ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
Финансовый лизинг является наиболее распространенным видом лизинга и содержит в себе множество различных форм, которые получили самостоятельное название:
ЧИСТЫЙ ЛИЗИНГ – это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в этом случае расходы по обслуживанию включаются в лизинговые платежи. Эти отношения характерны для финансового лизинга.
МОКРЫЙ ЛИЗИНГ предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе. По желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетингу и рекламе готовой продукции, поставке.
В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют:
- ВНУТРЕННИЙ ЛИЗИНГ – все участники сделки представляют одну страну;
- ВНЕШНИЙ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ) ЛИЗИНГ – лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах. Продавец имущества может находиться в одной из этих стран или в другом государстве.
ФАКТОРИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
Факторинг — переуступка фактору неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
-
наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований
-
ведение бухгалтерского учета пост3авщика, прежде всего, учета реализации
-
инкассирование его задолженности
-
страхование поставщика от кредитного риска
Вместе с тем в ряде стран к факторингу относят и учет счетов-фактур — операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.
Факторинг согласно ГК РФ является финансированием под уступку дебиторской задолженности.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Вместе с тем не всякое предприятие, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:
-
предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой
-
предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции
-
строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками
-
предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки
-
предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия.
Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом.
Виды факторинговых операций
Факторинговые операции банков классифицируются как:
-
внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также банк находятся в одной и той же стране;
-
международные;
-
открытые, если должник уведомлен об участии в сделке фактора. Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающий, что правопреемником по возникающему долгу является банк и что платеж должен осуществляться в его пользу;
-
закрытые (конфиденциальные).
-
с правом регресса, — обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму;
-
без права регресса. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками. Если долговое обязательство признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), банк в любом случае имеет право регресса к поставщику;
-
по наличию денежного требования на момент подписания договора о факторинге- реальный (требование уже возникло) и консенсуальный (требование возникнет в будущем).
-
по порядку уплаты комиссии – обычный (комиссию оплачивает Поставщик) , реверсивный (комиссию оплачивает Дебитор).
Участники сделки
Упрощенно в проведении факторинговых операций участвуют три действующих лица: Клиент, Фактор, Дебитор. Схема их сотрудничества выглядит следующим образом:
1. Клиент и Фактор заключают договор факторинга.
2. Фактор оценивает поставщика и дебиторов клиента, задолженность которых планируется к передаче от Клиента - Фактору. Результатом оценки является лимит, установленный на дебиторов и/или клиента.
3. Клиент, Дебитор, Фактор подписывают Уведомление о переуступке прав денежного требования.
4. Клиент отгружает продукцию Дебиторам, одобренным Фактором.
5. Клиент передает комплект отгрузочных документов (счет-фактура, накладная) Фактору.
6. Фактор переводит до 100% от суммы переданной поставки Клиенту на расчетный счет.
7. По истечении отсрочки платежа, при непосредственном участии Фактора в управлении дебиторской задолженностью Клиента, Дебитор расплачивается с Фактором.
8. Фактор переводит оставшиеся денежные средства Клиенту за минусом суммы финансирования
9. В зависимости от Фактора, комиссия за оказанные услуги может вычитаться из оставшихся денежных средств или выставляться отдельным счетом.
10. В случае если Дебитор не оплачивает поставку, Фактор ведет работу с Дебитором по взысканию долга.
Преимущества факторинга
-
возможность привлекать новых клиентов, увеличивать объемы отгрузки, расширять географию поставок и увеличивать ассортиментный ряд.
-
возможность заниматься продажами и не тратить время на финансовые вопросы, покрывать кассовые разрывы, контролировать финансовые потоки, улучшать платежную дисциплину покупателей и упорядочивать документооборот внутри компании.
Чем факторинг отличается от кредита и овердрафта
-
при факторинге не нужен залог. Нет привязки к оборотам по расчетному счету;
-
выше лимит финансирования и ограничен только объемом отгрузок.
-
при факторинге часто можно обслуживаться в удобном банке и нет необходимости переводить средства на расчетный счет в конкретном банке;
-
можно пользоваться одновременно и факторингом, и кредитными продуктами банков;
-
риск-менеджмент лежит на факторинговой компании.
-
факторинг позволяет показывать увеличение выручки и прибыли, не уменьшает чистую стоимость компании. Кредит или овердрафт отражается в пассивах и уменьшает чистую стоимость компании;
-
комиссия за факторинговое обслуживание полностью относится на себестоимость, тем самым уменьшается налогооблагаемая база.
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ
Для осуществления кассового обслуживания физических и юридических лиц кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, создают оборудованные и технически укрепленные помещения. Для снижения риска убытков кредитной организации от противоправных действий третьих лиц Банком России установлены жесткие требования, которым должны соответствовать помещения и технические средства для операций с денежной наличностью. Требования Банка России, можно условно разделить на две основные группы:
- требования к порядку осуществления операций с наличными денежными средствами (к последовательности действий ответственных сотрудников и т.п.)
- требования к техническим характеристикам оборудования, используемого для осуществления соответствующих операций, включая транспортные средства, и помещения.
Однако Банк России предоставляет кредитным организациям возможность частичного послабления этих требований при условии страхования связанных с этим рисков. Предусматривается возможность использования страхования в качестве альтернативы соблюдению следующих требований:
- к технической укрепленности помещений для совершения операций с ценностями - при условии заключения договора имущественного страхования наличных денежных;
- к оборудованию автотранспорта, используемого для перевозки (инкассации) наличных денежных средств - при условии заключения договора страхования денежной наличности при перевозке.
Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.
Для комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц и обработки денежной наличности кредитная организация создает кассовое подразделение.
К помещениям для совершения операций с ценностями относятся:
- хранилища ценностей кредитной организации, хранилища ценностей клиентов - специально оборудованные кладовые или сейфы в сейфовых комнатах, соответствующие требованиям действующих государственных стандартов;
- операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные и другие);
- кассы пересчета;
- вечерние кассы;
- помещения по приему-выдаче ценностей инкассаторам;
- помещения клиентов.
Необходимость создания помещений для совершения операций с ценностями определяется руководителем кредитной организации исходя из объема и видов выполняемых операций с ценностями.
Кассовое подразделение возглавляется заведующим кассой, заведующим хранилищем ценностей, главным, старшим кассиром или другим кассовым работником кредитной организации.
Непосредственное выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники.
Порядок совершения кассовых операций
Прием и выдача денежной наличности организациям
Прием денежной наличности от организаций в приходную кассу производится по объявлениям на взнос наличными, представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. Организация должна вносить денежную наличность в кассу только на свой банковский счет, открытый в этой кредитной организации. Бухгалтерский работник после соответствующей проверки передает объявление на взнос наличными в кассу.
После приема денег кассовый работник сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассовый работник подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление кассовый работник оставляет у себя, ордер передает соответствующему бухгалтерскому работнику.
Выдача наличных денег организациям с их банковских счетов производится по денежным чекам. Для совершения расходных кассовых операций заведующий кассой выдает кассовым работникам расходных касс под отчет необходимую сумму денег. Для получения наличных денег клиент предъявляет денежный чек бухгалтерскому работнику. После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления в кассу.
Получатель денег, не отходя от кассы, в присутствии кассового работника, выдавшего деньги, принимает банкноты. Клиент имеет право по своему желанию пересчитать в кредитной организации полученные деньги полистно.
Прием и выдача денежной наличности населению
Прием и выдача денежной наличности физическим лицам по договорам банковского счета (вклада), а также сотрудникам кредитной организации производятся по приходным и расходным кассовым ордерам. В приходных, расходных кассовых ордерах указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) или другие персональные данные клиента, позволяющие его идентифицировать и отраженные в заключенном с ним договоре банковского счета (вклада). Для подтверждения приема, выдачи денежной наличности в сберегательной, вкладной книжке или другом документе, остающемся у клиента, делается соответствующая запись.
Прием кассовым работником от физического лица денежной наличности для осуществления операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета, в том числе для уплаты коммунальных, налоговых и других платежей, производится по документу, предназначенному для представления (заполнения) физическим лицом при перечислении денежных средств без открытия банковского счета. Физическому лицу выдается подтверждающий документ о приеме наличных денег, на котором проставляются подпись кассового работника и оттиск печати кассы.
При осуществлении операций по приему, выдаче денежной наличности физическому лицу, находящемуся на обслуживании, кредитная организация осуществляет его идентификацию в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Полученные от клиента деньги пересчитываются полистно-поштучным пересчетом таким образом, чтобы он мог наблюдать за действиями кассового работника.
Прием денежной наличности в послеоперационное время
Прием денежной наличности от организаций, сумок с денежной наличностью и другими ценностями от организаций и инкассаторов после окончания операционного дня кредитной организации производится вечерними кассами.
Заключение операционной кассы
В конце дня кассовый работник сверяет сумму денег, выданную ему под отчет, с суммами, указанными в приходных и расходных документах, и суммой денег, имеющейся у него в наличии, составляет справку о суммах принятой и выданной денежной наличности подписывает ее. Приведенные в справке кассовые обороты сверяются с записями в кассовых журналах бухгалтерских работников и оформляются подписями кассового и бухгалтерского работников.
Остаток денег и принятая в течение операционного дня денежная наличность, справку о суммах принятой и выданной денежной наличности, реестр, приходные и расходные кассовые документы кассовый работник сдает заведующему кассой.