ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1233
Скачиваний: 1
86
Геополитика XVII
Кто будет склеивать Новую Евразию?
Искандар Асадуллаев
В 2012 году вышла в свет книга двух вице-президентов российской Акаде-
мии геополитических проблем В.В. Воложанина и В.П. Петрова “Основы теории
Новой Российской Империи”. Как участнику круглого стола, проведенной на-
званными геополитиками, нам также хотелось бы высказать свои взгляды на эту
острую проблему, листая названную книгу.
Анализ внешней политики России по отношению к Таджикистану наводит
на мысль о том, что особая “доблесть” внешней политики России заключается в
чрезвычайно малых затратах в осуществлении “полета величия - Державности”,
что совершенно не вяжется с принципами взаимности и дружбы по отношению
к союзникам. Однако при таком подходе во внешней политике совершенно не-
возможно создать крепкие союзнические международные отношения. Союз,
построенный на выкручивании рук, не может быть крепким союзом. При таком
отношении нереально требовать от союзника одновекторной пророссийской по-
литики. Союзник отчаянно всеми возможными путями будет проводить много-
векторную политику в надежде выйти из тупика, зная, что Россия, не оказывая
решающую помощь, не допускает в то же время и получения Таджикистаном по-
мощи от других. Это сегодня до имперская и после имперская позиция некото-
рых центров сил России - тех, кто упорно говорит о союзе. Что же тогда говорить
о реалиях будущей Империи?!
Однако многовекторная внешняя политика Таджикистана возникла не сразу,
вначале она была однозначно ориентированной на Россию в ожидании инвести-
ций, помощи в строительстве крупных ГЭС, например, Рогунской. От России
ожидали помощи в создании страной системы энергетической безопасности, но
многие попытки ее создания при помощи РФ оказались тщетными. Это дало ос-
нование ряду экспертов говорить о том, что Россия проводит политику ограниче-
ния энергетической безопасности Таджикистана в угоду центральноазиатскому
гегемону — Узбекистану. И не только поэтому.
В треугольнике Москва — Ташкент — Душанбе власти РФ почти всегда берут
сторону Ташкента, за редкими обещаниями помощи Таджикистану во время от-
казов Узбекистана от тесного участия в структурах с ведущей ролью России.
Между тем многовекторная политика Таджикистана имеет свою специфику.
Она опирается и допускает военное, цивилизационное и геополитическое со-
трудничество с Россией и одновременно не исключает сотрудничества с другими
странами и державами. В существующем положении вещей нелепо делать упреки
в адрес Таджикистана. Москва прекрасно знает о тех проблемах, которые создает
Рецензии
87
Северный Кавказ
для Таджикистана Ташкент, но не поступается своими интересами в узбекском
направлении ради Душанбе. Есть и другой пример. Например, Россия и европей-
ские страны прекрасно ладят по поводу углеводородных труб в Европу, но Россия
с раздражением относится к праву Душанбе налаживать плодотворные отноше-
ния со странами Европы, получать от них помощь.
Однако вернемся к нашим “провозвестникам” Империи. На смену СНГ дол-
жен, по мнению новых империалистов, придти Российский Имперский Союз.
Вице-президенты Академии геополитических проблем пишут: “При этом оче-
видно, что первой и самой важной задачей внешней политики новой Российской
Империи будет формирование в ее составе Российского Имперского Союза, а
также обеспечение внешней безопасности страны. В этом направлении придется
много потрудиться”.
Кто же будет склеивать новый Союз народов и в самой России и в Российском
Имперском Союзе? Об этом они пишут следующее: “Конечно, русскому наро-
ду всегда в Российской Империи принадлежала особая роль. Русский народ, как
имперский суперэтнос*, всегда “склеивал” Империю, был основой Русской Ци-
вилизации. И возрождение истинного, православного, культурноисторического,
патриотического русского национального самосознания - важнейшая цель новой
Российской Империи, отвечающая интересам Русской Цивилизации и всех рус-
ских, в широком смысле этого слова, во всех сословиях и народах нашей Великой
Родины”.
И ни слова о том, как преодолеть шовинизм и национализм, разлагающие рос-
сийское и евразийское единство. А с другой стороны — разъединяющее страны
Евразии доминирование России без системной помощи своим собратьям. Ни
слова об идеалах взаимопомощи, человечности и взаимоуважения народов на
всех уровнях: политическом, культурном, бытовом, социально-психологическом,
этнополитическом.
Только существованием русского “суперэтноса” вопроса не решить. Для того
чтобы он склеивал остальных, необходимо соответствующее состояние его умов,
и элиты и всего народа, не зараженных ненавистью к другим как “чуркам” или
“балласту”. Это задача не из абстрактной сферы, она четко стоит и перед Россией
и перед ее руководством, но не решается ими. При этом следует иметь в виду со-
стояние умов не только русских и россиян, но и все остальных в Евразии. Соот-
ветствующее состояние умов можно создать, если идеалы Евразии будут приняты
инициаторами Евразийского Союза, и они будут внедрять их на всем простран-
стве Евразии.
Как же склеивать, если некоторые властные структуры России не предпри-
нимают никаких действенных мер против ограничения политики и психологии
доминирования, которым заражены многие в России? В чем же причины? Может
быть, именно такая политика и необходима руководству?!
Основы теории Новой Российской Империие
88
Геополитика XVII
Таджикистан отказался бы от многовекторной внешней политики, если был
уверен, что его однозначно пророссийская политика не будет заложником оста-
точного принципа помощи по отношению к нему. Это значит, что в постсовет-
ском пространстве после развала СССР из жизни народов были изгнаны идеалы
Евразии, вкрапленные в тоталитаризм — идеалы человечности, равенства, взаи-
моуважения и взаимопомощи.
Без идеалов Евразии не может быть Евразийского Союза. То есть без опреде-
ленного состояния умов.
Мы должны говорить о таком процессе, который имеет место в Евразии,
как глобализация сознания. На это и обращает внимание Б. Муминов. Это
процесс превращения общественного сознания в виде идеологии в одну из ос-
нов различных видов сознания — индивидуального, семейного, группового,
коллективного сознания. Общественное сознание и включенные в него евра-
зийские идеалы пронизывали все остальные виды сознания и с разрушением
такого его вида, как идеология, ослабили все остальные виды сознания. Воз-
никла необходимость в надындивидуальной поддержке всех остальных видов
сознания в направлении решения новых задач создания здоровых отношений
в новых условиях. Поэтому во весь рост встает задача выдвижения в сознании
миллионов идеалов гуманизма. Об этом не ведают новые империалисты —
авторы названной книги.
В семье, упорядочивании обычаев, возрождении патриотизма с человече-
ским лицом, преодолении разгула национализма и шовинизма, утверждении до-
брого отношения к людям, непохожим на тебя, сохранении и защиты своей ци-
вилизации, и своей и евразийской, сегодня важная роль принадлежит идеалам.
Когда разрушилось коммунистическое сознание, то ослабевшие формы со-
знания — индивидуальное, семейное, или иные виды коллективного сознания
оказались подверженными влиянию новых отношений в постсоветском про-
странстве, называемых ныне отношениями варварского капитализма.
Демократическое сознание, движение и отношения в передовых странах ми-
ровой демократии в состоянии защитить существующий там гуманизм по отно-
шению к человеку — права человека, верховенство закона. Однако в странах СНГ
с приходом варварского капитализма, явлений правового нигилизма и в условиях
устранения лучших идеалов человечества и Евразии с разрушением прежней иде-
ологии, не стало государственно-идеологической основы для поддержания гума-
нистических отношений.
В коммунистической идеологии было много фальши, лицемерия, но именно
она вобрала в себя лучшие идеалы человечества, была создана в условиях государ-
ственно-бюрократической деспотии сфера подлинных человеческих отношений.
Это кажется парадоксом, но это именно так и было.
Рецензии
89
Северный Кавказ
С практическим коммунизмом были связаны и преступления против челове-
ка и существование подлинных гуманистических отношений, которые допускала
советская власть. С разрушением советской власти и идеологии была разрушена
платформа сферы советского гуманизма с достижениями в области социальной
защиты, образования, научного сознания, семейных отношений, межнациональ-
ных отношений, свободы и защиты женщин и детей. Несмотря на то, что детский
труд использовался на производстве, а свободная женщина была посажена на
трактор и выполняла тяжелый труд, гендерные проблемы по-своему решались в
советское время.
Сегодня, в наше время или только ругают коммунизм, или односторонне
оправдывают. Между тем человеческие достижения в СССР были возможны
только потому, что коммунистическая идеология вобрала в себя лучшие идеалы
человечества и Евразии.
Именно поэтому советские люди жили, словно в гипнозе, с верой или полу-
верой в социалистический гуманизм, в особую ценность своей советской жизни.
Повторяем, что если бы не идеалы человечества, которые нещадно эксплуатиро-
вались советской властью, идеологами в СССР, то репрессивный аппарат комму-
нистического режима ни на один час, ни на один день не смог бы сохранить си-
стему. Сохранению советской системы способствовала глобализация сознания,
декларировавшая идеалы, от имени которых совершалась коммунистическая
практика в СССР.
С разрушением идеологии, которая пронизывала все остальное, в постсовет-
ском пространстве ослаблялось многое: сужались общечеловеческие отноше-
ния и мораль, ослаблялся патриотизм. В советское время существовала большая
сфера общечеловеческой морали, поддерживавшей дружбу между людьми и на-
родами, уменьшавшей национализм, не допускавшей идей фашизма, не дававшей
возможности разгулу психологии доминирования и шовинизма. И это, несмотря
на тенденции русификации, доминирование “старшего брата”, великорусского
шовинизма.
В связи с этим авторы “Основы теории Новой Российской Империи” оста-
ются абстрактно вещающими о склеивании народов Союза и России, не ведая о
том, что идеи могут и разрушить, но другие идеи могут стать основой единения.
Пока, это мы можем говорить, листая постранично книгу, у В.В. Воложанина и
В.П. Петрова высказываются идеи, не склеивающие народы, а провоцирующие
сопротивление народов.
Если обратиться с вопросом к какому-либо обездоленному таджику о том,
желает ли он жить благополучно в Новой Российской Империи, то он изму-
ченный условиями жизни, может сказать “да”, думая, что вернется в относи-
тельное благополучие СССР. Но это будет обманом. Согласно книге о Новой
Российской Империи, она не даст благополучия, кроме барского господства
Основы теории Новой Российской Империие
90
Геополитика XVII
над малым народом. Ведь для страны с мусульманским населением авторы
обещают следующее: “Генерал-губернаторы и руководители стран - членов
Российского Имперского Союза также назначаются Императором с последу-
ющим утверждением народом, проживающим на территории соответствую-
щей губернии, в процессе прямого тайного всеобщего голосования.
При этом Народный Собор и Патриарх Русской Православной Церкви име-
ют право аргументировано отозвать любого члена Сената, Правительства, руко-
водства Судов, генерал-губернатора или руководителя страны - члена Российско-
го Имперского Союза” 4.
Ни много, ни мало — сталинская автономия. Здесь даже нет большевистского
коварства и хитрости, когда Ленин дал широкие права народам СССР, но все ока-
залось фикцией. Сталин отнял на деле то, что лицемерно провозглашалось, создал
“автономию” — фактически деспотическую центральную власть.
У авторов же “нашей” книги автономия провозглашается сразу, они ведут
борьбу с открытым забралом. Бесхитростно крайне ограничивают права союзни-
ков. Это звучит следующим образом: “Империи, являющиеся высшим способом
традиционного устройства государственной жизни цивилизаций, предполагают
в совершенном виде в новых глобальных условиях развития соответствие границ
цивилизаций и границ Империй. При этом в составе Империй неизбежны более-
менее автономные во внутренних делах государственные и этнокультурные об-
разования”.
Надо сказать, что В.В. Воложанин и В.П. Петров честно расписывают действи-
тельную Империю и империализм, действия метрополии и действительный коло-
ниализм в новых условиях. Самое опасное в том, что существует реальная угроза
создания реальной Империи в том невообразимо драматическом русле событий,
которые происходят в мире — Новом Мировом Беспорядке. Выкручиванием рук
в момент разгула Мирового Беспорядка. Разумеется, ничего не будет воплоще-
но из идеализированного нового колониализма, но так “наломают дров”, загоняя
народы и общество в постсоветском пространстве в прокрустово ложе новой
идентичности, куцых прав на свободы, нового уже несоветского деспотизма, что
СССР покажется раем по сравнению с откровенной Империей.
При этом Россия поглощает все пространство Евразии: “Еще одним важным
фактором, определяющим систему и структуру власти новой Российской Импе-
рии, является ее двойной статус: новая Российская Империя, включающая Рос-
сийский Имперский Союз”. В дальнейшем раскрываются необъятные пределы и
новой Российской Империи и Российского Имперского Союза. Она включать
будет почти половину зарубежной Европы, даже Кубу. “Естественные границы
новой Российской Империи, включающей Российский Имперский Союз, могут
примерно соответствовать границам старой Российской Империи и Советского
Союза, с включением православных Балканских и Средиземноморских стран на
Рецензии