ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Дискретная математика
Добавлен: 28.11.2018
Просмотров: 3689
Скачиваний: 93
11
Пример 5. Сколько существует 5-значных чисел четверичной систе-
мы счисления, в каждом из которых нет нулей и единиц, а цифры 3 в числе
нигде рядом не стоят?
Решение. Во всех искомых числах две цифры: 2 и 3. Рассмотрим че-
тыре случая:
1) в числе нет троек. Так как их нет, то стоять рядом они не могут. Из
таких чисел существует только одно: 22222;
2) пусть в числе одна тройка. И здесь стоять рядом тройки не могут.
С одной тройкой существует пять чисел: 22223, 22232, 22322, 23222,
32222;
3) если троек две, то двоек три. Запишем двойки в ряд, отделив одну
от другой звёздочками и поставив звёздочки слева и справа:
222.
Удалим две звёздочки, а оставшиеся заменим тройками. Получим 5-значное
число, где тройки рядом не стоят. Такая замена возможна
6
2
4
C
способами;
4) если троек три, то двоек две. Это единственное число: 32323.
Всего искомых чисел 1 + 5 + 6 + 1 = 13.
Ответ: 13.
Пример 6. Сколько существует 4-значных десятичных чисел, в кото-
рых цифры идут в порядке возрастания и каждое число начинается с не-
чётной цифры?
Решение. Разобьём задачу на ряд более простых подзадач:
1) если числа начинаются с единицы, то справа от неё трёхзначные
числа можно записать
56
3
8
C
вариантами;
2) если числа начинаются с цифры 3, то таких чисел возможно
;
20
3
6
C
12
3) если числа начинаются с цифры 5, то справа от неё трёхзначные
числа можно записать
4
3
4
C
вариантами;
4) если числа начинаются с цифры 7, то этому случаю не соответ-
ствует никакого четырёхзначного числа.
Сложим результаты: 56 + 20 + 4 = 80.
Ответ: 80.
Пример 7. Сколько существует 6-значных симметричных восьме-
ричных чисел, т. е. одинаково читающихся как слева направо, так и справа
налево, если в каждом числе только две чётные цифры (а все остальные –
нечётные)? С нуля числа не начинаются.
Решение. Всё многообразие искомых чисел определяется первыми
тремя цифрами в каждом числе. Для второй половины числа выбора нет:
цифры второй половины должны повторять первые три цифры, но в об-
ратном порядке. Следовательно, задача сводится к поиску количества
не 6-значных чисел, а только 3-значных, в каждом из которых точно одна
чётная цифра.
Чётные восьмеричные цифры: 0, 2, 4, 6. Сначала предположим, что
числа могут начинаться с нуля. Если чётная цифра стоит на первом месте,
то на втором и третьем местах могут стоять только нечётные цифры. Со-
гласно правилу произведения, таких чисел существует 4
4 4 = 64. Чётная
цифра может стоять на любом из трёх мест, следовательно, всего возмож-
но 64
3 = 192 числа. Но по условию числа не могут начинаться с нуля.
Всего начинающихся с нуля чисел существует 4
4 = 16. Вычтем это число
из 192, получим 176.
Ответ: 174.
13
Пример 8. Сколько существует 7-значных двоичных чисел, в каж-
дом из которых нулей больше чем единиц? Числа могут начинаться с нуля.
Решение. Разобьём задачу на ряд более простых подзадач:
1) в числе нет единиц. Такое число существует только одно: 0000000;
2) в числе одна единица и шесть нулей. Таких чисел 7;
3) в числе две единицы и пять нулей. Количество таких чисел опре-
делим по формуле
;
21
2
7
C
4) в числе три единицы и четыре нуля. Таких чисел существует
3
7
7!
1 2 3 4 5 6 7
35.
3!(7 3)! 1 2 3 1 2 3 4
C
Сложим полученные результаты: 1 + 7 + 21 + 35 = 64.
Ответ: 64.
Пример 9. Сколько существует 4-значных десятичных чисел, в кото-
рых нечётных цифр столько же, сколько и чётных? Числа могут начинать-
ся с нуля.
Решение. Согласно условию, в каждом числе содержится две чётные
и две нечётные цифры. Пусть числа начинаются с чётных цифр. Тогда по-
лучим 5
5 5 5 = 625 чисел. Две чётные цифры могут занимать и другие
места в 4-значном числе. Число вариантов равно
.
6
2
4
C
Следовательно,
всего искомых чисел существует 625
6 = 3750.
Ответ: 3750.
Пример 10. В числе 141 восьмеричной системы счисления каждую
единицу заменили цифрой, являющейся простым числом, а цифру 4 заме-
нили другой цифрой, не равной 4. Сколько получилось новых чисел, если
повторы цифр возможны?
14
Решение. Цифры 2, 3, 5 и 7 восьмеричной системы счисления явля-
ются простыми числами. Следовательно, единицы в числе 141 можно за-
менить четырьмя вариантами каждую. Вместо цифры 4 можно поставить
одну цифру из семи, так как всего существует восемь восьмеричных цифр,
из которых цифра 4 не может заменять саму себя. Таким образом, всего
существует 4
7 4 = 112 искомых чисел.
Ответ: 112.
Пример 11. Сколько существует 4-значных шестеричных чисел,
в каждом из которых содержится хотя бы одна цифра 3? Числа могут
начинаться с нуля. Повторы цифр возможны.
Решение. Сначала найдём количество чисел, в которых нет цифры 3.
На место старшего разряда можно поставить одну из следующих цифр
(цифра 3 удалена): 0, 1, 2, 4, 5. То же самое относится и к остальным раз-
рядам. Следовательно, существует 5
5 5 5 = 625 4-значных шестерич-
ных чисел, в каждом из которых нет цифры 3. С учётом же цифры 3 воз-
можно 6
6 6 6 = 1296 чисел. Тогда существует 1296 – 625 = 671 число,
в каждом из которых содержится хотя бы одна цифра 3.
Ответ: 671.
Пример 12. К 4-значному двоичному числу a справа приставили
3-значное двоичное число b. Оба они могут начинаться с нуля. Получилось
7-значное число. Сколько существует 7-значных чисел, если a
b?
Решение. Если b = 0, то a может быть равным 1, 2, 3, …, 15. Всего
15 значений. Если b = 1, то a может быть равным 2, 3, 4, …, 15. Всего
14 значений. Если b = 2, то a может быть равным 3, 4, 5, …, 15. Всего
13 значений. И так далее до b = 7. Число a при этом может быть равным 8,
9, 10, …, 15. Всего 8 значений. Сложим полученные результаты:
15 + 14 + 13 + 12 + 11 + 10 + 9 + 8 = 92.
Ответ: 92.
15
ТЕМА 3. ТЕОРИЯ ГРАФОВ
Эта теория изобилует понятиями. В зачётной задаче требуется найти
все простые цепи, соединяющие две заданные вершины неориентирован-
ного графа. Для успешного её решения необходимо иметь чёткое пред-
ставление о таких понятиях, как граф, ориентированный и неориентиро-
ванный графы, помеченный граф, связность графа, цепь, простая цепь,
простой цикл, длина цепи, вершинное представление цепей, графический
и аналитический способы задания графа.
В данной контрольной работе граф задан множеством рёбер. Каждо-
му ребру поставлено в соответствие множество, состоящее из номеров
двух вершин, соединённым ребром. Представление рёбер в виде множеств
обусловлено тем, что рёбра являются неориентированными (в множествах,
где нет специальных оговорок, элементы являются неупорядоченными).
Как выполнять задание по данной теме, проиллюстрируем на следу-
ющем примере:
Пример. Найдите все простые цепи, соединяющие вершины 1 и 6
неориентированного графа:
G = {{1,3}, {1,4}, {2,3}, {2,4}, {2,5}, {3,5}, {3,6}, {4,5},{4,6}}.
Определите числа a, b, c, d, где
a – число простых цепей, состоящих из двух рёбер;
b – число простых цепей, состоящих из трёх рёбер;
c – число простых цепей, состоящих из четырёх рёбер;
d – число простых цепей, состоящих из пяти рёбер.
Решение. Сначала граф из аналитической формы, представленной
множеством неориентированных рёбер, переведём в графическую (рис. 1).
Затем действуем поэтапно.