ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1234
Скачиваний: 1
16
Геополитика XVII
На структуре северо-кавказских обществ это сказалось самым непосред-
ственным образом. Во-первых, их статус приблизился к тому, которым обладали
в СССР Союзные Республики. Если СССР на деле и вопреки официальным за-
явлениям коммунистов помог Союзным Республикам пройти несколько этапов
модернизации и создал предпосылки для возникновения национальных госу-
дарств капиталистического типа с буржуазно-националистической идеологией,
то в самом начале 90-х годов элиты Северного Кавказа попробовали пройти тот
же путь в сокращенном режиме времени и попытались провозгласить свой на-
циональный суверенитет — ведь участие в СССР для национальных республик
оказалось лишь подготовкой к созданию независимой государственности.
Дальше всех в этом направлении продвинулась Чечня, которая вначале разде-
лилась с Ингушетией, положив конец существованию Чечено-Ингушской Авто-
номной Советской Социалистической Республики, а затем заявила о суверените-
те и выходе из состава России.
Остальные северо-кавказские субъекты РФ пристально смотрели за судьбой
Чечни и реакцией федерального центра.
На примере Чечни легко проследить логику трансформации северокавказ-
ских обществ в постсоветский период. Причем именно Чечня и ее элиты прошли
в этом направлении самый большой путь.
Во-первых, была сметена «интернационалистская» государственная элита,
опиравшаяся на русских или государственно ориентированных чеченцев или эт-
нических меньшинств (таких как ногайцы). Параллельно, планомерным этниче-
ским чисткам и подчас открытому геноциду подверглось русское население. Вме-
сте с тем выкорчевывалось присутствие российских (экс-советских) спецслужб и
силовых министерств и ведомств.
Это привело к ликвидации структур, обеспечивавших контроль над Чечней со
стороны центра и, соответственно, инерцию «советской модернизации» (севе-
рокавказского археомодерна советского образца.
Вместо этого на первый план выступили представители национализма и наци-
онал-капитализма (преимущественно криминальной ориентации), а также пред-
ставители влиятельных тейпов и туккумов (племен)
1
. Резко возросла роль ислама,
шариатских судов, а также суфийских вирдов. Параллельно произошло возрожде-
ние кровно-родственных отношений и адатного права. Чеченское общество 90-х
годов представляло собой синхроническое наложение нескольких уровней:
— национально-буржуазный фасад (Дудаев, Масхадов, Зкаев);
— кланово-родовая система (идеолог Нухаев);
— исламско-шариатская и суфийская тарикатистская система (Басаев, Хат-
таб, Кадыров, Удугов);
1
Нухаев Х.А. Ведено или Вашингтон? М.: Арктогея, 2003.
Александр Дугин
17
Северный Кавказ
— традиционное общество основной массы населения.
По сути Чечня попыталась пройти до конца тот путь, который прошли Со-
ветские Республики вплоть до отделения и провозглашения самостоятельных на-
ционалистических буржуазных государств.
Мнение в либерал-реформаторской Москве относительно Чечни разделились.
Одни политики встали на сторону Чечни и Дудаев, полагая, что независимость
этой Республики стоит в общем ряду демократических процессов на постсовет-
ском пространстве, а противодействие этому есть не что иное как проявление
«российского национализма», как недопустимой для гражданского общества
«реакционной» идеологии. Другие посчитали, что сохранение территориально-
го единства РФ является необходимым условием для модернизации и демократи-
зации всех ее территорий, тем более, что природа чеченского национализма явно
указывала на его архаический и совсем нелиберальный и недемократический ха-
рактер. Тем более, что постепенно в Чечен стал резко возрастать фактор импор-
тированного исламского фундаментализма, ранее абсолютно неизвестного на
Северном Кавказе. Как мы знаем, возобладала вторая точка зрения, вылившаяся
на практике в кровопролитную и непоследовательную Первую Чеченскую ком-
панию.
В любом случае сопротивление Москвы остановило другие северо-кавказские
субъекты Федерации на пути сепаратизма, и заставило их элиты искать иных пу-
тей взаимодействия с федеральным центром.
Несмотря на то, что путь радикального сепаратизма был отвергнут, в целом
эволюция северо-кавказских обществ повторяло ситуацию в Чечне
1
.
Точно также была вытеснена централистский модуль власти в лице высокопо-
ставленных русских чиновников с параллельными выдавливанием русского насе-
ления (не столь брутальными методами как в Чечне, но со сходным результатом).
Это косвенно вело к деиндустриализации и архаизации региональной экономики.
Параллельно этому шла резкая этнизация власти и возрождение клановых и кров-
но-родственных моделей социального управления. Также как и в Чечне наблюдал-
ся постоянный рост исламского фактора и подъем суфийских орденов. Основная
масса населения продолжала оставаться в рамках аграрного сектора, а избыток
быстро растущего населения либо уходил в бандформирования («лес»), либо в
криминальные структуры, либо мигрировал в другие российские города и терри-
тории. По сути везде на Северном Кавказе происходили процессы, логически ве-
дущие к созданию национальных буржуазных государств с традиционалистской
и даже архаической социальной структурой.
Элиты национальных образований Северного Кавказа в этот период стали по-
новому выстраивать взаимоотношения с федеральным центром. Вместо КПСС
1
Коровин В.М. Накануне империи… М.: Евразийское Движение, 2008.
Современные элиты Северного Кавказа
18
Геополитика XVII
и иных структур советского бюрократического централизма сложилась более
сложная модель взаимодействия элитами федерального уровня. Можно выделить
три плана:
— военный фактор (после событий в Чечне вся территория Северного Кавка-
за стала восприниматься Москвой как «горячая точка», что привело к росту вли-
янию федеральных силовиков во всех субъектах федерации с высоким уровнем их
подчас чрезвычайных полномочий);
— экономический фактор (местные элиты получили от Москвы возможность
перераспределения бюджетов в обмен на лояльность, что создало новую систему
контроля над локальными процессами и способствовало новой конфигурации
конкретных клановых и этнических элит);
— криминальный фактор (коррупционные схемы и криминальные сети севе-
ро-кавказских республик простираются вплоть до высших уровней федеральной
власти, часто через посредство этнических диаспор, базирующихся в столицах и
крупных центрах РФ, что дает возможность обратной связи и влияния на некото-
рые важные решения центра).
Идеологической платформой, которая служила бы фасадом для новой пост-
советской версии северо-кавказского археомодерна, стала отныне гражданское
общество и номинальная либерал-демократия.
При этом следует отметить еще несколько тенденций и соответствующих вли-
яний, существенно влияющих на северо-кавказские элиты, но на сей раз в направ-
лении, противоположном центростремительным тенденциям.
Рост национализма в элитах и массах республик Северного Кавказа. Это про-
является и в том, что все больше подчеркивается значение национального образо-
вания, и в том, что возникают искусственные концепции пересмотра структуры
этих образований по принципу этнической однородности (разделение Кабарди-
но-Балкарии и Карачаево-Черкессии), и в том, что появляются проекты нацио-
нальных объединений на расовой основе (например, проект «Великой Черкес-
сии»), и в том, что усиливаются территориальные претензии к другим субъектам
Федерации (например, вопрос о Осетино-Ингушеской границе). Все это показы-
вает, что постоянно возрастает сознание национальной целостности этих субъек-
тов Федерации и усиливаются сепаратистские тенденции.
Рост исламского фундаментализма. Эта тенденция, также как и в Чечне, яв-
ляется продуктом импорта из других исламских стран и служит идеологической
основой для исламских кругов разных этносов, создавая своего рода сеть ислам-
ского интернационала антироссийской направленности с упором на религиоз-
ный фактор.
Рост правозащитной активности с этническим и антироссийским оттенком,
рассматривающей претензии федерального центра на «демократию» и «граж-
данское общество» всего лишь прикрытием нового российского национализма
Александр Дугин
19
Северный Кавказ
или империализма. В данном случае федеральному центру противопоставляется
идеология прав человека и реальная демократия, якобы постоянно нарушаемые
Москвой и централистскими структурами, в первую очередь, силовиками и мест-
ными коррупционерами).
Три обозначенных выше тенденции служат платформы для формирования
структур контрэлиты, объединяющей тех активных граждан Северного Кавказа,
которые не находят места в структурах существующей власти. Эта центробеж-
ная контрэлита имеет поддержку из-за рубежа и становится постепенно тем бо-
лее сильной, чем больше слабеют сети центростремительного толка.
Националистическая, исламистская и правозащитная контрэлиты в равной
мере ориентированы на слом ныне существующей системы археомодерна и ведут
дело к сепаратизму и созданию новой независимой государственности.
Эта картина сложилась в 90-е годы и в общих чертах существует вплоть до
настоящего времени, но с некоторыми поправками, о которых мы скажем нище.
Фактор Путина
Приход к власти В.Путина в 1999 году, начало Второй Чеченской компании,
победа в ней Москвы и успех операции Кадыров несколько изменили баланс сил
на Северном Кавказе, но не породили принципиально новой системы элит
1.
Пу-
тин победой над Масхадовым продемонстрировал тупик лобового сепаратизма
как решения национальной проблемы Северного Кавказа. При этом он по умол-
чанию мобилизовал в мягкой и приглушенной форме «российский национа-
лизм», ставший с момента его первого Президентства «второй идеологией» на-
ряду с либеральной демократией, гражданским обществом и правами человека. К
идеологическим ориентирам 90-х Путин добавил ценность суверенитета и наци-
ональной целостности России. Это стало решающим моментом в кавказской по-
литике 2000-х годов, положив конец прямолинейным сепаратистским попыткам.
Это нашло свое проявление в феномене Ахмада Кадырова и его сына Рамзана
Кадырова. В противостоянии чеченским сепаратистам путин сделал ставку не на
жестко пророссийских политиков, продемонстрировавших свою беспомощность
в условиях радикального противостояния, но на умеренный национализм и тра-
диционный ислам в рядах оппозиции. Тем самым Москве удалось расколоть лиде-
ров сепаратистов. В лице Кадырова старшего (позже младшего) Путин включил в
систему управления субъектом Федерации местную националистическую элиту,
опирающуюся на традиционный северо-кавказский суфийский ислам, оказав ей
силовую и экономическую поддержку. Это дало позитивный эффект, позволило
завершить конфликт в Чечне и превратить эту республику в образец «нового
Кавказа». Причем идеологически Чечня Кадырова мыслится скорее как образ-
1
Дугин А. Геополитика России. М.: Академический проект, 2012.
Современные элиты Северного Кавказа
20
Геополитика XVII
цовый военизированный контингент на службе «бравой российской империи»
1
,
нежели демократическая часть общероссийского гражданского общества. Вер-
ность, преданность и дисциплина, а также патриотизм и даже своего рода обще-
российский сверхэтнический «национализм» евразийского толка, толерантный
к этнической самобытности малых групп, стали основой чеченской модели Се-
верного Кавказа.
Пример современной Чечни является образцом путинской модели реструк-
турирования Северного Кавказа и его элит. Кадыровский режим представляет
собой национальную, и отчасти даже националистическую чеченскую элиту,
с большой степенью автономии на своей территории, укрепленную силовым,
политическим и экономическим потенциалом федерального центра, с возрожде-
нием клановых и кровно-родственных отношений, религиозными институтами и
обычаями (шариатом, адатом), но полностью лояльную на «феодальном уровне»
1
Коровин В.М. Накануне империи… М.: Евразийское Движение, 2008.
Административная карта Северо-Кавказского Федерального Округа
Александр Дугин