Файл: Левиафан выпуск 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2322

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

217

4. Переходя к вопросам практической политики, следует отметить

мировоззренческую необоснованность и конъюнктурность в рамках
«неоевразийского»  проекта  путинистского  лоялизма.  Перечислим
лишь основные достижения путинского правления. 

В экономической и социальной сферах это закрепление итогов

приватизации, политики рыночного фундаментализма, сырьевой спе-
циализации  России,  «замораживание»  в  Стабилизационном  фонде,
вывоз из России и вложение в американскую экономику доходов от
экспорта невосполнимых сырьевых ресурсов, резкое нарастание иму-

щественного расслоения общества. 

В сфере внешней политики это допущенные в Среднюю

Азию американские военные базы, геополитическое поражение
на Украине, в Закавказье и Средней Азии (победа «цветных ре-
волюций»), фактический провал проекта государственного объ-
единения с Белоруссией. 

В сфере обороноспособности страны это сокращение за

период президентства Путина стратегических ядерных сил на
391 носитель и 2433 заряда, ликвидация ракет типа «Сатана»,
полный развал сил общего назначения, разгром Генштаба, уни-
чтожение космической станции «Мир», оставленное безо вся-
кой  реакции  со  стороны  правительства  России  потопление
подводной лодки «Курск», ратификация соглашения с НАТО,
допускающего «законное» введение войск противника на тер-
риторию России. И т.д. 

В  координатах  и  терминах  «неоевразийства»,  следова-

тельно, путинский режим не может быть оценен иначе как ат-
лантистская агентура в самом сердце Евразии, а его политика
– как геополитическое предательство. В этой ситуации «не-
оевразийцы» должны были бы занять радикально оппозицион-
ную, нон-конформистскую позицию. Вместо этого мы видим
не просто лоялизм и оппортунизм, а активную и деятельную
поддержку режима.

Подводя итоги, нельзя не отметить что «неоевразийство» в версии

А.Г.  Дугина  характеризуется,  во-первых,  внутренней  противоречи-
востью, алогичностью, отсутствием мировоззренческой цельности, ис-
кажением тех мировоззренческих систем, на преемственность которых
оно претендует, и, во-вторых, непоследовательностью и непринципи-
альностью своей практической политической позиции.

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

218

Критика евразийства

Н.А. Бердяевым

Юлия Фирсова

студентка МГиМО

Среди критиков  евразийства был и крупный представитель рус-

ской религиозной философии, человек выдающийся и авторитетный,
Николай Александрович Бердяев. В 1925 в Париже в свет вы-
ходит журнал «Путь», а в 1927 г. его известная статья «Утопи-
ческий  этатизм  евразийцев»,  в  которой  Николай
Александрович критиковал некоторые стороны евразийства.

Прежде чем перейти к изложению положений его кри-

тики, следует отметить, что Бердяев видит и положительные
стороны этого течения. В частности, в доктрине он узрел, с
одной стороны,  возрождение мысли старых славянофилов, но
с другой – он отмечает, что у евразийцев есть новая настроен-
ность, не подавленность революцией, а пореформенная бод-
рость. Он выступал защитником евразийства против тех, кто
считал их «сменовеховцами» или агентами большевиков.  Это
– единственное пореволюционное идейное направление, воз-
никшее в эмигрантской среде, и направление очень активное.
Все остальные направления, «правые» и «левые», носят доре-
волюционный характер и потому безнадежно лишены творче-
ской  жизни  и  значения  в  будущем.  Евразийцы  стоят  вне
обычных «правых» и «левых».

Евразийцы  чувствуют,  что  происходит  серьёзный

мировой  кризис,  что  начинается  новая  историческая
эпоха. Характер этого кризиса они не совсем верно себе
представляют, полагая, что существо его заключается в
разложении  и  конце  романо-германской,  европейской
цивилизации  (старый  традиционный  мотив  славяно-
фильствующей мысли). Но заслуга их в том, что они остро чув-
ствуют  размеры  происшедшего  переворота  и  невозможность
возврата  к  тому,  что  было  до  войны  и  революции.  Евразийцы
решительно  провозглашают  примат  культуры  над  политикой.
Они  понимают,  что  русский  вопрос  духовно-культурный,  а  не
политический вопрос.

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

219

Бердяев считал серьезными и теоретически ценными некоторые

идеи евразийства: стремление русского народа бороться за националь-
ную самобытность вопреки реакционно настроенной части русской
интеллигенции. Также он считал, что еразийцы вскрыли политическую
и идейную опасность европоцентризма. 

Но  в  евразийстве,  по  мнению  Николая  Александровича,  есть

также элементы зловредные и ядовитые, которым необходимо проти-
водействовать. Многие старые русские грехи перешли в евразийство
в утрированной форме. Евразийцы чувствуют мировой кризис. Но они

не понимают, что окончание новой истории, при котором мы
присутствуем, есть вместе с тем возникновение новой универ-
салистической эпохи, подобной эпохе эллинистической. Нацио-
нализм есть рождение новой эпохи. Ныне кончаются времена
замкнутых национальных существований. Все национальные
организмы ввергнуты в мировой круговорот и в мировую ширь.
Происходит взаимопроникновение культурных типов Востока
и Запада. Прекращается автаркия Запада, как прекращается ав-
таркия Востока. Эллинистическая эпоха действительно была
эпохой «евразийской» культуры, но в том смысле, что в ней со-
единились Восток и Запад, Азия и Европа. Такого рода «евра-
зийство»  есть  универсализм,  подготовивший  почву  для
христианства. 

Но современное евразийство враждебно всякому универ-

сализму, оно представляет себе евразийский культурно-истори-
ческий тип статически-замкнутым. Евразийцы хотят остаться
националистами, замыкающимися от Европы и враждебными
Европе. Этим они отрицают вселенское значение православия
и мировое призвание России, как великого мира Востоко-За-
пада, соединяющего в себе два потока всемирной истории. Их
евразийская культура будет одной из замкнутых восточных,
азиатских культур. Они хотят, чтобы мир остался разорван-
ным, Азия и Европа разобщенными, т.е. они в сущности

антиевразийцы. 

Евразийство остается лишь географическим термином и не при-

обретает культурно-исторического смысла, противоположного всякому
замыканию, самодовольству и самоудовлетворённости. Задача, которая
теперь стоит перед Россией, ничего общего не имеет с той задачей, ко-
торая стояла перед допетровской, старой Россией. Это есть задача

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

220

не замыкания, а выхода в мировую ширь. И размыкание, и выход в ми-
ровую ширь вовсе не означает европеизации России, подчинения ее
западным началам, а означает мировое духовное влияние России, рас-
крытие Западу своих духовных богатств. 

Так должен образоваться в мире единый духовный космос, в ко-

торый русский народ должен сделать свой большой вклад. Русская
идея, которая вырабатывалась русской мыслью XIX века, всегда была
такой идеей. И евразийцы неверны русской идее, они порывают с луч-
шими традициями нашей религиозно-национальной мысли. Они де-
лают шаг назад по сравнению с Хомяковым и Достоевским и в
этом они духовные реакционеры. Отношение евразийцев к За-
паду и западному христианству в корне ложное и нехристиан-
ское.  Культивирование  нелюбви  и  отвращения  к  другим
народам есть грех, в котором следует каяться. 

Бердяев говорил, что человек выше государства. «Я не

вижу, чтобы евразийцы защищали свободу человеческого духа,
которой грозят со всех сторон опасности. Они - коллективисты
почти в такой же степени, как и коммунисты, как и крайние
правые  монархисты,  они  склонны  признавать  абсолютный
примат коллектива и его господство над личностью»

Евразийская идеология утверждает, что государство есть

становящаяся, не усовершенствованная Церковь. Таким обра-
зом, утверждается принципиальный монизм в понимании от-
ношений  между  Церковью  и  государством,  и  государство
понимается как функция и орган Церкви, государство приобре-
тает всеобъемлющее значение. Принципиальный дуализм двух
порядков - Церкви и государства, Царства Божьего и царства
кесаря, который останется до конца мира и до преображения
мира, не признается, стирается, как это много раз уже делалось
в истории христианства. Это есть один из вечных соблазнов,
подстерегающих  христианский  мир,  и  на  этой  почве  рож-
даются утопии, принимающие разнообразные формы - от тео-
кратии папской и императорской до коммунизма и евразийства.

С точки зрения истории идей в идеократии вы узнаете старую уто-

пию, изложенную в «Республике» Платона. Совершенное государство
Платона есть абсолютная тирания. Правящий слой, который будет но-
сителем истинной евразийской идеологии, и должен создать респуб-
лику  Платоновского  типа,  управляемую  «философами»  (такими

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

221

«философами» будут себя считать все евразийские молодые люди, ни-
когда о философии не помышлявшие). У Платона была вечная и ис-
тинная аристократическая идея господства лучших, но Платоновская
утопия совершенного государства, очень живучая в истории, означает
подавление личности и свободы. По сравнению с этим политика Ари-
стотеля с его несовершенным государством представляется блажен-
ством, возможностью свободно дышать. По-видимому, во имя свободы
добра необходимо допустить и некоторую свободу зла. Сам Бог допу-
стил существование зла и этим указал на значение свободы.

Се

минар Левиафан

Н. А. Бердяев