Файл: Геополитика номер 18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1007

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

витых через поток миграции, и утратить, таким образом, культурную и ци-вилизационную идентичность. То обстоятельство, что в странах БРИКC развертываются глобализационные процессы, дает основание глобали­стам полагать, что эти страны постепенно встроятся в общую систему однополярности.

Но с точки зрения многополярности, функции БРИКC могут быть со­вершенно иными. Если эти четыре страны смогут сформулировать общую


стратегию, оформить консолидированные подходы к основным вызовам современности и разработать совместную геополитическую модель, то мы получим готовый и мощный международный институт многополярного мира, обладающий колоссальными техническими, дипломатическими, де­мографическими и военными ресурсами.

БРИКС можно осмыслить как потенциальный «второй мир»3. По определенным параметрам он будет отличаться и от «первого мира» («ядра», Запада) и от «третьего мира» («мировой периферии»). Если подойти к этому не с чисто количественных позиций (ресурсы, эконо­мика, население, технологии и т.д.), но с учетом качественной особости обществ этих стран, то есть с позиции культуры и цивилизации, то можно увидеть в БРИК нечто совершенно новое и оригинальное.

В однополярной перспективе «второй мир» (БРИКС) подлежит раз­делению на два сегмента: на элиты, интегрирующиеся в «первый мир», и массы, сползающие в «третий мир» и с ним смешивающиеся. Так оно


происходит в ходе инерциального развития событий. Но если БРИКС ос­мыслит свою историческую функцию не как простой этап в становлении глобальной мировой системы (И. Валлерстайн), а как новую парадигму, которая выработает иную стратегию, сохранит пропорции между элита­ми и массами в рамках общего цивилизационного проекта, то «второй мир» может стать серьезной альтернативой «первому» и указанием пути (и спасением) для «третьего». В этом случае формат простого «клуба» четырех стран, имеющих много общих черт в современном моменте раз­вития, может органически перерасти в основу мощной мировой организа­ции, способной диктовать остальным участникам мирового процесса свои требования в ультимативной форме (если это потребуется), а не просто сообщать частное мнение об одобрении или неодобрении того или иного действия США и его партнеров (как это имеет место сейчас).

Представим себе такую ситуацию. США собираются начать военную операцию в Ираке. Франция и Германия «не одобряют» такого шага. А четыре ядерные страны — Бразилия, Россия, Индия и Китай — говорят: «нет, вы этого не сделаете!» Жесткость ультиматума будет подтверждена совокупным геополитическим потенциалом. По одиночке США может на­нести непоправимый урон каждой из этих стран в отдельности — в воен­ной, экономической, политической сферах. Но всем четырем странам — исключено.

Таким же образом могут решаться и другие вопросы, мнения по кото­рым полярно расходятся у сторонников однополярного и многополярно­го мира — проблемы Сербии, Афганистана, Грузии, Тибета, Синьцзяна, Тайваня, Кашмира, а также ряд локальных проблем в Латинской Америке. Конечно, США постараются не создавать ситуаций, предполагающих за­интересованность в выработке общей позиции странами БРИК каждой из стран одновременно. На это и делается вся ставка, поскольку по отдельно­сти с каждой из стран «второго мира» можно отношения уладить.

Но смысл многополярности в том и состоит, чтобы выработать прави­ла международного порядка, которые отвечали бы не частной ситуации, в которой отдельная, пусть крупная, держава получает желаемое, но общему принципу, когда США и их союзникам вообще невозможно было бы развя­зывать острый конфликт в одностороннем порядке, не считаясь более ни с кем. Вторжение США в Ирак глубоко не затронуло ни Китай, ни Россию, ни Индию, ни Бразилию. Вторжение в Афганистан было сиюминутно (так


казалось, по крайней мере) выгодно России, и отчасти Индии (блокирова­ние очага воинственного радикального ислама). Но серия подобных ша­гов со стороны США рано или поздно возведет такую манеру поведения в принцип и положит в основу правовой модели — как мы видим в проек­те «Лиги Демократий». Поэтому США необходимо в подобных случаях жестко останавливать — заранее и по принципиальным причинам, а не из-за того, что нечто ситуативно выгодно или невыгодно той или иной стра­не «второго мира». Тут-то и проявляется закон «разделяй и властвуй» («divide et impera», на латыни). Если «второй мир» будет консолидиро­ван общей многополярной философией, стратегией и геополитикой, он будет недоступен однополярным интригам и сможет двигаться прямым путем к своей институционализации и приданию многополярным прави­лам правового характера.

Сегодня БРИКС как организация находится в самом начале большого пути, и никто не может обещать, что этот путь будет легким. Однако су­ществующая форма клуба четырех великих держав (плюс Южной Афри­ки) уже представляет собой форму, прообраз международной структуры, которая могла бы постепенно стать институциональным ядром многопо­лярного мира.


БРИКС:

от многосторонности к многополярности


Леонид Савин


БРИКС имеет ряд характеристик, согласно которым данный альянс является многоуровневым и многооперационным. Основная точка зре­ния — что это, в первую очередь, экономическая организация, за послед­ние годы приросла новыми векторами. Также считается, что организация является той платформой, на которой ее члены могут решать свои вопро­сы, связанные с международной системой. Раздавались голоса и о том, что создание БРИКС являлось результатом глобализации, которая не должна обязательно проходить в исключительно американском стиле.

В геополитическом контексте БРИКС рассматривается как альтернати­ва евроатлантическому сообществу, которая подразумевает совершенно иные методы работы с развивающимися странами. Говорится и о создании стратегической сети в развивающемся мире. К БРИКС нередко добавля­ют альянс IBSA (Индия, Бразилия, Южная Африка), а также Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС).

И если еще несколько лет назад говорилось, что Россия, как и страны БРИК не смогут конкурировать с США и Западным сообществом, то сей­час тон начинает изменяться.

«Многополярный мир» — это отдаленное будущее, а США, несмотря на все сложности, остаются единственной сверхдержавой и будет ею еще двадцать лет как минимум. — отмечал в середине 2008г. Директор про­грамм по России и Китаю Центра Европейских Реформ Бобо Ло 4, коммен­тируя возможности блока БРИК.

Джозеф Най младший был уверен, что этот проект не станет такой се­рьезной политической организацией, которой являются классические ве­дущие государства5 .

Несмотря на то, что западные СМИ отрицают возможность тесного взаимодействия между странами БРИКС, как из-за противоречий между Индией и Китаем, так из-за различия в политических и социальных систе-


мах, организация показала свою жизнеспособность и прогресс во взаимо­отношениях. Кроме того, помимо двух совместных заявлений, озвученных в 2009 и 2010 гг., которые отражали концептуальную доктрину блока, сле­дующие декларации (Санья-2011 и Дели-2012) четко продемонстрирова­ли намерения группы проводить свою экспансию в глобальную политику.

Всемирный Банк (ВБ) в 2009г. практически признал появление много­полярной международной монетарной системы, что произошло благодаря трансформационным процессам, запущенным странами БРИК6. Как ука­зано в докладе, «вместе с зоной евро БРИК является источником давле­ния на международную монетарную систему, что приводит к сдвигам в гло­бальных экономических отношениях. Глобальная структура управления, определяемая доминирующей позицией США, ее либерализмом и под­держкой многосторонности, сейчас подвержена серьезным изменениям, так как распределение власти смещается к многополярности»7.

Следует отметить, что термин «многосторонний» был взят на воору­жение администрацией Обамы для определения нового миропорядка. По выражению госсекретаря США Хиллари Клинтон он подразумевал на­личие коалиции стран, которые под патронатом США будут соуправлять мировыми делами. По сути, эта такая же форма доминирования и гегемо­нии Вашингтона, какая была раньше, только с большей ответственностью других государств.

Термин многополярность имеет совершенно другое значение. В меж­дународных отношениях полюс подразумевает военные, политические и цивилизационные альянсы государств, которые находятся в состоянии взаимного баланса и сдерживания.

Если рассматривать экономическую составляющую БРИКС, то, несмо­тря на то, что некоторые страны не имеют общих границ, этот блок по­ступательно бросает вызов единственной модели, привязанной к доллару

США.

В отношении международной финансовой структуры уже давно выска­зывались критические замечания за ее несбалансированность и отсутствие координации. Неолиберальную финансовую систему в целом критиковали