Файл: Геополитика номер 18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 980

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ских отношений пришли к соглашению, что обе стороны должны поддер­живать статус-кво островов Дяоюйдао и оставить решение этого вопроса будущим поколениям.

Теперь, когда спор становится слишком очевидным, США пообещали не принимать в нем чью-либо сторону. Тем не менее, представитель США заявил, что американо-японский договор о безопасности должен касаться и островов Дяоюйдао. Здесь мы снова сталкиваемся с двойными стандар­тами: договор не распространяется на другие спорные острова Японии с Южной Кореей и Россией, в то время как представитель США просто на­зывает эти острова «Сенкаку» вместо «Дяоюйдао». Последнее, наряду с продажей оружия является для Японии сигналом, что США стоят на сто­роне Японии в вопросе о спорных островах. Однако Америка оказывается при этом в затруднительном положении: получается, что США помогают Японии идти против решений держав-победительниц Второй мировой во­йны?

Взаимодействие Китая и США

Китай и США имеют значимые общие интересы в Азиатско-Тихоо­кеанском регионе. С точки зрения безопасности, обе стороны надеются на сохранение мира и стабильности в регионе и имеют общие интересы в борьбе с терроризмом, предотвращении распространения оружия мас­сового уничтожения и обеспечении свободы морского судоходства. В эко­номической сфере, обе страны стремятся содействовать экономическому росту Азиатско-Тихоокеанского региона и продвижению либерализации торговли и инвестиций, экономическому и техническому сотрудничеству. В политической сфере обе стороны выступают за улучшение отношений, создание атмосферы доверия и сотрудничества между всеми странами в регионе. В связи с усилением влияния Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, позиция Китая в рамках американской стратегии в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона становится все более значимой.

С другой стороны, Китай и США имеют значительные различия в осу­ществлении своей политики в регионе. С точки зрения безопасности, США еще с середины 1990-х годов реализуют стратегию «защиты от Ки­тая», т.е. «делают двойные ставки». США в первую очередь фокусиру­ют свое внимание на тайваньском вопросе, а затем уже на модернизации обороны Китая, которая бросает вызов доминированию США в регионе. Президент США Барак Обама активизировал свои усилия под лозунгом


«возвращения в Азию», что вызвало серьезную озабоченность в Китае от­носительно истинных намерений США.

Благодаря обмену мнениями, США и Китай осознали, что их взаимо­действие и сотрудничество являются основой для процветания Азиатско-тихоокеанского региона в целом. Лидеры обеих стран стали чаще встре­чаться, общаться по телефону, наносить взаимные визиты. При этом их взгляды настолько разнятся, что даже по вопросам кооперации консенсус должен быть достигнут по приоритетным пунктам сотрудничества. Лю­бой шаг вперед потребует участия обеих сторон, что позволит преодолеть расхождения во мнениях как за границей, так и во внутренних ведомствах, поскольку у различных ведомств существуют разные перспективы и раз­ные ведомственные интересы.

Заключение

В заключение можно утверждать, что мировой порядок в ХХ1 веке, осо­бенно в ближайшие два-три десятилетия, будет все больше приобретать черты многополярности с сохранением за США статуса единственной сверхдержавы. В качестве держав, несущих ответственность за поддержа­ние миропорядка, США, ЕС (во главе с Германией, Великобританией и Францией) и ряд стран с развивающимися экономиками будут сотрудни­чать и взаимодействовать друг с другом в целях поддержания мира и без­опасности, содействовать экономическому развитию, выступая в качестве «моторов» для различных регионов. В то же время гегемонистские же­лания и действия будут сдерживаться и нейтрализовываться посредством ООН. Страны, большие или малые, будут пользоваться своими правами и привилегиями подобно пассажирам, плывущим на одной лодке.


Перевод с английского Натальи Бирюковой


Рецензии

Иран и его этносы



Леонид Савин


Гарник Асатрян. Этническая композиция Ирана. От «Арийского простора» до Азер­байджанского мифа. Кавказский Центр Ира­нистики, Ереван 2012, 130 с.


Что представляет собой Иран в плане со­ставляющих его народов? Какие языки и культуры сохранились на территории совре­менного иранского государства и как они ин­терпретируются в политическом контексте? На данные вопросы призвана хотя бы частич­но дать ответы книга армянского автора, док­тора филологических наук, заведующего кафе­дрой иранистика Ереванского Университета Гарника Асатряна, вышедшая недавно в Ереване.


Как указал сам автор в предисловии, данный труд является сокращен­ной русскоязычной версией заметок автора для семинаров по иранской этнологии на Факультете востоковедения Ереванского государственного университета. Однако выбор был сделан в пользу актуальных на текущий момент вопросов, связанных с политическими процессами региона — это тема «азербайджанского меньшинства» в Иране и его численности, во­просы тюркофонии, провоцирования сепаратистских настроений в этой стране и создания искусственных идентичностей, история формирования тюркоязычного этноса на Южном Кавказе, проблемы, касающиеся кур­дов, белуджей, гуран, татов, арабов и т.д.

Автор является противником деления на этнические меньшинства и национальное большинство и предлагает любые и вопросы, связанные с проживанием того иного народа в определенном районе рассматривать с позиции всестороннего диахронического обзора этнодемографических реалий. Данный труд он и относит к такой попытке, причем исследование


начинается с древних эпох и этимологических изысканий, связанных с гео­графическим пространством. Так, термин aryanam waija, существовавший с незапамятных времен еще в древнеиранский период и означавший об­ширную территорию от Индии до западных границ современного Ирана, включая Среднюю Азию, был трансформирован в Eran-sahr в эпоху Са-санидов, а уже позже в слово, ставшее обозначением современного госу­дарства. Народы, населявшие эту территорию, говорили преимуществен­но на иранских языках и лишь с конца 1 тыс. н.э. начинают вытесняться тюркскими этносами, которые начали проникать с севера и ассимилиро­вать восточные иранские земли. Западная окраина арийского простора, к которой относится современная Исламская Республика Иран, осталась в этно-лингвистическом плане более монолитной, сохранив в себе мидий-ско-парфянскую (северо-запад) и персидскую (юго-восток) ветви.

Г. Асатрян также рассматривает происхождение устоявшихся в этно­графии терминов «курд», «белудж» и пр., отмечая различные нюансы употребления в письменных средневековых источниках и современной науке, что часто приводит к путанице. Так, куфичи, предположительно являются дравидами по происхождению и потомками акауфачийа, а само слово на среднеперсидском означает «горец». Подобные разъяснения помогают разобраться в сложном переплетении племен, этносов, языков, культур и времен. Например, предками талышей, гилянцев, мазандаранцев и лахов были доиранские племена, а их потомки до сих пор проживают в Южном Прикаспие. Для наглядности в работе приводится и инфографика в виде карт.

Автор также предполагает, что особенность племенной организации, ландшафта и бытового уклада, способствовала консервации архаических традиций региона, что повлияло в свою очередь на сопротивление рас­пространению ислама арабами и происхождения различных гетеродок-сальных течений (сект), а также кристаллизации новых аристократических династий (например, дейламиты).

Интересные выводы сделаны из соприкосновения со средиземномор­скими культурами. В частности, говорится, что арамейцы- семиты являлись носителями знаний, а их язык был основным в делопроизводстве империи Ахеменидов. Другие размышления о появлении носителей нового языка и их ассимиляции с автохтонным населением подтверждают гипотезу об экзогенном происхождении элит в древних государствах.


В целом, в исследовании довольно подробно описаны инородные эле­менты на территории современного Ирана, представляющие ряд народно­стей, мигрировавших из соседних государств, как с Кавказа, так из Индии, Афганистана и Средней Азии.

Далее развенчивается распространенный миф, о том, что персы — это титульная нация. Такого понятия, как пишетг. Асатрян, в Иране не суще­ствует и является частым заблуждением, а умышленное деление на населя­ющие народы, которые отражены в определенных пропорциях, является не чем иным, как манипуляцией, призванной теоретически разделить Иран на этнополитические зоны. Далее подробней говорится об этом этнони­ме: «определение «перс», если и встречалось, то преимущественно в со­чинениях арабских авторов (ал-фариси) и обозначало неарабских (иран­ских) обитателей некогда великого «Арийского простора». Даже в самом персидском парс могло указывать, например, на жителей Бухары, согдий-цев». (с. 38.). И, как мы видим из ряда проектов, которые разрабатывались в Великобритании и США, например, «Великий Ближний Восток», этот тезис о внешнем навязывании дискурса и интеллектуальных конструктов, подтверждается, а подобные инсинуации при их развитии могут привести к серьезным социально-политическим проблемам (как было при распаде

СССР).

Отдельная глава посвящена азербайджанскому присутствию в Иране. На примерах количества общин в провинциях и традиции использовать тот или иной язык в местах компактного проживания (тюркский или араб­ский), а также наличия курдов, талышей и татов в приграничных с Азер­байджаном районах, автор показывает, что условное количество этниче­ских азербайджанцев, проживающих в Иране, значительно преувеличено. Частично ответ на вопрос о смещении «азербайджанского» ядра можно найти и в исторических перипетиях с государством Атурпатакан, которое составляло лишь часть нынешнего Азербайджана и было далеко не моно-этничным, а до пришествия тюрок — ираноязычным.

Касательно современного названия Азербайджана, автор цитирует академика В.В. Бартольда: «термин «Азербайджан» избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое» (с. 70). Причиной тому была экспансия Оттоманской Империи в Закавказье в 1918г., которая стремилась установить здесь свое влияние. А понятие «азербайджанец» отсутствует даже в переписи населения СССР 1926 года (с. 72).