ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1241
Скачиваний: 1
6
Геополитика XVII
Словом, улучшение, предотвращение и даже процветание вполне возможны, если
нам, наконец, удастся непротиворечиво связать государственнные институты и
экономические планы с реальной картиной социального и культурного много-
образия. Построить будущее, не различая лиц, не зная судеб, не уважая больших
и малых, совершенно невозможно. Все зависит от нас самих — от воли и вдум-
чивости федерального центра, от настойчивости и конструктивности кавказских
территорий, от экономической прозрачности и политической публичности того,
что все мы делаем от имени российского государства.
— Геополитика всегда требует глобального подхода. В связи с этим, Север-
ный Кавказ является не только территорией РФ, но и зоной интересов и ответ-
ственности США и НАТО (как периферия Европы и элемент дуги нестабиль-
ности). Учитывая соседство с Грузией, которая позиционируется как партнер
Вашингтона, Осетия неизбежно втягивается в Большую геополитическую игру.
Насколько серьезно это воспринимается осетинскими политиками?
— Вы поверите, если я скажу, что мы в Осетии этого не видим, не прини-
маем всерьез? Думаю, не поверите. Два последних десятилетия независимо от
наших желаний ясно показали, что геополитическое значение Осетии не соиз-
меримо с ее территориальными и демографическими масштабами. Это даже не
зависит от того, чьими партнерами или союзниками становятся наши соседи на
каждом из этапов истории, какие роли им отводятся в игре. Сменяют друг друга
мировые империи, по-разному рассаживаются игроки, а геополитические зако-
номерности продолжают действовать. Наш народ выжил на этом пятачке земли
благодаря умению учитывать его геополитическое значение, и Осетии при любом
раскладе приходится платить за свое существование очень высокую цену. Поэ-
тому, если в Осетии есть политики, то главное их предназначение в том, чтобы
защитить людей, обеспечить обществу максимальную безопасность — то есть
конвертировать неизбежное втягивание в игру и «геополитическую расплату»
в бескровные, мирные формы согласования интересов.
— В современных политических процессах все большую роль начинают
играть диаспоры. Можно ли говорить об осетинской диаспоре как о полноцен-
ном акторе международной публичной дипломатии?
— Наверное, рано пока говорить о подобной роли осетинской диаспоры как
о чем-то уже сложившемся и функционально эффективном. Тем не менее, у меня
нет сомнений в том, что дело идет к этому. Осетины живут сегодня в большинстве
регионов России, во многих странах мира. По понятным причинам наибольшей
организованностью и активной общественной позицией выделяются московская
Таймуразом Мамсуровым
7
Северный Кавказ
и петербургская осетинские общины, но их практически догнала уже самарская,
на подходе и некоторые другие. В этих случаях многое зависит от социальной,
кадровой структуры землячества. Из Осетии традиционно уезжали по распре-
делению, на дальнейшую учебу и на работу люди хорошо подготовленные, име-
ющие профессиональное образование. Многие из них сделали карьеру, пустили
корни в разных городах России и республиках бывшего Союза. Очень достойная
и активная диаспора, например, на Украине. Полуторавековая история у осетин-
ской диаспоры в Турции и Сирии — там созданы клубы, в которых молодое по-
коление может изучать осетинский язык, знакомиться с национальной культурой,
устанавливать связи со сверстниками на исторической родине. С интересными
культурными инициативами выступают наши французские и бельгийские земля-
ки. Предметом особой гордости для нас является общий положительный образ
осетинской диаспоры — приятно, когда иностранные гости и российские друзья
рассказывают о трудовых, коммерческих, научных успехах твоих земляков.
Это тоже давняя традиция — ведь еще в первые века новой эры и потом в
средневековый период аланы связывали своей хозяйственной, военно-полити-
ческой, культурной активностью огромные евразийские пространства. А так на-
Осетия верна принципам единства России
8
Геополитика XVII
зываемый «скифский мир» как единое цивилизационное пространство можно,
по-моему, считать древнейшим историческим фундаментом будущих российских
масштабов и российской открытости к Востоку и Западу.
— Вы неоднократно говорили о необходимости объединения двух Осетий.
Какие конкретно шаги могут быть предприняты в этом направлении в ближай-
шее время и в более отдаленной перспективе?
— Осетия все-таки одна, но есть две осетинские Республики — Северная
Осетия-Алания как субъект Российской Федерации, Южная Осетия как признан-
ное Россией независимое государство. Мне представляется, что в существующей
сегодня системе международно-правовых отношений это и есть естественная
форма осетинского единства. Мы ведь боролись против попыток разделить наш
народ и победили, не позволив вывести южную часть Осетии из российского по-
литического и культурного пространства, из органического единства народной
жизни. Вы, конечно, помните, как много говорилось о российском гражданстве
жителей Южной Осетии. Давайте поговорим теперь о юго-осетинском граждан-
стве жителей Северной Осетии, почему-то (впрочем, понятно почему) не ин-
тересовавшем тогда прессу. Но ведь это равноправные проявления совершенно
естественного для Осетии единства. И в этом смысле формула «объединение
двух Осетий», непроизвольно отсылающая к примерам действительно разделен-
ных народов, страдает неточностью. Если же говорить о формальной стороне
дела, то хотелось бы и в ближайшей, и в отдаленной перспективе сохранить давно
сложившееся совпадение государственных интересов России и жизненных инте-
ресов осетинского народа.
— Если принять во внимание идею Евразийского Союза, какой вклад может
принести осетинский народ в реализацию этого проекта? Насколько ощущается
в Северной Осетии необходимость новых интеграционных процессов?
— В самой постановке вопроса чувствуется разграничение прежней и но-
вой интеграции, хорошо понятное всем, кто пережил эпоху постсоветской де-
зинтеграции. Однако в осетинском случае не было разрушительного перерыва,
не было стремления к разрыву связей и сотрудничества. Вся новейшая история
Осетии может, по-моему, служить иллюстрацией противоположной позиции —
Осетия настойчиво продолжает традиции многонациональности, гражданского
мира и вполне успешной мультикультурности. И вынесшая беспрецедентные
террористические удары Северная Осетия, и прошедшая через ужасы войны и
геноцида Южная Осетия в самые тяжелые годы оставались верны принципам
Таймуразом Мамсуровым
9
Северный Кавказ
единства великой страны. Думаю, что именно с позиций новой интеграции сле-
дует оценивать и признание Россией независимости Республики Южная Осетия.
— Вы задали вопрос, и я поймал себя на мысли о том, что у нас в Осетии
никогда не было даже дискуссии по этому поводу — настолько интеграционная
модель культурного и политического поведения считается естественной, само со-
бой разумеющейся. Не сочтите за нескромность, — мы так живем и очень далеки
от того, чтобы считать это своей заслугой. Тем более, что точно так же жили и
наши предки: достаточно вспомнить осетинскую позицию начала XX в. — одно-
значно интеграционную и совершенно одинаковую у красных и белых, у горожан
и сельчан, у осетинского и казачьего населения. Наверное, этому можно и нужно
искать исторические, социокультурные объяснения, для нас сегодня важнее все-
го надежда, что период блужданий и сепаратизма завершается и Россия вполне
способна задать новые — в том числе евразийские, международные — масштабы
интеграции, выстроить новую систему отношений между народами, культурами,
государствами.
— Благодарим Вас за интервью. Хотите что-нибудь добавить для наших чи-
тателей?
— Только пожелания добра и мира!
Интервьюировал Леонид Савин
Осетия верна принципам единства России
10
Геополитика XVII
Современные элиты Северного Кавказа
(социально-политический обзор)
Александр Дугин
Социологическая структура обществ северо-кав-
казского археомодерна (предыстория)
Для того, чтобы описать состояние современных элит республик Северного
Кавказа, необходимо дать краткий обзор этносоциологии как советского обще-
ства, так и процессы, произошедшие в постсоветскую эпоху
1
.
Особенность советского периода русской истории, с этносоциологической
точки зрения, состоит в том, что советское общество осознавало себя как обще-
ство посткапиталистического модерна, но на самом деле представляло собой
систему ускоренной некапиталистической модернизации общества традицион-
ного, еще не прошедшего полноценно фазу капитализма
2
. С этим связан фунда-
ментальный зазор между концептуализацией общества в официальной дискурсе
советской политической элиты и реальным положением дел. В более широком
смысле, я определяю это явление как «археомодерн»
3
, когда за модернистским
фасадом скрываются архаические структуры (О. Шпенглер называл это явление
«псевдоморфозом»
4
). Принцип «археомодерна» в полной мере характеризует
все советское общество, а шире применим и к длительному периоду — от Петров-
ских реформ до настоящего времени. С XVII века по XXI век процессы модерни-
зации России развертывались на фоне сохранения неизменными определенных
структур традиционного общества, что до определенной степени справедливо и
для описания постсоветского периода
5
. Собственно, советский период специфи-
ческой чертой имел наложение марксистской догматики на социальные и этносо-
циальные структуры, категорически не соответствующие нормативным концеп-
циям ортодоксального марксизма. Зазор между «нормой» и «реальностью» в
СССР преодолевался с помощью тоталитарных методов, где осевой стала практи-
ка систематического насилия — и насилия правящего дискурса над социальными
структурами и прямого насилия политической власти над населением.
Археомодерн в республиках Северного Кавказа в советский период имел ряд
существенных отличий от археомодерна, сложившегося в русских областях. Сла-
1
Дугин А. Г. Этносоциология. М.: Академический Проект, 2011; Он же. Социология русского обще-
ства. М.: Академический Проект, 2011.
2
Дугин А. Г. Этносоциология. Указ. соч.
3
Дугин А. Г. Археомодерн. М.: Евразийское Движение, 2010.
4
Шпенглер О. Очерки морфологии мировой истории. М.:»Мысль», 1998.
5
Дугин А. Г. Археомодерн. Указ. соч.