ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1052
Скачиваний: 1
Словом, улучшение, предотвращение и даже процветание вполне возможны, если нам, наконец, удастся непротиворечиво связать государственнные институты и экономические планы с реальной картиной социального и культурного многообразия. Построить будущее, не различая лиц, не зная судеб, не уважая больших и малых, совершенно невозможно. Все зависит от нас самих — от воли и вдумчивости федерального центра, от настойчивости и конструктивности кавказских территорий, от экономической прозрачности и политической публичности того, что все мы делаем от имени российского государства.
-
Геополитика всегда требует глобального подхода. В связи с этим, Северный Кавказ является не только территорией РФ, но и зоной интересов и ответственности США и НАТО (как периферия Европы и элемент дуги нестабильности). Учитывая соседство с Грузией, которая позиционируется как партнер Вашингтона, Осетия неизбежно втягивается в Большую геополитическую игру. Насколько серьезно это воспринимается осетинскими политиками?
-
Вы поверите, если я скажу, что мы в Осетии этого не видим, не принимаем всерьез? Думаю, не поверите. Два последних десятилетия независимо от наших желаний ясно показали, что геополитическое значение Осетии не соизмеримо с ее территориальными и демографическими масштабами. Это даже не зависит от того, чьими партнерами или союзниками становятся наши соседи на каждом из этапов истории, какие роли им отводятся в игре. Сменяют друг друга мировые империи, по-разному рассаживаются игроки, а геополитические закономерности продолжают действовать. Наш народ выжил на этом пятачке земли благодаря умению учитывать его геополитическое значение, и Осетии при любом раскладе приходится платить за свое существование очень высокую цену. Поэтому, если в Осетии есть политики, то главное их предназначение в том, чтобы защитить людей, обеспечить обществу максимальную безопасность — то есть конвертировать неизбежное втягивание в игру и «геополитическую расплату» в бескровные, мирные формы согласования интересов.
-
В современных политических процессах все большую роль начинают играть диаспоры. Можно ли говорить об осетинской диаспоре как о полноценном акторе международной публичной дипломатии?
-
Наверное, рано пока говорить о подобной роли осетинской диаспоры как о чем-то уже сложившемся и функционально эффективном. Тем не менее, у меня нет сомнений в том, что дело идет к этому. Осетины живут сегодня в большинстве регионов России, во многих странах мира. По понятным причинам наибольшей организованностью и активной общественной позицией выделяются московская
-
С ТАВРОПОЛЬСКИЙ 3 КРАЙ
Елбае °Черноярская
0 Моздок 1
° Терекске
Нижний Курп о
Верхний Курп о
_ , Ьознйусенска: р С К °м и J Малгобек
° Братское ЧЕЧНЯ
Ь
Терек
°Пседах
Гора горек"' ИНГУШЕТИЯ
верхние
0о
моЛЬ^КГое"
* вРаздзог
■
сАчалуки
xpjt.diLM
н-
G Заманкул
в ОрджоннкидзевскаяЭльхЬтобо В
Карабулак* Янп^1П„я
,арг-Кох* *0
Бруг | а^™Сурхахи дки°
Новый Батакоюрт0 °-Зилга ^^s<#Vc> Ь|рка
а3^г^
Ардон0
,5Беслан
°Дигора
.Нермен^
Ногкауо
Нарт°
"Архонская
Алагир
э 0
ктябрьское 0
° Суня
Хагадцон*
Р П
.r.Xaarfe* 50Э.Э
^ Б шэд и к авказ^ 1 43* Верхний ^Ахун*
Г
V.
/
45'
СЕВЕРНАЯ
ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
°
20
40
и
петербургская осетинские общины, но
их практически догнала уже самарская,
на подходе и некоторые другие. В этих
случаях многое зависит от социальной,
кадровой структуры землячества. Из
Осетии традиционно уезжали по
распределению, на дальнейшую учебу
и на работу люди хорошо подготовленные,
имеющие профессиональное образование.
Многие из них сделали карьеру, пустили
корни в разных городах России и
республиках бывшего Союза. Очень
достойная и активная диаспора, например,
на Украине. Полуторавековая история у
осетинской диаспоры в Турции и Сирии
— там созданы клубы, в которых молодое
поколение может изучать осетинский
язык, знакомиться с национальной
культурой, устанавливать связи со
сверстниками на исторической родине.
С интересными культурными инициативами
выступают наши французские и бельгийские
земляки. Предметом особой гордости
для нас является общий положительный
образ осетинской диаспоры — приятно,
когда иностранные гости и российские
друзья рассказывают о трудовых,
коммерческих, научных успехах твоих
земляков.
Это тоже давняя традиция — ведь еще в первые века новой эры и потом в средневековый период аланы связывали своей хозяйственной, военно-политической, культурной активностью огромные евразийские пространства. А так на
зываемый «скифский мир» как единое цивилизационное пространство можно, по-моему, считать древнейшим историческим фундаментом будущих российских масштабов и российской открытости к Востоку и Западу.
-
Вы неоднократно говорили о необходимости объединения двух Осетий. Какие конкретно шаги могут быть предприняты в этом направлении в ближайшее время и в более отдаленной перспективе?
-
Осетия все-таки одна, но есть две осетинские Республики — Северная Осетия-Алания как субъект Российской Федерации, Южная Осетия как признанное Россией независимое государство. Мне представляется, что в существующей сегодня системе международно-правовых отношений это и есть естественная форма осетинского единства. Мы ведь боролись против попыток разделить наш народ и победили, не позволив вывести южную часть Осетии из российского политического и культурного пространства, из органического единства народной жизни. Вы, конечно, помните, как много говорилось о российском гражданстве жителей Южной Осетии. Давайте поговорим теперь о юго-осетинском гражданстве жителей Северной Осетии, почему-то (впрочем, понятно почему) не интересовавшем тогда прессу. Но ведь это равноправные проявления совершенно естественного для Осетии единства. И в этом смысле формула «объединение двух Осетий», непроизвольно отсылающая к примерам действительно разделенных народов, страдает неточностью. Если же говорить о формальной стороне дела, то хотелось бы и в ближайшей, и в отдаленной перспективе сохранить давно сложившееся совпадение государственных интересов России и жизненных интересов осетинского народа.
-
Если принять во внимание идею Евразийского Союза, какой вклад может принести осетинский народ в реализацию этого проекта? Насколько ощущается в Северной Осетии необходимость новых интеграционных процессов?
-
В самой постановке вопроса чувствуется разграничение прежней и новой интеграции, хорошо понятное всем, кто пережил эпоху постсоветской дезинтеграции. Однако в осетинском случае не было разрушительного перерыва, не было стремления к разрыву связей и сотрудничества. Вся новейшая история Осетии может, по-моему, служить иллюстрацией противоположной позиции — Осетия настойчиво продолжает традиции многонациональности, гражданского мира и вполне успешной мультикультурности. И вынесшая беспрецедентные террористические удары Северная Осетия, и прошедшая через ужасы войны и геноцида Южная Осетия в самые тяжелые годы оставались верны принципам
единства великой страны. Думаю, что именно с позиций новой интеграции следует оценивать и признание Россией независимости Республики Южная Осетия.
-
Вы задали вопрос, и я поймал себя на мысли о том, что у нас в Осетии никогда не было даже дискуссии по этому поводу — настолько интеграционная модель культурного и политического поведения считается естественной, само собой разумеющейся. Не сочтите за нескромность, — мы так живем и очень далеки от того, чтобы считать это своей заслугой. Тем более, что точно так же жили и наши предки: достаточно вспомнить осетинскую позицию начала XX в. — однозначно интеграционную и совершенно одинаковую у красных и белых, у горожан и сельчан, у осетинского и казачьего населения. Наверное, этому можно и нужно искать исторические, социокультурные объяснения, для нас сегодня важнее всего надежда, что период блужданий и сепаратизма завершается и Россия вполне способна задать новые — в том числе евразийские, международные — масштабы интеграции, выстроить новую систему отношений между народами, культурами, государствами.
-
Благодарим Вас за интервью. Хотите что-нибудь добавить для наших читателей?
-
Только пожелания добра и мира!
Интервьюировал Леонид Савин
Современные элиты Северного Кавказа (социально-политический обзор)
Александр Дугин
Социологическая структура обществ северо-кавказского археомодерна (предыстория)
Для того, чтобы описать состояние современных элит республик Северного Кавказа, необходимо дать краткий обзор этносоциологии как советского общества, так и процессы, произошедшие в постсоветскую эпоху60.
Особенность советского периода русской истории, с этносоциологической точки зрения, состоит в том, что советское общество осознавало себя как общество посткапиталистического модерна, но на самом деле представляло собой систему ускоренной некапиталистической модернизации общества традиционного, еще не прошедшего полноценно фазу капитализма1. С этим связан фундаментальный зазор между концептуализацией общества в официальной дискурсе советской политической элиты и реальным положением дел. В более широком смысле, я определяю это явление как «археомодерн»2, когда за модернистским фасадом скрываются архаические структуры (О. Шпенглер называл это явление «псевдоморфозом»3). Принцип «археомодерна» в полной мере характеризует все советское общество, а шире применим и к длительному периоду — от Петровских реформ до настоящего времени. С XVII века по XXI век процессы модернизации России развертывались на фоне сохранения неизменными определенных структур традиционного общества, что до определенной степени справедливо и для описания постсоветского периода4. Собственно, советский период специфической чертой имел наложение марксистской догматики на социальные и этносоциальные структуры, категорически не соответствующие нормативным концепциям ортодоксального марксизма. Зазор между «нормой» и «реальностью» в СССР преодолевался с помощью тоталитарных методов, где осевой стала практика систематического насилия — и насилия правящего дискурса над социальными структурами и прямого насилия политической власти над населением.
Археомодерн в республиках Северного Кавказа в советский период имел ряд существенных отличий от археомодерна, сложившегося в русских областях. Сла-