Файл: Геополитика номер 17.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

86

Геополитика XVII

Кто будет склеивать Новую Евразию?

Искандар Асадуллаев

В 2012 году вышла в свет книга двух вице-президентов российской Акаде-

мии геополитических проблем В.В. Воложанина и В.П. Петрова “Основы теории 

Новой Российской Империи”. Как участнику круглого стола, проведенной на-

званными геополитиками, нам также хотелось бы высказать свои взгляды на эту 

острую проблему, листая названную книгу.

Анализ внешней политики России по отношению к Таджикистану наводит 

на мысль о том, что особая “доблесть” внешней политики России заключается в 

чрезвычайно малых затратах в осуществлении “полета величия - Державности”, 

что совершенно не вяжется с принципами взаимности и дружбы по отношению 

к союзникам. Однако при таком подходе во внешней политике совершенно не-

возможно создать крепкие союзнические международные отношения. Союз, 

построенный на выкручивании рук, не может быть крепким союзом. При таком 

отношении нереально требовать от союзника одновекторной пророссийской по-

литики. Союзник отчаянно всеми возможными путями будет проводить много-

векторную политику в надежде выйти из тупика, зная, что Россия, не оказывая 

решающую помощь, не допускает в то же время и получения Таджикистаном по-

мощи от других. Это сегодня до имперская и после имперская позиция некото-

рых центров сил России - тех, кто упорно говорит о союзе. Что же тогда говорить 

о реалиях будущей Империи?!

Однако многовекторная внешняя политика Таджикистана возникла не сразу, 

вначале она была однозначно ориентированной на Россию в ожидании инвести-

ций, помощи в строительстве крупных ГЭС, например, Рогунской. От России 

ожидали помощи в создании страной системы энергетической безопасности, но 

многие попытки ее создания при помощи РФ оказались тщетными. Это дало ос-

нование ряду экспертов говорить о том, что Россия проводит политику ограниче-

ния энергетической безопасности Таджикистана в угоду центральноазиатскому 

гегемону — Узбекистану. И не только поэтому.

В треугольнике Москва — Ташкент — Душанбе власти РФ почти всегда берут 

сторону Ташкента, за редкими обещаниями помощи Таджикистану во время от-

казов Узбекистана от тесного участия в структурах с ведущей ролью России.

Между тем многовекторная политика Таджикистана имеет свою специфику. 

Она опирается и допускает военное, цивилизационное и геополитическое со-

трудничество с Россией и одновременно не исключает сотрудничества с другими 

странами и державами. В существующем положении вещей нелепо делать упреки 

в адрес Таджикистана. Москва прекрасно знает о тех проблемах, которые создает 

Рецензии


background image

87

Северный Кавказ

для Таджикистана Ташкент, но не поступается своими интересами в узбекском 

направлении ради Душанбе. Есть и другой пример. Например, Россия и европей-

ские страны прекрасно ладят по поводу углеводородных труб в Европу, но Россия 

с раздражением относится к праву Душанбе налаживать плодотворные отноше-

ния со странами Европы, получать от них помощь.

Однако вернемся к нашим “провозвестникам” Империи. На смену СНГ дол-

жен, по мнению новых империалистов, придти Российский Имперский Союз. 

Вице-президенты Академии геополитических проблем пишут: “При этом оче-

видно, что первой и самой важной задачей внешней политики новой Российской 

Империи будет формирование в ее составе Российского Имперского Союза, а 

также обеспечение внешней безопасности страны. В этом направлении придется 

много потрудиться”.

Кто же будет склеивать новый Союз народов и в самой России и в Российском 

Имперском Союзе? Об этом они пишут следующее: “Конечно, русскому наро-

ду всегда в Российской Империи принадлежала особая роль. Русский народ, как 

имперский суперэтнос*, всегда “склеивал” Империю, был основой Русской Ци-

вилизации. И возрождение истинного, православного, культурноисторического, 

патриотического русского национального самосознания - важнейшая цель новой 

Российской Империи, отвечающая интересам Русской Цивилизации и всех рус-

ских, в широком смысле этого слова, во всех сословиях и народах нашей Великой 

Родины”.

И ни слова о том, как преодолеть шовинизм и национализм, разлагающие рос-

сийское и евразийское единство. А с другой стороны — разъединяющее страны 

Евразии доминирование России без системной помощи своим собратьям. Ни 

слова об идеалах взаимопомощи, человечности и взаимоуважения народов на 

всех уровнях: политическом, культурном, бытовом, социально-психологическом, 

этнополитическом.

Только существованием русского “суперэтноса” вопроса не решить. Для того 

чтобы он склеивал остальных, необходимо соответствующее состояние его умов, 

и элиты и всего народа, не зараженных ненавистью к другим как “чуркам” или 

“балласту”. Это задача не из абстрактной сферы, она четко стоит и перед Россией 

и перед ее руководством, но не решается ими. При этом следует иметь в виду со-

стояние умов не только русских и россиян, но и все остальных в Евразии. Соот-

ветствующее состояние умов можно создать, если идеалы Евразии будут приняты 

инициаторами Евразийского Союза, и они будут внедрять их на всем простран-

стве Евразии.

Как же склеивать, если некоторые властные структуры России не предпри-

нимают никаких действенных мер против ограничения политики и психологии 

доминирования, которым заражены многие в России? В чем же причины? Может 

быть, именно такая политика и необходима руководству?!

Основы теории Новой Российской Империие


background image

88

Геополитика XVII

Таджикистан отказался бы от многовекторной внешней политики, если был 

уверен, что его однозначно пророссийская политика не будет заложником оста-

точного принципа помощи по отношению к нему. Это значит, что в постсовет-

ском пространстве после развала СССР из жизни народов были изгнаны идеалы 

Евразии, вкрапленные в тоталитаризм — идеалы человечности, равенства, взаи-

моуважения и взаимопомощи.

Без идеалов Евразии не может быть Евразийского Союза. То есть без опреде-

ленного состояния умов.

Мы должны говорить о таком процессе, который имеет место в Евразии, 

как глобализация сознания. На это и обращает внимание Б. Муминов. Это 

процесс превращения общественного сознания в виде идеологии в одну из ос-

нов различных видов сознания — индивидуального, семейного, группового, 

коллективного сознания. Общественное сознание и включенные в него евра-

зийские идеалы пронизывали все остальные виды сознания и с разрушением 

такого его вида, как идеология, ослабили все остальные виды сознания. Воз-

никла необходимость в надындивидуальной поддержке всех остальных видов 

сознания в направлении решения новых задач создания здоровых отношений 

в новых условиях. Поэтому во весь рост встает задача выдвижения в сознании 

миллионов идеалов гуманизма. Об этом не ведают новые империалисты — 

авторы названной книги.

В семье, упорядочивании обычаев, возрождении патриотизма с человече-

ским лицом, преодолении разгула национализма и шовинизма, утверждении до-

брого отношения к людям, непохожим на тебя, сохранении и защиты своей ци-

вилизации, и своей и евразийской, сегодня важная роль принадлежит идеалам.

Когда разрушилось коммунистическое сознание, то ослабевшие формы со-

знания — индивидуальное, семейное, или иные виды коллективного сознания 

оказались подверженными влиянию новых отношений в постсоветском про-

странстве, называемых ныне отношениями варварского капитализма.

Демократическое сознание, движение и отношения в передовых странах ми-

ровой демократии в состоянии защитить существующий там гуманизм по отно-

шению к человеку — права человека, верховенство закона. Однако в странах СНГ 

с приходом варварского капитализма, явлений правового нигилизма и в условиях 

устранения лучших идеалов человечества и Евразии с разрушением прежней иде-

ологии, не стало государственно-идеологической основы для поддержания гума-

нистических отношений.

В коммунистической идеологии было много фальши, лицемерия, но именно 

она вобрала в себя лучшие идеалы человечества, была создана в условиях государ-

ственно-бюрократической деспотии сфера подлинных человеческих отношений. 

Это кажется парадоксом, но это именно так и было.

Рецензии


background image

89

Северный Кавказ

С практическим коммунизмом были связаны и преступления против челове-

ка и существование подлинных гуманистических отношений, которые допускала 

советская власть. С разрушением советской власти и идеологии была разрушена 

платформа сферы советского гуманизма с достижениями в области социальной 

защиты, образования, научного сознания, семейных отношений, межнациональ-

ных отношений, свободы и защиты женщин и детей. Несмотря на то, что детский 

труд использовался на производстве, а свободная женщина была посажена на 

трактор и выполняла тяжелый труд, гендерные проблемы по-своему решались в 

советское время.

Сегодня, в наше время или только ругают коммунизм, или односторонне 

оправдывают. Между тем человеческие достижения в СССР были возможны 

только потому, что коммунистическая идеология вобрала в себя лучшие идеалы 

человечества и Евразии.

Именно поэтому советские люди жили, словно в гипнозе, с верой или полу-

верой в социалистический гуманизм, в особую ценность своей советской жизни. 

Повторяем, что если бы не идеалы человечества, которые нещадно эксплуатиро-

вались советской властью, идеологами в СССР, то репрессивный аппарат комму-

нистического режима ни на один час, ни на один день не смог бы сохранить си-

стему. Сохранению советской системы способствовала глобализация сознания, 

декларировавшая идеалы, от имени которых совершалась коммунистическая 

практика в СССР.

С разрушением идеологии, которая пронизывала все остальное, в постсовет-

ском пространстве ослаблялось многое: сужались общечеловеческие отноше-

ния и мораль, ослаблялся патриотизм. В советское время существовала большая 

сфера общечеловеческой морали, поддерживавшей дружбу между людьми и на-

родами, уменьшавшей национализм, не допускавшей идей фашизма, не дававшей 

возможности разгулу психологии доминирования и шовинизма. И это, несмотря 

на тенденции русификации, доминирование “старшего брата”, великорусского 

шовинизма.

В связи с этим авторы “Основы теории Новой Российской Империи” оста-

ются абстрактно вещающими о склеивании народов Союза и России, не ведая о 

том, что идеи могут и разрушить, но другие идеи могут стать основой единения. 

Пока, это мы можем говорить, листая постранично книгу, у В.В. Воложанина и 

В.П. Петрова высказываются идеи, не склеивающие народы, а провоцирующие 

сопротивление народов.

Если обратиться с вопросом к какому-либо обездоленному таджику о том, 

желает ли он жить благополучно в Новой Российской Империи, то он изму-

ченный условиями жизни, может сказать “да”, думая, что вернется в относи-

тельное благополучие СССР. Но это будет обманом. Согласно книге о Новой 

Российской Империи, она не даст благополучия, кроме барского господства 

Основы теории Новой Российской Империие


background image

90

Геополитика XVII

над малым народом. Ведь для страны с мусульманским населением авторы 

обещают следующее: “Генерал-губернаторы и руководители стран - членов 

Российского Имперского Союза также назначаются Императором с последу-

ющим утверждением народом, проживающим на территории соответствую-

щей губернии, в процессе прямого тайного всеобщего голосования.

При этом Народный Собор и Патриарх Русской Православной Церкви име-

ют право аргументировано отозвать любого члена Сената, Правительства, руко-

водства Судов, генерал-губернатора или руководителя страны - члена Российско-

го Имперского Союза” 4.

Ни много, ни мало — сталинская автономия. Здесь даже нет большевистского 

коварства и хитрости, когда Ленин дал широкие права народам СССР, но все ока-

залось фикцией. Сталин отнял на деле то, что лицемерно провозглашалось, создал 

“автономию” — фактически деспотическую центральную власть.

У авторов же “нашей” книги автономия провозглашается сразу, они ведут 

борьбу с открытым забралом. Бесхитростно крайне ограничивают права союзни-

ков. Это звучит следующим образом: “Империи, являющиеся высшим способом 

традиционного устройства государственной жизни цивилизаций, предполагают 

в совершенном виде в новых глобальных условиях развития соответствие границ 

цивилизаций и границ Империй. При этом в составе Империй неизбежны более-

менее автономные во внутренних делах государственные и этнокультурные об-

разования”.

Надо сказать, что В.В. Воложанин и В.П. Петров честно расписывают действи-

тельную Империю и империализм, действия метрополии и действительный коло-

ниализм в новых условиях. Самое опасное в том, что существует реальная угроза 

создания реальной Империи в том невообразимо драматическом русле событий, 

которые происходят в мире — Новом Мировом Беспорядке. Выкручиванием рук 

в момент разгула Мирового Беспорядка. Разумеется, ничего не будет воплоще-

но из идеализированного нового колониализма, но так “наломают дров”, загоняя 

народы и общество в постсоветском пространстве в прокрустово ложе новой 

идентичности, куцых прав на свободы, нового уже несоветского деспотизма, что 

СССР покажется раем по сравнению с откровенной Империей.

При этом Россия поглощает все пространство Евразии: “Еще одним важным 

фактором, определяющим систему и структуру власти новой Российской Импе-

рии, является ее двойной статус: новая Российская Империя, включающая Рос-

сийский Имперский Союз”. В дальнейшем раскрываются необъятные пределы и 

новой Российской Империи и Российского Имперского Союза. Она включать 

будет почти половину зарубежной Европы, даже Кубу. “Естественные границы 

новой Российской Империи, включающей Российский Имперский Союз, могут 

примерно соответствовать границам старой Российской Империи и Советского 

Союза, с включением православных Балканских и Средиземноморских стран на 

Рецензии