ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1004
Скачиваний: 1
уже на протяжении многих десятилетий. В частности, около 30 лет назад Макс Корден назвал ее «несистемой» за ее несбалансированность и отсутствие координации8. Данная «несистема» вращается вокруг доллара, которые не обеспечен ни товарами, ни золотым запасом. Поэтому желание упорядочить сложную сеть финансовых, ресурсных, товарных и сервисных потоков вполне естественно для новых эмерджентных государств, учитывая, что Китай является второй по величине экономикой мира.
Согласно показателям Китай, Бразилия, Индия и Россия занимают второе, седьмое, девятое и одиннадцатое места в мировой экономике. И их коллективное влияние на мировую динамику имеет беспрецедентный характер в современной экономической истории, хотя она все еще строится на парадигме разделения на развитые и развивающиеся страны.
Согласно статистике ВБ страны БРИКС составляют 53% глобального ВВП в размере 7250 млрд долл. за период 2007-2010 гг. США за тот же период имели всего 592 млрд долл. При этом на ближайшие годы ЕС и Япония не ожидают улучшения своих показателей.
Не случайно британское издание «Гуардиан» во время проведения последнего саммита организации в Нью-Дели отмечало, что «БРИКС занимается созданием новой глобальной архитектуры... А на международном уровне Россия, Бразилия и Индия добиваются установления многополярной международной системы, где они являются основными акторами»9 . Хотя некоторые считают, что Китай выстраивает новую двуполярную систему, это не соответствует действительности. Именно в КНР еще в 70-х гг. прошлого столетия начала разрабатываться доктрина многополярности (duojihua).
БРИКС влияет не только на экономический, финансовый и промышленный сектор, но также и на геостратегический и, в конце концов, на международный легальный порядок. Расположение стран создает диагональную ось из Северного Полушария (Евразия) к югу Западного Полушария (Индо-Латинская Америка), которая имеет в себе три ядра — евразийский полюс (Россия, Китай, Индия), Южную Африку и Бразилию10 .
Предыдущие прецеденты показывают, что страны альянса будут выстраивать повестку дня по влиянию на глобальные международные дела поступательно, шаг за шагом.
Если ранее, на саммите БРИКС в 2011г. в Китае говорилось о необходимости укрепления финансового сотрудничества посредством Банка Развития БРИКС, то весной 2012г. во время проведения саммита Большой Двадцатки в Мехико министры финансов стран БРИКС пришли к соглашению о создании многостороннего (multilateral) банка, который бы финансировал проекты непосредственно в этих странах11
Пока еще БРИКС занимается координацией экономических интересов и не является политической и военно-политической силой как НАТО. Это частично объясняет разные позиции стран по поводу конфликта в Сирии и других вопросов. Но, как считает доктор Джаганнат Пада из Института оборонных исследований и анализа (Нью-Дели), «политически члены организации могут и не быть объединены, имея различные системы и внутреннюю политику. Однако мощная унифицированная позиция БРИКС может заставить США подумать дважды, прежде чем действовать в одностороннем порядке и принуждать Вашингтон работать в рамках дипломатических процедур и диалога»12.
Эксперты также отмечают, что консолидация и активные действия БРИКС связаны не только с желанием выйти из долларовой системы США, которую они вынуждены волей-неволей поддерживать, но также и осуществить защиту своих интересов. Например, Россия и Индия не допустили проведения медицинских и социальных реформ по шаблонам ВБ (так называемые программы структурного регулирования), в том числе воспротивились монополизации ряда жизненно важных отраслей транснациональными корпорациями. При этом под сомнение ставится не только «Вашингтонский консенсус», но и действия Белого дома, что, в конце концов, приводит к эрозии «мягкой силы» США13.
Во-первых, страны БРИКС переходят на взаиморасчеты в своей валюте, избегая оплаты в долларах США. Это не только ослабляет значение мировой резервной валюты, но и повышает доверие между участниками
блока. Во-вторых, анонсирование о создании в ближайшем будущем банка БРИКС также является серьезным шагом по развитию многополярности. Фонд нового банка будет больше, чем суммарный ВВП примерно 150 стран (конечно же, имеются в виду страны, не относящиеся к сверхдержавам или региональным геополитическим центрам). Кроме того, страны БРИКС, создав новый банк, намереваются повлиять и на политику МВФ, где сейчас их взносы составляют примерно 11% (и квота голосования соответствующая).
Новый банк БРИКС однозначно сможет изменить финансово-политический ландшафт во многих регионах, так как ВБ и Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) обычно навязывает политические условия вместе с займами. Предполагается, что банк БРИКС будет работать с будущими реципиентами без подобных условий и производить инвестиции в области, где ВБ не работает, так как его экологические стандарты не подходят для реализации проектов типа строительства дамб, атомных станций и производства биотоплива.
Есть предположения, что банк БРИКС может начать кооперацию с инициативой Chiang Mai, созданный блоком АСЕАН + 3 (страны Юго-Восточной Азии, Китай, Япония и Южная Корея). Показательно, что в 2012 году размеры данного фонда достигли 240 млрд долл., что составляет примерно ту же сумму, что запланирована и для банка БРИКС 14. Остается определиться с расчетной единицей банка либо создать корзину, которая будет привязана к резервным валютам или валютам стран БРИКС.
Данное перебалансирование финансовых и инвестиционных потоков может привести и к серьезным политическим сдвигам, так как будут представлять альянс и каждую страну в отдельности в более выгодном свете, чем западное сообщество, критикуемое за неоимпериалистический подход в отношении развивающихся стран. Руководству стран БРИКС уже необходимо выработать адекватную стратегию для работы со странами-реципиентами, так как некоторые эксперты из стран Третьего мира начинают высказывать предположения, что новый банк будет действовать суб-империалистическими методами15. В частности, обвинялась экспанси
онистская политика Бразилии в отношении других стран Латинской Америки и Африки, направленная на расширение рынков.
Что касается последней супердержавы, то некоторые авторы высказывают подозрения, что Вашингтон может не согласиться на видное место в будущей конструкции многополярного мира. И вместе с проблемами добычи природных ресурсов, изменения климата, распространением бедности, США могут прибегнуть к глобальной военной агрессии для поддержания своего доминирующего положения, что, возможно, даже приведет к третьей мировой войне16.
Как сдерживающий механизм для такого сценария у стран БРИКС не остается другого выхода, как создавать свою модель глобальной безопасности, основанной на принципах уважения интересов других суверенных государств и невмешательства во внутренние дела.
Этот проект возможен при достаточно глубокой институциализации ряда механизмов дипломатического характера, в том числе в отношении оказания взаимопомощи и применения военной силы. Опыт работы стран, входящих в БРИКС, в других альянсах, которые носят преимущественно военно-политический характер, может существенно помочь выработать доктрину межрегиональной безопасности и зон ответственности БРИКС в мире.
Африканский вопрос
Самир Саран
Для БРИКС будет контрпродуктивно, если председательством Южной Африки закончится представление этого континента.
С предстоящей передачей председательства БРИКС от Индии к Южной Африке, мы наблюдаем активную деятельность в столицах стран БРИКС, в том числе визит солидной южноафриканской делегации в Нью-Дели. Хотя дискуссии ведутся о формах передачи полномочий, в центре внимания должна оставаться повестка дня БРИКС.
Если недавние разговоры с южноафриканскими учеными на что-либо и указывают, так это на то, что председательство их страны в БРИКС может быть обусловлено сильным импульсом для представления Африки. В ходе двух недавних конференций в Китае выступления южноафриканских делегатов по вопросам БРИКС были во многом посвящены теме Африки, это вопросы, которые в настоящее время относятся к Африканскому союзу и состоянию континента в целом. В преддверии саммита БРИКС 2013г. страна, похоже, берет на себя обременительные задачи по выявлению и представления единого африканского голоса. Хотя это уже вызвало критику, данная ситуация указывает и на недостатки, включая потенциал срыва прогресса, который имелся до настоящего момента.
Первая проблема заключается в присущем этому делу моральном риске. Южная Африка не должна видеть свою роль в качестве голоса Африки в БРИКС. Это было бы самонадеянно, и ряд африканских стран может занять сильную противоположную позицию. И кого это касается, что это дело только Африки, которая, так или иначе нуждается в особых отношениях с БРИКС? Но Южная Азия как место, где сосредоточено половина бедноты в мире и огромное количество социальных проблем, возможно, заслуживает такого же внимания. Должна ли тогда Индия представлять голос Южной Азии и субконтинент? Конечно же, некоторые страны Южной Азии будет иметь основания для критики такой позиции. То же самое можно утверждать в случае Бразилии в Южной Америке, России в Евразии и Китая в Восточной Азии. Такие ролевые игры в послов от больших регионов являются опасными и могут перегрузить гибкую и легкую платформу, которой стремится быть БРИКС.