ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2385
Скачиваний: 5
Доклады
222
Библиография критики евразийства
Дмитрий Сосновский
аспирант кафедры социологии международных отношений
социологического факультета МГУ
Евразийство, будучи одной из крупнейших русских школ, сразу
привлекло к себе внимание отечественных мыслителей. Разумеется,
реакция на основные положения евразийства с их стороны
были различными. Мой небольшой доклад посвящён критике
евразийских идей со стороны наиболее крупных отечествен-
ных исследователей.
Собственно, критиков евразийства условно можно разде-
лить на критиков «справа» и «слева». К первым, безусловно,
относится русский философ-монархист Иван Александрович
Ильин. Он довольно ёмко сформулировал те претензии, кото-
рые предъявляются евразийцам «справа» и по сей день.
Больше всего недовольства у Ильина вызывает евразийский
тезис о положительном влиянии Востока и восточных народов
на историю России, вот что он писал в журнале «Русская
мысль», издававшемся в Париже в 1927 г.: «Кто-нибудь из за-
рубежных русских историков выберет минутку досуга и пока-
жет всю непростительность той исторической неправды,
которою играют "евразийцы" в вопросе о значении татарского
ига на Руси. Нам же достаточно указать на духовную несостоя-
тельность их практических рецептов. Русскому человеку
можно и должно быть русским. Но невозможно и нелепо на-
таскивать себя на "русскость". Или он по бытию своему уже
русский, тогда ему нечего натаскивать себя на это. Или же он
по бытию своему уже не русский, и тогда ему не стоит тру-
диться с этим натаскиванием. Натаскивать себя можно только на дру-
гое, на то, что сам из себя не представляешь. Например, на татарское.
И умный рецепт "евразийцев" состоит именно в том, чтобы русский
человек, желая вернуть себе свою утраченную русскость, начал натас-
кивать себя на татарщину. И безнадежно, и фальшиво, и смешно».
Се
минар Левиафан
Семинар №4 Евразийство в XXI веке
223
Помимо упомянутого выше, несогласие Ильина и следующих за
ним критиков «справа» вызывает «евразийское» утверждение о нали-
чии угрозы западного культурного и политического универсализма,
что сближает их с критиками «слева», которые, помимо этого, стре-
мятся опровергнуть, в первую очередь, такие евразийские тезисы как
самобытность развития России и её цивилизационный характер.
Критики «слева» Николай Александрович Бердяев и Павел Ни-
колаевич Милюков обозначили своё критическое отношение к евра-
зийству в своих статьях. Известная статья Бердяева «Евразийцы»,
помимо указанных выше пунктов, обвиняет евразийцев в из-
лишней эмоциональности. Совершенно очевидно, что и Бер-
дяев, и Милюков обеспокоены отрицанием евразийской школой
общеевропейской исторической судьбы. То же можно сказать и
о Георгии Васильевиче Флоровском, изначально стоявшем у ис-
токов евразийства, видном деятеле экуменического движения
и его статье «Евразийский соблазн».
Религиозный философ Георгий Петрович Федотов в статье
«Россия, Европа и мы» утверждал, что патриотизм евразийцев
питается не любовью к отечеству, а нелюбовью к Западу и мес-
сианской гордостью. В то же время русский философ Сергей
Иосифович Гессен в статье «Евразийство» объяснял неприятие
западного мира евразийцами попыткой дистанцироваться от
«общечеловеческой культуры» с целью утвердить существова-
ние особой русской культуры. Русский историк Александр
Александрович Кизеветтер, один из наиболее последователь-
ных и принципиальных противников, в статье «Евразийство»
утверждал, что отрицание общности России с европейской
культурой зиждется на «настроении, выдающем себя за си-
стему».
В современной России евразийство и неоевразийство кри-
тикуют, используя классические антитезисы, перенося их на со-
бытия новейшего времени. В частности, у большинства
современных критиков вызывает несогласие оценка неоевразийцами
роли Соединённых Штатов и либеральной идеологии в мировой исто-
рии, перестройки и событий 1991 и 1993 гг. В консервативных кругах
евразийцы сталкиваются с непониманием их обращения к постмо-
дерну, терпимому отношению к различным культурам и религиозным
конфессиям.
Се
минар Левиафан
Се
минар Левиафан
Левиафан.
Материалы семинара геополитика\геостратегия
Центра Консервативных Исследований
Социологического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова
Научно-аналитическое издание.
Выпуск I. 224 стр.
Печатается по решению кафедры
Социологии Международных Отношений
Социологического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова
© - авторы
Редактор
Савин Л. В.
Корректор
Новгородова А. И.
Верстка
Максимов И. В.
Подписано в печать 18.01.2011
Формат издания 133х203. Печать цифровая.
Усл. печ. л. 7,8. Тираж 300 экз.
Отпечатано с электронной версии в ООО “Книга по Требованию”,
119270, г. Москва, Лужнецкая наб., д 2/4, стр.6, оф. 106