Файл: Дискретная математика_МУ_Реш.Задач.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 

 

Рис. 1 

Этап 1. Согласно рисунку 1, из вершины 

1  можно  выйти  двумя  вариантами:  1-3,  1-4. 

На этом первый этап заканчивается. 

Этап  2.  Продолжаем  движение  по  пути        

1-3. Из вершины 3 существует четыре варианта 

движения: 1-3-1, 1-3-2, 1-3-5, 1-3-6. Из них цепь 

1-3-1 удаляем, так как в ней вершина 1 повторяется. Из оставшихся цепь  

1-3-6 является искомой. Её также удаляем. Продолжаться могут только две 

цепи 1-3-2 и 1-3-5. Точно такой же случай при движении по пути 1-4: цепь 

1-4-1  удаляем  из-за  повтора  вершины  1.  Цепь  1-4-6  удаляем,  так  как  она 

является искомой. Продолжаться могут только две цепи: 1-4-2 и 1-4-5. 

Таким образом, на втором этапе найдены две искомые простые цепи, 

содержащие по два ребра: 1-3-6 и 1-4-6, а также четыре цепи, которые про-

должаются: 1-3-2, 1-3-5, 1-4-2 и 1-4-5. 

Этап  3.  Действуем,  как  и  в  предыдущем  случае.  Берём  цепь  1-3-2. 

Из вершины 2 можно выйти двумя путями (в вершину 3 не возвращаемся). 

Получим  две  продолжающиеся  цепи:  1-3-2-4  и  1-3-2-5.  Цепь  1-3-5  также 

даёт две продолжающиеся цепи: 1-3-5-2 и 1-3-5-4. То же самое относится 

к цепи 1-4-2, продолжая которую получаем цепи 1-4-2-3 и 1-4-2-5, а также 

к цепи 1-4-5, дающей продолжения: 1-4-5-2 и 1-4-5-3. 

Таким образом, на третьем этапе получено 8 продолжающихся цепей 

и ни одной из искомых: 

1-3-2-4, 1-3-2-5, 1-3-5-2, 1-3-5-4, 1-4-2-3, 1-4-2-5, 1-4-5-2, 1-4-5-3. 

Этап  4.  Цепь  1-3-2-4  имеет  продолжения:  1-3-2-4-5  и  1-3-2-4-6. 

Из них  вторая  цепь  –  искомая.  У  цепи  1-3-2-5  только  одно  продолжение:  

1-3-2-5-4. Далее получаем: 

1-3-5-2-4, 1-3-5-4-2, 1-3-5-4-6, 1-4-2-3-5, 1-4-2-3-6, 1-4-2-5-3, 1-4-2-5-6, 

1-4-5-2-3, 1-4-5-3-2, 1-4-5-3-6. 


background image

17 

 

Таким образом, на четвёртом этапе получено 5 искомых цепей длины 

4, т. е. содержащих по 4 ребра: 

1-3-2-4-6, 1-3-5-4-6, 1-4-2-3-6, 1-4-2-5-6, 1-4-5-3-6, 

и 8 продолжающихся 

1-3-2-4-5, 1-3-2-5-4, 1-3-5-2-4, 1-3-5-4-2, 

1-4-2-3-5, 1-4-2-5-3, 1-4-5-2-3, 1-4-5-3-2. 

Этап  5.  Четыре  цепи  не  имеют  продолжения:  1-3-2-4-5,  1-3-5-4-2,     

1-4-2-3-5, 1-4-5-3-2. Удаляем их, так как они не могут привести к вершине 

6. Остальные четыре цепи продолжаются. Они оканчиваются вершиной 6 

и содержат по пять рёбер каждая: 

1-3-2-5-4-6, 1-3-5-2-4-6, 1-4-2-5-3-6, 1-4-5-2-3-6. 

Таким образом, в заданном графе (рис. 1) вершины 1 и 6 соединяют 

следующие простые цепи: 

1) две цепи длины 2, т. е. содержащие по два ребра; 

2) ни одной цепи длины 3; 

3) четыре цепи длины 4; 

4) четыре цепи длины 5. 

Ответ: 2, 0, 4, 4.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

18 

 

ТЕМА 4. БУЛЕВА АЛГЕБРА: СДНФ 

Здесь  требуется  знать,  какие  переменные  называются  логическими, 

что  такое  набор  значений  переменных,  как  формулируются  теоремы 

де Моргана.  Необходимо  иметь  чёткое  представление  о  таких  понятиях, 

как логические операции дизъюнкции, конъюнкции и инверсии, дизъюнк-

тивные и конъюнктивные нормальные формы, совершенные формы, мин-

термы, значения функции на заданном наборе, табличное и аналитическое 

представления булевых функций, карты Вейча. 

Центральным вопросом четвёртой главы пособия является представ-

ление  булевой  функции  в  виде  совершенной  дизъюнктивной  нормальной 

формы  (СДНФ).  Найти  СДНФ  можно  при  помощи  теоремы  Шеннона 

о разложении  булевых  функций,  применяя  её  ко  всем  логическим  пере-

менным  [22,  с. 119],  либо  воспользоваться  способом,  описанным  в  п.  4.7 

учебного пособия. Однако проще всего применить карту Вейча. Для этого 

необходимо на  карту нанести  заданную  функцию,  отметив на  ней  едини-

цами  минтермы,  из  которых  состоят  конъюнкции  заданной  функции, 

и мысленно совместить её со стандартной картой. Единицы покажут, какие 

номера  на  стандартной  карте  являются  искомыми  минтермами  исследуе-

мой функции. 

Исходная  функция  в  контрольной  задаче  задана  в  КНФ.  Следова-

тельно, сначала по теореме де Моргана находим ДНФ инверсии, наносим 

её  на  карту  Вейча,  затем  карту  инвертируем  и  результат  сопоставляем 

со стандартной картой. Проиллюстрируем эти действия на примере. 

 

Пример. Представить в СДНФ булеву функцию 

(

)(

)(

) .

f

A C B D B C D C

 

 

 

 


background image

19 

 

 

Решение. Выполняем следующие действия: 

1) так как функция представлена в КНФ, то сначала её инвертируем 

по теореме де Моргана: 

;

C

D

C

B

D

B

C

A

f

 

2) наносим инверсию на карту Вейча (рис. 2); 

3)  инверсию  функции  f,  т.  е. 

f

,  инвертируем.  Получим  карту  для 

прямой функции (рис. 3); 

4) сопоставляем рис. 3 с рис. 4, где представлена стандартная карта 

Вейча, и находим СДНФ заданной функции: 

f = (10, 11, 15). 

Ответ: 10, 11, 15. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 

Рис. 3 

Рис. 4 

12  14  6 

13  15  7 

9  11  3 

8  10  2 


background image

20 

 

ТЕМА 5. МИНИМИЗАЦИЯ ДИЗЪЮНКТИВНЫХ 

НОРМАЛЬНЫХ ФОРМ 

Эта тема относится к важнейшим во всей прикладной алгебре логики 

темам.  Дополнительно  к  сведениям,  приведённым  к  предыдущей  задаче, 

для  успешной  минимизации  ДНФ  булевых  функций  необходимо  иметь 

чёткое  представление  о  содержание  таких  понятий,  как  упрощение  буле-

вых формул,  их  минимизация,  простая  импликанта,  операции  склеивания 

и поглощения  (из  предыдущей  темы),  число  вхождений  переменных,  со-

кращённая форма булевой функции, неопределённые состояния. 

Для  успешного  выполнения  задания  по  минимизации  ДНФ  необхо-

димо научиться отыскивать на карте Вейча простые импликанты, стремясь 

к  тому,  чтобы  число  импликант  было  наименьшим  и  на  карте  Вейча 

не оставалось ни одной свободной единицы, т. е. каждая единица на карте 

должна входить хотя бы в одну из простых импликант. 

Чтобы освоить карту Вейча, необходимо выполнить ряд упражнений. 

Для  этого  в  учебном  пособии  «Дискретная  математика»  приведено  не-

сколько десятков упражнений на минимизацию с учётом неопределённых 

состояний. Здесь же на примере покажем, как необходимо действовать при 

решении контрольного задания по минимизации ДНФ. 

 

Пример.  Найти  минимальную  дизъюнктивную  нормальную  форму 

булевой функции, представленной в СДНФ (в квадратных скобках приве-

дены неопределённые состояния): 

f = (2, 6, 7, 9, 11, 15), [3, 4, 5, 8, 12]. 

Определить числа a, b и c, где 

a – общее число букв в минимальной ДНФ; 

b – число простых импликант, из которых состоит минимальная ДНФ; 

c – число знаков дизъюнкции, содержащихся в минимальной ДНФ.