Файл: Геополитика номер 18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1004

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уже на протяжении многих десятилетий. В частности, около 30 лет назад Макс Корден назвал ее «несистемой» за ее несбалансированность и от­сутствие координации8. Данная «несистема» вращается вокруг доллара, которые не обеспечен ни товарами, ни золотым запасом. Поэтому жела­ние упорядочить сложную сеть финансовых, ресурсных, товарных и сер­висных потоков вполне естественно для новых эмерджентных государств, учитывая, что Китай является второй по величине экономикой мира.

Согласно показателям Китай, Бразилия, Индия и Россия занимают вто­рое, седьмое, девятое и одиннадцатое места в мировой экономике. И их коллективное влияние на мировую динамику имеет беспрецедентный ха­рактер в современной экономической истории, хотя она все еще строится на парадигме разделения на развитые и развивающиеся страны.

Согласно статистике ВБ страны БРИКС составляют 53% глобального ВВП в размере 7250 млрд долл. за период 2007-2010 гг. США за тот же пе­риод имели всего 592 млрд долл. При этом на ближайшие годы ЕС и Япо­ния не ожидают улучшения своих показателей.

Не случайно британское издание «Гуардиан» во время проведения по­следнего саммита организации в Нью-Дели отмечало, что «БРИКС зани­мается созданием новой глобальной архитектуры... А на международном уровне Россия, Бразилия и Индия добиваются установления многополяр­ной международной системы, где они являются основными акторами»9 . Хотя некоторые считают, что Китай выстраивает новую двуполярную си­стему, это не соответствует действительности. Именно в КНР еще в 70-х гг. прошлого столетия начала разрабатываться доктрина многополярности (duojihua).

БРИКС влияет не только на экономический, финансовый и промыш­ленный сектор, но также и на геостратегический и, в конце концов, на международный легальный порядок. Расположение стран создает диаго­нальную ось из Северного Полушария (Евразия) к югу Западного Полу­шария (Индо-Латинская Америка), которая имеет в себе три ядра — ев­разийский полюс (Россия, Китай, Индия), Южную Африку и Бразилию10 .


Предыдущие прецеденты показывают, что страны альянса будут вы­страивать повестку дня по влиянию на глобальные международные дела поступательно, шаг за шагом.

Если ранее, на саммите БРИКС в 2011г. в Китае говорилось о необ­ходимости укрепления финансового сотрудничества посредством Банка Развития БРИКС, то весной 2012г. во время проведения саммита Большой Двадцатки в Мехико министры финансов стран БРИКС пришли к согла­шению о создании многостороннего (multilateral) банка, который бы фи­нансировал проекты непосредственно в этих странах11

Пока еще БРИКС занимается координацией экономических интересов и не является политической и военно-политической силой как НАТО. Это частично объясняет разные позиции стран по поводу конфликта в Сирии и других вопросов. Но, как считает доктор Джаганнат Пада из Институ­та оборонных исследований и анализа (Нью-Дели), «политически члены организации могут и не быть объединены, имея различные системы и вну­треннюю политику. Однако мощная унифицированная позиция БРИКС может заставить США подумать дважды, прежде чем действовать в одно­стороннем порядке и принуждать Вашингтон работать в рамках диплома­тических процедур и диалога»12.

Эксперты также отмечают, что консолидация и активные действия БРИКС связаны не только с желанием выйти из долларовой системы США, которую они вынуждены волей-неволей поддерживать, но также и осуществить защиту своих интересов. Например, Россия и Индия не до­пустили проведения медицинских и социальных реформ по шаблонам ВБ (так называемые программы структурного регулирования), в том числе воспротивились монополизации ряда жизненно важных отраслей транс­национальными корпорациями. При этом под сомнение ставится не толь­ко «Вашингтонский консенсус», но и действия Белого дома, что, в конце концов, приводит к эрозии «мягкой силы» США13.

Во-первых, страны БРИКС переходят на взаиморасчеты в своей ва­люте, избегая оплаты в долларах США. Это не только ослабляет значение мировой резервной валюты, но и повышает доверие между участниками


блока. Во-вторых, анонсирование о создании в ближайшем будущем бан­ка БРИКС также является серьезным шагом по развитию многополярно­сти. Фонд нового банка будет больше, чем суммарный ВВП примерно 150 стран (конечно же, имеются в виду страны, не относящиеся к сверхдер­жавам или региональным геополитическим центрам). Кроме того, страны БРИКС, создав новый банк, намереваются повлиять и на политику МВФ, где сейчас их взносы составляют примерно 11% (и квота голосования со­ответствующая).

Новый банк БРИКС однозначно сможет изменить финансово-поли­тический ландшафт во многих регионах, так как ВБ и Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) обычно навязывает политические ус­ловия вместе с займами. Предполагается, что банк БРИКС будет работать с будущими реципиентами без подобных условий и производить инвести­ции в области, где ВБ не работает, так как его экологические стандарты не подходят для реализации проектов типа строительства дамб, атомных станций и производства биотоплива.

Есть предположения, что банк БРИКС может начать кооперацию с инициативой Chiang Mai, созданный блоком АСЕАН + 3 (страны Юго-Восточной Азии, Китай, Япония и Южная Корея). Показательно, что в 2012 году размеры данного фонда достигли 240 млрд долл., что составляет примерно ту же сумму, что запланирована и для банка БРИКС 14. Остается определиться с расчетной единицей банка либо создать корзину, которая будет привязана к резервным валютам или валютам стран БРИКС.

Данное перебалансирование финансовых и инвестиционных потоков может привести и к серьезным политическим сдвигам, так как будут пред­ставлять альянс и каждую страну в отдельности в более выгодном свете, чем западное сообщество, критикуемое за неоимпериалистический под­ход в отношении развивающихся стран. Руководству стран БРИКС уже необходимо выработать адекватную стратегию для работы со странами-реципиентами, так как некоторые эксперты из стран Третьего мира на­чинают высказывать предположения, что новый банк будет действовать суб-империалистическими методами15. В частности, обвинялась экспанси­


онистская политика Бразилии в отношении других стран Латинской Аме­рики и Африки, направленная на расширение рынков.

Что касается последней супердержавы, то некоторые авторы высказы­вают подозрения, что Вашингтон может не согласиться на видное место в будущей конструкции многополярного мира. И вместе с проблемами до­бычи природных ресурсов, изменения климата, распространением бедно­сти, США могут прибегнуть к глобальной военной агрессии для поддер­жания своего доминирующего положения, что, возможно, даже приведет к третьей мировой войне16.

Как сдерживающий механизм для такого сценария у стран БРИКС не остается другого выхода, как создавать свою модель глобальной безопас­ности, основанной на принципах уважения интересов других суверенных государств и невмешательства во внутренние дела.

Этот проект возможен при достаточно глубокой институциализации ряда механизмов дипломатического характера, в том числе в отношении оказания взаимопомощи и применения военной силы. Опыт работы стран, входящих в БРИКС, в других альянсах, которые носят преимущественно военно-политический характер, может существенно помочь выработать доктрину межрегиональной безопасности и зон ответственности БРИКС в мире.


Африканский вопрос


Самир Саран


Для БРИКС будет контрпродуктивно, если председательством Южной Африки закончится представление этого континента.

С предстоящей передачей председательства БРИКС от Индии к Юж­ной Африке, мы наблюдаем активную деятельность в столицах стран БРИКС, в том числе визит солидной южноафриканской делегации в Нью-Дели. Хотя дискуссии ведутся о формах передачи полномочий, в центре внимания должна оставаться повестка дня БРИКС.

Если недавние разговоры с южноафриканскими учеными на что-либо и указывают, так это на то, что председательство их страны в БРИКС может быть обусловлено сильным импульсом для представления Африки. В ходе двух недавних конференций в Китае выступления южноафриканских деле­гатов по вопросам БРИКС были во многом посвящены теме Африки, это вопросы, которые в настоящее время относятся к Африканскому союзу и состоянию континента в целом. В преддверии саммита БРИКС 2013г. страна, похоже, берет на себя обременительные задачи по выявлению и представления единого африканского голоса. Хотя это уже вызвало крити­ку, данная ситуация указывает и на недостатки, включая потенциал срыва прогресса, который имелся до настоящего момента.

Первая проблема заключается в присущем этому делу моральном ри­ске. Южная Африка не должна видеть свою роль в качестве голоса Афри­ки в БРИКС. Это было бы самонадеянно, и ряд африканских стран может занять сильную противоположную позицию. И кого это касается, что это дело только Африки, которая, так или иначе нуждается в особых отноше­ниях с БРИКС? Но Южная Азия как место, где сосредоточено половина бедноты в мире и огромное количество социальных проблем, возможно, заслуживает такого же внимания. Должна ли тогда Индия представлять го­лос Южной Азии и субконтинент? Конечно же, некоторые страны Южной Азии будет иметь основания для критики такой позиции. То же самое мож­но утверждать в случае Бразилии в Южной Америке, России в Евразии и Китая в Восточной Азии. Такие ролевые игры в послов от больших регио­нов являются опасными и могут перегрузить гибкую и легкую платформу, которой стремится быть БРИКС.