ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 974
Скачиваний: 1
71
БРИКС
Путь Китая к мирному развитию был определен в соответствии с его
собственным опытом и исследованиями, а также с учетом опыта чужих
ошибок прошлого и настоящего. Китай уникален в своих сложных усло-
виях жизни и количестве населения, вследствие чего для него просто не-
возможно механически скопировать или позаимствовать чужой опыт. Мы
должны постоянно учиться на чужих ошибках и вносить своевременные
коррективы в собственную практику. В этой ситуации Китай нуждается в
понимании, поддержке и сотрудничестве с международным сообществом.
Мы искренне надеемся, что международное сообщество отнесется с
глубоким пониманием к культурным традициям Китая и эволюции его вы-
бора социальной и политической систем, а также к его главным ценностям,
будет соблюдать суверенитет Китая, его территориальную целостность,
безопасность и социальную стабильность, которые представляют основ-
ной интерес для Китая.
2) Более активная и продуктивная китайская дипломатия
Китаю близка независимая международная политика, целью которой
является всеобщий мир. Он выносит свои суждения и решения в соот-
ветствии с фактами. Он не вступает в союз ни с одной страной и строго
придерживается пяти принципов мирного сосуществования. Он пропа-
гандирует дружественные отношения со всеми странами. Он против геге-
монизма и сам не стремится к гегемонии.
В последние годы китайские лидеры посетили многие страны Азии,
Африки, Европы, Океании и Америки, которые широко пропагандируют
двусторонние отношения и сотрудничество. Одновременно Китай принял
активное участие в посредничестве при решении таких острых вопросов,
как корейский «ядерный вопрос» и «иранский вопрос». Что касается
кризиса в Сирии, Китай отправил специальную миссию в регион, а так-
же стимулировал Совет Безопасности к достижению важного консенсуса
по сирийскому вопросу. Этими действиями Китай внес свой вклад в мир и
стабильность в регионе.
Китай несет ответственность за то, что придерживается своих принци-
пов и говорит «нет» тому, что, по его мнению, не является правильным —
таково политическое поведение с истинно китайским подходом. Придер-
живаясь справедливости и защищая свои принципы, Китай не преследует
свои интересы. Китай не совершает действий только ради того, чтобы уго-
дить некоторым странам. Он оценивает, соответствуют ли действия меж-
Китай: история и современные геополитические вызовы
72
Геополитика XVIII
дународному праву и нормам международных отношений, и служат ли они
удовлетворению основных интересов китайского народа и народов других
стран мира. Лучшим примером этого может послужить резолюция Совета
Безопасности ООН по Сирии.
Китайская дипломатия не только имеет определенные принципы, но и
твердо придерживается установленных правил. Сегодня некоторые стра-
ны, неспособные победить в честной конкуренции, облегчают себе задачу
и меняют правила вместо того, чтобы повышать свою конкурентоспособ-
ность. Правила созданы для того, чтобы им следовать, и не могут быть из-
менены в одностороннем порядке или просто по своей воле. Для внесения
необходимых изменений международное сообщество должно изучить но-
вую схему взаимодействия между ведущими странами мира.
3) Оборонная политика Китая
Оборонная политика Китая представляет собой активную оборону.
Это определено Путем развития, основными задачами, международной
политикой, историческими и культурными традициями. Возможности
обороны Китая определяются его мирным окружением и одновременно
помогают ему пропагандировать мир и развитие.
Китай не станет нападать первым, если только сам не будет атакован
прежде. Если Китай будет атакован, он, конечно, вынужден будет пойти в
контрнаступление.
Развивая свою экономику, Китай одновременно повышает националь-
ную обороноспособность. Китай сам разрабатывает и производит воору-
жения, а Запад сам до сих пор санкционирует продажу китайского оружия.
Китай развивает свою обороноспособность главным образом для само-
защиты и не вступает в гонку вооружений ни с одной страной.
Китай придерживается резолюции разрешения споров путем мирных
переговоров, а не военными средствами. В рамках военной стратегии он
выступает скорее за соперничество, нежели за нападение.
Ни сегодня, ни в будущем Китай не стремится, и не будет стремиться
к гегемонии. Он никогда не начнет экспансию с использованием военной
силы.
Задача сил обороны Китая заключается в том, чтобы сохранить наци-
ональный суверенитет, безопасность и развитие, чтобы противостоять
агрессорам, защищая свои территории, внутренние водные пути, морские
и аэрокосмические территории, поддерживать безопасность внешнего
Чжай Децюань
73
БРИКС
пространства, магнитно-электронное и киберпространства, противосто-
ять и сдерживать реализацию таких программ, как «Независимость Тайва-
ня», «Силы Восточного Туркестана», «Независимость Тибета».
Китай придерживается политики неприменения ядерного оружия пер-
вым и ядерной стратегии самозащиты, а также не участвует в гонке ядер-
ных вооружений.
Обороноспособность также поддерживает социальную гармонию и
стабильность в стране.
Ускоряет модернизацию национальной обороны и вооруженных сил,
достигнет успехов в механизации и информатизации страны к 2020 году.
4) Внутренняя политика Китая
Внутреннюю политику Китая можно охарактеризовать через понятия
стабильности, реформы, открытости. Главным приоритетом является ста-
бильность. Без нее невозможны любые иные начинания.
Реформа правительственных институтов и их линии поведения, опе-
рации управляющих, работа с кадрами и руководящая политика, работа
и обустройство сельских областей, избирательной системы, работы госу-
дарства и партии и антикоррупционные процедуры привели к возникно-
вению очень серьезной ситуации.
Если эта работа не будет проведена успешно, судьба партии и государ-
ства будет поставлена на карту, поскольку это отделит партию и правитель-
ство от народа. В то время как цель реформы заключается в том, чтобы еще
лучше служить народу. И в процессе реформирования главный приоритет
отдается народу.
Будут предприниматься меры по усилению открытости страны, ибо
для Китая это — единственный путь интегрироваться в международное
сообщество. Благодаря этому, Китай может иметь постоянный обмен с
внешним миром и учиться лучшему у других народов.
Китайско-американские отношения
Отношения между Китаем и США — одни из наиболее важных и слож-
ных отношений в мире. Важно, что двустороннее сотрудничество могло бы
быть взаимовыгодным и приносить огромную пользу — однако представ-
ляется чрезвычайно трудным, если не сказать невозможным, достичь это-
го в одностороннем порядке, без участия второй стороны. Среди причин,
предопределяющих сложность взаимоотношений можно назвать такие,
как: различия в политике, социальных системах, экономических услови-
Китай: история и современные геополитические вызовы
74
Геополитика XVIII
ях, идеологии, философских убеждениях, ценностях, стадиях социального
развития, в религии, культуре, традициях, составе населения. Основыва-
ясь на прошлом опыте, можно заключить, что общей тенденцией этих от-
ношений является то, что они по-прежнему не выйдут из-под контроля, но
ожидать их значительного улучшения в скором времени также не следует.
Эти двусторонние отношения никогда не развивались гладко из-за не-
достатка взаимного доверия и уверенности. Китай всегда чувствует себя
оскорбленным, когда США продают оружие в Тайвань или американский
президент проводит встречу с Далай-ламой, или когда США публикуют
доклад о правах человека, в котором обвиняют Китай в несоблюдении прав
человека и т.д. В то же время Америка снова и снова просит Китай реваль-
вировать юань, требует прозрачности в военной доктрине и в вопросах
стратегических вооружений и т.п.
Во втором десятилетии ХХI века в Восточной Азии произошли мас-
штабные изменения. Китай стал второй по величине мировой экономикой,
и сегодня Япония и Южная Корея имеют больше экономических связей с
Китаем, нежели с Америкой. В 2010 году объемы торговли между Китаем и
Южной Кореей составляли 188,4 млрд долл., а объем торгов Китая и Япо-
нии достиг 303,030 млрд долл. — в то время как объем торгов Республики
Корея и США составил всего 86,9 млрд. долл., а американо-японский тор-
говый оборот — 78,94 млн. долл. Более того, на заседаниях стран АСЕАН
в форматах «10+3» и «10+1» без присутствия США, народы Японии и
Южной Кореи продемонстрировали значительные антиамериканские на-
строения; наряду с этим, многие азиатские страны-члены АСЕАН имеют
больше экономических связей с Китаем.
Все это стало возможным, поскольку в последние десять лет Америка
увязла в своей борьбе с терроризмом в Афганистане и Ираке. Одновре-
менно США почувствовали ослабление своей связи с Японией и Южной
Кореей и начали терять влияние в Восточной и Юго-Восточной Азии. Аме-
рика опасается, что Китай заполнит этот вакуум и упразднит там влияние
США. Поэтому администрация Обамы рассматривает Азиатско-Тихооке-
анский регион как наиболее динамично развивающийся, с такими дина-
мично растущими экономиками, как китайская и индийская; и поскольку
последний является регионом, представляющим большой интерес, Со-
единенные Штаты решили переключить свое стратегическое внимание на
Чжай Децюань
75
БРИКС
Восточную Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион с 2012 года, и, если
быть более точным — начиная 5 января.
Однако, пострадав от финансового кризиса 2007 года, регион может
больше не представлять какой-либо существенной экономической выгоды
для желаемых партнеров. Единственным преимуществом США является
превосходство в вооруженных силах и обладание современным оружием,
вследствие чего было обещано не сокращать военные расходы в этом реги-
оне, хотя военный бюджет США будет урезан до 500 млрд. долл. в ближай-
шие десять лет. Одновременно министр обороны Соединенных Штатов
пообещал, что 60% вооруженных сил будут направлены именно в этот ре-
гион. Двусторонние военные договоры были подписаны США с Японией,
Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, а американские военные со-
единения направлены в Индию и Вьетнам для совместных учений. Цель
всех этих мероприятий заключается в осуществлении Соединенными
Штатами своего политического влияния и поддержании связей с партне-
рами таким образом, чтобы сдерживать Китай.
В современной военной диспозиции вокруг Китая можно наблюдать
«три блокадных кольца», а именно: первое кольцо располагается между
Курильскими островами и Тайванем, второе кольцо находится между
Японией, остров Гуам и Филиппинами, третье кольцо образуют Гавайи и
Австралия. Эти «кольца» созданы для того, чтобы не допустить распро-
странения «морского влияния» Китая на большие расстояния и привести
к беспорядкам или возникновению горячих точек вокруг него. Приме-
ром подобного подхода являются недавно появившиеся на карте острова
Дяоюйдао. В последние месяцы Япония вдруг стала проводить жесткую
политику по отношению к китайским рыболовам и разыгрывала фарс во-
круг покупки и национализации собственности на острова Дяоюйдао на
основании исков частных лиц. Острова были отделены от Китая вместе с
Тайванем после поражения военно-морских сил династии Цин в 1894 году.
После Второй мировой войны, Потсдамская и Каирская декларации
определили, что все территории, оккупированные Японией во время по-
следних войн, должны были быть возвращены своим исконным владельцам.
Америка передала право управления Курильскими островами и острова-
ми Дяоюйдао Японии в 1970 году в соответствии с существовавшим тогда
менталитетом «Холодной войны». Однако поскольку острова Дяоюйдао
необитаемы, лидеры Китая и Японии во время установления дипломатиче-
Китай: история и современные геополитические вызовы