Файл: Геополитика номер 18.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 959

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

БРИКС

уже на протяжении многих десятилетий. В частности, около 30 лет назад 

Макс Корден назвал ее «несистемой» за ее несбалансированность и от-

сутствие координации

1

. Данная «несистема» вращается вокруг доллара, 

которые не обеспечен ни товарами, ни золотым запасом. Поэтому жела-

ние упорядочить сложную сеть финансовых, ресурсных, товарных и сер-

висных потоков вполне естественно для новых эмерджентных государств, 

учитывая, что Китай является второй по величине экономикой мира.

Согласно показателям Китай, Бразилия, Индия и Россия занимают вто-

рое, седьмое, девятое и одиннадцатое места в мировой экономике. И их 

коллективное влияние на мировую динамику имеет беспрецедентный ха-

рактер в современной экономической истории, хотя она все еще строится 

на парадигме разделения на развитые и развивающиеся страны.

Согласно статистике ВБ страны БРИКС составляют 53% глобального 

ВВП в размере 7250 млрд долл. за период 2007-2010 гг. США за тот же пе-

риод имели всего 592 млрд долл. При этом на ближайшие годы ЕС и Япо-

ния не ожидают улучшения своих показателей.

Не случайно британское издание «Гуардиан» во время проведения по-

следнего саммита организации в Нью-Дели отмечало, что «БРИКС зани-

мается созданием новой глобальной архитектуры... А на международном 

уровне Россия, Бразилия и Индия добиваются установления многополяр-

ной международной системы, где они являются основными акторами»

2

 . 

Хотя некоторые считают, что Китай выстраивает новую двуполярную си-

стему, это не соответствует действительности. Именно в КНР еще в 70-х 

гг. прошлого столетия начала разрабатываться доктрина многополярности 

(duojihua).

БРИКС влияет не только на экономический, финансовый и промыш-

ленный сектор, но также и на геостратегический и, в конце концов, на 

международный легальный порядок. Расположение стран создает диаго-

нальную ось из Северного Полушария (Евразия) к югу Западного Полу-

шария (Индо-Латинская Америка), которая имеет в себе три ядра — ев-

разийский полюс (Россия, Китай, Индия), Южную Африку и Бразилию

3

 .

1   Max Corden, «The Logic of the International Monetary Non-System» in Fritz Machlup, Gerhard Fels, and 

Hubertus Muller-Groeling, eds., Reflections on the Troubled World Economy: Essays in Honour of Herbert 

Giersch. London: Macmillan, 1983, pp. 59-74

2   Tisdall S. Can the Brics create a new world order? The Guardian, Thursday 29 March 2012. http://www.

guardian.co.uk/commentisfree/2012/mar/29/brics-new-world-order

3   Graziani, T. The BRICs and the Construction of the Multipolar System. March 06, 2012. http://wpfdc.org/

politics/866-the-brics-and-the-construction-of-the-multipolar-system

БРИКС: от многосторонности к многополярности


background image

12

Геополитика XVIII

Предыдущие прецеденты показывают, что страны альянса будут вы-

страивать повестку дня по влиянию на глобальные международные дела 

поступательно, шаг за шагом. 

Если ранее, на саммите БРИКС в 2011г. в Китае говорилось о необ-

ходимости укрепления финансового сотрудничества посредством Банка 

Развития БРИКС, то весной 2012г. во время проведения саммита Большой 

Двадцатки в Мехико министры финансов стран БРИКС пришли к согла-

шению о создании многостороннего (multilateral) банка, который бы фи-

нансировал проекты непосредственно в этих странах

1

 

Пока еще БРИКС занимается координацией экономических интересов 

и не является политической и военно-политической силой как НАТО. Это 

частично объясняет разные позиции стран по поводу конфликта в Сирии 

и других вопросов. Но, как считает доктор Джаганнат Пада из Институ-

та оборонных исследований и анализа (Нью-Дели), «политически члены 

организации могут и не быть объединены, имея различные системы и вну-

треннюю политику. Однако мощная унифицированная позиция БРИКС 

может заставить США подумать дважды, прежде чем действовать в одно-

стороннем порядке и принуждать Вашингтон работать в рамках диплома-

тических процедур и диалога»

2

.

Эксперты также отмечают, что консолидация и активные действия 

БРИКС связаны не только с желанием выйти из долларовой системы 

США, которую они вынуждены волей-неволей поддерживать, но также и 

осуществить защиту своих интересов. Например, Россия и Индия не до-

пустили проведения медицинских и социальных реформ по шаблонам ВБ 

(так называемые программы структурного регулирования), в том числе 

воспротивились монополизации ряда жизненно важных отраслей транс-

национальными корпорациями. При этом под сомнение ставится не толь-

ко «Вашингтонский консенсус», но и действия Белого дома, что, в конце 

концов, приводит к эрозии «мягкой силы» США

3

.

 Во-первых, страны БРИКС переходят на взаиморасчеты в своей ва-

люте, избегая оплаты в долларах США. Это не только ослабляет значение 

мировой резервной валюты, но и повышает доверие между участниками 

1   Bhadrakumar M. BRICS flame continues to shine. March 6th, 2012. http://indepthafrica.com/brics-flame-

continues-to-shine/

2   Jagannath P. Panda. The charming effect on global politics. April 9, 2012. http://rbth.ru/

articles/2012/04/09/the_charming_effect_on_global_politics_15273.html

3   Horn, Leo. Rise of the BRICs — shift to a multipolar world. June 16, 2009. http://www.globaldashboard.

org/2009/06/16/10116/

Леонид Савин


background image

13

БРИКС

блока. Во-вторых, анонсирование о создании в ближайшем будущем бан-

ка БРИКС также является серьезным шагом по развитию многополярно-

сти. Фонд нового банка будет больше, чем суммарный ВВП примерно 150 

стран (конечно же, имеются в виду страны, не относящиеся к сверхдер-

жавам или региональным геополитическим центрам). Кроме того, страны 

БРИКС, создав новый банк, намереваются повлиять и на политику МВФ, 

где сейчас их взносы составляют примерно 11% (и квота голосования со-

ответствующая).

Новый банк БРИКС однозначно сможет изменить финансово-поли-

тический ландшафт во многих регионах, так как ВБ и Европейский Банк 

Реконструкции и Развития (ЕБРР) обычно навязывает политические ус-

ловия вместе с займами. Предполагается, что банк БРИКС будет работать 

с будущими реципиентами без подобных условий и производить инвести-

ции в области, где ВБ не работает, так как его экологические стандарты 

не подходят для реализации проектов типа строительства дамб, атомных 

станций и производства биотоплива.

Есть предположения, что банк БРИКС может начать кооперацию с 

инициативой Chiang Mai, созданный блоком АСЕАН + 3 (страны Юго-

Восточной Азии, Китай, Япония и Южная Корея). Показательно, что в 

2012 году размеры данного фонда достигли 240 млрд долл., что составляет 

примерно ту же сумму, что запланирована и для банка БРИКС 

1

. Остается 

определиться с расчетной единицей банка либо создать корзину, которая 

будет привязана к резервным валютам или валютам стран БРИКС. 

Данное перебалансирование финансовых и инвестиционных потоков 

может привести и к серьезным политическим сдвигам, так как будут пред-

ставлять альянс и каждую страну в отдельности в более выгодном свете, 

чем западное сообщество, критикуемое за неоимпериалистический под-

ход в отношении развивающихся стран. Руководству стран БРИКС уже 

необходимо выработать адекватную стратегию для работы со странами-

реципиентами, так как некоторые эксперты из стран Третьего мира на-

чинают высказывать предположения, что новый банк будет действовать 

суб-империалистическими методами

2

. В частности, обвинялась экспанси-

1   Sharma R. BRICS: The World»s New Banker? The Diplomat. November 27, 2012 http://thediplomat.com/

indian-decade/2012/11/27/brics-the-worlds-new-banker/

2   Bond P. BRICS bloc»s rising «sub-imperialism».// Pambazukа, 2012-11-29, Issue 608 http://pambazuka.

org/en/category/features/85609

БРИКС: от многосторонности к многополярности


background image

14

Геополитика XVIII

онистская политика Бразилии в отношении других стран Латинской Аме-

рики и Африки, направленная на расширение рынков.

Что касается последней супердержавы, то некоторые авторы высказы-

вают подозрения, что Вашингтон может не согласиться на видное место в 

будущей конструкции многополярного мира. И вместе с проблемами до-

бычи природных ресурсов, изменения климата, распространением бедно-

сти, США могут прибегнуть к глобальной военной агрессии для поддер-

жания своего доминирующего положения, что, возможно, даже приведет к 

третьей мировой войне

1

.

Как сдерживающий механизм для такого сценария у стран БРИКС не 

остается другого выхода, как создавать свою модель глобальной безопас-

ности, основанной на принципах уважения интересов других суверенных 

государств и невмешательства во внутренние дела.

Этот проект возможен при достаточно глубокой институциализации 

ряда механизмов дипломатического характера, в том числе в отношении 

оказания взаимопомощи и применения военной силы. Опыт работы стран, 

входящих в БРИКС, в других альянсах, которые носят преимущественно 

военно-политический характер, может существенно помочь выработать 

доктрину межрегиональной безопасности и зон ответственности БРИКС 

в мире.

1   Smith J. BRIC Becomes BRICS: Changes on the Geopolitical Chessboard.// Foreign Policy, January 21, 

2011. http://www.foreignpolicyjournal.com/2011/01/21/bric-becomes-brics-changes-on-the-geopolitical-

chessboard/2/

Леонид Савин


background image

15

БРИКС

Африканский вопрос 

Самир Саран

Для БРИКС будет контрпродуктивно, если председательством Южной 

Африки закончится представление этого континента.

С предстоящей передачей председательства БРИКС от Индии к Юж-

ной Африке, мы наблюдаем активную деятельность в столицах стран 

БРИКС, в том числе визит солидной южноафриканской делегации в Нью-

Дели. Хотя дискуссии ведутся о формах передачи полномочий, в центре 

внимания должна оставаться повестка дня БРИКС.

Если недавние разговоры с южноафриканскими учеными на что-либо и 

указывают, так это на то, что председательство их страны в БРИКС может 

быть обусловлено сильным импульсом для представления Африки. В ходе 

двух недавних конференций в Китае выступления южноафриканских деле-

гатов по вопросам БРИКС были во многом посвящены теме Африки, это 

вопросы, которые в настоящее время относятся к Африканскому союзу 

и состоянию континента в целом. В преддверии саммита БРИКС 2013г. 

страна, похоже, берет на себя обременительные задачи по выявлению и 

представления единого африканского голоса. Хотя это уже вызвало крити-

ку, данная ситуация указывает и на недостатки, включая потенциал срыва 

прогресса, который имелся до настоящего момента.

Первая проблема заключается в присущем этому делу моральном ри-

ске. Южная Африка не должна видеть свою роль в качестве голоса Афри-

ки в БРИКС. Это было бы самонадеянно, и ряд африканских стран может 

занять сильную противоположную позицию. И кого это касается, что это 

дело только Африки, которая, так или иначе нуждается в особых отноше-

ниях с БРИКС? Но Южная Азия как место, где сосредоточено половина 

бедноты в мире и огромное количество социальных проблем, возможно, 

заслуживает такого же внимания. Должна ли тогда Индия представлять го-

лос Южной Азии и субконтинент? Конечно же, некоторые страны Южной 

Азии будет иметь основания для критики такой позиции. То же самое мож-

но утверждать в случае Бразилии в Южной Америке, России в Евразии и 

Китая в Восточной Азии. Такие ролевые игры в послов от больших регио-

нов являются опасными и могут перегрузить гибкую и легкую платформу, 

которой стремится быть БРИКС.