ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 976
Скачиваний: 1
76
Геополитика XVIII
ских отношений пришли к соглашению, что обе стороны должны поддер-
живать статус-кво островов Дяоюйдао и оставить решение этого вопроса
будущим поколениям.
Теперь, когда спор становится слишком очевидным, США пообещали
не принимать в нем чью-либо сторону. Тем не менее, представитель США
заявил, что американо-японский договор о безопасности должен касаться
и островов Дяоюйдао. Здесь мы снова сталкиваемся с двойными стандар-
тами: договор не распространяется на другие спорные острова Японии с
Южной Кореей и Россией, в то время как представитель США просто на-
зывает эти острова «Сенкаку» вместо «Дяоюйдао». Последнее, наряду с
продажей оружия является для Японии сигналом, что США стоят на сто-
роне Японии в вопросе о спорных островах. Однако Америка оказывается
при этом в затруднительном положении: получается, что США помогают
Японии идти против решений держав-победительниц Второй мировой во-
йны?
Взаимодействие Китая и США
Китай и США имеют значимые общие интересы в Азиатско-Тихоо-
кеанском регионе. С точки зрения безопасности, обе стороны надеются
на сохранение мира и стабильности в регионе и имеют общие интересы
в борьбе с терроризмом, предотвращении распространения оружия мас-
сового уничтожения и обеспечении свободы морского судоходства. В эко-
номической сфере, обе страны стремятся содействовать экономическому
росту Азиатско-Тихоокеанского региона и продвижению либерализации
торговли и инвестиций, экономическому и техническому сотрудничеству.
В политической сфере обе стороны выступают за улучшение отношений,
создание атмосферы доверия и сотрудничества между всеми странами в
регионе. В связи с усилением влияния Китая в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, позиция Китая в рамках американской стратегии в отношении
Азиатско-Тихоокеанского региона становится все более значимой.
С другой стороны, Китай и США имеют значительные различия в осу-
ществлении своей политики в регионе. С точки зрения безопасности,
США еще с середины 1990-х годов реализуют стратегию «защиты от Ки-
тая», т.е. «делают двойные ставки». США в первую очередь фокусиру-
ют свое внимание на тайваньском вопросе, а затем уже на модернизации
обороны Китая, которая бросает вызов доминированию США в регионе.
Президент США Барак Обама активизировал свои усилия под лозунгом
Чжай Децюань
77
БРИКС
«возвращения в Азию», что вызвало серьезную озабоченность в Китае от-
носительно истинных намерений США.
Благодаря обмену мнениями, США и Китай осознали, что их взаимо-
действие и сотрудничество являются основой для процветания Азиатско-
тихоокеанского региона в целом. Лидеры обеих стран стали чаще встре-
чаться, общаться по телефону, наносить взаимные визиты. При этом их
взгляды настолько разнятся, что даже по вопросам кооперации консенсус
должен быть достигнут по приоритетным пунктам сотрудничества. Лю-
бой шаг вперед потребует участия обеих сторон, что позволит преодолеть
расхождения во мнениях как за границей, так и во внутренних ведомствах,
поскольку у различных ведомств существуют разные перспективы и раз-
ные ведомственные интересы.
Заключение
В заключение можно утверждать, что мировой порядок в ХХI веке, осо-
бенно в ближайшие два-три десятилетия, будет все больше приобретать
черты многополярности с сохранением за США статуса единственной
сверхдержавы. В качестве держав, несущих ответственность за поддержа-
ние миропорядка, США, ЕС (во главе с Германией, Великобританией и
Францией) и ряд стран с развивающимися экономиками будут сотрудни-
чать и взаимодействовать друг с другом в целях поддержания мира и без-
опасности, содействовать экономическому развитию, выступая в качестве
«моторов» для различных регионов. В то же время гегемонистские же-
лания и действия будут сдерживаться и нейтрализовываться посредством
ООН. Страны, большие или малые, будут пользоваться своими правами и
привилегиями подобно пассажирам, плывущим на одной лодке.
Перевод с английского Натальи Бирюковой
Китай: история и современные геополитические вызовы
78
Геополитика XVIII
Рецензии
Иран и его этносы
Леонид Савин
Гарник Асатрян. Этническая композиция
Ирана. От «Арийского простора» до Азер-
байджанского мифа. Кавказский Центр Ира-
нистики, Ереван 2012, 130 с.
Что представляет собой Иран в плане со-
ставляющих его народов? Какие языки и
культуры сохранились на территории совре-
менного иранского государства и как они ин-
терпретируются в политическом контексте?
На данные вопросы призвана хотя бы частич-
но дать ответы книга армянского автора, док-
тора филологических наук, заведующего кафе-
дрой иранистика Ереванского Университета
Гарника Асатряна, вышедшая недавно в Ереване.
Как указал сам автор в предисловии, данный труд является сокращен-
ной русскоязычной версией заметок автора для семинаров по иранской
этнологии на Факультете востоковедения Ереванского государственного
университета. Однако выбор был сделан в пользу актуальных на текущий
момент вопросов, связанных с политическими процессами региона — это
тема «азербайджанского меньшинства» в Иране и его численности, во-
просы тюркофонии, провоцирования сепаратистских настроений в этой
стране и создания искусственных идентичностей, история формирования
тюркоязычного этноса на Южном Кавказе, проблемы, касающиеся кур-
дов, белуджей, гуран, татов, арабов и т.д.
Автор является противником деления на этнические меньшинства и
национальное большинство и предлагает любые и вопросы, связанные с
проживанием того иного народа в определенном районе рассматривать
с позиции всестороннего диахронического обзора этнодемографических
реалий. Данный труд он и относит к такой попытке, причем исследование
79
БРИКС
начинается с древних эпох и этимологических изысканий, связанных с гео-
графическим пространством. Так, термин aryanam waija, существовавший
с незапамятных времен еще в древнеиранский период и означавший об-
ширную территорию от Индии до западных границ современного Ирана,
включая Среднюю Азию, был трансформирован в Eran-sahr в эпоху Са-
санидов, а уже позже в слово, ставшее обозначением современного госу-
дарства. Народы, населявшие эту территорию, говорили преимуществен-
но на иранских языках и лишь с конца 1 тыс. н.э. начинают вытесняться
тюркскими этносами, которые начали проникать с севера и ассимилиро-
вать восточные иранские земли. Западная окраина арийского простора, к
которой относится современная Исламская Республика Иран, осталась в
этно-лингвистическом плане более монолитной, сохранив в себе мидий-
ско-парфянскую (северо-запад) и персидскую (юго-восток) ветви.
Г. Асатрян также рассматривает происхождение устоявшихся в этно-
графии терминов «курд», «белудж» и пр., отмечая различные нюансы
употребления в письменных средневековых источниках и современной
науке, что часто приводит к путанице. Так, куфичи, предположительно
являются дравидами по происхождению и потомками акауфачийа, а само
слово на среднеперсидском означает «горец». Подобные разъяснения
помогают разобраться в сложном переплетении племен, этносов, языков,
культур и времен. Например, предками талышей, гилянцев, мазандаранцев
и лахов были доиранские племена, а их потомки до сих пор проживают в
Южном Прикаспие. Для наглядности в работе приводится и инфографика
в виде карт.
Автор также предполагает, что особенность племенной организации,
ландшафта и бытового уклада, способствовала консервации архаических
традиций региона, что повлияло в свою очередь на сопротивление рас-
пространению ислама арабами и происхождения различных гетеродок-
сальных течений (сект), а также кристаллизации новых аристократических
династий (например, дейламиты).
Интересные выводы сделаны из соприкосновения со средиземномор-
скими культурами. В частности, говорится, что арамейцы- семиты являлись
носителями знаний, а их язык был основным в делопроизводстве империи
Ахеменидов. Другие размышления о появлении носителей нового языка
и их ассимиляции с автохтонным населением подтверждают гипотезу об
экзогенном происхождении элит в древних государствах.
Иран и его этносы
80
Геополитика XVIII
В целом, в исследовании довольно подробно описаны инородные эле-
менты на территории современного Ирана, представляющие ряд народно-
стей, мигрировавших из соседних государств, как с Кавказа, так из Индии,
Афганистана и Средней Азии.
Далее развенчивается распространенный миф, о том, что персы — это
титульная нация. Такого понятия, как пишетг. Асатрян, в Иране не суще-
ствует и является частым заблуждением, а умышленное деление на населя-
ющие народы, которые отражены в определенных пропорциях, является
не чем иным, как манипуляцией, призванной теоретически разделить Иран
на этнополитические зоны. Далее подробней говорится об этом этнони-
ме: «определение «перс», если и встречалось, то преимущественно в со-
чинениях арабских авторов (ал-фариси) и обозначало неарабских (иран-
ских) обитателей некогда великого «Арийского простора». Даже в самом
персидском парс могло указывать, например, на жителей Бухары, согдий-
цев». (с. 38.). И, как мы видим из ряда проектов, которые разрабатывались
в Великобритании и США, например, «Великий Ближний Восток», этот
тезис о внешнем навязывании дискурса и интеллектуальных конструктов,
подтверждается, а подобные инсинуации при их развитии могут привести
к серьезным социально-политическим проблемам (как было при распаде
СССР).
Отдельная глава посвящена азербайджанскому присутствию в Иране.
На примерах количества общин в провинциях и традиции использовать
тот или иной язык в местах компактного проживания (тюркский или араб-
ский), а также наличия курдов, талышей и татов в приграничных с Азер-
байджаном районах, автор показывает, что условное количество этниче-
ских азербайджанцев, проживающих в Иране, значительно преувеличено.
Частично ответ на вопрос о смещении «азербайджанского» ядра можно
найти и в исторических перипетиях с государством Атурпатакан, которое
составляло лишь часть нынешнего Азербайджана и было далеко не моно-
этничным, а до пришествия тюрок — ираноязычным.
Касательно современного названия Азербайджана, автор цитирует
академика В.В. Бартольда: «термин «Азербайджан» избран потому, что
когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что
персидский и этот Азербайджан составят одно целое» (с. 70). Причиной
тому была экспансия Оттоманской Империи в Закавказье в 1918г., которая
стремилась установить здесь свое влияние. А понятие «азербайджанец»
отсутствует даже в переписи населения СССР 1926 года (с. 72).
Рецензии