ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОПЕРАЦИИ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Субъекты доверительного управления имуществом:

Учредитель доверительного управления — собственник имущества или другие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Доверительный управляющий — кредитная организация, а в случаях, когда она выступает учредителем доверительного управления имуществом, — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. При этом имущество кредитной организации не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу, органу местного самоуправления или другой кредитной организации.

Выгодоприобретатель — лицо, в интересах которого доверительный управляющий осуществляет управление имуществом. В качестве выгодоприобретателя может выступать учредитель управления или третье лицо;

Объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть:

  • денежные средства в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;

  • ценные бумаги российских и иностранных эмитентов;

  • природные драгоценные камни и драгоценные металлы;

  • производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам Российской Федерации на правах собственности.

Кредитная организация — доверительный управляющий не может выдавать кредиты (займы) за счет имущества, находящегося в доверительном управлении, а также получать кредиты (займы) в качестве доверительного управляющего.

Управление имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) может происходить:

без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц (индивидуальный договор доверительного управления);

или с объединением имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс — общий фонд банковского управления — наряду с имуществом других лиц.

Общий фонд банковского управления (ОФБУ) — имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления;

Решение о создании ОФБУ принимается правлением или другим органом банка на основе разработанных и утвержденных двух документов: инвестиционной декларации и общих условий создания и управления имуществом ОФБУ. Каждый отдельный ОФБУ предварительно должен быть зарегистрирован в региональном ГУ ЦБ РФ.

Инвестшионная декларация — документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т. д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей эмитентов ценных бумаг).


Общие условия должны содержать следующее:

  • описание прав и обязанностей доверительного управляющего и членов ОФБУ;

  • описание видов имущества, принимаемого в ОФБУ;

  • сроки и объемы представляемой отчетности;

  • размер вознаграждения доверительного управляющего;

  • порядок выплаты доходов выгодоприобретателям;

  • порядок ликвидации ОФБУ.

ЦБ РФ установил ряд требований, соблюдение которых является для банка – доверительного управляющего обязательным:

  • операции по аккумулированию средств учредителей довери тельного управления имуществом должны осуществляться банком после регистрации ОФБУ;

  • банк может вложить не более 15% активов ОФБУ в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением (настоящее ограничение не распространяется на государственные ценные бумаги);

  • переоформление сертификата долевого участия на другое лицо или группу лиц должно производится банком только на основании заявления, подаваемого владельцем сертификата долевого участия;

  • операции со средствами, вложенными в ОФБУ, должны вестись банком в строгом соответствии с инвестиционной декларацией;

  • представленные ценными бумагами активы ОФБУ должны находиться на хранении в депозитарии (собственном или в других депозитариях);

  • банк как доверительный управляющий обязан регистрировать в государственных органах права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, осуществлять операции доверительного управления в интересах учредителя управления;

  • банк не должен инвестировать средства ОФБУ в ценные бумаги зависимых организаций, а также дочерних организаций от зависимых организаций.

Как правило, банки создают несколько ОФБУ, реализуя собственную инвестиционную стратегию и исходя из необходимости обеспечить клиентам доходность и ликвидность ценных бумаг в процессе доверительного управления.


Технология оформления

Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме на срок, не превышающий пяти лет. Для отдельных видов имущества законом могут быть установлены иные предельные сроки договора.

Обязательным приложением к договору банка и клиента должны быть инвестиционная декларация и сертификат долевого участия.

Сертификат долевого участия – документ, который свидетельствует о факте передачи имущества в доверительное управление банку и размере доли Учредителя управления в составе ОФБУ. Сертификат долевого участия выдается Учредителю управления ОФБУ Доверительным управляющим в день передачи имущества в ОФБУ.

Сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договоров купли продажи и иных сделок.


Управляя денежными средствами или ценными бумагами клиента в составе ОФБУ, банк – доверительный управляющих не реже одного раза в год должен представлять учредителю управления отчет, дающий представление об эффективности доверительного управления в интересах клиента банка. В практике многих российских банков отчет о доверительном управлении представляется ежеквартально не позднее 5го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным по установленной форме и содержит следующую информацию:

  • о размере доли учредителя доверительного управления в ОФБУ на дату составления отчета;

  • о размере доли других учредителей доверительного управления в этом же ОФБУ на дату составления отчета;

  • о расходах, понесенных доверительным управляющим по доверительному управлению имуществом за отчетный период, на дату составления отчета;

  • о доходах (прибыли), полученных доверительным управляющим за отчетный период, на дату составления отчета;

  • о доходе, приходящемся на сертификат долевого участия учредителя управления;

  • о составе портфеля инвестиций, сформированного в соответствии с инвестиционной декларацией.

Доходы, за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов доверительного управляющего на управление ОФБУ делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ.

Подразделение банка, проводящее доверительные операции, составляет справку ведомость о доходах, причитающихся выгодоприобретателям (за подписью управляющего ОФБУ), на основании которой осуществляется выплата доходов.

Имущество, полученное кредитной организацией - доверительным управляющим в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества кредитной организации — доверительного управляющего.

Для ведения учета операций с имуществом, полученным в доверительное управление кредитной организацией, используются счета доверительного управления.

Операции по доверительному управлению в кредитных организациях — доверительных управляющих учитываются на отдельном балансе, составляемом по каждому индивидуальному договору доверительного управления и по каждому общему фонду банковского управления.

На основании отдельных балансов по договорам составляется ежедневный сводный баланс по доверительному управлению.


ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ


В мировой практике термин “лизинг“ используется для обозначения сделок основанных на аренде оборудования, машин, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В международной практике различают три вида аренды оборудования в зависимости от срока :

- краткосрочная (рентинг) – на срок от одного дня до одного года;


- среднесрочная (хайринг) – на срок от одного года до трех лет;

- долгосрочная (лизинг) – на срок от трех и более лет.

Лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.

Отличия лизинговых операций от традиционной аренды :

1. объект сделки в классическом случае выбирается лизингополучателем, а не лизингодателем, который приобретает оборудование за свой счет (хотя, в практике российских банков имеются случаи занятия лизингом не от хорошей жизни);

2. срок лизинга меньше срока физического износа оборудования и приближается к сроку налоговой амортизации;

3. по окончании действия договора лизингополучатель может продлить аренду по льготной ставке или приобрести имущество по остаточной стоимости;

4. в роли лизингодателя обычно выступает финансовое учреждение – лизинговая компания.

В соответствии с Законом РФ “О банках и банковской деятельности” Банкам разрешено наряду с другими, проводить и лизинговые операции. При этом Банк может участвовать в лизинговом процессе не как ссудодатель лизинговой компании, но и непосредственно как Лизингодатель, т.е. напрямую участвовать в лизинговом процессе.

Основными параметрами лизинговой операции являются:

Срок лизинга (период лиза) - срок действия лизингового договора. При определении срока лизингового договора учитываются следующие моменты:

  • срок службы оборудования;

  • период амортизации оборудования;

  • цикл появления более производительного или дешевого аналога сделки;

  • динамика инфляционных процессов;

  • конъюнктура рынка ссудных капиталов т тенденции его развития.

Стоимость лизинга.

В состав лизингового платежа входят следующие основные элементы:

  • амортизация;

  • плата за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки;

  • лизинговая маржа, включающая доход лизингодателя за оказываемые услуги;

  • рисковая премия, величина которой зависит от уровня различных рисков, которые несет лизингодатель.


Участники сделки:

Лизингодатель – лицо осуществляющее лизинговую деятельность (обычно лизинговая компания), т.е. передачу в лизинг специально приобретенного для этого имущества.

В качестве лизингодателя обычно выступают лизинговые компании, которые во многих случаях представляют собой дочерние компании крупных банков. При этом банки контролируют и независимые лизинговые компании, предоставляя им кредиты. Предоставляя ресурсы и участвуя в капитале лизинговых компаний, банки косвенно участвуют в лизинговых операциях. Коммерческие банки могут и напрямую участвовать в лизинговых операциях, для этого они образуют в своем составе лизинговые службы. Внедрение банков на рынок лизинговых услуг связано, во-первых, с тем, что лизинг является капиталоемким видом бизнеса, а банки являются основными держателями денежных ресурсов. Во-вторых, лизинговые услуги тесно связаны с банковским кредитованием.


Лизингополучатель – лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга.

Преимущества лизинга для лизингополучателя:

- уменьшение платежей по налогу на имущество и налогу на прибыль, так как лизинговые платежи входят в себестоимость продукции (услуг), а приобретение оборудования без лизинга осуществляется из прибыли;

- возможность более простого получения кредита в банке при сотрудничестве с лизинговой компанией;

- упрощение бухгалтерского учета (учет основных средств, начисление амортизации, оплата части налогов и сборов, а также управление долгом осуществляется лизинговой компанией);

- возможность приобретения качественного оборудования после его эксплуатации лизингополучателем по остаточной стоимости.

Поставщик (продавец) объекта лизинга – изготовитель машин и оборудования, продающий имущество, являющееся объектом лизинга.

Косвенными участниками лизинговой сделки являются:

- банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок;

- страховые компании, которые страхуют выданные кредиты на приобретение оборудования от возможных рисков неплатежей лизингополучателя лизингодателю, а также производят страхование имущества лизингополучателя.

- брокерские и другие посреднические фирмы.


Существует два основных вида лизинговых операций: лизинг с полной окупаемостью и лизинг с неполной окупаемостью арендуемой техники.

ЛИЗИНГ С НЕПОЛНОЙ ОКУПАЕМОСТЬЮ - оперативный; затраты лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием лизингового оборудования не окупаются полностью в течение срока лизинга. В силу того, что срок договора лизинга короче, чем нормативный срок службы оборудования, лизингодатель вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. В связи с этим при всех прочих равных условиях размеры лизинговых платежей гораздо выше, чем в финансовом лизинге. Другой особенностью оперативного лизинга является то, что обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию лежат на лизинговой компании. Лизинговая компания, приобретая оборудование при оперативном лизинге, не знает его конкретного пользователя, поэтому ей необходимо хорошо знать конъюнктуру. рынка лизингового оборудования, причем как нового, так и бывшего в употреблении.

ЛИЗИНГ С ПОЛНОЙ ОКУПАЕМОСТЬЮ - финансовый. Срок, на который передается оборудование во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости оборудования. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества. При финансовом лизинге, как правило, обязанность по техническому обслуживанию, страхованию ложится на лизингополучателя.