, необхо-

димо ознакомиться со всеми подразделами девятой главы учебного посо-

бия,  обратив  особое  внимание  на  признаки  функциональной  замкнутости 

булевых функций. 

Как  решать  задачу  на  тему  «Функционально  замкнутые  классы», 

проиллюстрируем на примере. 

 

Пример. 

Является ли функция 

f = (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11) 

1) монотонной? 

2) линейной? 

3) самодвойственной? 

4) сохраняющей нуль? 

5) сохраняющей единицу? 

Решение. Условимся обозначать ответ «да» единицей, а «нет» – ну-

лём. Тогда результат решения данной задачи представится упорядоченной 

последовательностью пяти двоичных знаков. Решаем задачу: 

1)  нанесём  функцию  на  карту  Вейча  (здесь  она  не  приводится) 

и найдём минимальную ДНФ: 

.

C

A

B

A

B

A

f

 

Так как в минимальной ДНФ содержатся инверсии, то функция не вхо-

дит  в  класс  монотонных.  Ответ  относительно  монотонности:  0  (т.  е.  «нет», 

что обозначает: заданная функция не является монотонной);