ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1243
Скачиваний: 1
76
Геополитика XVII
старающейся, по всей видимости, сохранить нейтралитет, подразумевает сорев-
нование в качестве, количестве и разнообразии стратегических проблем, выходя-
щее за пределы действительных политических предположений. Гипотетическая
ситуация приводится не как прогноз, а как, повторюсь, иллюстрация всей важ-
ности геополитического контекста.
Колин Грей
77
Северный Кавказ
Причастность к общей судьбе
Теймур Даими
В 1991-м злосчастном году, посредством ряда поспешно-суетливых диверси-
онно-чиновничьих процедур, было совершено величайшее геополитическое и
геокультурное преступление — развал СССР. Одно из самых могущественных
энигматических пространств современности распалось на мелкие “феодальные
княжества”, именуемые независимыми государствами. Распалось на глазах у мил-
лионов простых советских людей, утомленных лживой либерально-демократиче-
ской риторикой горбачевских горе-реформаторов.
Это было дико, неожиданно и возвышенно одновременно. Население
огромной страны, уже охваченной огнем межнациональных конфликтов,
изрядно подустало от интенсивного лицемерия демагогической партийной
бюрократии и хамской политики центра (т. е. Москвы) по отношению к не-
сговорчивым республикам (Средней Азии, Закавказья и Прибалтики). Эта
всенародная усталость и телячье раболепство продвинутой советской ку-
хонной интеллигенции перед западными “общечеловеческими ценностями”
определили индифферентность масс к самому факту исчезновения могуще-
ственной державы.
Это сейчас, с высоты прошедших лет, можно сожалеть о трагедии, постигшей
евразийское пространство, и о геополитическом преступлении перед Истори-
ей со стороны нескольких обезумевших партийных ничтожеств из высших эше-
лонов власти. С высоты нашего времени всё выглядит по-другому. Всё гораздо
прозаичнее, жестче, без сантиментов и инфантильного героизма розового пе-
риода национально-освободительных движений и карикатурно трогательного
парада суверенитетов. А тогда, в конце 80-х и начале 90-х годов, политическая
атмосфера была пронизана гипнотическим туманом массового квазидемокра-
тического безумия. Мир казался строго дихотомичным и однозначным: с одной
стороны, империя зла — СССР и социалистический лагерь, с другой — весь
остальной нормальный, демократический мир всеобщего благоденствия и про-
грессирующего блага. Одурманенная внушительными дозами перестроечной
свободы наиболее пассионарная часть советских народов, вооружившись ло-
зунгами народно-освободительных движений, начала борьбу за независимость.
Борьбу против так называемой “империи зла”. Борьба увенчалась успехом. В
1991 году красный колосс на глиняных ногах рухнул. Народы получили, нако-
нец, “свободу”. Демократически ориентированные элиты национальных респу-
блик ликовали, как ликуют дети, одаренные долгожданными игрушками на но-
вогодней елке. Ведь в республиках большинство интеллигентов-шестидесятников
78
Геополитика XVII
давно грезили о национальном суверенитете. Никто из них и представить не мог,
чем всё это закончится, какой кровью обернется дорога к пресловутой и мнимой
свободе.
В то время схема геокультурной динамики национально-политического ос-
вобождения от ига советской империи была ясна как день: выход из состава
СССР и благополучная комплексная интеграция в мировое сообщество. Наци-
онально-освободительные
демократически
ориентированные элиты были уве-
рены в том, что мировое сообщество в лице развитых западных стран и США
с нетерпением ждет новоявленные государства и готово с распростертыми ру-
ками принять их в свои ряды. Сейчас, в век бурного расцвета политтехнологий,
поведенческие стратегии этих национальных элит поражают своим инфанти-
лизмом и наивностью. Искренне веря в демократические идеалы пресловутого
«гражданского общества» и счастливое будущее своих стран под лучами бла-
гочестивого мирового сообщества, национал-романтики постсоветского про-
странства обрекли свои народы на чудовищный эксперимент, превратив их в
безропотных объектов глобализационной политики стран «золотого миллиар-
да». Вскоре стало ясно, что мир за границами 1/6 части суши не столь спра-
ведлив, демократичен и свободен, как казалось демократам позднесоветского
периода. Более того, этот мир оказался неожиданно циничен и жесток, полон
двойных стандартов и ему глубоко наплевать на благополучие населения пост-
советских стран, причисленных архитекторами глобализации к остальным пяти
миллиардам человечества, которые, опять же, с точки зрения этих архитекто-
ров, не имеют никаких прав на будущее.
Очень скоро национал-романтики с ужасом осознали тот факт, что их, как
последних лохов, использовали бывшие партийно-номенклатурные лидеры, в
целях придания центробежным тенденциям (после крушения Союза) необра-
тимый характер. После того как это случилось, то есть была достигнута точ-
ка невозврата к прежним временам, национал-романтики были выброшены на
свалку истории и почти на всем постсоветском пространстве к власти пришли
бывшие коммунистические боссы, образовав своеобразный гибридный класс
— криминальную олигархическую бюрократию. Этот новый постсоветский
класс преследует одну-единственную цель — как можно выгоднее и подороже
продать себя и свои страны трансперсональным корпорациям и международ-
ным экономическим структурам, защищающим интересы этих корпораций.
Взяв на вооружение наспех сколоченные архаично-национальные идеологии,
власти бывших союзных республик, используя весь богатый арсенал суггестив-
но-репрессивных мер, стараются убедить свои народы, во-первых, в неоспори-
мых преимуществах национального суверенитета, во-вторых, в безнадежности
и даже преступности любых идей, направленных на реанимацию единого мен-
тального пространства, объединяющего все постсоветские республики. Именно
Колин Грей
79
Северный Кавказ
здесь, в этой антинародной политике криминальных режимов проявился весь
ужас
национального,
так называемая
тирания этноса,
возвращающая людей к
аутичной родоплеменной парадигме мышления.
Поэтому на уровне актуальной политики мы видим не всегда явную, но все
же имеющую место грызню между республиками бывшего Союза, попытки
группироваться по сиюминутным интересам в геополитические союзы, на-
поминающие альянсы в криминальной среде или борьбу архаичных племен за
доминацию в регионе. Бросается в глаза устойчивая тенденция к дистанциро-
ванию республик от России (даже таких родственных, как Украина и Белорус-
сия), заигрывание с США, НАТО и прочими атлантическими структурами. То
есть центробежная динамика, во многом провоцируемая имперскими амбици-
ями, исходящими от некоторых российских влиятельных институций, не теря-
ет свою силу, а временами даже усиливается. Это то, что наблюдается на сцене
большой политики.
Но справедливо ли такое взаимное неприятие на уровне населения постсовет-
ского пространства?
Мои личные наблюдения в этой сфере говорят о том, что на уровне постсо-
ветских множеств (термин Негри — Хардта) имеют место прямо противопо-
ложные тенденции: множества тянутся друг к другу. И дело тут не в эмпири-
ческой ностальгии по добрым старым временам, когда уровень жизни людей,
в среднем, был значительно выше теперешнего. Ведь необъяснимая тяга друг
к другу наблюдается не только у среднего и старшего поколений, инфициро-
ванных политикой социальной уравниловки, но и у совсем молодых людей,
родившихся и сформировавшихся уже в независимых государствах, под луча-
ми глобального спектакля. Это кажется непонятным и парадоксальным, ибо в
современном мире принято судить о качестве жизни по критериям внешней
успешности и физиологической сытости. Но дело здесь отнюдь не в вульгар-
ных стремлениях к желудочно-кишечному конформизму, характерных для всей
капиталистической эйкумены. Тем более эти стремления в бывших союзных ре-
спубликах не столь затребованы, да и не работают, как следует. Здесь всё идет
не так, как надо, не так, «как у людей». Здесь наблюдается явное отклонение
от «общечеловеческой» нормы, от алгоритма истории, заданного всему миру
странами победившего Капитала. Здесь всё постоянно выходит из-под контро-
ля хозяев земного шара, приватизировавших ответственность за историческую
судьбу человечества.
Даже при беглом взгляде на историю евразийского социального космоса соз-
дается ощущение, что эта часть суши никак не хочет вписаться в исторический
мейнстрим, постоянно выскакивает из магистральной линии развития цивилиза-
ции. Словно самим своим проблематичным присутствием евразийский социум
подчеркивает факт онтологической девиации, случившейся когда-то с развитием
Причастность к общей судьбе
80
Геополитика XVII
человеческой цивилизации, хотя, с точки зрения последней, сам является откло-
нением от «правильного и единственно возможного» исторического курса. В
чем же дело?
А дело в том, что евразийское пространство «беременно» особой субстанци-
ей, отличающей народы, живущие здесь, от остального населения земного шара.
Эта субстанция представляет собой уникальный магический ФЕРМЕНТ, сцепля-
ющий молекулы сознания евразийских народов в метаэтническую общность, кото-
рая запредельна любым формам внешнего социального оформления геополитиче-
ского пространства. Не имеет значения, какая именно общественно-политическая
(или цивилизационная) форма актуализирована на этой территории — «Великая
степь» с ее диффузным взаимопроникновением этносов, Российская империя с
ее монархическим самодержавием, Советский Союз с тоталитаризмом или веер
независимых государств, изнутри разъедаемых криминальными режимами, —
фермент все равно выполняет свою провиденциальную функцию энергетическо-
го сцепления множеств. Именно наличием этого фермента можно объяснить тот
факт, что евразийские этнические группы, исторически входившие в различные
конфессионально-цивилизационные проекты, оказались гораздо ближе друг дру-
гу, чем народы, принадлежащие, скажем, к одной и той же религиозной конфессии.
Есть соблазн легко объяснить всё это военной экспансией России, постепенно,
в течение несколько веков, объединившей евразийские народы в единое госу-
дарственно-правовое поле. Но расширение российского государства было не
причиной возникновения фермента, а скорее его следствием. То есть ирради-
ирующее наличие этого фермента и побудило российское государство к не-
обузданной экспансии. Другими словами, Россия, на каком-то историческом
этапе, была «выбрана ферментом» в качестве инструмента реализации про-
виденциального замысла, не умещающегося в логику нормативной истории.
Кстати, этот замысел не имеет прямого отношения к идее Империи, которую
отстаивают многие евразийские пассионарии. Ведь эта амбициозная идея но-
сит количественный характер и зиждется на модусе наращивания и укрепления
мышц государственного тела, вплетенного в ткань актуального бытия, т. е. того,
что есть и хочет быть вечно*. Волшебный же фермент, «имплантированный»
провидением в ментальную структуру евразийских множеств, принципиально
иного качества, нежели актуальное бытие, где, согласно Ф. Гегелю «всё дей-
ствительное разумно» и где это имманентное «действительное» упорно аб-
солютизируется. Поэтому он (фермент) будет «проваливать» любые попытки
восстановления евразийского социального пространства в формате Империи,
так как эти националистически окрашенные попытки только компрометиру-
ют фермент, «презирающий» статическую идею
статус-кво
и признающий
примат
долженствования
над бытием как фактора непрерывного преодоления
«разумной действительности».
Колин Грей