Файл: Геополитика номер 17.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

Геополитика XVII

Словом, улучшение, предотвращение и даже процветание вполне возможны, если 

нам, наконец, удастся непротиворечиво связать государственнные институты и 

экономические планы с реальной картиной социального и культурного много-

образия. Построить будущее, не различая лиц, не зная судеб, не уважая больших 

и малых, совершенно невозможно. Все зависит от нас самих — от воли и вдум-

чивости федерального центра, от настойчивости и конструктивности кавказских 

территорий, от экономической прозрачности и политической публичности того, 

что все мы делаем от имени российского государства.

—  Геополитика всегда требует глобального подхода. В связи с этим, Север-

ный Кавказ является не только территорией РФ, но и зоной интересов и ответ-

ственности США и НАТО (как периферия Европы и элемент дуги нестабиль-

ности). Учитывая соседство с Грузией, которая позиционируется как партнер 

Вашингтона, Осетия неизбежно втягивается в Большую геополитическую игру. 

Насколько серьезно это воспринимается осетинскими политиками?

—  Вы поверите, если я скажу, что мы в Осетии этого не видим, не прини-

маем всерьез? Думаю, не поверите. Два последних десятилетия независимо от 

наших желаний ясно показали, что геополитическое значение Осетии не соиз-

меримо с ее территориальными и демографическими масштабами. Это даже не 

зависит от того, чьими партнерами или союзниками становятся наши соседи на 

каждом из этапов истории, какие роли им отводятся в игре. Сменяют друг друга 

мировые империи, по-разному рассаживаются игроки, а геополитические зако-

номерности продолжают действовать. Наш народ выжил на этом пятачке земли 

благодаря умению учитывать его геополитическое значение, и Осетии при любом 

раскладе приходится платить за свое существование очень высокую цену. Поэ-

тому, если в Осетии есть политики, то главное их предназначение в том, чтобы 

защитить людей, обеспечить обществу максимальную безопасность — то есть 

конвертировать неизбежное втягивание в игру и «геополитическую расплату» 

в бескровные, мирные формы согласования интересов.

—  В современных политических процессах все большую роль начинают 

играть диаспоры. Можно ли говорить об осетинской диаспоре как о полноцен-

ном акторе международной публичной дипломатии?

—  Наверное, рано пока говорить о подобной роли осетинской диаспоры как 

о чем-то уже сложившемся и функционально эффективном. Тем не менее, у меня 

нет сомнений в том, что дело идет к этому. Осетины живут сегодня в большинстве 

регионов России, во многих странах мира. По понятным причинам наибольшей 

организованностью и активной общественной позицией выделяются московская 

Таймуразом Мамсуровым


background image

7

Северный Кавказ

и петербургская осетинские общины, но их практически догнала уже самарская, 
на подходе и некоторые другие. В этих случаях многое зависит от социальной, 
кадровой структуры землячества. Из Осетии традиционно уезжали по распре-
делению, на дальнейшую учебу и на работу люди хорошо подготовленные, име-
ющие профессиональное образование. Многие из них сделали карьеру, пустили 
корни в разных городах России и республиках бывшего Союза. Очень достойная 
и активная диаспора, например, на Украине. Полуторавековая история у осетин-
ской диаспоры в Турции и Сирии — там созданы клубы, в которых молодое по-
коление может изучать осетинский язык, знакомиться с национальной культурой, 
устанавливать связи со сверстниками на исторической родине. С интересными 
культурными инициативами выступают наши французские и бельгийские земля-
ки. Предметом особой гордости для нас является общий положительный образ 
осетинской диаспоры — приятно, когда иностранные гости и российские друзья 
рассказывают о трудовых, коммерческих, научных успехах твоих земляков.

Это тоже давняя традиция — ведь еще в первые века новой эры и потом в 

средневековый период аланы связывали своей хозяйственной, военно-полити-
ческой, культурной активностью огромные евразийские пространства. А так на-

Осетия верна принципам единства России


background image

8

Геополитика XVII

зываемый «скифский мир» как единое цивилизационное пространство можно, 

по-моему, считать древнейшим историческим фундаментом будущих российских 

масштабов и российской открытости к Востоку и Западу.

—  Вы неоднократно говорили о необходимости объединения двух Осетий. 

Какие конкретно шаги могут быть предприняты в этом направлении в ближай-

шее время и в более отдаленной перспективе?

—  Осетия все-таки одна, но есть две осетинские Республики — Северная 

Осетия-Алания как субъект Российской Федерации, Южная Осетия как признан-

ное Россией независимое государство. Мне представляется, что в существующей 

сегодня системе международно-правовых отношений это и есть естественная 

форма осетинского единства. Мы ведь боролись против попыток разделить наш 

народ и победили, не позволив вывести южную часть Осетии из российского по-

литического и культурного пространства, из органического единства народной 

жизни. Вы, конечно, помните, как много говорилось о российском гражданстве 

жителей Южной Осетии. Давайте поговорим теперь о юго-осетинском граждан-

стве жителей Северной Осетии, почему-то (впрочем, понятно почему) не ин-

тересовавшем тогда прессу. Но ведь это равноправные проявления совершенно 

естественного для Осетии единства. И в этом смысле формула «объединение 

двух Осетий», непроизвольно отсылающая к примерам действительно разделен-

ных народов, страдает неточностью. Если же говорить о формальной стороне 

дела, то хотелось бы и в ближайшей, и в отдаленной перспективе сохранить давно 

сложившееся совпадение государственных интересов России и жизненных инте-

ресов осетинского народа.

—  Если принять во внимание идею Евразийского Союза, какой вклад может 

принести осетинский народ в реализацию этого проекта? Насколько ощущается 

в Северной Осетии необходимость новых интеграционных процессов?

—  В самой постановке вопроса чувствуется разграничение прежней и но-

вой интеграции, хорошо понятное всем, кто пережил эпоху постсоветской де-

зинтеграции. Однако в осетинском случае не было разрушительного перерыва, 

не было стремления к разрыву связей и сотрудничества. Вся новейшая история 

Осетии может, по-моему, служить иллюстрацией противоположной позиции — 

Осетия настойчиво продолжает традиции многонациональности, гражданского 

мира и вполне успешной мультикультурности. И вынесшая беспрецедентные 

террористические удары Северная Осетия, и прошедшая через ужасы войны и 

геноцида Южная Осетия в самые тяжелые годы оставались верны принципам 

Таймуразом Мамсуровым


background image

9

Северный Кавказ

единства великой страны. Думаю, что именно с позиций новой интеграции сле-

дует оценивать и признание Россией независимости Республики Южная Осетия.

—  Вы задали вопрос, и я поймал себя на мысли о том, что у нас в Осетии 

никогда не было даже дискуссии по этому поводу — настолько интеграционная 

модель культурного и политического поведения считается естественной, само со-

бой разумеющейся. Не сочтите за нескромность, — мы так живем и очень далеки 

от того, чтобы считать это своей заслугой. Тем более, что точно так же жили и 

наши предки: достаточно вспомнить осетинскую позицию начала XX в. — одно-

значно интеграционную и совершенно одинаковую у красных и белых, у горожан 

и сельчан, у осетинского и казачьего населения. Наверное, этому можно и нужно 

искать исторические, социокультурные объяснения, для нас сегодня важнее все-

го надежда, что период блужданий и сепаратизма завершается и Россия вполне 

способна задать новые — в том числе евразийские, международные — масштабы 

интеграции, выстроить новую систему отношений между народами, культурами, 

государствами.

—  Благодарим Вас за интервью. Хотите что-нибудь добавить для наших чи-

тателей?

—  Только пожелания добра и мира!

Интервьюировал Леонид Савин

Осетия верна принципам единства России


background image

10

Геополитика XVII

Современные элиты Северного Кавказа

(социально-политический обзор)

Александр Дугин 

Социологическая структура обществ северо-кав-

казского археомодерна (предыстория)

Для того, чтобы описать состояние современных элит республик Северного 

Кавказа, необходимо дать краткий обзор этносоциологии как советского обще-

ства, так и процессы, произошедшие в постсоветскую эпоху

1

.

Особенность советского периода русской истории, с этносоциологической 

точки зрения, состоит в том, что советское общество осознавало себя как обще-

ство посткапиталистического модерна, но на самом деле представляло собой 

систему ускоренной некапиталистической модернизации общества традицион-

ного, еще не прошедшего полноценно фазу капитализма

2

. С этим связан фунда-

ментальный зазор между концептуализацией общества в официальной дискурсе 

советской политической элиты и реальным положением дел. В более широком 

смысле, я определяю это явление как «археомодерн»

3

, когда за модернистским 

фасадом скрываются архаические структуры (О. Шпенглер называл это явление 

«псевдоморфозом»

4

). Принцип «археомодерна» в полной мере характеризует 

все советское общество, а шире применим и к длительному периоду — от Петров-

ских реформ до настоящего времени. С XVII века по XXI век процессы модерни-

зации России развертывались на фоне сохранения неизменными определенных 

структур традиционного общества, что до определенной степени справедливо и 

для описания постсоветского периода

5

. Собственно, советский период специфи-

ческой чертой имел наложение марксистской догматики на социальные и этносо-

циальные структуры, категорически не соответствующие нормативным концеп-

циям ортодоксального марксизма. Зазор между «нормой» и «реальностью» в 

СССР преодолевался с помощью тоталитарных методов, где осевой стала практи-

ка систематического насилия — и насилия правящего дискурса над социальными 

структурами и прямого насилия политической власти над населением. 

Археомодерн в республиках Северного Кавказа в советский период имел ряд 

существенных отличий от археомодерна, сложившегося в русских областях. Сла-

1

   Дугин А. Г. Этносоциология. М.: Академический Проект, 2011; Он же. Социология русского обще-

ства. М.: Академический Проект, 2011.

2

   Дугин А. Г. Этносоциология. Указ. соч.

3

   Дугин А. Г. Археомодерн. М.: Евразийское Движение, 2010.

 Шпенглер О. Очерки морфологии мировой истории. М.:»Мысль», 1998. 

5

   Дугин А. Г. Археомодерн. Указ. соч.