ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 986
Скачиваний: 1
11
БРИКС
уже на протяжении многих десятилетий. В частности, около 30 лет назад
Макс Корден назвал ее «несистемой» за ее несбалансированность и от-
сутствие координации
1
. Данная «несистема» вращается вокруг доллара,
которые не обеспечен ни товарами, ни золотым запасом. Поэтому жела-
ние упорядочить сложную сеть финансовых, ресурсных, товарных и сер-
висных потоков вполне естественно для новых эмерджентных государств,
учитывая, что Китай является второй по величине экономикой мира.
Согласно показателям Китай, Бразилия, Индия и Россия занимают вто-
рое, седьмое, девятое и одиннадцатое места в мировой экономике. И их
коллективное влияние на мировую динамику имеет беспрецедентный ха-
рактер в современной экономической истории, хотя она все еще строится
на парадигме разделения на развитые и развивающиеся страны.
Согласно статистике ВБ страны БРИКС составляют 53% глобального
ВВП в размере 7250 млрд долл. за период 2007-2010 гг. США за тот же пе-
риод имели всего 592 млрд долл. При этом на ближайшие годы ЕС и Япо-
ния не ожидают улучшения своих показателей.
Не случайно британское издание «Гуардиан» во время проведения по-
следнего саммита организации в Нью-Дели отмечало, что «БРИКС зани-
мается созданием новой глобальной архитектуры... А на международном
уровне Россия, Бразилия и Индия добиваются установления многополяр-
ной международной системы, где они являются основными акторами»
2
.
Хотя некоторые считают, что Китай выстраивает новую двуполярную си-
стему, это не соответствует действительности. Именно в КНР еще в 70-х
гг. прошлого столетия начала разрабатываться доктрина многополярности
(duojihua).
БРИКС влияет не только на экономический, финансовый и промыш-
ленный сектор, но также и на геостратегический и, в конце концов, на
международный легальный порядок. Расположение стран создает диаго-
нальную ось из Северного Полушария (Евразия) к югу Западного Полу-
шария (Индо-Латинская Америка), которая имеет в себе три ядра — ев-
разийский полюс (Россия, Китай, Индия), Южную Африку и Бразилию
3
.
1 Max Corden, «The Logic of the International Monetary Non-System» in Fritz Machlup, Gerhard Fels, and
Hubertus Muller-Groeling, eds., Reflections on the Troubled World Economy: Essays in Honour of Herbert
Giersch. London: Macmillan, 1983, pp. 59-74
2 Tisdall S. Can the Brics create a new world order? The Guardian, Thursday 29 March 2012. http://www.
guardian.co.uk/commentisfree/2012/mar/29/brics-new-world-order
3 Graziani, T. The BRICs and the Construction of the Multipolar System. March 06, 2012. http://wpfdc.org/
politics/866-the-brics-and-the-construction-of-the-multipolar-system
БРИКС: от многосторонности к многополярности
12
Геополитика XVIII
Предыдущие прецеденты показывают, что страны альянса будут вы-
страивать повестку дня по влиянию на глобальные международные дела
поступательно, шаг за шагом.
Если ранее, на саммите БРИКС в 2011г. в Китае говорилось о необ-
ходимости укрепления финансового сотрудничества посредством Банка
Развития БРИКС, то весной 2012г. во время проведения саммита Большой
Двадцатки в Мехико министры финансов стран БРИКС пришли к согла-
шению о создании многостороннего (multilateral) банка, который бы фи-
нансировал проекты непосредственно в этих странах
1
Пока еще БРИКС занимается координацией экономических интересов
и не является политической и военно-политической силой как НАТО. Это
частично объясняет разные позиции стран по поводу конфликта в Сирии
и других вопросов. Но, как считает доктор Джаганнат Пада из Институ-
та оборонных исследований и анализа (Нью-Дели), «политически члены
организации могут и не быть объединены, имея различные системы и вну-
треннюю политику. Однако мощная унифицированная позиция БРИКС
может заставить США подумать дважды, прежде чем действовать в одно-
стороннем порядке и принуждать Вашингтон работать в рамках диплома-
тических процедур и диалога»
2
.
Эксперты также отмечают, что консолидация и активные действия
БРИКС связаны не только с желанием выйти из долларовой системы
США, которую они вынуждены волей-неволей поддерживать, но также и
осуществить защиту своих интересов. Например, Россия и Индия не до-
пустили проведения медицинских и социальных реформ по шаблонам ВБ
(так называемые программы структурного регулирования), в том числе
воспротивились монополизации ряда жизненно важных отраслей транс-
национальными корпорациями. При этом под сомнение ставится не толь-
ко «Вашингтонский консенсус», но и действия Белого дома, что, в конце
концов, приводит к эрозии «мягкой силы» США
3
.
Во-первых, страны БРИКС переходят на взаиморасчеты в своей ва-
люте, избегая оплаты в долларах США. Это не только ослабляет значение
мировой резервной валюты, но и повышает доверие между участниками
1 Bhadrakumar M. BRICS flame continues to shine. March 6th, 2012. http://indepthafrica.com/brics-flame-
continues-to-shine/
2 Jagannath P. Panda. The charming effect on global politics. April 9, 2012. http://rbth.ru/
articles/2012/04/09/the_charming_effect_on_global_politics_15273.html
3 Horn, Leo. Rise of the BRICs — shift to a multipolar world. June 16, 2009. http://www.globaldashboard.
org/2009/06/16/10116/
Леонид Савин
13
БРИКС
блока. Во-вторых, анонсирование о создании в ближайшем будущем бан-
ка БРИКС также является серьезным шагом по развитию многополярно-
сти. Фонд нового банка будет больше, чем суммарный ВВП примерно 150
стран (конечно же, имеются в виду страны, не относящиеся к сверхдер-
жавам или региональным геополитическим центрам). Кроме того, страны
БРИКС, создав новый банк, намереваются повлиять и на политику МВФ,
где сейчас их взносы составляют примерно 11% (и квота голосования со-
ответствующая).
Новый банк БРИКС однозначно сможет изменить финансово-поли-
тический ландшафт во многих регионах, так как ВБ и Европейский Банк
Реконструкции и Развития (ЕБРР) обычно навязывает политические ус-
ловия вместе с займами. Предполагается, что банк БРИКС будет работать
с будущими реципиентами без подобных условий и производить инвести-
ции в области, где ВБ не работает, так как его экологические стандарты
не подходят для реализации проектов типа строительства дамб, атомных
станций и производства биотоплива.
Есть предположения, что банк БРИКС может начать кооперацию с
инициативой Chiang Mai, созданный блоком АСЕАН + 3 (страны Юго-
Восточной Азии, Китай, Япония и Южная Корея). Показательно, что в
2012 году размеры данного фонда достигли 240 млрд долл., что составляет
примерно ту же сумму, что запланирована и для банка БРИКС
1
. Остается
определиться с расчетной единицей банка либо создать корзину, которая
будет привязана к резервным валютам или валютам стран БРИКС.
Данное перебалансирование финансовых и инвестиционных потоков
может привести и к серьезным политическим сдвигам, так как будут пред-
ставлять альянс и каждую страну в отдельности в более выгодном свете,
чем западное сообщество, критикуемое за неоимпериалистический под-
ход в отношении развивающихся стран. Руководству стран БРИКС уже
необходимо выработать адекватную стратегию для работы со странами-
реципиентами, так как некоторые эксперты из стран Третьего мира на-
чинают высказывать предположения, что новый банк будет действовать
суб-империалистическими методами
2
. В частности, обвинялась экспанси-
1 Sharma R. BRICS: The World»s New Banker? The Diplomat. November 27, 2012 http://thediplomat.com/
indian-decade/2012/11/27/brics-the-worlds-new-banker/
2 Bond P. BRICS bloc»s rising «sub-imperialism».// Pambazukа, 2012-11-29, Issue 608 http://pambazuka.
org/en/category/features/85609
БРИКС: от многосторонности к многополярности
14
Геополитика XVIII
онистская политика Бразилии в отношении других стран Латинской Аме-
рики и Африки, направленная на расширение рынков.
Что касается последней супердержавы, то некоторые авторы высказы-
вают подозрения, что Вашингтон может не согласиться на видное место в
будущей конструкции многополярного мира. И вместе с проблемами до-
бычи природных ресурсов, изменения климата, распространением бедно-
сти, США могут прибегнуть к глобальной военной агрессии для поддер-
жания своего доминирующего положения, что, возможно, даже приведет к
третьей мировой войне
1
.
Как сдерживающий механизм для такого сценария у стран БРИКС не
остается другого выхода, как создавать свою модель глобальной безопас-
ности, основанной на принципах уважения интересов других суверенных
государств и невмешательства во внутренние дела.
Этот проект возможен при достаточно глубокой институциализации
ряда механизмов дипломатического характера, в том числе в отношении
оказания взаимопомощи и применения военной силы. Опыт работы стран,
входящих в БРИКС, в других альянсах, которые носят преимущественно
военно-политический характер, может существенно помочь выработать
доктрину межрегиональной безопасности и зон ответственности БРИКС
в мире.
1 Smith J. BRIC Becomes BRICS: Changes on the Geopolitical Chessboard.// Foreign Policy, January 21,
2011. http://www.foreignpolicyjournal.com/2011/01/21/bric-becomes-brics-changes-on-the-geopolitical-
chessboard/2/
Леонид Савин
15
БРИКС
Африканский вопрос
Самир Саран
Для БРИКС будет контрпродуктивно, если председательством Южной
Африки закончится представление этого континента.
С предстоящей передачей председательства БРИКС от Индии к Юж-
ной Африке, мы наблюдаем активную деятельность в столицах стран
БРИКС, в том числе визит солидной южноафриканской делегации в Нью-
Дели. Хотя дискуссии ведутся о формах передачи полномочий, в центре
внимания должна оставаться повестка дня БРИКС.
Если недавние разговоры с южноафриканскими учеными на что-либо и
указывают, так это на то, что председательство их страны в БРИКС может
быть обусловлено сильным импульсом для представления Африки. В ходе
двух недавних конференций в Китае выступления южноафриканских деле-
гатов по вопросам БРИКС были во многом посвящены теме Африки, это
вопросы, которые в настоящее время относятся к Африканскому союзу
и состоянию континента в целом. В преддверии саммита БРИКС 2013г.
страна, похоже, берет на себя обременительные задачи по выявлению и
представления единого африканского голоса. Хотя это уже вызвало крити-
ку, данная ситуация указывает и на недостатки, включая потенциал срыва
прогресса, который имелся до настоящего момента.
Первая проблема заключается в присущем этому делу моральном ри-
ске. Южная Африка не должна видеть свою роль в качестве голоса Афри-
ки в БРИКС. Это было бы самонадеянно, и ряд африканских стран может
занять сильную противоположную позицию. И кого это касается, что это
дело только Африки, которая, так или иначе нуждается в особых отноше-
ниях с БРИКС? Но Южная Азия как место, где сосредоточено половина
бедноты в мире и огромное количество социальных проблем, возможно,
заслуживает такого же внимания. Должна ли тогда Индия представлять го-
лос Южной Азии и субконтинент? Конечно же, некоторые страны Южной
Азии будет иметь основания для критики такой позиции. То же самое мож-
но утверждать в случае Бразилии в Южной Америке, России в Евразии и
Китая в Восточной Азии. Такие ролевые игры в послов от больших регио-
нов являются опасными и могут перегрузить гибкую и легкую платформу,
которой стремится быть БРИКС.