Файл: Левиафан выпуск 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2321

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Доклады

222

Библиография критики евразийства

Дмитрий Сосновский

аспирант кафедры социологии международных отношений
социологического факультета МГУ

Евразийство, будучи одной из крупнейших русских школ, сразу

привлекло к себе внимание отечественных мыслителей. Разумеется,
реакция  на  основные  положения  евразийства  с  их  стороны
были различными. Мой небольшой доклад посвящён критике
евразийских идей со стороны наиболее крупных отечествен-
ных исследователей.

Собственно, критиков евразийства условно можно разде-

лить на критиков «справа» и «слева». К первым, безусловно,
относится русский философ-монархист Иван Александрович
Ильин. Он довольно ёмко сформулировал те претензии, кото-
рые  предъявляются  евразийцам  «справа»  и  по  сей  день.
Больше всего недовольства у Ильина вызывает евразийский
тезис о положительном влиянии Востока и восточных народов
на  историю  России,  вот  что  он  писал  в  журнале  «Русская
мысль», издававшемся в Париже в 1927 г.: «Кто-нибудь из за-
рубежных русских историков выберет минутку досуга и пока-
жет  всю  непростительность  той  исторической  неправды,
которою играют "евразийцы" в вопросе о значении татарского
ига на Руси. Нам же достаточно указать на духовную несостоя-
тельность  их  практических  рецептов.  Русскому  человеку
можно и должно быть русским. Но невозможно и нелепо на-
таскивать себя на "русскость". Или он по бытию своему уже
русский, тогда ему нечего натаскивать себя на это. Или же он
по бытию своему уже не русский, и тогда ему не стоит тру-
диться с этим натаскиванием. Натаскивать себя можно только на дру-
гое, на то, что сам из себя не представляешь. Например, на татарское.
И умный рецепт "евразийцев" состоит именно в том, чтобы русский
человек, желая вернуть себе свою утраченную русскость, начал натас-
кивать себя на татарщину. И безнадежно, и фальшиво, и смешно». 

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

223

Помимо упомянутого выше, несогласие Ильина и следующих за

ним критиков «справа» вызывает «евразийское» утверждение о нали-
чии угрозы западного культурного и политического универсализма,
что сближает их с критиками «слева», которые, помимо этого, стре-
мятся опровергнуть, в первую очередь, такие евразийские тезисы как
самобытность развития России и её цивилизационный характер. 

Критики «слева» Николай Александрович Бердяев и Павел Ни-

колаевич Милюков обозначили своё критическое отношение к евра-
зийству  в  своих  статьях.  Известная  статья  Бердяева  «Евразийцы»,

помимо указанных выше пунктов, обвиняет евразийцев в из-
лишней эмоциональности. Совершенно очевидно, что и Бер-
дяев, и Милюков обеспокоены отрицанием евразийской школой
общеевропейской исторической судьбы. То же можно сказать и
о Георгии Васильевиче Флоровском, изначально стоявшем у ис-
токов евразийства, видном деятеле экуменического движения
и его статье «Евразийский соблазн». 

Религиозный философ Георгий Петрович Федотов в статье

«Россия, Европа и мы» утверждал, что патриотизм евразийцев
питается не любовью к отечеству, а нелюбовью к Западу и мес-
сианской гордостью. В то же время русский философ Сергей
Иосифович Гессен в статье «Евразийство» объяснял неприятие
западного мира евразийцами попыткой дистанцироваться от
«общечеловеческой культуры» с целью утвердить существова-
ние  особой  русской  культуры.  Русский  историк  Александр
Александрович Кизеветтер, один из наиболее последователь-
ных и принципиальных противников, в статье «Евразийство»
утверждал,  что  отрицание  общности  России  с  европейской
культурой  зиждется  на  «настроении,  выдающем  себя  за  си-
стему».

В современной России евразийство и неоевразийство кри-

тикуют, используя классические антитезисы, перенося их на со-
бытия  новейшего  времени.  В  частности,  у  большинства

современных критиков вызывает несогласие оценка неоевразийцами
роли Соединённых Штатов и либеральной идеологии в мировой исто-
рии, перестройки и событий 1991 и 1993 гг. В консервативных кругах
евразийцы сталкиваются с непониманием их обращения к постмо-
дерну, терпимому отношению к различным культурам и религиозным
конфессиям. 

Се

минар Левиафан


background image

Се
минар Левиафан

Левиафан.

Материалы семинара геополитика\геостратегия

Центра Консервативных Исследований

Социологического факультета

МГУ им. М. В. Ломоносова

Научно-аналитическое издание.

Выпуск I. 224 стр.

Печатается по решению кафедры 

Социологии Международных Отношений

Социологического факультета

МГУ им. М. В. Ломоносова

© - авторы

Редактор 

Савин Л. В.

Корректор 

Новгородова А. И.

Верстка 

Максимов И. В.

Подписано в печать 18.01.2011

Формат издания 133х203. Печать цифровая.

Усл. печ. л. 7,8. Тираж 300 экз.

Отпечатано с электронной версии в ООО “Книга по Требованию”,

119270, г. Москва, Лужнецкая наб., д 2/4, стр.6, оф. 106