Файл: Геополитика номер 18.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 974

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

БРИКС

Путь Китая к мирному развитию был определен в соответствии с его 

собственным опытом и исследованиями, а также с учетом опыта чужих 

ошибок прошлого и настоящего. Китай уникален в своих сложных усло-

виях жизни и количестве населения, вследствие чего для него просто не-

возможно механически скопировать или позаимствовать чужой опыт. Мы 

должны постоянно учиться на чужих ошибках и вносить своевременные 

коррективы в собственную практику. В этой ситуации Китай нуждается в 

понимании, поддержке и сотрудничестве с международным сообществом.

Мы искренне надеемся, что международное сообщество отнесется с 

глубоким пониманием к культурным традициям Китая и эволюции его вы-

бора социальной и политической систем, а также к его главным ценностям, 

будет соблюдать суверенитет Китая, его территориальную целостность, 

безопасность и социальную стабильность, которые представляют основ-

ной интерес для Китая.

2) Более активная и продуктивная китайская дипломатия 

Китаю близка независимая международная политика, целью которой 

является всеобщий мир. Он выносит свои суждения и решения в соот-

ветствии с фактами. Он не вступает в союз ни с одной страной и строго 

придерживается пяти принципов мирного сосуществования. Он пропа-

гандирует дружественные отношения со всеми странами. Он против геге-

монизма и сам не стремится к гегемонии. 

В последние годы китайские лидеры посетили многие страны Азии, 

Африки, Европы, Океании и Америки, которые широко пропагандируют 

двусторонние отношения и сотрудничество. Одновременно Китай принял 

активное участие в посредничестве при решении таких острых вопросов, 

как корейский «ядерный вопрос» и «иранский вопрос». Что касается 

кризиса в Сирии, Китай отправил специальную миссию в регион, а так-

же стимулировал Совет Безопасности к достижению важного консенсуса 

по сирийскому вопросу. Этими действиями Китай внес свой вклад в мир и 

стабильность в регионе.

Китай несет ответственность за то, что придерживается своих принци-

пов и говорит «нет» тому, что, по его мнению, не является правильным — 

таково политическое поведение с истинно китайским подходом. Придер-

живаясь справедливости и защищая свои принципы, Китай не преследует 

свои интересы. Китай не совершает действий только ради того, чтобы уго-

дить некоторым странам. Он оценивает, соответствуют ли действия меж-

Китай: история и современные геополитические вызовы


background image

72

Геополитика XVIII

дународному праву и нормам международных отношений, и служат ли они 

удовлетворению основных интересов китайского народа и народов других 

стран мира. Лучшим примером этого может послужить резолюция Совета 

Безопасности ООН по Сирии.

Китайская дипломатия не только имеет определенные принципы, но и 

твердо придерживается установленных правил. Сегодня некоторые стра-

ны, неспособные победить в честной конкуренции, облегчают себе задачу 

и меняют правила вместо того, чтобы повышать свою конкурентоспособ-

ность. Правила созданы для того, чтобы им следовать, и не могут быть из-

менены в одностороннем порядке или просто по своей воле. Для внесения 

необходимых изменений международное сообщество должно изучить но-

вую схему взаимодействия между ведущими странами мира.

3) Оборонная политика Китая

Оборонная политика Китая представляет собой активную оборону. 

Это определено Путем развития, основными задачами, международной 

политикой, историческими и культурными традициями. Возможности 

обороны Китая определяются его мирным окружением и одновременно 

помогают ему пропагандировать мир и развитие.

Китай не станет нападать первым, если только сам не будет атакован 

прежде. Если Китай будет атакован, он, конечно, вынужден будет пойти в 

контрнаступление.

Развивая свою экономику, Китай одновременно повышает националь-

ную обороноспособность. Китай сам разрабатывает и производит воору-

жения, а Запад сам до сих пор санкционирует продажу китайского оружия.

Китай развивает свою обороноспособность главным образом для само-

защиты и не вступает в гонку вооружений ни с одной страной. 

Китай придерживается резолюции разрешения споров путем мирных 

переговоров, а не военными средствами. В рамках военной стратегии он 

выступает скорее за соперничество, нежели за нападение.

Ни сегодня, ни в будущем Китай не стремится, и не будет стремиться 

к гегемонии. Он никогда не начнет экспансию с использованием военной 

силы.

Задача сил обороны Китая заключается в том, чтобы сохранить наци-

ональный суверенитет, безопасность и развитие, чтобы противостоять 

агрессорам, защищая свои территории, внутренние водные пути, морские 

и аэрокосмические территории, поддерживать безопасность внешнего 

Чжай Децюань


background image

73

БРИКС

пространства, магнитно-электронное и киберпространства, противосто-

ять и сдерживать реализацию таких программ, как «Независимость Тайва-

ня», «Силы Восточного Туркестана», «Независимость Тибета».

Китай придерживается политики неприменения ядерного оружия пер-

вым и ядерной стратегии самозащиты, а также не участвует в гонке ядер-

ных вооружений.

Обороноспособность также поддерживает социальную гармонию и 

стабильность в стране.

Ускоряет модернизацию национальной обороны и вооруженных сил, 

достигнет успехов в механизации и информатизации страны к 2020 году. 

4) Внутренняя политика Китая

Внутреннюю политику Китая можно охарактеризовать через понятия 

стабильности, реформы, открытости. Главным приоритетом является ста-

бильность. Без нее невозможны любые иные начинания.

Реформа правительственных институтов и их линии поведения, опе-

рации управляющих, работа с кадрами и руководящая политика, работа 

и обустройство сельских областей, избирательной системы, работы госу-

дарства и партии и антикоррупционные процедуры привели к возникно-

вению очень серьезной ситуации. 

Если эта работа не будет проведена успешно, судьба партии и государ-

ства будет поставлена на карту, поскольку это отделит партию и правитель-

ство от народа. В то время как цель реформы заключается в том, чтобы еще 

лучше служить народу. И в процессе реформирования главный приоритет 

отдается народу. 

Будут предприниматься меры по усилению открытости страны, ибо 

для Китая это — единственный путь интегрироваться в международное 

сообщество. Благодаря этому, Китай может иметь постоянный обмен с 

внешним миром и учиться лучшему у других народов.

Китайско-американские отношения

Отношения между Китаем и США — одни из наиболее важных и слож-

ных отношений в мире. Важно, что двустороннее сотрудничество могло бы 

быть взаимовыгодным и приносить огромную пользу — однако представ-

ляется чрезвычайно трудным, если не сказать невозможным, достичь это-

го в одностороннем порядке, без участия второй стороны. Среди причин, 

предопределяющих сложность взаимоотношений можно назвать такие, 

как: различия в политике, социальных системах, экономических услови-

Китай: история и современные геополитические вызовы


background image

74

Геополитика XVIII

ях, идеологии, философских убеждениях, ценностях, стадиях социального 
развития, в религии, культуре, традициях, составе населения. Основыва-
ясь на прошлом опыте, можно заключить, что общей тенденцией этих от-
ношений является то, что они по-прежнему не выйдут из-под контроля, но 
ожидать их значительного улучшения в скором времени также не следует.

Эти двусторонние отношения никогда не развивались гладко из-за не-

достатка взаимного доверия и уверенности. Китай всегда чувствует себя 
оскорбленным, когда США продают оружие в Тайвань или американский 
президент проводит встречу с Далай-ламой, или когда США публикуют 
доклад о правах человека, в котором обвиняют Китай в несоблюдении прав 
человека и т.д. В то же время Америка снова и снова просит Китай реваль-
вировать юань, требует прозрачности в военной доктрине и в вопросах 
стратегических вооружений и т.п.

Во втором десятилетии ХХI века в Восточной Азии произошли мас-

штабные изменения. Китай стал второй по величине мировой экономикой, 
и сегодня Япония и Южная Корея имеют больше экономических связей с 
Китаем, нежели с Америкой. В 2010 году объемы торговли между Китаем и 
Южной Кореей составляли 188,4 млрд долл., а объем торгов Китая и Япо-
нии достиг 303,030 млрд долл. — в то время как объем торгов Республики 
Корея и США составил всего 86,9 млрд. долл., а американо-японский тор-
говый оборот — 78,94 млн. долл. Более того, на заседаниях стран АСЕАН 
в форматах «10+3» и «10+1» без присутствия США, народы Японии и 
Южной Кореи продемонстрировали значительные антиамериканские на-
строения; наряду с этим, многие азиатские страны-члены АСЕАН имеют 
больше экономических связей с Китаем.

Все это стало возможным, поскольку в последние десять лет Америка 

увязла в своей борьбе с терроризмом в Афганистане и Ираке. Одновре-
менно США почувствовали ослабление своей связи с Японией и Южной 
Кореей и начали терять влияние в Восточной и Юго-Восточной Азии. Аме-
рика опасается, что Китай заполнит этот вакуум и упразднит там влияние 
США. Поэтому администрация Обамы рассматривает Азиатско-Тихооке-
анский регион как наиболее динамично развивающийся, с такими дина-
мично растущими экономиками, как китайская и индийская; и поскольку 
последний является регионом, представляющим большой интерес, Со-
единенные Штаты решили переключить свое стратегическое внимание на 

Чжай Децюань


background image

75

БРИКС

Восточную Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион с 2012 года, и, если 

быть более точным — начиная 5 января.

Однако, пострадав от финансового кризиса 2007 года, регион может 

больше не представлять какой-либо существенной экономической выгоды 

для желаемых партнеров. Единственным преимуществом США является 

превосходство в вооруженных силах и обладание современным оружием, 

вследствие чего было обещано не сокращать военные расходы в этом реги-

оне, хотя военный бюджет США будет урезан до 500 млрд. долл. в ближай-

шие десять лет. Одновременно министр обороны Соединенных Штатов 

пообещал, что 60% вооруженных сил будут направлены именно в этот ре-

гион. Двусторонние военные договоры были подписаны США с Японией, 

Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, а американские военные со-

единения направлены в Индию и Вьетнам для совместных учений. Цель 

всех этих мероприятий заключается в осуществлении Соединенными 

Штатами своего политического влияния и поддержании связей с партне-

рами таким образом, чтобы сдерживать Китай.

В современной военной диспозиции вокруг Китая можно наблюдать 

«три блокадных кольца», а именно: первое кольцо располагается между 

Курильскими островами и Тайванем, второе кольцо находится между 

Японией, остров Гуам и Филиппинами, третье кольцо образуют Гавайи и 

Австралия. Эти «кольца» созданы для того, чтобы не допустить распро-

странения «морского влияния» Китая на большие расстояния и привести 

к беспорядкам или возникновению горячих точек вокруг него. Приме-

ром подобного подхода являются недавно появившиеся на карте острова 

Дяоюйдао. В последние месяцы Япония вдруг стала проводить жесткую 

политику по отношению к китайским рыболовам и разыгрывала фарс во-

круг покупки и национализации собственности на острова Дяоюйдао на 

основании исков частных лиц. Острова были отделены от Китая вместе с 

Тайванем после поражения военно-морских сил династии Цин в 1894 году.

После Второй мировой войны, Потсдамская и Каирская декларации 

определили, что все территории, оккупированные Японией во время по-

следних войн, должны были быть возвращены своим исконным владельцам. 

Америка передала право управления Курильскими островами и острова-

ми Дяоюйдао Японии в 1970 году в соответствии с существовавшим тогда 

менталитетом «Холодной войны». Однако поскольку острова Дяоюйдао 

необитаемы, лидеры Китая и Японии во время установления дипломатиче-

Китай: история и современные геополитические вызовы