Файл: Eyvazov_A_Kh_Strategicheskiy_kurs_RF_v_rusle_politiko-pravovykh_problem_voenno-politicheskoy_integratsii_gosudarstv-chlenov_ODKB_v.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
288
«Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности»
Эйвазов Александр Хикметович
СЗИУ РАНХ и ГС при Президенте РФ,
юридический факультет, бакалавриат
Стратегический курс РФ в русле политико-правовых
проблем военно-политической интеграции
государств-членов ОДКБ в свете проблем в
Таджикистане
The strategic direction of the Russian Federation in line with the
political and legal problems of military-political integration of
the CSTO member states in light of the problems in Tajikistan
Аннотация:
Российское общественное внимание сегодня приковано к угро-
зе с Запада, что вызвано трагическими событиями в Украине и
наделением глобальными функциями блока НАТО и расшире-
нием его к границам РФ. Однако процесс вывода американско-
го военного контингента из Афганистана являет собой усиле-
ние активности боевиков «Талибана» и «Исламского государ-
ства», которые крепко засели на афгано-таджикской границе.
Сама обстановка толкает государства-члены ОДКБ к усилению
процессов военно-политической интеграции.
Ключевые слова:
Россия, Таджикистан, ОДКБ, военно-политиче-
ская интеграция, КНР
Abstract:
Russian public attention is now focused on the threat from the West,
which is caused by the tragic events in Ukraine and with a global functions
of NATO and its expansion to the borders of the Russian Federation.
However, the process of withdrawal of US troops from Afghanistan
is an increased activity of «Taliban» and «Islamic State» that firmly
entrenched in the Afghan-Tajik border. Environment itself pushes
the CSTO member states to strengthen the process of military-
political integration.
Keywords:
Russia, Tajikistan, CSTO military-political integration, China
IV Всероссийская студенческая научная конференция
289
«Всякие изменения, вызываемые продолжением военных
действий, должны вести противника в еще более невы-
годное положение; по меньшей мере таково должно быть
представление противника о сложившейся обстановке».
(
Карл фон Клаузевиц
, «О войне», 1832 г.)
После ликвидации Организации Варшавского Договора
(ОВД) и распада Союза ССР к концу 1991 года молодому россий-
скому государству стало понятно, что необходимо не впасть в
полосу гражданских войн с соседями — бывшими вчерашними
советскими республиками. Поводов было немало.
Сегодня внимание российской общественности всецело при-
ковано к трагическим событиям в Украине, длительность которых
в феврале текущего года перевалила уже за год. Как справедливо
заметил философ Михаил Веллер, «мы уже год живем в виртуаль-
ной Украине». Как прогнозируется, после 9 мая будет активиза-
ция вооруженного противостояния на юго-востоке Украины.
В виду конфронтации России с Западом [феноменом более
абстрактным и масштабным, чем просто страны, которые ввели
экономические санкции в отношении России после вхождения в
состав РФ двух новых субъектов РФ — Республики Крым и горо-
да Севастополя] вектор стратегического курса РФ в Центральной
Азии, становится не просто приоритетом современной политиче-
ской конъюнктуры, а необходимостью удержания и укрепления
российского политического и экономического влияния в данном
регионе.
В это самое время судьба влияния российского государства в
Центрально-Азиатской регионе в свете проблем в Таджикистане
приобретает особую роль. Эти проблемы обусловлены опасно-
стью, грозящей государственности Республики Таджикистан,
вызванной угрозой как со стороны афганско-таджикской грани-
цы по реке Пяндж, вдоль которой засели вооруженные отряды
бойцов «Талибана» и «Исламского государства» численностью
порядка 5 тыс. боевиков, так и внутриполитической нестабиль-
ностью, обусловленной бедностью и усилением среди населения
различных движений исламских фундаменталистов. Решающую
роль в сохранении мира и безопасности на территории СНГ игра-
ет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ),
290
«Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности»
созданная 7 октября 2002 года на основе Договора о коллектив-
ной безопасности (ДКБ) от 14 мая 1992 года, членами которой
на сегодняшний день являются Армения, Белоруссия, Россия,
Казахстан, Киргизстан, Таджикистан.
Как справедливо заметил Бывший директор по делам России
и Центральной Азии в Совете национальной безопасности Барака
Обамы Пол Стронский, «как бы мы не смотрели на Центральную
Азию, она рассматривалась через призму ситуации в Афганистане»
[1]. Надо иметь в виду, что у Таджикистана самая протяженная из
государств СНГ общая граница с Афганистаном — 1344 киломе-
тров.
Необходимо отметить, что в самой Российской Федерации до
сих пор отсутствует единый (унифицированный) внутригосудар-
ственный нормативный правовой акт, который бы описывал [об-
щую] стратегию участия Российской Федерации в ОДКБ (в отли-
чии, к примеру, от имеющихся Указов Президента РФ по СНГ или
БРИКС). Правовые основы, регулирующие процессы военно-по-
литической интеграции государств-членов ОДКБ разбросаны в
десятках нормативно правовых актах законодательства РФ, среди
которых особо выделяются: «Военная доктрина РФ», «Концепция
внешней политики РФ», Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 605
«О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской
Федерации» и т.д.
Договоренность России и Таджикистана о сотрудничестве в
военной области построена на принципах учета «необходимости
взаимоприемлемого и организованного решения вопросов, свя-
занных с созданием их собственных вооруженных сил и разме-
щением Вооруженных Сил Российской Федерации на территории
Республики Таджикистан» [2]. Российская Федерация осущест-
вляет выполнение своих обязательств перед Таджикистаном в
укреплении его обороноспособности как по двусторонней линии
(т.е. напрямую), так и в рамках решений ОДКБ (т.е. через посред-
ничество данной организации).
Российская Федерация и Республика Таджикистан, в силу
ст. 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой
Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25 мая 1993
г. взаимодействуют в «интересах обеспечения своей безопасно-
IV Всероссийская студенческая научная конференция
291
сти, сохраняют единое информационное пространство, обмени-
ваются военно-технической информацией» [3].
Трудно поверить, что политическое руководство Российской
Федерации, которая будучи государством-правоприемником
Союза ССР, рассматривало бывшие советские республики как
равноправные и самостоятельные в военно-политическом отно-
шении государства. Это четко прослеживается в исторической
хронологии, если взять во внимание следующее: спустя неделю
после издания и одновременно вступления в законную силу Указа
Президента РФ от 7 мая 1992 N 466 «О создании Вооруженных
Сил Российской Федерации» ровно через неделю, 14 мая того же
1992 года подписывается Договор о Коллективной Безопасности
(ДКБ) в Ташкенте между девятью бывшими советскими респу-
бликами.
Реальность процессов военно-политической интеграции
вокруг конкретных проблем была отмечена на своей большой
пресс-конференции на Эхо Москвы министром иностранных дел
РФ С.В. Лавровым, когда он сказал следующее: «У них (НАТО —
прим. автора) был Афганистан, как объединяющий фактор»
[5]. В то же время, первоначально государства, подписавшие
Вашингтонский договор в 1949 года начали проводить военно-по-
литическую интеграцию, оформились в военный блок, с целью
противостояния военно-политической мощи и распространяв-
шемуся влиянию Союза СССР после окончания Второй Мировой
войны.
Политическая стабильность и безопасность в Республике
Таджикистан гарантируется присутствием 201-й Гатчинской
ордена Жукова дважды Краснознаменной военной базы (далее —
201-я военная база РФ) в Таджикистане, входящей в состав
крупнейшего военного округа России — Центрального военного
округа (ЦВО) — и являющейся крупнейшей российской сухопутной
военной базой за пределами России. В свою очередь политическая
стабильность и безопасность Республике Таджикистан является
гарантом присутствия данной военной базы на ее территории.
За один 2014 год в свете обострения международной обстановки,
численность российских солдат на 201 военной базе увеличилась
по разным данными с 5 до 7,5 тыс. человек.
292
«Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности»
5 октября 2012 года в ходе визита В.В. Путина в Душанбе
было подписано соглашение между Россией и Таджикистаном по
продлению срока пребывания 201-й военной базы на территории
Таджикистана еще на 49 лет (хотя срок пребывания по прежнему
договору истекал в 2014 году). Немаловажным дополнением в
дело обеспечения безопасности в регионе является российская
авиационная база «Кант», договор о создании которой в Киргизии
был подписан в 2003 году сроком на 15 лет, однако уже в 2009 году
он был продлён ещё на 49 лет.
Однако в связи с обостряющейся международной обстанов-
кой в отношении России как локомотива военно-политической
интеграции государств-членов ОДКБ, сама повестка дня в ОДКБ
изменилась. К примеру, уже сегодня претворяются в жизнь выра-
ботка методик коллективной борьба с проявлениями среди насе-
ления государств-членов ОДКБ «романтизации революции» [6],
что наиболее актуально сегодня для Таджикистана.
Военная политика РФ, в соответствии с Военной доктрины
РФ, «направлена на сдерживание и предотвращение военных
конфликтов, совершенствование военной организации в целях
обеспечения обороны и безопасности России, а также интересов
ее союзников» [7] для задач, обозначенных в п. 20 Военной док-
трины РФ, среди которых —
укрепления системы коллективной
безопасности в рамках Организации Договора о коллективной без-
опасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление вза-
имодействия в области международной безопасности в рамках
Содружества Независимых Государств (СНГ)
.
На пленарном заседании саммита ОДКБ от 24.12.2014
Президентом РФ В.В. Путиным поставлена задача при проведе-
нии коллективной модернизации вооруженных сил государств-
членов ОДКБ «уделять внимание адекватным превентивным
мерам» [8].
Россия, как сообщили источники газеты «Ъ» из Генштаба РФ,
«в ближайшие годы готова предоставить Таджикистану воен-
но-техническую помощь на сумму около 70 млрд руб. (около $1,23
млрд по нынешнему курсу)» [9]. При этом не уточнено, сколько
именно «нескольких лет» будет. К примеру, в период с 2008 по
2014 год общий объем финансовой помощи Республике Южная