Файл: Геополитика номер 17.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1023

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вянские массы лучше поддавались модернизации и урбанизации, и их архаизм проявлял себя более опосредованно — через перетолковывание горизонтов по­строения коммунистического общества в обобщенном эсхатологическом славян-ско-общинном и сектантском, одновременно, ключе. В Республиках Северного Кавказа местное население было архаическим и традиционным в самом прямом и непосредственном смысле этого слова, и искусственный характер советской мо­дернизации опирался на промежуточный пласт новой волны «советской русифи­кации», где великороссийский элемент, и сам будучи модернизированным весьма поверхностно, служил, тем не менее, инструментом модернизации и «советиза­ции» локальных обществ. Сами жители Северного Кавказа могли воспринимать эту «советскую волну» как продолжение процессов интеграции и ассимиляции, начатых еще в имперский период.

Чтобы бы лучше понять социологическую особенность современных элит обществ Северного Кавказа можно рассмотреть две параллельные схемы исто­рического процесса.

Вот так представлял себе картину социальной истории советский марксизм: архаическое общество — традиционное («феодальное») общество —бур­жуазное общество (национализм) — социалистическое общество (интернацио­нализм).

Построение социалистического общества рассматривалась как фаза, следую­щая за капитализмом и, соответственно, периодом буржуазного национализма. Такой взгляд исходил из убежденности в том, что эпоха буржуазного национализ­ма (для Северного Кавказа) в прошлом, а в настоящем идет строительство социа­листического интернационального общества. Такой схемой и руководствовалась на уровне официального дискурса партийная верхушка СССР при строительстве кавказской политики.

Проблема здесь заключалась в том, что период установления на пространстве Северного Кавказа буржуазных национальных обществ в силу его отсутствия рассматривался как нечто эфемерное и развертывающееся в узких рамках между февралем и октябрем 1917 года с добавлением периода гражданской войны уст-новления большевистской власти на Северном Кавказе. То есть уже в 20-годы ХХ века «буржуазный национализм» и соответствующие ему этносоциологические явления помещались в «прошлом».

На самом деле, это было очевидной натяжкой, причем на Северном Кавказе ее очевидность была еще больше, чем на собственно русских территориях. На прак­тике мы имели следующую схему:

социалистическое общество (интернационализм) (верхний пласт, навя­занный советской властью в общегосударственном масштабе, компартия, бюро­кратический аппарат, индустриализация — здесь ключевую роль играло русское население);

  • буржуазное общество (национализм) (чисто номинальное явление, сохра­нившееся в определении «территориально-национальных образованиях», но уже в снятом, социалистическом и интернационалистском контексте);

  • традиционное («феодальное») общество (представленное отчасти сохра­нившимися структурами местной знати, вписавшейся в партийный управленче­ский аппарат, отчасти духовными авторитетами и суфийскими братствами);

  • архаическое общество (жизненный уклад, обычаи и обряды, уходящие в глубокую древность — адат, кровно-родственные отношения, скотоводство, зем­леделия и ремесленничество).


Но здесь мы имеем дело с синхроническими одновременно существующими пластами. Сопоставление двух схем — номинальной и реальной — помогает по­нять многие несоответствия и экивоки советской национальной политики на Се­верном Кавказе.

Если на уровне официального дискурса в духе марксистского историцизма каждая последующая формация «снимается» последующей и , соответственно, считается «более не существующей», то на практике политическому руковод­ству СССР приходилось иметь дело с такой социальной и этносоциальной струк­турой, где эмпирически существовало то, чего теоретически существовать не должно. Поэтому одноуровневый официальный анализ, выдержанный в духе со­циалистической риторики, классового подхода и интернационализма, наклады­вался на многоуровневую специфику реальных северо-кавказских обществ. Клю­чевую роль играл эфемерный и призрачный статус «национального» начала5.

В соответствии с двумя схемами мы имели в СССР на уровне официального дискурса — северо-кавказские общества, вступившие в фазу социалистического развития на основах интернационализма, с такой же интернациональной элитой, как и в других областях СССР, но с учетом необходимости завершить нацио-


Национальное государственное образование предполагает капитализм, инди­видуальное гражданство, индустриализацию и урбанизацию. Поэтому-то респу­блики и округа Северного Кавказа и были названы «национальными». Но эта презумпция марксистского взгляда на общественную историю противоречила фактам. Поэтому онтология «национальности» в условиях СССР была расплыв­чатой и нестрогой. По умолчанию предполагалось, что этот уровень позади, но в то же время, советская модернизация выступала параллельно с этим как инстру­мент искусственного подтягивания северо-кавказских обществ до общесовет­ского уровня, то завершала те процессы «национального развития», которые не смог завершить капитализм (так как его просто не было). Так докапиталистиче­ское общество оказалось в контексте посткапиталистического, что закономерно породило конфликт интерпретаций.


нальное развитие, не законченное в условиях капитализма (чему препятствовала Империя), а на эмпирическом уровне сосуществовали одновременно несколько этносоциологических пластов — сверху дуумвират из представителей местного народа пролетарского происхождения (символ вклада большевизма в завершение национального развития) и из носителей общесоветского начала (часто русского или иных этносов, более вовлеченных в советскую модернизацию), сюда же были вкраплены представители местной знати и суфийских орденов, принявших Со­ветскую Власть, ниже располагался слой агентов модернизации и индустриализа­ции, преимущественно из славян, а еще ниже основное население, сохранявшее в значительной степени архаический уклад. Для того, чтобы не допустить пре­вращения таких национальных образований в зачаток государственных структур советское руководство прибегало к следующим мерам:

  • создавало административно-территориальные образования из двух или нескольких слабо комплиментарных или просто отличающихся друг от друга эт­нических групп (Карачаево-Черкессия — с тюрками-карачаевцами и черкесами, Кабардино-Балкария, с тюрками-балкарцами и кабардинцами-адыгами), Чечено-Ингушетия на основе двух различных вайнахских этносов, полиэтнический Даге­стан, индоевропейцы Южной Осетии и адыги Абхазии составе преимуществен­но картвельской Грузии и т.д.);

  • привлекало на эти территории целый пласт городских жителей из традици­онно-русских областей;

  • поддерживало баланс власти между представителями вертикальной струк­туры КПСС общегосударственного уровня и местной бюрократии с тонким ма­нипулированием традиционными властными и религиозными кланами.

Так за годы советской власти на Северном Кавказе сложились совершенно специфические общества с особой и уникальной моделью социальной стратифи­кации, где элиты совмещали в себе и насильственное воплощение в жизнь норма­тивов марксистской ортодоксии (интернационализм, модернизация, индустри­ализация) и мощную инерцию выживания глубинных пластов традиционного общества — с их религиозными, суфийскими, клановыми, обрядовыми, кровно­родственными и архаическими отношениями, социальными и экономическими практиками. В отличие от Союзных Республик национально-территориальные образования Северного- Кавказа считались менее самостоятельными и более за­висимыми от России (как РСФРС). Хотя исторически для Российско Империи установление контроля над Северным Кавказом представляло собой гораздо бо­лее проблематичный этап, нежели присоединение территорий Южного Кавказа. Этносы именно Северного Кавказа, в силу своей архаичности, оказывали Импе­рии более отчаянно и долговременное сопротивление.


В целом Северный Кавказ в период СССР представлял собой особую этносо-циологическую реальность6, которую можно определить как северо-кавказский археомодерн. Этот тип археомодерна отличался и от общесоветского археомо-дерна, и от археомодерна Союзных Республик, и от специфики этносоциологи-ческого устройства других, некавказских национально-территориальных образо­ваний.

Исключительными чертами именно северо-кавказского археомодерна были:

  • высокая насыщенность различными этническими группами,

  • низкий уровень индустриализации и сохранение сельско-хозяйственной ориентации, а также традиционных ремесел;

  • низкий уровень урбанизации;

  • распространение ислама преимущественно суфийского толка (за исключе­нием осетин, в большинстве своем православных);

  • устойчивость кровно-родственных связей (типа чеченских тейпов);

  • сохранение значения положений адата (горского права, основанного на ис­ламских законах с добавлением многих этнических элементов);

  • высокие показатели демографии.

Но эти эмпирические особенности обществ Северного Кавказа и их элит де факто не признавались, и составляли фигуру умолчания в структуре официально­го советского дискурса. Одно из свойств археомодерна в целом — не признавать наличие своего «архаического» уровня.


Социологическая структура северокавказ­ских обществ в постсоветский период


Конец СССР означал качественное изменение в статусе национально-терри­ториальных образований Северного Кавказа и, соответственно, в качественной структуре соответствующих обществ. В целом с этносоциологической точки зре­ния, это можно описать как конец советской версии археомодерна, что означало полный отказ от марксистского коммунистического дискурса, а вместе с ним и с претензиями на социализм и интернационализм. Параллельно рухнул СССР, и на месте Советских Республик появились соответствующие независимые на­циональные государства с капиталистическим укладом. Советский период модно было рассматривать как этап насильственной и мобилизационной модернизации, только лишь ведущий к капитализму и национальным государствам (национализ­му), а не следующий за ней (вопреки советской официальной доктрине). Бур­жуазный национализм стал основной идеологией всех постсоветских республик ССССР за одним единственным исключением — за исключением Российской Федерации. Российская Федерация сохранила полиэтнический уклад имперского


толка, но попыталась представить его как постнациональное гражданское обще­ство либерального типа. Так появилось новое издание археомодерна — совре­менное российское («демократическое»). Структура этого нового археомодер-на представляла собой новое противоречие: недонацинальное индустриальное общество с большим количеством традиционных, а местами даже архаических черт, объединенное по имперскому принципу вертикалью авторитарной власти, выдавалось за постнациональное постиндустриальное общество, копирующее нормативы современные постмодернистские западно-европейские и амери­канские образцы ультралиберального социального уклада. Снова официальный дискурс был одним, а эмпирическая реальность совершенно иной. Это новое противоречие стало решающим для судьбы северо-кавказских обществ и, соот­ветственно, структуры их элит.

На сей раз российские либералы, захватившие власть в 1991 году вместе с группой поддержки Бориса Ельцина, рассматривали «национализм» как «про­шлое», но отождествив его с «сталинизмом» и «советским патриотизмом». Та­ким образом, заведомо демонизировалась сама русская национальная идея. Так­тическим аргументом служило указание на полиэтнический характер российской государственности, что по мнению либералов, не позволяло обратиться к рус­ской идее под угрозой распада России как государства. Вместо этого ставка была сделана на либеральный индивидуализм, идеологию прав человека и гражданское общество. В странах Запада переход от национальных обществ к либеральным гражданским режимам произошел в ходе постепенной эволюции в последние де­сятилетия ХХ века после многовековой истории кровавых национальных войн, конфликтов и таких эксцессивных форм как германский нацизм. Либеральные реформаторы в РФ провозгласили, что такое гражданское общество в России уже по сути построено в 1991 году и осталось его только усовершенствовать. Архео-модерн в остальных странах СНГ стал постепенно упраздняться через признание того, что в экономике развертывались капиталистические реформы, а политика стала строиться в национальном ключе. В России же археомодерн только усугу­бился на новом уровне: конфликт интерпретаций теперь заключался в постнаци­ональной ориентации ультралиберальных элит на идеологию прав человека и фак­тическим преднациональным состоянием социальных структур и сохранением и даже укреплением многочисленных элементов традиционного общества (повы­шение фактора религии — Православия и ислама)7. Снова адекватное самосозна­ние было блокировано. Элиты опять помещали «национализм», который только становился на повестку дня, в «прошлое», искусственно и активно демонизируя его — отсюда появился уничижительный термин «красно-коричневые».