ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1232
Скачиваний: 1
11
Северный Кавказ
вянские массы лучше поддавались модернизации и урбанизации, и их архаизм
проявлял себя более опосредованно — через перетолковывание горизонтов по-
строения коммунистического общества в обобщенном эсхатологическом славян-
ско-общинном и сектантском, одновременно, ключе. В Республиках Северного
Кавказа местное население было архаическим и традиционным в самом прямом и
непосредственном смысле этого слова, и искусственный характер советской мо-
дернизации опирался на промежуточный пласт новой волны «советской русифи-
кации», где великороссийский элемент, и сам будучи модернизированным весьма
поверхностно, служил, тем не менее, инструментом модернизации и «советиза-
ции» локальных обществ. Сами жители Северного Кавказа могли воспринимать
эту «советскую волну» как продолжение процессов интеграции и ассимиляции,
начатых еще в имперский период.
Чтобы бы лучше понять социологическую особенность современных элит
обществ Северного Кавказа можно рассмотреть две параллельные схемы исто-
рического процесса.
Вот так представлял себе картину социальной истории советский марксизм:
архаическое общество — традиционное («феодальное») общество —бур-
жуазное общество (национализм) — социалистическое общество (интернацио-
нализм).
Построение социалистического общества рассматривалась как фаза, следую-
щая за капитализмом и, соответственно, периодом буржуазного национализма.
Такой взгляд исходил из убежденности в том, что эпоха буржуазного национализ-
ма (для Северного Кавказа) в прошлом, а в настоящем идет строительство социа-
листического интернационального общества. Такой схемой и руководствовалась
на уровне официального дискурса партийная верхушка СССР при строительстве
кавказской политики.
Проблема здесь заключалась в том, что период установления на пространстве
Северного Кавказа буржуазных национальных обществ в силу его отсутствия
рассматривался как нечто эфемерное и развертывающееся в узких рамках между
февралем и октябрем 1917 года с добавлением периода гражданской войны уст-
новления большевистской власти на Северном Кавказе. То есть уже в 20-годы ХХ
века «буржуазный национализм» и соответствующие ему этносоциологические
явления помещались в «прошлом».
На самом деле, это было очевидной натяжкой, причем на Северном Кавказе ее
очевидность была еще больше, чем на собственно русских территориях. На прак-
тике мы имели следующую схему:
— социалистическое общество (интернационализм) (верхний пласт, навя-
занный советской властью в общегосударственном масштабе, компартия, бюро-
кратический аппарат, индустриализация — здесь ключевую роль играло русское
население);
Современные элиты Северного Кавказа
12
Геополитика XVII
— буржуазное общество (национализм) (чисто номинальное явление, сохра-
нившееся в определении «территориально-национальных образованиях», но
уже в снятом, социалистическом и интернационалистском контексте);
— традиционное («феодальное») общество (представленное отчасти сохра-
нившимися структурами местной знати, вписавшейся в партийный управленче-
ский аппарат, отчасти духовными авторитетами и суфийскими братствами);
— архаическое общество (жизненный уклад, обычаи и обряды, уходящие в
глубокую древность — адат, кровно-родственные отношения, скотоводство, зем-
леделия и ремесленничество).
Но здесь мы имеем дело с синхроническими одновременно существующими
пластами. Сопоставление двух схем — номинальной и реальной — помогает по-
нять многие несоответствия и экивоки советской национальной политики на Се-
верном Кавказе.
Если на уровне официального дискурса в духе марксистского историцизма
каждая последующая формация «снимается» последующей и , соответственно,
считается «более не существующей», то на практике политическому руковод-
ству СССР приходилось иметь дело с такой социальной и этносоциальной струк-
турой, где эмпирически существовало то, чего теоретически существовать не
должно. Поэтому одноуровневый официальный анализ, выдержанный в духе со-
циалистической риторики, классового подхода и интернационализма, наклады-
вался на многоуровневую специфику реальных северо-кавказских обществ. Клю-
чевую роль играл эфемерный и призрачный статус «национального» начала
1
.
Национальное государственное образование предполагает капитализм, инди-
видуальное гражданство, индустриализацию и урбанизацию. Поэтому-то респу-
блики и округа Северного Кавказа и были названы «национальными». Но эта
презумпция марксистского взгляда на общественную историю противоречила
фактам. Поэтому онтология «национальности» в условиях СССР была расплыв-
чатой и нестрогой. По умолчанию предполагалось, что этот уровень позади, но в
то же время, советская модернизация выступала параллельно с этим как инстру-
мент искусственного подтягивания северо-кавказских обществ до общесовет-
ского уровня, то завершала те процессы «национального развития», которые не
смог завершить капитализм (так как его просто не было). Так докапиталистиче-
ское общество оказалось в контексте посткапиталистического, что закономерно
породило конфликт интерпретаций.
В соответствии с двумя схемами мы имели в СССР на уровне официального
дискурса — северо-кавказские общества, вступившие в фазу социалистического
развития на основах интернационализма, с такой же интернациональной элитой,
как и в других областях СССР, но с учетом необходимости завершить нацио-
1
Дугин А. Г. Этносоциология. Указ. соч.
Александр Дугин
13
Северный Кавказ
нальное развитие, не законченное в условиях капитализма (чему препятствовала
Империя), а на эмпирическом уровне сосуществовали одновременно несколько
этносоциологических пластов — сверху дуумвират из представителей местного
народа пролетарского происхождения (символ вклада большевизма в завершение
национального развития) и из носителей общесоветского начала (часто русского
или иных этносов, более вовлеченных в советскую модернизацию), сюда же были
вкраплены представители местной знати и суфийских орденов, принявших Со-
ветскую Власть, ниже располагался слой агентов модернизации и индустриализа-
ции, преимущественно из славян, а еще ниже основное население, сохранявшее
в значительной степени архаический уклад. Для того, чтобы не допустить пре-
вращения таких национальных образований в зачаток государственных структур
советское руководство прибегало к следующим мерам:
— создавало административно-территориальные образования из двух или
нескольких слабо комплиментарных или просто отличающихся друг от друга эт-
нических групп (Карачаево-Черкессия — с тюрками-карачаевцами и черкесами,
Кабардино-Балкария, с тюрками-балкарцами и кабардинцами-адыгами), Чечено-
Ингушетия на основе двух различных вайнахских этносов, полиэтнический Даге-
стан, индоевропейцы Южной Осетии и адыги Абхазии составе преимуществен-
но картвельской Грузии и т.д.);
— привлекало на эти территории целый пласт городских жителей из традици-
онно-русских областей;
— поддерживало баланс власти между представителями вертикальной струк-
туры КПСС общегосударственного уровня и местной бюрократии с тонким ма-
нипулированием традиционными властными и религиозными кланами.
Так за годы советской власти на Северном Кавказе сложились совершенно
специфические общества с особой и уникальной моделью социальной стратифи-
кации, где элиты совмещали в себе и насильственное воплощение в жизнь норма-
тивов марксистской ортодоксии (интернационализм, модернизация, индустри-
ализация) и мощную инерцию выживания глубинных пластов традиционного
общества — с их религиозными, суфийскими, клановыми, обрядовыми, кровно-
родственными и архаическими отношениями, социальными и экономическими
практиками. В отличие от Союзных Республик национально-территориальные
образования Северного- Кавказа считались менее самостоятельными и более за-
висимыми от России (как РСФРС). Хотя исторически для Российско Империи
установление контроля над Северным Кавказом представляло собой гораздо бо-
лее проблематичный этап, нежели присоединение территорий Южного Кавказа.
Этносы именно Северного Кавказа, в силу своей архаичности, оказывали Импе-
рии более отчаянно и долговременное сопротивление.
Современные элиты Северного Кавказа
14
Геополитика XVII
В целом Северный Кавказ в период СССР представлял собой особую этносо-
циологическую реальность
1
, которую можно определить как северо-кавказский
археомодерн. Этот тип археомодерна отличался и от общесоветского археомо-
дерна, и от археомодерна Союзных Республик, и от специфики этносоциологи-
ческого устройства других, некавказских национально-территориальных образо-
ваний.
Исключительными чертами именно северо-кавказского археомодерна были:
— высокая насыщенность различными этническими группами,
— низкий уровень индустриализации и сохранение сельско-хозяйственной
ориентации, а также традиционных ремесел;
— низкий уровень урбанизации;
— распространение ислама преимущественно суфийского толка (за исключе-
нием осетин, в большинстве своем православных);
— устойчивость кровно-родственных связей (типа чеченских тейпов);
— сохранение значения положений адата (горского права, основанного на ис-
ламских законах с добавлением многих этнических элементов);
— высокие показатели демографии.
Но эти эмпирические особенности обществ Северного Кавказа и их элит де
факто не признавались, и составляли фигуру умолчания в структуре официально-
го советского дискурса. Одно из свойств археомодерна в целом — не признавать
наличие своего «архаического» уровня.
Социологическая структура северокавказ-
ских обществ в постсоветский период
Конец СССР означал качественное изменение в статусе национально-терри-
ториальных образований Северного Кавказа и, соответственно, в качественной
структуре соответствующих обществ. В целом с этносоциологической точки зре-
ния, это можно описать как конец советской версии археомодерна, что означало
полный отказ от марксистского коммунистического дискурса, а вместе с ним и
с претензиями на социализм и интернационализм. Параллельно рухнул СССР,
и на месте Советских Республик появились соответствующие независимые на-
циональные государства с капиталистическим укладом. Советский период модно
было рассматривать как этап насильственной и мобилизационной модернизации,
только лишь ведущий к капитализму и национальным государствам (национализ-
му), а не следующий за ней (вопреки советской официальной доктрине). Бур-
жуазный национализм стал основной идеологией всех постсоветских республик
ССССР за одним единственным исключением — за исключением Российской
Федерации. Российская Федерация сохранила полиэтнический уклад имперского
1
Дугин А. Г. Этносоциология. Указ. соч.
Александр Дугин
15
Северный Кавказ
толка, но попыталась представить его как постнациональное гражданское обще-
ство либерального типа. Так появилось новое издание археомодерна — совре-
менное российское («демократическое»). Структура этого нового археомодер-
на представляла собой новое противоречие: недонацинальное индустриальное
общество с большим количеством традиционных, а местами даже архаических
черт, объединенное по имперскому принципу вертикалью авторитарной власти,
выдавалось за постнациональное постиндустриальное общество, копирующее
нормативы современные постмодернистские западно-европейские и амери-
канские образцы ультралиберального социального уклада. Снова официальный
дискурс был одним, а эмпирическая реальность совершенно иной. Это новое
противоречие стало решающим для судьбы северо-кавказских обществ и, соот-
ветственно, структуры их элит.
На сей раз российские либералы, захватившие власть в 1991 году вместе с
группой поддержки Бориса Ельцина, рассматривали «национализм» как «про-
шлое», но отождествив его с «сталинизмом» и «советским патриотизмом». Та-
ким образом, заведомо демонизировалась сама русская национальная идея. Так-
тическим аргументом служило указание на полиэтнический характер российской
государственности, что по мнению либералов, не позволяло обратиться к рус-
ской идее под угрозой распада России как государства. Вместо этого ставка была
сделана на либеральный индивидуализм, идеологию прав человека и гражданское
общество. В странах Запада переход от национальных обществ к либеральным
гражданским режимам произошел в ходе постепенной эволюции в последние де-
сятилетия ХХ века после многовековой истории кровавых национальных войн,
конфликтов и таких эксцессивных форм как германский нацизм. Либеральные
реформаторы в РФ провозгласили, что такое гражданское общество в России уже
по сути построено в 1991 году и осталось его только усовершенствовать. Архео-
модерн в остальных странах СНГ стал постепенно упраздняться через признание
того, что в экономике развертывались капиталистические реформы, а политика
стала строиться в национальном ключе. В России же археомодерн только усугу-
бился на новом уровне: конфликт интерпретаций теперь заключался в постнаци-
ональной ориентации ультралиберальных элит на идеологию прав человека и фак-
тическим преднациональным состоянием социальных структур и сохранением и
даже укреплением многочисленных элементов традиционного общества (повы-
шение фактора религии — Православия и ислама)
1
. Снова адекватное самосозна-
ние было блокировано. Элиты опять помещали «национализм», который только
становился на повестку дня, в «прошлое», искусственно и активно демонизируя
его — отсюда появился уничижительный термин «красно-коричневые».
1
Дугин А. Г. Этносоциология. Указ. соч.
Современные элиты Северного Кавказа