ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2386
Скачиваний: 5
Семинар №4 Евразийство в XXI веке
217
4. Переходя к вопросам практической политики, следует отметить
мировоззренческую необоснованность и конъюнктурность в рамках
«неоевразийского» проекта путинистского лоялизма. Перечислим
лишь основные достижения путинского правления.
В экономической и социальной сферах это закрепление итогов
приватизации, политики рыночного фундаментализма, сырьевой спе-
циализации России, «замораживание» в Стабилизационном фонде,
вывоз из России и вложение в американскую экономику доходов от
экспорта невосполнимых сырьевых ресурсов, резкое нарастание иму-
щественного расслоения общества.
В сфере внешней политики это допущенные в Среднюю
Азию американские военные базы, геополитическое поражение
на Украине, в Закавказье и Средней Азии (победа «цветных ре-
волюций»), фактический провал проекта государственного объ-
единения с Белоруссией.
В сфере обороноспособности страны это сокращение за
период президентства Путина стратегических ядерных сил на
391 носитель и 2433 заряда, ликвидация ракет типа «Сатана»,
полный развал сил общего назначения, разгром Генштаба, уни-
чтожение космической станции «Мир», оставленное безо вся-
кой реакции со стороны правительства России потопление
подводной лодки «Курск», ратификация соглашения с НАТО,
допускающего «законное» введение войск противника на тер-
риторию России. И т.д.
В координатах и терминах «неоевразийства», следова-
тельно, путинский режим не может быть оценен иначе как ат-
лантистская агентура в самом сердце Евразии, а его политика
– как геополитическое предательство. В этой ситуации «не-
оевразийцы» должны были бы занять радикально оппозицион-
ную, нон-конформистскую позицию. Вместо этого мы видим
не просто лоялизм и оппортунизм, а активную и деятельную
поддержку режима.
Подводя итоги, нельзя не отметить что «неоевразийство» в версии
А.Г. Дугина характеризуется, во-первых, внутренней противоречи-
востью, алогичностью, отсутствием мировоззренческой цельности, ис-
кажением тех мировоззренческих систем, на преемственность которых
оно претендует, и, во-вторых, непоследовательностью и непринципи-
альностью своей практической политической позиции.
Се
минар Левиафан
Доклады
218
Критика евразийства
Н.А. Бердяевым
Юлия Фирсова
студентка МГиМО
Среди критиков евразийства был и крупный представитель рус-
ской религиозной философии, человек выдающийся и авторитетный,
Николай Александрович Бердяев. В 1925 в Париже в свет вы-
ходит журнал «Путь», а в 1927 г. его известная статья «Утопи-
ческий этатизм евразийцев», в которой Николай
Александрович критиковал некоторые стороны евразийства.
Прежде чем перейти к изложению положений его кри-
тики, следует отметить, что Бердяев видит и положительные
стороны этого течения. В частности, в доктрине он узрел, с
одной стороны, возрождение мысли старых славянофилов, но
с другой – он отмечает, что у евразийцев есть новая настроен-
ность, не подавленность революцией, а пореформенная бод-
рость. Он выступал защитником евразийства против тех, кто
считал их «сменовеховцами» или агентами большевиков. Это
– единственное пореволюционное идейное направление, воз-
никшее в эмигрантской среде, и направление очень активное.
Все остальные направления, «правые» и «левые», носят доре-
волюционный характер и потому безнадежно лишены творче-
ской жизни и значения в будущем. Евразийцы стоят вне
обычных «правых» и «левых».
Евразийцы чувствуют, что происходит серьёзный
мировой кризис, что начинается новая историческая
эпоха. Характер этого кризиса они не совсем верно себе
представляют, полагая, что существо его заключается в
разложении и конце романо-германской, европейской
цивилизации (старый традиционный мотив славяно-
фильствующей мысли). Но заслуга их в том, что они остро чув-
ствуют размеры происшедшего переворота и невозможность
возврата к тому, что было до войны и революции. Евразийцы
решительно провозглашают примат культуры над политикой.
Они понимают, что русский вопрос духовно-культурный, а не
политический вопрос.
Се
минар Левиафан
Семинар №4 Евразийство в XXI веке
219
Бердяев считал серьезными и теоретически ценными некоторые
идеи евразийства: стремление русского народа бороться за националь-
ную самобытность вопреки реакционно настроенной части русской
интеллигенции. Также он считал, что еразийцы вскрыли политическую
и идейную опасность европоцентризма.
Но в евразийстве, по мнению Николая Александровича, есть
также элементы зловредные и ядовитые, которым необходимо проти-
водействовать. Многие старые русские грехи перешли в евразийство
в утрированной форме. Евразийцы чувствуют мировой кризис. Но они
не понимают, что окончание новой истории, при котором мы
присутствуем, есть вместе с тем возникновение новой универ-
салистической эпохи, подобной эпохе эллинистической. Нацио-
нализм есть рождение новой эпохи. Ныне кончаются времена
замкнутых национальных существований. Все национальные
организмы ввергнуты в мировой круговорот и в мировую ширь.
Происходит взаимопроникновение культурных типов Востока
и Запада. Прекращается автаркия Запада, как прекращается ав-
таркия Востока. Эллинистическая эпоха действительно была
эпохой «евразийской» культуры, но в том смысле, что в ней со-
единились Восток и Запад, Азия и Европа. Такого рода «евра-
зийство» есть универсализм, подготовивший почву для
христианства.
Но современное евразийство враждебно всякому универ-
сализму, оно представляет себе евразийский культурно-истори-
ческий тип статически-замкнутым. Евразийцы хотят остаться
националистами, замыкающимися от Европы и враждебными
Европе. Этим они отрицают вселенское значение православия
и мировое призвание России, как великого мира Востоко-За-
пада, соединяющего в себе два потока всемирной истории. Их
евразийская культура будет одной из замкнутых восточных,
азиатских культур. Они хотят, чтобы мир остался разорван-
ным, Азия и Европа разобщенными, т.е. они в сущности
антиевразийцы.
Евразийство остается лишь географическим термином и не при-
обретает культурно-исторического смысла, противоположного всякому
замыканию, самодовольству и самоудовлетворённости. Задача, которая
теперь стоит перед Россией, ничего общего не имеет с той задачей, ко-
торая стояла перед допетровской, старой Россией. Это есть задача
Се
минар Левиафан
Доклады
220
не замыкания, а выхода в мировую ширь. И размыкание, и выход в ми-
ровую ширь вовсе не означает европеизации России, подчинения ее
западным началам, а означает мировое духовное влияние России, рас-
крытие Западу своих духовных богатств.
Так должен образоваться в мире единый духовный космос, в ко-
торый русский народ должен сделать свой большой вклад. Русская
идея, которая вырабатывалась русской мыслью XIX века, всегда была
такой идеей. И евразийцы неверны русской идее, они порывают с луч-
шими традициями нашей религиозно-национальной мысли. Они де-
лают шаг назад по сравнению с Хомяковым и Достоевским и в
этом они духовные реакционеры. Отношение евразийцев к За-
паду и западному христианству в корне ложное и нехристиан-
ское. Культивирование нелюбви и отвращения к другим
народам есть грех, в котором следует каяться.
Бердяев говорил, что человек выше государства. «Я не
вижу, чтобы евразийцы защищали свободу человеческого духа,
которой грозят со всех сторон опасности. Они - коллективисты
почти в такой же степени, как и коммунисты, как и крайние
правые монархисты, они склонны признавать абсолютный
примат коллектива и его господство над личностью»
Евразийская идеология утверждает, что государство есть
становящаяся, не усовершенствованная Церковь. Таким обра-
зом, утверждается принципиальный монизм в понимании от-
ношений между Церковью и государством, и государство
понимается как функция и орган Церкви, государство приобре-
тает всеобъемлющее значение. Принципиальный дуализм двух
порядков - Церкви и государства, Царства Божьего и царства
кесаря, который останется до конца мира и до преображения
мира, не признается, стирается, как это много раз уже делалось
в истории христианства. Это есть один из вечных соблазнов,
подстерегающих христианский мир, и на этой почве рож-
даются утопии, принимающие разнообразные формы - от тео-
кратии папской и императорской до коммунизма и евразийства.
С точки зрения истории идей в идеократии вы узнаете старую уто-
пию, изложенную в «Республике» Платона. Совершенное государство
Платона есть абсолютная тирания. Правящий слой, который будет но-
сителем истинной евразийской идеологии, и должен создать респуб-
лику Платоновского типа, управляемую «философами» (такими
Се
минар Левиафан
Семинар №4 Евразийство в XXI веке
221
«философами» будут себя считать все евразийские молодые люди, ни-
когда о философии не помышлявшие). У Платона была вечная и ис-
тинная аристократическая идея господства лучших, но Платоновская
утопия совершенного государства, очень живучая в истории, означает
подавление личности и свободы. По сравнению с этим политика Ари-
стотеля с его несовершенным государством представляется блажен-
ством, возможностью свободно дышать. По-видимому, во имя свободы
добра необходимо допустить и некоторую свободу зла. Сам Бог допу-
стил существование зла и этим указал на значение свободы.
Се
минар Левиафан
Н. А. Бердяев